Древние рыбаки Перу

Введение.
В последние десятилетия, ряд исследователей выделяет особенную древность и сложность устройства ранних рыболовецких сообществ Тихоокеанского побережья Южной Америки, результатом которых, явился поразительный прорыв в познаниии целого Нового мира, эпохи периода Плейстоцена.
Это обретение расширенных знаний происходит, в основном, благодаря новым находкам в Андском регионе.
Как и большинство прорывов, новые теории базируются на глубоком изучении Андской археологии, когда-то (80 лет назад)  начавшейся с раскопок Юниуса Бёрда в северном Чили и северном Перу, и продолженной, затем,
 работами Фредерика Энгеля, Эдварда Ланнинга,
Луиса Лумбрераса, Джона Роуи, Майкла Мозли, Джеймса Ричардсона 3,
Агустина Ллагостера, Роберта Бенфера, Вальтера Альва и других.
Некоторые из них, в особенности, Ричардсон и Ллагостера, прямо-таки, шестым чувством, смогли выделить из разрозненных и непоследовательных дат, настоящую древность (античность) Андских прибрежных поселений, и Ричардсон в 1981-м вывел, почему даные археологической записи, касающейся этого интереснейшего периода человеческой истории, так скудны. Частично, сектора
древней береговой линии оказались скрыты под водами наступившего океана, это произошло вместе с поднятием умо, вызванным крайним таянием ледника, в период -21,000-5,800 калибр. гг до нв. В работе Ричардсона этот важный археологический аспект рассмотрен всесторонне.
Почему было так важно понять, насколько древними являются сайты океанских адаптаций, и какими отношениями характеризовались сообщества рыбаков и собирателей даров моря, населявших их? Когда те загадочные группы, одни из первых - или нет - жителей Нового мира, получили в свой актив знаний умение ловить рыбу?
Такая адаптация сложна. По мнению Джеймса Ачесона (Acheson, 1981), например, написавшего в своей работе по антропологии рыбалки примерно следующее:
"занятие океанской рыбалкой имеет в своём психологическом обосновании несколько нерешенных проблем и противоречий. Адаптация к жизни на побережье - одна из наиболее экстремальных, среди приобретенных человеком".
Даже отбросив другие факторы, которые вместе претендуют на звание уникальной природы сущности адаптации, Ачесон отметил, что человеческое бытие почти не имеет факторов, какие могли бы способствовать психологической адаптации к водной среде, и выделил некоторые сложности, на пути такой адаптаци:
• наличие физических и социальных рисков,
• сложность переноса выработанных технологий наземной охоты на рыбалку*,
• большое разнообразие видов животных суши.
Впрочем, "за" адаптацию можно привести тоже целый ряд факторов:
• переодические и непредсказуемые потери запасов (при этом стабилизационный фактор нарушается), возможная низкая эффективность религиозных обрядов (молитв),
• обычные проблемы, связанные с собственностью на земельные ресурсы.
_____________________________________________________
*)возможно, сеть явилась исключением? - прим. афтора
.
Показав на эти важные биологические, технологические или социальные привязки рыбной ловли к самой сущности человека, как археологи, работающие в прибрежных зонах, мы должны быть сосредоточены на выявлении и анализе океанских адаптаций сквозь время (например, Erlandson, 2001).
Ни для какого другого географического расположения в мире, нигде, это не является большей правдой, чем на берегах Перу и прилегающих стран западного побережья Южной Америки, располагающих одной из самых продуктивных океанических экосистем в мире.
+
История открытий.
В новой истории впервые обнаруженные в 1926-м британским археологом и исследователем Чарльзом Баррингтоном Брауном (Charles B. Brown), рыбацкие стоянки на западном побережье Южной Америки имеют долгую историю.
Известные теперь археологам Уака Приета, Ринг сайт, Кубрады Ягуй и Тачуй (Jaguay, Takahuay), Ла Чимба 13 и другие (Sandweiss, 2008), таят в себе ключ к разгадке одной из важных составляющих организации архаичных обществ цивилизационного зерна побережья Древнего Перу.
Нанесенные на карту в 40-х годах 20-го столетия археологом Американского музея естественной истории Юниусом Бёрдом (Bird, Junius, 1943, 1948) после раскопок, предпринятых им на северном побережье Чили и северном побережье Перу, сайты поздних
докерамических прибрежных культур, такие как Уака Приета (Huaca Prieta) и другие, перечисленные в работе группы Бёрда 1985-го года, продемонстрировали наличие доказательств интенсивной рыбалки.
Доказательства интенсивного использования Даров моря были обнаружены Бёрдом во всех прибрежных расположениях, несмотря на тот факт, что он сфокусировал своё внимание на попытке характеризовать древних обитателей Уака Приета в качестве первых фермеров Америки (Bird, 1948).
В пятидесятых годах 20-го века, Фредерик Энгель (Engel) занялся исследованиями докерамических прибрежных археосайтов в Перу. Он также, обнаружил свидетельства наличия отходов, образовавшихся в результате использования древними
жителями перуанского побережья океанического ресурса. Энгель первым применил радиоуглеродные датировки для ряда прибрежных сайтов (Engel, 1957).
Тихий океан принял свой современный уровень около -4,000 гг до нэ. (Fairbank, 1989), и именно с этого периода Ланнинг (Lanning, 1963) нашел неопровержимые доказательства существования рыболовецких сообществ и признаки дальнейшего увеличения потребления Даров моря архаичным населением, исследуя сайты, расположенные на побережье недалеко от Лимы - Анкон (Ancon) и близлежащие. Он составил первое подробное описание прибрежных археосайтов докерамической эпохи. Рыболовецких стоянок, или артефактов, которые можно было бы однозначно датировать ранее указанного периода, в то время найдено не было.
Ланнинг тогда посчитал, что данная модель может быть распространена на все побережье, и в своей основополагающей работе 1967-го года "Перу задолго до инков" указал, что ранее -4,000 до нэ., ресурсы океана древними перуанцами не использовались в значительной мере, и предположил расширение на побережье цивилизации, истоки какой, по его мнению, следовало искать в глубине территории Перу.
Это убеждение не имело под собой достаточных оснований, как позже показал Майкл Мозли (Moseley, 1968, 1975) при раскопах того же сайта позднего докерамического периода. Он подтвердил правильность наблюдения Ланнинга о том, что в слоях останки сухопутных животных предшествовали морским, но поместил эти данные в расширенный контекст археологической записи позднейшего докерамического периода центрального побережья Древнего Перу (Сандвайс, 2008).
Как спустя много лет показал Ричардсон (Richardson, 1981), Ланнинг просто не взял в расчёт возможные эффекты воздействия на сохранность археологической записи, вызванные послеледниковыми изменениями уровня мирового океана. ВременнОе "окно", в датировках обнаруженных археологами фактических доказательствах наличия рыболовецких сообществ, явилось следствием повышения уровня океана, вызванного последним таянием ледников, начиная с рубежа -11,000 гг до нэ.
В 70-х годах двадцатого XX-столетия стало известно, что во времена неолита (-9,500 гг до нэ.), когда группы потребляющие океанический ресурс появились в тех местах, береговая линия, широкая и пологая в том географическом расположении, проходила значительно западнее Анкона.
Отметив, что первые большие прибрежные храмы появляются в этом месте и в это время, Мозли, в противовес Ланнингу, предложил теорию "Океано-прибрежной Основы Андской цивилизации" (Maritime Foundations of Andean Civilization).
Так прояснилось, что с самого первого, ещё неолитического пришествия групп охотников и рыболовов на сайты побережья Перу и Чили в период -18,-15,000 гг до нэ., устойчивые во временных рамках, рыболовецкие сообщества (в дальнейшем - поселения) на побережье Древних Перу и Чили продолжали свою историю.
Отношения внутри таких групп, скорее всего, базировались на принципах, присущих усложненной социальной группе, возможно, в качестве своей религии, имея ввиду Океан, но, конечно же, ни какую не "воду".
Фактов же, подтверждающих широкое употребление прибрежными и глубинными обществами Древнего Перу в литический и позднейший докерамический периоды Даров моря, обнаружено исчезающе мало: - "несколько рыбьих костей и раковин, принесенных человеком в отстоящие от берега поселения" (Винг, 1992, Dillehay et al., 2003).
Археологи не могут пока узнать, были ли древние общества разделены на прибрежные, и живущие в предгорьях, торговавшие между собой, или это группы в регионе Паййян (Paijan) совершали свои миграции между линией пляжа и предгорьями Анд (Сандвайс, 2008). Вероятнее всего, начало обеим этим группам, населившим побережье, и долины, дали  территориальные охотники, рыбаки и собиратели, в дальнейшем совершившие и переход к оседлому земледелию.
Таким образом, нет никакого вопроса в том, когда жители перуанского побережья стали использовать ресурс океана - это произошло вместе с их появлением на береговой линии. В конце восьмидесятых годов 20 века, вдоль береговой линии Перу и северного Чили, археологи раскопали несколько поселений, потреблявших ресурс океана в средний докерамический период (-7,000-3,000 гг до нэ).
Появившиеся в 1998 году публикации об обнаруженных рыболовецких стоянках времен неолита Кубрада (QuebRada), датированных международной группой экспертов, как старейшие в этом регионе, ненавязчиво указали на тот неоспоримый факт, что рыбалка в Южной Америке присутствует с того времени, как первые переселенцы появились на побережье южного Перу (иссл. группа Сандвайса, 1998, иссл. группа Кифера, 1998).
Таким образом, становится очевидным, что для обществ западного побережья Южной Америки, наличие или отсутствие керамики, на самом деле, не является основопологающим фактором при оценке "уровня сложности" существовавшего типа общественных отношений, но может служить удобной чертой для различения хронологических периодов.
+
Кубрада Ягай.
В 1970-м, в качестве одной из частей своей программы по исследованию докерамической эпохи перуанского побережья, Энгель (1980) описал сайт с эфемерным (однодневным) течением, расположенный на отмели близ устья реки Камана (Kamana), в южном Перу.
Энгель сделал набросок сайта, и взял образцы из трех 3 тестовых пробуров. Когда были выполнены угольные датировки, они показали 11,800 калибр. гг до нв.
В самом начале 90-х годов, внимание Сандвайса к датировкам с сайта Ягай привлёк бывший помощник Энгеля, перуанский археолог Бернардино Охеда (Bernardino Ojeda), 
который напомнил, что сайт содержит останки раковин и рыб, что и было подтверждено Сандвайсом в 1992 году, при обследовании пробуров (скважин), открытых Энгелем.
Во время раскопок группы Сандвайса на сайте Кубрада Ягай в 1996-м и 1999-м годах, была изучена значительная площадь - от береговой линии и вглубь - всего берега, от Кубрада Ла Чира (La Chira) до устья реки Камана.
Международной командой археологов и аналитиков из Перу, США и Канады было установлено, базируясь на результатах 41-й угольной датировки (группа Сандвайса, 1998), что Кубрада Ягай был рыболовецким сайтом, заселенным в период 13,000-8,300 калибр. гг до нв.
В результате упорных исследований, сбора и анализа новых образцов, группе Сандвайса удалось составить следующую местную хронологию:
• Ягай-фаза (Jaguay Phase)______________около -13,000-11,400 гг до нэ., ранний докерамический период;
• Мачас-фаза (Machas Phase)____________около -10,600-8,000 гг до нэ., ранний средний докерамический период;
• Очевидный пробел (Apparent hiatus)___________-8,300-4,000 гг до н.э., по временной продолжительности эквивалентно периоду "археологического молчания" для пустыни Атакама в северном Чили (Grosjean et al., 1997, Nunez et al., 2002);
• Манос-фаза (Manos Phase)___________________около -4,000 гг до нэ., поздний докерамический период.
+
Датировка Ягай-фазы.
Базовые даты Ягай-фазы, найденные только при работах на куджей (qj-280), являются настолько ранними, насколько и хорошо подтвержденными датами из всех на Перуанском побережье, и могут являтся свидетельствами одного из первых поселений в регионе. Эта фаза чётко датирована эпохой Плейстоценового периода, и по годам эквивалентна Палеоиндийскому периоду в Северной Америке.
Во время Ягай-фазы, qj-280 являлся местным центром для рыбаков, добывающих драм-фиш (широко употребляемый известный сейчас сибасс - рыба того же семейства) и мякоть моллюсков (Sandweiss et al., 1998, McInnis, 1999).
Те люди строили жилища, по всей видимости, прямоугольной сложной в плане формы, и часто их модифицировали, возможно, борясь с неотвратимым наступлением угрозы затопления, когда значительно поднявшийся в окончании Мачас-фазы уровень мирового океана заставил их покинуть поселение.
.
продолжение следует.
.
оригинальный текст - "Ранние рыболовецкие сообщества западного побережья Южной Америки", Сандвайс, Нью-Йорк, 2008.
источник - Handbook of South American archaeology, Silverman, Isbell, NY, 2008,
на основании работы Sandweiss, NY, 2008, перевод и редакция - Вольный, Москва, 13013.


Рецензии