Виды и типы Фэнтези

     «Тёмные» фэнтезисты — Мартин, Сапковский, Уильямс, Глен Кук, Камша, Аберкромби, Бэккер. От предшественников отличаются претензией на историческую достоверность. Прекрасные принцессы и благородные рыцари здесь «реалистично» ругаются матом, насилуют селянок и подтирают задницу чуть ли не на балу, а главный герой может вместо спасения мира предаваться забуханиям и половой е**е. Очень ценятся реконструкторами за знание матчасти и атмосферу «настоящего» грязного-вонючего-потного-кровавого прошлого. По сравнению с категорией новеллизаторов, доставляют намного больше, хотя бы не такими предсказуемыми сюжетами, а зачастую и описанием нехилых придворных интриг и тактики-стратегии. В таких книгах обычно куча сюжетных линий, так что любой, даже главный, герой может быть выпилен в любой момент, а сюжет пойдёт себе дальше.
    Ольга Брилева-Чигиринская прославилась среди толкинистов тем, что переписала один из сюжетов Толкина именно в таком стиле — мат, е**я, бухло и блеванье вперемешку с высокими миссиями. Стоит отметить, что в лучших произведениях этого поджанра натурализмом не особо размахивают, ибо он не цель, а лишь средство художественной выразительности. Как бы подразумевается, что герой в окантовке из крепкого словца и крепкого же бухла будет ближе и понятней читателю, чем воздушно-неземной эльф, про которого неизвестно даже, есть ли у него гениталии.

    New Weird — Мьевиль, Гейман, Пулман, Сюзанна Кларк, иже с ними. Основные критерии — максимально возможный отход от канонов жанра (Мьевиль, например, ненавидит Толкина), как можно больше глубинного смысла™, мир максимально логичен, но, как правило, логика своеобразная. Чем больше постмодерна, тем лучше. А ещё там будет гомосексуальная ё**я, биологические основания появления вампиров, компьютеры на волшебных кристаллах etc. Мир получается, кстати, не особо приятным. Описывая роман в стиле New Weird, грамотный критик обязательно употребит слово «кафкианский». К слову, поздний Пратчетт плавно переходит в New Weird.

    Юмористы, то есть люди, отнесшиеся ко всей этой вакханалии с иронией и извлекшие из этого профит. По крайней мере, самый известный из них, Терри Пратчетт, имеет состояние немногим уступающее Тёте Ро. А ещё у них был Роберт Асприн! Так или иначе, практически во всех произведениях жанра есть тот или иной юмор. Но если в «обычных» книгах он обычно подобран грамотно и уместно, то в романах, заявленных как юмористические, он нередко оказывается натужным, потому что где-то шутки просто не требуются, но жанр как бы вынуждает.
    В этой стране юмористические произведения нередко представляют собой поток петросянщины — например, шуток, основанных на игре слов, или жопно-сортирной трансляции камедиклаба. Но даже над этим ещё можно посмеяться — о вкусах не спорят, угу. Куда хуже, когда «юмор» составляют бесконечные идиотские срачи между героями, или же когда герои изображаются сказочными долбо**ами и на каждой странице совершенно по-дебильному вляпываются в самые идиотские и нелепые ситуации. Вот за это, за намеренное и тотальное окартонивание персонажей, уже по-настоящему хочется взять и ударить. Очень неприятно осознавать, что авторы, считающиеся мастерами отечественной фантастики (например, Белянин), скатываются в унылое го**о из-за любви к таким приёмам.

    Городское фэнтези — жанр-страдалец, прилепившийся к фэнтези случайно. Как нью-метал — не метал, так и городское фэнтези, по идее, не фэнтези, а подвид т. н. «мистики». Проблема в том, что «мистика» — изобретение наших литературоведов, на Западе о ней и не слышали. Суть ГФ сводится к тому, что фэнтезийный мир — это наш, и эльфы — а чаще вампиры, маги или иная магическая ***ня — живут не где-то в Неверландии, а прямо в соседнем доме, только как правило замаскированные. Да, твой сосед с дрелью на самом деле призывает Ктулху, вампир работает на станции переливания, на Лурке тебя троллят настоящие зелёные тролли, прикидываясь анонимусами, а в подворотне тебя поджидает гопник, который на самом деле замаскированный гоблин. Жанр неохватен и размыт, так как включает в себя чуть ли не весь вампирятник, многие «супергеройские» комиксы, а также большую часть New Weird. Из произведений этой страны наибольшую известность получили произведения «Пейсателя» под общим названием «Дозоры». Довольно неплохим писателем является Джим Батчер, который на данный момент написал 14 книг.

    Прозевавшие поворот истории — как ни странно, живут и не жалуются, штампуют все тех же тёмных властелинов и девочек-волшебниц с небольшими модернизациями (например, поменяв Бобро и Осло местами), и неплохо их продают. Вышеупомянутые Роулинг, Джордан (принял ислам), Перумов, Пехов, тысячи их.

    Женское фэнтези — поджанр, пишущийся бабами для баб же. Зачастую сюжет о противостоянии Бобра и Осла отодвинут на второй план, а ведущее место оставлено для духовных терзаний главной героини в деле поиска ёбыря Принца На Белом Коне™. Квинтэссенция подобного бреда наглядно представлена в печально известном высере Сумерки. Впрочем, любовные романы пишутся давно и небезуспешно, ибо их целевую аудиторию никто не отменял. Что плохого в том, что они нашли свою нишу и в жанре фэнтези? И вообще, подобные книги хотя бы поинтереснее обычных «реалистичных» любовных романов. Ибо в последних — либо одни сопли, либо остро-надуманная драма, и при этом ни приключений, ни загадок. А в фэнтезийных — всё это есть, пусть и носит второстепенный характер.
        В последнее время из данной разновидности всё чаще выделяют Женское Юмористическое Фэнтези (ЖЮФ), тем более, что поток книг подобной направленности с каждым годом только увеличивается. Первоначально был представлен вполне читабельной О. Громыко, но невообразимо загажен её последовательницами. Родоначальник многих надоевших штампов в фэнтези-среде, активно используемых 95% молодых и талантливых авторш.

    Техно-фэнтези — фэнтези, но все эльфы и гномы — это такие реальные расы, порой — вымершие, и оставившие после себя всякие артефакты. Магия преподносится с научным (степень «псевдо» — варьируется в широких пределах) подходом. Эльфы на космических истребителях, гномы в силовой броне, космические корабли, далёкие галактики и параллельные миры. Чётких границ нет, всё укладывается в рамки вменяемости конкретного автора. В качестве примера можно привести Екатерину Белецкую (дурь у неё — знатная!) или Иара Эльтеруса. В целом жанр в достаточной степени на любителя, но штырит — знатно.
        Кстати, Белецкая одна из немногих, кто пытается описывать «третий пол»[1], в связи с чем, многие её произведения достаточно спорны с этической точки зрения и нередко являются основой для эпического срача. Впрочем, до братьев наших Стругацких с их пришельцем Константином («Сказка о Тройке»), у которого девяносто четыре родителя пяти различных полов, ей, конечно же, далеко.

    В этой стране существует ещё особый поджанр «славянское фэнтези», состоящий из долбославия, гой-еси языка псевдобылинного, и Конана с бородой и в лаптях. Волкодава вы уже узнали, но по уровню долбославности, евроазиатства и просто фимоза Юрий Никитин даст Семёновой сто очков форы. В этой категории встречаются годные книжки, но как правило, тем они годнее, чем меньше в них остается собственно фэнтези. Семёнова это поняла и пишет исторические романы с капелькой мистики; Никитин не понял и никогда не поймет.
    Если говорить о других авторах, то большинство остального славянского фэнтези относится к юмористическому (а чаще всего — пародийному), и так или иначе зиждется на персонажах русских народных сказок: Бабе Яге, Кощее, Змее Горыныче и всяких леших-водяных-кикиморах, выставляемых в самых разных ролях. Тут уже всё зависит от оригинальности автора (именно оригинальности, а не склонности оригинальничать), а также от его умения автора шутить, а не петросянить.


Рецензии
Всё так и есть) ещё надо было про попаданцев написать, которыми, по-моему, загадили всё вплоть до мезозоя

Енька Соловей   20.12.2016 19:45     Заявить о нарушении