Лето в марте

 Итак, пришла пора воплощать свою мечту о путешествии.                Долго я к нему готовилась! Сначала это были мечты – голые мечты! Потом вдруг позвонили из горсобеса и предложили путевку в Турцию. За два года до этого я записалась на льготную поездку за границу на отдых как пенсионерка. Пришлось отказаться – загранпаспорт за два года я так и не удосужилась сделать. Тут вдруг встретила Таню, с которой мы дружили в институте и прыгали с парашютом. Ей, оказывается, тоже поступило такое предложение и Тане тоже пришлось отказаться от путешествия по той же причине.  Мы с ней быстренько сделали себе загранпаспорта, оказывается это просто и легко. Заплатили 2500 плюс фотографии и через месяц получили паспорта. Мечта приблизилась. Отдых пенсионерам предлагают только поздно осенью, чтоб не зажарились и когда все уже отдохнули и приступили к работе и учебе.
Паспорт есть - теперь нужна путевка. Маршрут. Мне очень захотелось в теплые края. А зимой, это конечно Вьетнам, Египет, Тайланд - из самых доступных для пенсионерки теплых стран. Так мы с Таней дотянули до февраля. И вдруг мне стало невмоготу – так надоел холод! Еще и вирус какой-то прицепился. Сопли, кашель, горло! Просто кошмар! И чем только я не лечилась? Ничего не помогает! Ненадолго становилось легче, но здоровой я себя не чувствовала. Особенно по ночам, в горле начиналась щекотка и я кашляла. Соседям я явно мешала спокойно спать. Ведь когда они ругались я слышала даже отдельные слова. Буду считать, что мстила  за их бурные ночи любви и нелюбви.
Совсем почти намылились в Египет, а там вдруг объявились террористы, которые предъявили ультиматум иностранным туристам, чтоб убирались, иначе будут взрывать! И взорвали автобус с туристами из Израиля. Нам сразу расхотелось ехать в Египет. Все другое было дороже. Договорились, что поедем осенью в Турцию по пенсионерской путевке. На этом и порешили. Но я ведь лета не дождусь – зачахну!
И вот перед праздником 8 марта шла я мимо соседнего дома, а на нем вывеска « Александр-тур» - турагенство. Я и зашла. «Девчонки», говорю, «отправьте меня куда подальше, где тепло». И мне тут же предложили Египет-Шарм эль Шейх. Путевка стоит 20 тысяч за 10 дней - все включено. Вылет 12 марта. Я быстренько собралась. Перед отъездом только сообщила, что меня не будет минимум 10 дней, чтоб не искали преподавателя мои студенты.                И вот я уже вышла из Duty-fru, где полюбовалась на красивые бутылки, бутылочки и коробочки. Это я с расстройства забрела туда. Меня на досмотре тормознули и стали изучать мою сумочку отдельно. В ней нечаянно обнаружился пятисантиметровый саморез. Достала и выбросила в тарелочку под лентой. Она опять тычет пальцем в изображение внутренностей моей дамской сумочки: « Это что?» Оказалась кнопка. Тоже выбросила, опять что-то нашла и тычет пальцем. Тут я закопалась в своей сумочке и слышу над ухом: « Женщина, все – уходите». Я недоуменно развела руками, схватила свою сумочку и ушла не в ту дверь. Меня опять ткнули, и я с расстройства зашла посмотреть на красивые бутылки. Помогло! Теперь вот еще целый час сидеть – ждать посадки. У табло с расписанием мне стало весело. Рейс из Шарм эль Шейха вылетел в 2 часа, а прибывает в 2 часа 25 минут. Это ж надо! Наш шарик крутится почти со скоростью самолета.
  Детей насчитала 15 человечков, начиная от младенцев 3 месяцев. Дети бегают, прыгают, орут. У одной мамочки с 9 месячной девочкой на руках спросила: « не рано - ли с таким маленьким ребёнком путешествовать?» На что она ответила: « специально ночной рейс искали, чтоб сразу спать и, никаких проблем!» Бедные дети, да и взрослые тоже – рейс задержали на час. Вместо того, чтоб вылететь в 4 часа ночи, мы вылетели в 5 утра.                12. 03. 14
  Долетели прекрасно! За 5 часов полета нас поили два раза, кормили, отдыхать не давали: то разносят, то собирают посуду пустую. И ведь есть в такое время совсем не хочется, но надо, ведь все едят! После взлета и после посадки самолета весь салон аплодировал экипажу – все 220 человек! Это, видимо новая традиция. В СССР пилотам никто никогда не аплодировал.
   Почти полтора часа проходили паспортный контроль, таможню. Египтяне не торопятся! С гордым видом ведут без очереди толпы заплативших им по 20 долларов. Подошла получить бланк декларации – там, буквально фамилия, имя, номер паспорта. Спрашиваю: «разменяешь 100 долларов? -  разменяю, говорит. » Причем на русском. И выдает мне 95 долларов! «А за что 5 долларов взял? я, отвечает, за тебя карточку заполнил!- Отдай – говорю, мои  100 долларов и забери свою карточку, я не просила ее заполнять.» Ладно, тут какой-то из Пегаса начальник оказался рядом: подарил заполненную карточку, извинился за подчиненного, вернул  100 баксов.     После всех контролей усадили в автобусы и развезли по отелям. Мой отель называется Панорама Наама. Я единственная оказалась в этом отеле из летящих со мной пассажиров.
  Зашла на ресепшен и первое впечатление меня жутко разочаровало. Покрашено внутри все темно бордовой краской, от этого помещение показалось мрачным, кругом мухи, не одна, а много мух. И никто вокруг не говорит по русски! Тут же в кресле, отбиваясь от мух, сидит негритянка, ждет номера. Я тоже заполнила какие - то бланки английскими буквами русские слова. Заметила кругом небольшие статуэтки из бронзы - дети, женщина в танце, верхом на земном шаре умник с лупой в очках что-то разглядывает пристально. На стене большой гобелен, но явно голландский пейзаж. Крутая витая лестница, похоже, в бар. Большой стол, 3 маленьких столика, 4 мягких дивана, удобные кресла. Добралась я до своей Панорамы по нашему времени где-то в 12 часов, разница во времени 4 часа.  Ждала минут 25, слава богу, меня приняли, хотя в памятке четко написано - заселение в отель в 14 часов. Приятный египтянин забрал сумку и повел в номер, вручил ключ, памятку: когда, куда и что можно и что нельзя в отеле делать.
  Как я и думала, номер оказался на первом этаже с видом на стройку. Давать 20 долларов, как советовал интернет и дочка, начитавшись отзывов на сайтах про именно этот отель, я не собиралась. Покорно вошла в номер и стала его обследовать. Вида никакого! А в принципе, все есть: шампунь, мыло, душевая кабинка, раковина, почему – то 3 рулона туалетной бумаги, 6 полотенцев, фен, 2 кровати, большой шкаф с сейфом, 2 здоровых стола – тумбы, зеркало, картина, между кроватями  тоже стол – тумба. Балкон, на балконе кресла пластиковые и стол. Тюль, а за тюлем шторы из дермантина. Первый раз такие видела. Зато удобно, задвинул и ночь. И в жару ни один лучик не попадет – всегда прохладно! Еще и кондиционер есть и телевизор. Включила – все на арабском!
     Вышла я на территорию и мне понравилось. Бассейны, целых два – вода в них синяя, яркая. Попробовала ногой – холодная! Кругом пальмы и финики под ногами. На горизонте горы, но не наши. Голые скалы, все в складочку. Громадные!                Вода в бассейнах не морская, я же приехала купаться в море с соленой водой. А где море? Обратилась на ресепшен. Оказалось автобус на пляж отъезжает через 2 минуты. Я бегом в номер – напялила купальник и обратно. Автобус меня ждал – спасибо Ахмету – ресепшеонисту. На всех сайтах стоит, что от отеля до моря всего 10 – 15 минут. На автобусе нас везли без остановки минут 20. Я бы ни за что такую даль по проезжей части, (сразу заметила, что тротуара нет) не осилила, да еще одна! Что – то не по себе стало. Выходит на пляж по расписанию -  один раз в день с 9-15 до 13-15 хочу или не хочу, а если я вечером захочу купаться? Опять расстройство!
    Доехали! Обратно через 4 часа. Пляж таксебешный. Стоят деревянные грибочки, лежаки с матрасами, какие-то беседочки для торговли. Песок мелкий, чистый, вода прозрачная. Всё бы ничего, да ветер холодный! В море я, конечно, залезла, а когда стала выходить, то скорей обратно, в воде оказывается  тепло. В воде можно стоять не шевелясь. Очень солёная. Наплавалась вволю! Когда вышла из воды – растерялась, от ветра холодно, солнце жжёт – в тенёчке замерзаешь! Пока обсыхала - гуляла по солнышку. И гуляла недолго, всё больше в воде торчала, а сейчас вот смотрю на себя в зеркало и вижу цыплёнка-табака! Первый раз в жизни поджарились больше всего лапы ног, обращенные к солнцу.
     Руссо туристо! Подошёл автобус и все ломанулись - вдруг места не достанется! Стыдно перед англичанами, они даже не пошевелились, пока автобус к ним не подъехал и двери не открыл. В автобусе я оказалась рядом с женщиной, которая, как и я отдыхала одна. Лет ей 35, зовут Ксения, приехала из Минска. Мы разговорились, она оказалась моей соседкой я в номере 2108, а она в 2110. Ксения мне рассказала, что до вчерашнего дня жила в номере второго этажа, единственная разница – вид из окна на бассейны с голубой водой. Ей теперь есть что сравнить! Позавчера в Шармале был ливень, гроза, град, такое здесь происходит всего два раза в год. И номер Ксении затопило. Вышло из строя все! Отключился свет, пропала вода, зато сверху лило прямо на кровать, канализация не работала. И теперь Ксения очень довольна. Она первый раз спала как дома. У бассейнов всю ночь идет гульба. И ещё комары спать не дают. Я себя похвалила, что не стала воевать за вид из окна.
    Первый раз иду в ресторан на обед. Хорошо, что рядом Ксения, она тут все знает уже и меня водит за ручку, показывает, где что брать, где что находится, знакомит с порядками. Сразу вспомнила женщину, с которой познакомилась на пляже, даже не знакомилась, просто она подошла и с возмущением стала рассказывать, как она живет в отеле с тремя звёздами со шведским столом:- Какой там шведский стол?! Принесут тарелку, бросят на стол и всё! Ешь, что дают! На двоих в номере у них всего одно полотенце. Вторую неделю она просит второе полотенце – обещают, улыбаются и не дают.  Я сравниваю. Перед входом в ресторан с двух сторон что-то жарится на открытом огне. У входа два египтянина с приветливыми улыбками, кланяясь, открывают двери. Симпатичный, очень большой зал. Столики всякие: на двоих, на четверых и так далее. Никакой толпы!
   Расписание Питания!
С  7 до 10 завтрак – шведский стол                10 – 11 поздний завтрак лобби-бар                13 – 15 обед – шведский стол                12 – 17 закуски, пицца бассейн-бар                17 – 18 время чая лобби бар                15 – 16 мороженое бар бассейн                19 – 22 ужин шведский стол.                Если у вас аллергия на что-то – вам будут готовить индивидуально. Это выписка из памятки туриста.
13. 03. 14.
    Я уже распузатилась! Кошмар! Еда - супер! Абсолютно все вкусно! Супы: пюре, овощной, вермишелевый, с фруктами. Рыба – тает во рту. Мясо просто чудо! И все такое аккуратненькое. Овощи свежие, тушеные, жареные, салаты. Всегда апельсины, мандарины, что мне еще нравится – почищенные, лайм, маленькие дыньки. Одних пирожных насчитала 15 видов плюс еще всякие пирожки и булочки. Есть можно с утра и до ночи, и ночью тоже. Соки, чаи разные, кофе, вино, водка, виски и коньяк. Мне понравилось красное сухое вино, я его всегда брала на обед. Всего возьмешь по ложке -  уже на тарелке не поместится. И вот я уже второй день объедаюсь, пробуя всё подряд! Всё! Решила – ем только мясо, рыбу и овощи. Из сладкого – слойки и желе. Пью вино сухое красное, сок манго, чай зелёный. Мороженое пробовала -  тоже вкусное. На пляж ездили, но не купались, никто не купался. Вода теплая, а вот вылезти из неё не захочешь. Холодный ветер, даже без воды холодно. Ходила весь день в ветровке, поджаренная, с красным носом. На пляжном автобусе доехали до старого рынка и погуляли. Тот же бывший Черкизон в миниатюре, но без народа. Это еще хуже, что нет толпы. Все внимание на нас. Отовсюду одно и то же: - Здравствуйте, как дела? Два доллар, давай, давай! Немного испугались, когда заглянув в палатку, тут же развернулись обратно, то из палатки донеслось рычание. До нас дошло, что так они выражают недовольство что давай, давай не получился. Наш пляж оказался рядом и в отель мы приехали на нашем автобусе. После мороженого, решили погулять. Ксения слышала, что какая-то женщина в разговоре сказала, что море здесь рядом и показала направление  рукой. И мы пошли в этом направлении, сначала нам пришлось протиснуться между воротами и стеной, хорошо, что мы не толстые, потом пройти через стройку, обойти котлован и, когда вышли на дорогу – увидели море. Пошли по дороге, надо сказать, очень чистенькой, по сторонам отели, цветы, пальмы.  За заборами из кустарника видны бассейны, горки, фонтаны и фонтанчики. Красотища! И с обеих сторон дороги тротуары. Перешли центральную дорогу, дошли до отеля под названием « Хилтон» нас никто не остановил и мы оказались на Наама Бей! Самая старая, самая ухоженная, пешеходная улица Шарма. Вдоль неё пляжи, отели,  сплошные бутики и торговые центры, плюс еще восточная музыка, все яркое, блестящее. В одном месте слышим: «О боже, какой мужчина!» И здесь эта песенка Натали! Пристают, но не так, как на старом рынке. Ни одной местной женщины, ни в продавцах, ни в уборщицах не видно, кругом только мужчины. Особенно это заметно по отелю. Весь обслуживающий персонал мужчины. Убираются в номерах, разносят, убирают и моют посуду, варят, жарят, подают, открывают и закрывают двери, улыбаются, желают тебе на русском доброго утра, обеда, вечера. Да какие красавцы! Подтянутые, худощавые, особенно мне нравятся повара, в колпаках, в белом одеянии, смуглые, с ослепительными улыбками. И ведь как улыбаются, не по западному, а очень открыто, от души!
    Когда шли обратно, увидели араба с  чем-то вроде бензопилы в руках, только это была машинка яркая из блестящего белого металла. Вместо пилы у нее торчало дуло длиной примерно 70 сантиметров и диаметром сантиметров 8. Вдруг раздался реактивный хлопок и из дула повалил дым. Дым густой, вмиг вокруг ничего не стало видно. И запах, не резкий, но и не очень приятный. Газовая атака! Шли уже в сумерках, и каждый отель окуривал себя дымом. Сплошной туман и запах всё противнее. Дошли до своего отеля и там, то же самое. Оказывается, все отели в одно время травят комаров. Вот какая забота! У меня в номере их, слава богу, нет. Другие, в основном с верхнего этажа жалуются, что комары спать не дают. Одна женщина ходит с загипсованной рукой, залезла на стул, хотела комара шлёпнуть и упала. В больницу возили, хорошо страховка есть.
 14. 03. 14.
  Сегодня с утра  на улице замечательно, даже ветра нет. После завтрака пошли мы с Ксенией на цивилизованные пляжи, через щели и стройку. Очень спокойным шагом, глазея по сторонам, через 15 минут – вот оно, море – Красное! Шикарные пляжи первой линии отелей. Лежаки все под номерами, у каждого пляжа лежаки, вернее матрацы на лежаках разные, то в голубую полоску, то синие, то в желтую полоску. Все отдыхающие с браслетами на руках, у кого красные, у кого синие, в нашем отеле браслеты оранжевые. Только я без браслета, наверное решили: куда она убежит, наверняка в отеле сидеть будет. По браслету сразу видно, кто из какого отеля, особенно на пляже. Говорю Ксении: «- сними, а то выгонять будут».  Снять не удалось, пришлось вывернуть, получился белый браслет. Но не такой яркий, и то ладно. Только расположились, идет красавец с бейджиком, кланяется и машет, чтоб уходили. Искупались, пошли дальше.
  Я, наконец, обновила маску с трубкой. Хорошо, что из дома привезла, здесь еще неизвестно, купила бы, или пожадничала. Плавание с маской и трубкой, оказывается, называется сноркелинг, или снорклинг. Просто опустила голову в воду и плыви слегка. Чудо! Другой мир! Рыбы и рыбки, каких только нет! И полосатые, и наполовину полоски в одну сторону, часть в  другую, и в горошек, и с окантовкой, и с продольной полосой, и длинные, и круглые, плоские, с носами вытянутыми, совсем без носов, с хвостами, без хвостов. Яркие, светящиеся, почти прозрачные. Понравилась рыбка темно бордовая, будто бархатная. Кораллы как букеты. Розовые, белые, фиолетовые. Красиво! Смотрю, круглые камни, на камне голубая извилистая полоса, как нарисована. Подобралась поближе, а камень, вдруг стал разевать рот, полоса раздвинулась и будто зевнула. Проплыла подальше, поглубже, еще интересней стало. Под тобой стайками проплывают одни рыбки, под ними совсем другие, и самые разные пасутся в кораллах, что-то там находят и клюют. Космос!  И немного жутковато. Вынырнешь – кругом люди, до берега рукой подать, а внизу целый мир! На Ксюху одела маску, хотела, чтоб и она увидела это чудо. Только окунулась и всё. «Страшно, говорит, боюсь»
  Нашли какой-то пляж, совсем пустой, похоже, индийцы, или кришнаиты загорают. Все добрые, улыбаются приветливо. Кругом йога и йоги. Музыка для релаксации, просто рай. До обеда время пролетело незаметно. Никто нас не прогонял.
   После обеда солнце пропало, ветер холодный, метров 20 в секунду, пальмы качаются, колючий песок бьёт по рукам и  ногам. На ужин было, специально подсчитала: 9 видов салатов, 7 горячих плюс шашлык и 3 вида супов, 19 видов десерта, ещё оливки, маслины, пицца, чай 8 сортов и т д. Повторюсь: все красиво выглядит и очень вкусное.
  Завтра еду в Иерусалим. Собираюсь по списку, что дал гид Ираклий, приятный молодой человек из Грузии. Подъём в 5 часов 30 минут. В 6 часов выезжаем.
  15.03.14.
   Всю ночь не могла заснуть. Девки какие-то визжали, орали, дверями хлопали. Утром, в 5-40 увидела. 4 штучки сидят на ресепшене в креслах давно хорошие и пьют. Спрашиваю: «- девочки, кого ждёте? – Мы, говорят, отмечаем свой заезд». Приехали из Питера.
   Завтрак мне не приготовили, на то, что я без пакетика, обратил внимание пожилой мужчина с палочкой. И тут же угостил мандарином с веточкой, буд-то только что сорванным. Выехали, как я и думала в 7 часов. Объехали все побережье, собрали всех, это 40 человек, из них 3 украинца, остальные русские. Сопровождающий сказал, что до границы с Израилем ехать 3 часа. Ехали 6. В Табу - на границу приехали в 13 часов. Тут как-то быстро досмотр, таможня и, оставив автобус, водителя и сопровождающего в Египте все пешком перешли границу, метров 25 по дворику. И вошли в Израиль. Здесь всё серьёзнее. Женщину одну целый час долбали. У неё просто спросили: «- Как зовут вашего папу?» Ну, она и ответила: «- Адольф!» И всё! Попалась! Учинили допрос, от момента рождения, от бабушек и прабабушек, сняли отпечатки пальцев, куда-то звонили, чего-то ждали. Надо было ей сказать, что папу зовут Ваня, всё - равно ведь, в загранпаспорте нет отчества. Она просто не ждала такой реакции.
  Только в 4 часа мы отъехали от границы на другом автобусе, с другим водителем и сопровождающим Русланом. Татарин, сразу видно. Спросили: «- откуда он?» - Отвечает: «- сам не знаю, вот политики разберутся, тогда скажу с Украины или с России». Понятно, что крымский татарин. В 5 часов приехали на Мертвое море. За полтора часа мы должны успеть пообедать и накупаться. Еда так себе 2 котлетки размером чуть больше наших 10 рублёвиков и салат овощной, политый маслом. Чая нет – водичка. Вода дефицит! Совсем мне тут не понравилось! Вода в Садомском море жутко соленая 350 грамм соли на литр, Красное море – самое солёное - 35 грамм. Как селедки в рассоле! Шаг не сделать в воде - нога вылетает на поверхность. Сиропчик, а не вода, впечатление, что жирная и липкая, песок отодрать с ног нелегко. А вода дефицит. Стоит железная бочка в ней по периметру дырки, из которых вода капает, как хочешь, так и мойся. Я помыться не успела. Успела только переодеться - купальник снять. Одна общественная переодевалка, стоят 3 скамейки и дверь во всю стену, кто заходит,  дверь - настеж. Берег Мертвого моря самая низкая часть суши на Земле – 400 с лишним метров ниже уровня моря.
   Поели, накупались – едем дальше, и все по берегу Садомского – Мёртвого моря. Море усыхает, совсем усохнет уже через 700 лет! Проезжали крепость, которую построил на вершине горы сам царь Ирод, на всякий случай, чтоб было, где спрятаться, если придётся. Самому не понадобилась, а вот евреи в ней целых 3 года держали оборону от римлян.
  Стемнело, дальше ехали в темноте, на противоположном берегу моря светятся огни Иордании. Дина Копейкин – так написано в её визитке, Гид с самой большой буквы! Она всё время рассказывала, очень эмоционально про все достопримечательности. Как раз здесь Моисей водил своих евреев целых 40 лет. По этой пустыне! В моём представлении он водил людей по ровной местности, а здесь надо быть скалолазом, чтоб карабкаться по этим стенам! И какие тут верблюды?! Оказывается пустыня, это то место, где осадков в год выпадает меньше 250 мм.  Не понимаю, за что тут можно сражаться? Анекдот нам Дина перерассказала, ей мальчик из туристов рассказал: « Моисей 40 лет искал для евреев место и нашёл – хуже найти невозможно. Ничего нет, ни земли, ни ископаемых, а самое главное – нет воды!» В таких условиях арабам с евреями не воевать, а любить друг друга надо, помогать, чтоб выжить.
  Едешь по Иерусалиму – забор, а за забором Палестина – Вифлеем! Первым делом мы посетили стену плача. Народу мало. Стена плача – огромная светлая стена из блоков и на самом верху из кирпича. Нижняя часть самая древняя. Кое-где на самой стене видна мелкая растительность. Подход к стене разделён на две части сетчатым забором. Справа женщины, слева мужчины. Вместе плакать не разрешается.
  Евреи идут семьями, много детей. Видела в основном мужчин с детьми, с мальчиками, которые тоже в черных длинных одеждах, как в платьях и в черных шляпах. Пейсы у некоторых папаш до пояса. Разница в головных уборах бросается в глаза. У одних на голове огромные шапки, круглые, кудрявые, высотой полметра. У других шляпы с большими полями. А у третьих просто нашлёпка – кипа. Кипа, оказывается, крепится к волосам обыкновенной женской невидимкой. Интересно, как она на лысине держится? Обратились к Дине. Она рассказала, что те, кто в папахах это ортодоксальные евреи, они не работают, их работа -  молитва, и существуют они за счёт мирового сообщества евреев. Это, по нашему,  монахи. Только монах еврейский плодится ( в среднем у них по 8 детей) и неплохо содержит семью. Тот, который в шляпе с полями, это верующий еврей, соблюдающий и особо чтящий Талмуд. А все евреи в кипе – просто евреи верующие.
  На самой площади перед стеной заметны военные с автоматами. Совсем мальчишки, они с удовольствием фотографируются с туристами.
  От  стены, когда к ней лбом приложишься, приятно пахнет мирром. Я тоже положила на маленький выступ записку. Потом все записки собирают и сжигают. С дымом все просьбы и желания улетают прямо в небо – к Богу.
   После стены Плача нас повезли в Вифлеем в храм Рождества Христова 536 год. Посетили пещеру – ясли, где родился Христос. Я наконец-то поняла, почему он родился в яслях, в которых, обычно содержали скотину. Ясли это место, выдолбленное в скале, где температура постоянная и где тепло. И мы, как никто почувствовали это. На улице и в храме холодно. Опустившись на колени, мы по очереди залезали в пещерку и прикладывались к месту, где лежал новорожденный. Это было единственное место, где было тепло. Поэтому и рожали женщины в самом теплом месте.
   Посмотрели на Вифлеемскую Звезду и отправились к иконе Вифлеемской Богородицы. История говорит о том, что Елизавете Петровне приснилась улыбающаяся Богородица. По заказу царицы был написан образ Богородицы, где она улыбается и отправлен в Вифлеем. Это единственный образ, где Мария улыбается. Она ещё не знает, что ждёт её сына, она радуется его рождению. Образ чудотворный. Икона большая. Улыбка матери легкая, чуть заметная. Хочется смотреть и смотреть на неё.
   Почти в 9 часов нас привезли в Вифлеемскую гостиницу. Сказали, что самая лучшая гостиница в Палестине. Большая фигура ангела перед входом. Шикарные лестницы, зелень, всё блестит. Персонал сверкает улыбками, и опять одни мужчины. Забросив сумку в номер, который, вызвал чувство восторга: неужели это всё мне одной, бегом в ресторан на ужин. Какая красотища! Шведский стол. Выбор огромный. Всё вкусное. Но нет ни чая, ни кофе – соки и вода. Чай, кофе и чайник в номере. Оказывается, в этих странах нет отопления, зимой все обогреваются кондиционерами, поставив их на тепло. Первым делом, когда зашла в номер я это и сделала, чтоб согреться. Красивый номер, особенно шторы и картины. С балкона весь Вифлеем, как на ладони светится огнями. В ванной 7 тюбиков. Что есть что, так и не поняла, выбрала самый вкусный, намылилась и нашампунилась, наконец-то смыла остатки песка  и соли после купания в Мёртвом море. Одеяло воздушное, подушка мягкая и полная тишина. Все! Спать! Завтра вставать в 5 часов. Поедем в Иерусалим к Гробу Господню.
    16.03.14.
   Спала плохо – полнолуние действует! В 4 часа вдруг закричал один муэдзин, следом еще и ещё, да так громко! Весь город заголосил на разные голоса, кто-то вопил, кто-то красиво пел. Целых полчаса муэдзины звали к молитве. А я лежала и слушала. Душа моя всё это принимала, и я была в восторге. Это Вифлеем!
   В 5 часов все были в сборе. Поехали в Иерусалим. Дина рассказала, что надо делать, если вдруг кто отобьётся от группы в Старом городе и потеряется. Когда проходили Старый город, стало понятно, что одному, без языка, не выбраться. Улицы шириной от двух до четырёх метров виляют среди каменных стен. Под ногами камни, стены камни, сверху балкончики, с которых свисает постиранное бельё, капают кондиционеры. В каменных стенах двери, на которых написано: школа, поликлиника, магазин и другие учреждения. Это нам Дина переводила. Вокруг еще и торгуют, ну точно как в подземном переходе в Москве, если его ещё в два раза сузить. Лабиринт. Понятно, что Дина не зря волновалась.
   Площадь перед воротами Храма, которую всегда показывают по телевизору в Пасху перед схождением, огня оказалась совсем маленькой. По телевизору кажется, что она огромная. Буквально метров 25 в ширину и чуть больше в длину. Паломники со всего света идут и едут сюда на Пасху, где же они тут помещаются? Все мы были удивлены, тут ведь и задавить могут при давке. И внутри храма места намного меньше, чем, например, в храме Христа Спасителя в Москве.
   Поразило: в одном храме одновременно идут сразу три службы. Звенят колокола для православных. Играет орган для католиков. Тут же слева в приделе молятся иудеи. Всё это в одном храме, все одновременно. Впервые испытала чувство какого-то торжественного восторга, аж слёзы навернулись.
   Заняли очередь во внутреннюю церковь, нижнюю пещеру. В ту, в которую нисходит огонь на пасху, она внутри большой церкви, которая называется Кувуклия. Туда, в пещеру пускают до начала службы в ней. Пока стояли, Дина нам рассказывала про Храм, а так же про то, как загорается Благодатный огонь. Порядок такой: Храм запечатывается, нижняя церковь тоже. Для этого специально варится запечатывающая лепёшка. Священника обыскивают, чтоб никаких спичек, зажигалок. Первыми в храм входят мусульмане, как независимые эксперты. Они снова всё проверяют. Затем только православный священник спускается в пещеру. У него с собой вата. Он её кладёт на место погребения Христа и потом долго молится. В определённый момент вата загорается – это и есть Благодатный огонь, который тут же передаётся в верхний храм. Здесь огонь разносят сначала внутри храма, а потом он выходит за его пределы и распространяется по всему Свету.
   В Храме Гроба Господня два купола. Один над Кувуклией, второй рядом в православной церкви. Под куполом православной церкви находится Пуп Земли. Здесь и надпись: « Вот пядью Моей Я измерил небо и землю» Учёные доказали, что центр Земли находится именно здесь.
   Прихожан на службе мало. Обратила внимание ещё в Храме Рождества Христова. Дина объяснила, что православных в Палестине всего 4%. Здесь, к своему стыду,  я узнала, что череп в ногах распятого Христа это череп Адама. Христос простил Адама, его первородный грех, и забрал его душу с собой, когда вознёсся.
   Спустились в пещеру под Кувуклией. Под стеклом, у входа разбитый камень, на котором сидел Ангел, который встретил жен Мироносиц и объявил им: « Зачем вы плачете об усопшем – ищите его среди живых». Камень, на котором лежал Христос, покрыт мраморной плитой. Это и есть то место, где вспыхивает Благодатный огонь. С этого камня Иисус вознёсся, разбив при этом на куски камень, которым был завален вход.
   К этому камню, с которого вознёсся Христос, все прислоняются лбом и душой, как сказала Дина. Душой прикоснуться не особо удалось – всё произошло слишком быстро. Церковь закрывалась на службу.
   Потом мы все снова собрались и пошли на Голгофу. По фильмам и по книгам Иисус, страдая, нёс свой крест в гору, и нес его долго и трудно. Снова удивление. Голгофа оказалась тут же в храме. Путь на Голгофу оказался лестницей на второй этаж. Под стеклом место, где его распяли – кусок скалы. Дина предупредила, что прикладываться здесь не надо – это место смерти. Тут может голова разболеться. Иконы Скорбящей Матери Марии – вечная скорбь Матери, потерявшей Сына. Всё здесь торжественно и мрачно.
   Дальше предстояло самое главное. Самое главное, ради чего паломники, например из России год шли в Иерусалим и не все доходили, половина их гибли в пути. Люди со всего Мира шли в Иерусалим ради того, чтобы приложиться к камню Миропомазания. Это священный камень, на котором лежал Христос, когда его сняли с креста. Это тот камень, где лежащего, страдающего от ран, ещё живого Христа, Мария Магдалина смазывала мирром, пытаясь облегчить его страдания. На этом камне пролежал Христос до момента, когда его похоронили. Камень полит миром, очень приятно пахнет. К нему прикладываются сердцем. И ещё тем, что потом остаётся с человеком навсегда и становится святыней для него. Я приложила к камню себя, свой крестик, иконки улыбающейся Вифлеемской Богородицы, одну из которых подарю дочке, крест – брелок для сына и для внуков маленькие сувениры.
   Пожалуй, и всё – цель поездки достигнута. Очень даже удачно всё получилось. Без напряга, везде успели, всё как надо. Сама Дина удивилась: « На радость всё удачно – редко такое бывает». Опять заехали в гостиницу в Вифлееме позавтракать. Набрали с собой еды. Обедать придется на Мертвом  море, и там уже особо не наешься.
   Выехали обратно в 11-30. Опять всё повторилось в обратном порядке. Границу прошли довольно быстро. Израильтянам, как нам пояснили, всё равно, что ты везёшь в Египет, хоть бомбу атомную. Досмотра, можно сказать не было. А арабам с нами, туристами возиться, видимо лень было. Границу проскочили, но пришлось ждать, когда соберутся все выезжающие автобусы, и сопровождение. Впереди полиция, сзади полиция и в автобусе полицейский в штатском, но с автоматом. Кругом блок посты. На одном даже пулемет стоит, на другом бронетранспортёр. В свой отель привезли меня в 9-30, даже поужинать успела.
   17.03.14.
   Проспала почти до 9 часов. И в ресторане всё самое вкусненькое съели, но мне хватило. Сегодня отдыхаю. Совсем одна. Ксения уже уехала. На чужие пляжи в одиночестве идти не хочется. Поехала со всеми на отельный пляж. Накупалась вволю. На солнце старалась не вылезать. За ужином ко мне подсела женщина, зовут её Света ей 43 года, она из Москвы с  Алтуфьева – тоже одинокая. Завтра договорились, я поведу её на Наама Бей. Здесь она мужчину всё - равно не найдёт, пусть гуляет со мной!
   18.03.14.
   Опять ходили, теперь со Светой, на пляж, где йоги загорают. Поплавала с маской. Полный восторг! Рыбы наглые, совсем не боятся, сами под руки лезут. Прикормленные. Девочка аниматор пригласила нас на зарядку, мы с удовольствием согласились.
   Решила поздравить подружку Таню с днём рождения. Написала смс с поздравлением и получила ответ от оператора: «Ждите, ваша смс может прийти через 30 дней после отправления.» Ну, спасибо дорогие!
   На ужин давали гуаву. В интернете прочитала: « самый полезный в мире плод». Что-то похожее на большое, корявое яблоко, с тонкой кожицей и мягкой сердцевиной с семечками. Семечки как пшеничные зерна, очень жёсткие и хрупкие – можно зубы сломать. Пахнет очень хорошо. Вкус отличный,  и ни на что не похож.
   19.03.14.
   Сегодня вечером я отправляюсь на шоу 1001 ночь. А с утра всё по плану. Сходили на старый рынок за подарками. До отъезда совсем немного осталось, надо же что-то привезти из Египта своим красавцам и красавицам.
   Полиночке купила сувенирную большую металлическую тарелку, продавец, молодой египтянин сказал, что эта тарелка с изображением египетской царицы несёт обладателю здоровье. Андрею подарю поло, должно понравиться. Зятю Федору -  большую кружку. Внукам, Серёже - футболку, Софье - красивую тунику. За всё это я заплатила 77 долларов. Не знаю много это или мало?
   В 8-30 я села в автобус, ехали минут 15. Когда вышли из автобуса, гид нам подробно все рассказал, что, где, когда начинается и заканчивается и что в полночь, в 12 часов, автобус отправится обратно, кто не хочет здесь остаться, чтоб не опаздывали. До 10 часов гуляла по дворцу Шахерезады. Прекрасный дворец – сказка. Особенно мне понравились люстры. Кругом бутики с восточным товаром, но цены намного выше, чем на старом рынке. В 10 часов началось познавательное шоу. На двери, ведущей на балкон, с которого зрители обозревают картины шоу написано « на русском языке», рядом дверь, где надпись « на английском языке» и ещё есть на французском.
   Рассказывают о пирамидах, подсветка пирамид. Пирамиды копия настоящих, но тоже внушительных размеров. Также под восточную музыку идёт рассказ о сфинксе. Про Абу-Симбел знала только, что это был в советское время египетский коньяк, довольно дешевый, студенты его уважали. Картинку сразу узнала. Оказывается это скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма во время правления Рамзеса II (прибл. 1298—1213 до н. э.). Один из храмов, большой, был воздвигнут в честь самого царя Рамзеса II; другой, малый, — в честь его первой жены, царицы Нефертити. Сидишь на балконе, и всё перед тобой так близко, рассказ подробный, музыка и танцы на фоне пирамид, сфинксов, дворцов и скал, переведи взгляд, и ты увидишь эти скалы на фоне огромной полной луны.
   Потом здесь же у сфинксов и пирамид начались скачки арабских джигитов. Сразу скажу – наши казаки всё это делают намного лучше. Посоветовавшись с соседями, мы решили, что на ВДНХ в Москве нужно организовать и показывать шоу казаков – это будет круто. Бурные аплодисменты сорвал джигит, выскочивший из-за пирамид, стоя на лошади с российским флагом. Затем целых 15 минут два бедуина, лучше сказать, две лошади с бедуинами танцевали. Всем очень понравилось. Даже хвостами танцевали. И всё время представления по песочку носились два верблюда и весёлый ослик. Кстати, ни разу не видела двугорбых верблюдов, только одногорбые – дромедары. Как арабы умещаются вдвоём на дромедаре, не понятно, но ведь часто встречаются на дорогах. Показали шоу музыкальных фонтанов. Фонтаны играли всеми цветами под классическую музыку. Всё это ярко, близко и нереально красиво.
   В 11 часов перешли на другое шоу. Круглая сцена диаметром метров 5. Вокруг неё низкие столики и мягкие кресла. Возле каждого столика кальяны и большие и маленькие. На столах фрукты, вина, закуски. За столиками сидят, лежат, видимо богатенькие египтяне, в основном мужчины. Женщин местных нет, только иностранки. Следующие ряды уже без столов, только кресла, это уже для нас. Сцена близко, всё видно отлично. Освещена только сцена, подсветка яркая, всё   блестит. На сцене девушка танцует танец живота. Танцует она и животом и грудью. Животик, что надо, грудь где-то пятого размера, волосы ниже плеч. Красиво! Тут же в стороне фаер – шоу.
   Началось шоу, танец с юбками – танура, национальный мужской танец. Священный танец дервишей – настоящее богослужение. Хоровод планет, наполняющий космос радостью. Выходят мужчины просто в длинных юбках, начинают кружиться и юбки превращаются в колесо, которое крутится во всех плоскостях. По подолу юбок ещё и диодики. Пятеро кружатся на небольшой сцене и ни разу друг друга не задели. Все юбки крутятся в разных плоскостях. Подняв одну юбку на руки, они её сняли и сделали из юбок лялек. Не переставая кружиться, мужики склоняются над своими ляльками и баюкают их. А потом вдруг выбрасывают их в сторону и продолжают дальше кружиться. Всё по-мужски. Затем парень и девушка вдвоём танцевали танец живота. Когда парень один стал танцевать, послышалось улюлюканье, свист, неодобрительные выкрики. Как он танцевал! Обалдеть! Но было уже 12 часов ночи, я б, если могла, осталась. В автобусе спросили гида: «почему не принимают мужской танец?» Тот тоже стал отплёвываться и заявил, что этот парень их местный позор. « Фу, он танцует как женщина!» Все его презирают, а он всё продолжает танцевать. По-русски, он голубой. Но нам он всем понравился, даже дедам: мужественный, красивый, сексуальный невероятно, совсем не похож на Борю Моисеева. В отеле была уже в 12-30.
   20.03.14.
   С утра купались на чужих пляжах. Без маски много бы потеряла. Рыбины по полметра проплывают совсем рядом. Видела новую рыбку. Коричневая, а за головой синий бантик. На полосатых, внимания уже не обращаю, лезут, прямо под руки. Наверное, хотят, чтоб их погладили. Есть полоски однотонные, есть разноцветные, в полоску одинаковой ширины, а есть в полоску узкую и широкую сразу.
   Вечером, после ужина вышли посмотреть на местную, отельную дискотеку. Никогда не могла себе представить, что под Майкла Джексона можно танцевать вальс. Увидела. Поняла, почему на таких дискотеках нет иностранцев. После ужина они садятся в автобус и едут на Наама Бей тратить свои доллары и евро. А наши ребята хлещут даровую водку, виски стаканами, никто  им не запретит – всё включено. Даже смотреть на них противно, жалкие, оручие. Хорошо рядом бассейн неглубокий. На сцене хохлушка танцевала танец живота. Пьяная, маленькая, толстая, красная майка натянута на живот, как на барабан. Почему-то у девушки в шоу животик был живой, он танцевал. А здесь живот, как туго надутый мяч и даже не дрогнет. Она не танцевала, она кривлялась, и было очень противно на всё это смотреть.
   Вот и заканчивается моё путешествие. Завтра в 19-10 за мной приедет автобус и прощай Египет. Здоровья Шармаль мне не добавил, зато, сколько впечатлений, сколько нового, необычного увидела и узнала.
   21.03.14.
   Всю ночь кашляла, нос заложен, горло щекочет. Ни на какой пляж не пошла. В 12 часов сдала ключ, отдала вещи на ресепшен и теперь вот лежу у бассейна, в тенёчке читаю и кашляю. Я не одна такая, кашляют многие, дети с соплями и чихают. На солнце пекло, в тени прохладно. Последний раз в Египте пообедала, ужинать уже не захотела. Со всеми попрощалась и в 19-10 села в автобус. Все расписания идут с минутами, и ни разу ни один автобус не заставил себя ждать.
   Через все таможенные и паспортные проверки прошли быстро. Сижу. Вылет через час. Почему-то в расписании до Уфы самолет летит с посадкой в Астрахани. Пусть только  летит. Хочу домой! Опять в самолёте поили, кормили, спать не давали. После четырёх часов полёта была объявлено, что прилетели в Астрахань. Приземляемся – Уфа. Странно как-то. Тут объявился командир, извинился и заявил, что попутным ветром нас принесло в Уфу. Ну и ладно, просто замечательно. Но в Уфе нас не ждали. 45 минут мы торчали в салоне. Дети бились в истерике, кто-то стоял в проходе, надеясь побыстрее выйти, но не тут-то было. Все возмущались. Командир просил прощенья, но трапа не было, оказывается, международный аэропорт Уфы не может одновременно обслуживать два самолёта. Мы ждали, когда улетит рейс в Бангкок.
   Мне повезло. Со мной рядом  в самолёте сидела пара, они ехали на своей машине мимо моего города и предложили меня подбросить. Я конечно, не отказалась.
   Вот и закончилось моё путешествие и мои заметки тоже.
 
   
   


Рецензии