Успешный опыт для местного телевидения

АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ТЕЛЕПРОПАГАНДА:
 
Общественный благотворительный фонд «Город без наркотиков» и Телевизионная студия «Земля Санникова» с 1999 года начали выпускать в эфир Екатеринбурга пропагандистские материалы антинаркотической направленности. Эти материалы по своей эстетике и идеологии радикально отличаются от любых других материалов подобной тематики. Их эффективность оказалась поразительно высокой. Цикл телевизионных материалов «Наркотеррор» Союзом журналистов был назван «Лучшей журналистской работой года». Ниже вашему вниманию предлагаются размышления и рекомендации автора и режиссера цикла «Наркотеррор» Андрея Санникова «О видео роликах антинаркотической направленности».

Зачем создаются такие ролики или  о ложных целях и истинных причинах.
«Стандартный» пропагандистский антинаркотический ролик известен каждому – в телеэфире их показывают регулярно. Эффективность таких роликов равна нулю. Больше того, некоторые «антинаркотические» материалы попросту вредны.
  Вспомним, как устроен «стандартный» ролик. Нарядные юноша и девушка катятся на лыжах с горы, брызжет свежий снег, играет хорошая музыка. Крупный план: юноша одной рукой обнимает девушку за талию, другую руку протягивает к воображаемому зрителю. Юноша, белозубо улыбаясь, говорит: «Я был наркоманом, но я отказался от наркотиков! Откажись и ты!» Покрытая макияжем девушка доверчиво льнет к героическому и красивому, как принц, «бывшему» наркоману. Все счастливы.
Еще вариант «антинаркотического ролика» - мультипликационный. В кадре скачет большой яркий мяч. На мяч садится большая яркая бабочка. Играет нежнейшая музыка – Моцарт. Появляется надпись: «Жизнь – это чудо! Выбери жизнь, а не наркотики!».
Понятно, что ролик с бабочкой и мячиком – просто бесполезен и глуп. А вот ролик с белозубым «бывшим» наркоманом, который взял – и запросто «отказался от наркотиков» и теперь все девки от него, «бывшего» наркомана, кипятком писают – я  убежден, что такой ролик вреден.
Для кого делаются такие якобы «антинаркотические ролики?» Да для заказчика. Не для наркомана. Наркоману плевать на мультики с мячиками и бабочками, у него и без телевизора в башке такие мультики! И не для близких наркомана – у них ужас, тьма, а тут – какая-то нарядная дребедень. А вот для тех же, кто с наркотиками еще не сталкивался, такие ролики – соблазн. Вон как, оказывается, о наркоманах заботятся! Вон, какой шприц занятный и красивый! Вон как, оказывается, модные парни запросто соскакивают с иглы! Надо попробовать…
Почти всегда такие «антинаркотические» материалы корыстны по своей сути. Заказчик идет на выбор, наркотики «актуальная тема», поэтому – сделайте мне про наркотики, но такое что-нибудь позитивное, чтобы меня, заказчика, с чем-то плохим или страшным электорат не ассоциировал, не дай Бог! Или – у заказчика коммерческие наркологические клиники, ему нужны клиенты, поэтому – сделайте мне ролик про то, как я наркоманов люблю и жалею, избавление от наркозависимости гарантирую стопроцентное, а вот цену за лечение указывать не надо, ни к чему людей пугать!.. Рекламщики – креативщики лепят ролики, осваивают бюджет. Телевизор эти ролики показывает. А тем временем по ободранным подъездам в моче и блевотине лежат остывающие мертвецы с таджикским героином в гнилой крови. Все идет своим чередом. 
Как правильно делать «антинаркотические ролики».
Прежде всего – нужно отказаться от пушистых идеологических иллюзий. Наркоман стал  больным, добровольно, он не жертва, не объект жалости. Он сам колется, сам нюхает, сам курит. Наркоман – нарушитель закона, по методам приобретения денег на дозу -  преступник. Это он, наркоман, стал изгоем и зарабатывает себе на наркоту, любым образом.  Это он, наркоман, забил насмерть студентку и отдал барыге окровавленные девичьи сережки за дозу героина. Это он, наркоман, украл у матери деньги, отложенные на похороны. Жалко его? Нет, какая тут жалость! – только ужас и омерзение.
«Антинаркотический ролик» должен вызвать  у зрителя абсолютный душевный дискомфорт. Однако смонтирован он должен быть виртуозно. Бешеный или, напротив, гипнотически вязкий ритм.
Зритель должен смотреть такой ролик ошалев и не отрываясь.
Никаких наемных профессиональных актеров, никаких супермоделей, никаких постановочных, «художественно организованных» съемок. Только документальные кадры – жесточайшие, отвратительные сцены передозировок, смертей, крови, нищеты. На войне – как на войне. Значительная часть материала снята мной лично, во время рейдов по задержанию наркобарыг» или вызовов «Скорой помощи».
«Музыкальное сопровождение» - ради Бога, никакой красивой, мелодичной музыки! Никакой «узнаваемой», знакомой или когда-либо популярной музыки. Никакого «модного саунда». Никакой  ритмичной  музыки. Это принципиально. У зрителя не должно быть «звуковой опоры», к которой он бросится и прислонится. Зритель должен оказаться в незнакомом и не запоминаемом звуковом пространстве. Я использую в своих роликах аморфную, как пятно, музыку из компьютерных игр, акцентируя агрессивными дополнительными звуковыми эффектами наиболее острые моменты видеоряда.
Никогда не сообщайте зрителю, что кто-то из его, зрителя, «кумиров» был наркоманом! Вообще, никогда не показывайте в качестве примера успешно человека, который когда-то был наркоманом, а затем «завязал». «Хороший человек» и «наркотики» - не склеивайте в зрительном мозгу эти две темы в одно целое. Наркотики – это ужас и катастрофа, вот какую «прививку» вы должны сделать зрителю.
Используйте «эффект 25-го кадра» - на полмгновения возникающий тигр, надпись, отвратительный кадр. Обязательно сопроводите такой «25-тый кадр» агрессивным звуковым эффектом.
Не надо платить за размещение «антинаркотического ролика»! Для размещения в эфире используйте квоты для «социальной рекламы». Телекомпании обязаны по закону определенный процент рекламного времени заполнять бесплатной социальной рекламой.
Мы с полной ответственностью даем вам эти рекомендации потому, что только благодаря такой жесткой антинаркотической пропаганде нам удалось сломать подростковый слоган «Кто не колется, тот лох» на «Кто колется, тот чухан». Кроме того, именно благодаря такой жесткой антинаркотической пропаганде смертность от употребления наркотиков в Екатеринбурге упала в 12 раз (с 1999 – 2003 г.г.), а детская смертность и вовсе сошла на нет.


Рецензии