Что и кто опеделяет бытие? Гл. 3

 

 Как мы установили ранее, дети – закрытый для нас мир.
 У нас нет общего языка с детьми. Вы замечали, как подростки воспринимают наш мир?
 Как мир насилия.
 В младшем возрасте они не могут и не смеют возразить нам из-за опасения быть духовно и физически изнасилованными, а в подростковом в них уже просыпается агрессивность, воспитанная нами.

 Мы растём в среде насилия и плодим среду насилия. Когда погибают наши дети, мы горюем, но воспринимаем это нереальное действо как неизбежную реальность. Мы не можем противостоять ей.

 Истоки мирного существования в заповедях библейских. Заповеди – это та наша духовная могила, которую мы готовим себе к старости, если доживаем. В молодости мы заповеди игнорируем по простой причине: мы слишком агрессивно воспитаны, чтобы уступать мирной идее. Нам, наши мамы и папы показали врагов в лицо и указали путь к миру, естественно через войну.

 Как открыть детский мир? Как распахнуть двери, за которыми таятся тайны скрытые от нас взрослых?

 Через воспитание, как это не удивительно звучит. Но воспитание иное, чем оно нами прежде воспринималось.
 Воспитание начинается до рождения, ещё до зачатия. Воспитание начинается с минуты любви и длится практически до глубокой нашей старости. Но это условно. Практическая ценность воспитания до десятилетнего возраста ребёнка и если это воспитание порочно, а порочным можно считать любое воспитание в условиях командной системы, то цель не достигнута, цивилизация будет продолжать развиваться по тупиковому пути.

 Любовь – первоначальная стадия воспитания. Семя человеческое образовавшись в зиготу, улавливает колебания электромагнитные, радиационные, и механические, и космические, преобразуя их через чувственный код восприятия в информацию, которой плод – зигота питает свою сущность.

 Такая информация либо травмирует, либо насыщает плод решимостью развиваться.
 Родившись, ребёнок попадает в среду значительно отличающуюся от материнской оболочки. Если материнская оболочка приблизительно напоминает плоду человека его космическое беззаботное существование, то реальность иная. На плод человеческий обрушиваются волны бытия, которые ребёнку кажутся свирепыми, готовыми поглотить его дух.

 С этого момента только любовь, поощрение, свобода в действиях могут помочь сформироваться взаимосвязи между ребёнком, ещё космическим существом и человеком, существом уже далёким от живого космоса.

 Когда ребёнок обретает черты существа отвечающим нашим требованиям мы, повсеместно начинаем его воспитание. Если говорить образно, сдираем с него шкуру космической души и облачаем в униформу цивилизованного негодяя.
 Не чурайтесь такой образности. Современный взрослый человек существо двойственное, в нём прекрасно уживаются как положительные качества, так и отрицательные. Взрослый человек – зеркальное отражение взрастившего его общества.

 Воспитать нового человека невозможно не отделив психологию нашего дня от дня завтрашнего. Как это сделать? Проще всего, воспитывая детей с помощью высококвалифицированных воспитателей, выбранных на конкурсной основе, с задачами равными их зарплате, а значит высокими и непременно исполнимыми.
 Воспитатель – грубо говоря больше, чем академик. Почему грубо? Потому что академик, невзирая на сумму приобретённых знаний человек со всеми присущими человеку недостатками, значит, представитель уходящих поколений, которые оказались не в состоянии изменить что либо в человеческой природе.
 Эти академики научились вырезать, отрезать, лечить, даже оживлять иногда, но нет и не будет у них знания в отношении души человека. То есть того самого главного ради чего человечество и живёт на этом свете.

 Душа – не оболочка, даже не дух. Дух живёт в нас пока мы дышим. Дух – материя, хотя и неизвестная нам и не ощутимая нами. Но дух может проявлять себя, говорят его можно даже взвесить, … Пусть так.
 Что же тогда Душа?
 Душа – живой космос. Зачерпните на орбите горсть космоса. Взвесьте его. Определите его вес, цвет и запах.
 Ничего не получится. Потому что нельзя подвергнуть лабораторным испытаниям то, чего мы не ощущаем. Но мы знаем, что космос есть. Он присутствует. Это доказано. Почему же в отношении души такое самоуверенное отрицание?

 А потому что человек голоден. Голод реален. Силён. И плоть, возглавляемая духом человека, требует энергии, выражаемой в пище. Пищу нужно добыть. Страсть к добыванию пищи сильнее других человеческих страстей. С этой страстью может соперничать только чувство страха. Дальше, по нисходящей, занимает свои позиции любовь и только потом сознательная созидательная деятельность.

 Где же душа? – спросите вы. О душе мы как всегда забыли. Столько проблем, столько забот, а душа это только горсть космоса, которая ничего из себя не значит и нигде практически неприменима.
 Но душа существует. Она присутствует в нас и вас. В нашей воле не замечать её. В нашей воле улучшать свой быт, естественно за счёт других, более слабых, потому что других путей к благополучию избранных нет, не существует на земле. Избранность предполагает искусное владение методиками обогащения, ведущими к условному благополучию. Благополучию условному, потому что на земном пути постоянного благополучия не бывает. Оно всегда и очень даже часто изменяется в любою сторону, обычно в более неустойчивую.

 Душа не имеет веса практического веса. Но весомость её в нашей жизни такова, что легко перевешивает все наши значимые дела и опрокидывает чаши наших надежд, разбивая тела и планы наши как использованные склянки.

 Такова идея души: возвращать нас на путь истины до тех пор, пока на то существует высшая воля. Пока она существует. Потом приходит время катаклизмов и при наиболее благоприятном их исходе появляются на скалах первые рисунки пещерных людей.

 Воспитатель не сосредоточие добытых человеком знаний. Воспитатель – лакмусовая бумажка души ребёнка. Только для нашего практического ума космос – пустое место. Только для нас – душа – синоним жизни. Но синоним жизни – дух, обитающий в теле, путь это место мы назовём сердцем или солнечным сплетением или в другой части нашего организма он гнездится. Мы живы пока жив наш дух и наоборот.

 Душа – Сущность. Сущностью может быть Бог, вмещающий в себе Вселенский разум, и человек – соответствующий жизнью своей своему предначертанию свыше.

 Пока ребёнок остаётся ребёнком его душа в наших руках. Вы видите в своих ладонях ту же космическую пустоту, не имеющую ни веса, ни цвета, ни вкуса, ни запаха.

 Но обратите внимание как эта лёгкая детская душа согревает ваши ладони.
Как согревается ваша душа, соприкасаясь с душой ребёнка. Какие забытые сладостные ощущения начинаете испытывать вы, общаясь с малышами. Это и есть поэзия души, это и есть песня космоса.

 Когда воспитатель настроен особым образом, когда дети – его жизнь, причём жизнь полноценная, разве может идти речь о грубом насильственном воспитании, в котором место детей определено местом воспитателя, занимаемом в обществе. Воспитатель в нашем обществе – это комиссар в кожанке при оружии и при власти.

 Нет, воспитатель может быть вооружён только опытом, только знаниями, только способностями наблюдателя и художника и разве что искромётным дирижёрским талантом.

 Как проникнуть в душу ребёнка? Ребёнок должен вас полюбить. Любовь внешне схематична. Любовь мы понимаем как влечение одной особи к другой, а материнскую любовь понимаем как физико-химический процесс выживания рода. Это так.
 Но любовь может быть иной. Любовь может быть врождённым инстинктом космического порядка и стыдится этого нечего.

 Такую любовь трудно воспитать, лучше попытаться её сохранить в малышах, не вспугнуть её грубым насилием или грубым словом.
 Нужно сразу определиться, что воспитателем может быть лишь тот человек, чьи физически-психологические функции в полном порядке. Кто сам здоров, тот может определять уровень здоровья в психике подобных себе. В женской среде здоровье всё реже проявляет себя материнскими качествами. Курение, алкоголь, наркомания – проявляют себя всё чаще. И такие женщины среди воспитателей и педагогов.
 Это преступление номер три против институтов детства.

 Думайте, прежде чем совершаете поступки. Протяните свои руки вперёд, раскройте ладони и пригласите детские души посетить вас. Ваши ладони вздрогнули. Значит, посещения начались. Замрите. Закройте глаза. Вы чувствуете как замолчали окружающие вас дети. Как они смотрят на вас?
 Сейчас их души в вашей власти и если вы медленно, очень медленно сомкнёте пальцы, то ощутите биения этих душ о ваши нервы.
 Они доверились вам. Они даже не вырываются как тот воробышек, которого дети нашли в кустах с перебитым крылом и принесли вам.

 Они, эти души ничего не просят от вас. Они и не знают о чём просить вас. Они просто любят вас и вы осторожно разомкните ладони и отпустите их. Вспорхнули!
 
 С этого момента у вас есть контакт. Дети полюбили вас. Они открыты вам. Начинаем обучение через искусство рисунка.

 

 Пункт номер два:

 Кому нужно было изобретать письменность и зачем?

 Вопрос изученный настолько, насколько он позволил изучить проблему, в слагаемых тех возможностей, которые наблюдательные и изыскательные науки нам предоставили.
 
 Известен пример, который привёл американский журналист Юджин Линден.
 Американские учёные экспериментировали с обезьянкой по имени Уошо.
Они научили её произносить почти 160 слов. Обезьянка этими словами умела пользоваться и прекрасно существовала в экспериментальном заповеднике.
 Но вот в её услугах ученые перестали нуждаться и посадили грамотную обезьяну в клетку.
 Что тут было! Ярость. Из тихого, зверёк превратился в скандального и крикливого. Мало того он вдруг проявил неслыханную даровитость и извлёк из арсеналов своей памяти разные слова прежде не слыханные в его репертуарном словарном запасе.
 Уошо стал ругаться. Причём ругань становилась всё осмысленнее и осмысленнее. Он назвал смотрителя: « грязным Джеком », а негра уборщика: «чёрной тварью».

 Феномен, до сих пор необъяснённый.

 Многие учёные ведут начало письменности от рисунка, от изображений стилизованных до неузнаваемости и обретших в конце концов очертания нынешнего письма. В таком случае рождение письменности есть итог многовекового развития рисунка.

 Как же тогда объяснить что « в начале прошлого века неграмотный чукотский пастух Теневиль изобрёл письменность для чукотского языка. До этого он не только не знал никакой другой письменности, но даже вообще не знал, что письмо существует.»
 /Г.Г. Граник. С.М. Бондаренко. Л.А. Концевая 1991 г. Москва. Просвещение. Секреты орфографии./

 Причём в сравнении с первобытным человеком нейронов в мозгу человека современного не прибавилось. По крайней мере так принято считать.

 Братья Кирилл и Мефодий из Греции создали славянскую письменность. К этому времени славяне распространились по Восточной Европе. Если раньше славянами считались только родоначальники православной веры евреи – христиане, то по распространению этой религии сначала в Византийской империи, где славяне были некоторое время правящей кастой, потом далее на север, куда двинулись первые еврейские просветители Феофан Грек, Максим Грек, Андрей Первозванный, словянами стали считаться все племена признавшие православную христианскую веру.

 Кирилл и Мефодий приспособили свою азбуку к тогдашнему старославянскому языку. Конечно образцами им послужили прежние чужеродные письменности утраченные давно, а ныне исчезнувшие вовсе.

 В первых главах я достаточно уделила места вопросу образования письменности, здесь же хотела сказать только, что не так страшен чёрт как его малютки; может быть письменность образовывалась века, а может быть образовалась в одночасье, если прежде была проведена огромная предварительная работа, основанная на опыте наблюдения и искусном анализе.

 Такой работой могло быть тщательное исследование образного рисунка. Его составляющих, способов рисования и воздействия методом рисования на чувственность человека, на его восприимчивость к тем или иным формам рисования.

 Геометрия штрихов. Штрихогеометрия. Что это такое?
 К тем геометриям, которые нам преподают в школе, штрихогеометрия не относится.
 Можно считать её наукой о проведении рукой ребёнка целенаправленного штриха. Такая наука существует в моей голове. От первой закорючки до первого рисованного линейного изображения.
 Когда на листе бумаги впервые появляется изображение, как наука, штрихогеометрия заканчивается. Начинается этап развития предмета рисование.

 Почему штрихогеометрия – наука, а рисование предмет?

 Потому что этап освоения штриха более труден, более интересен для ребёнка, имеет большее значение для развития его сознания, напрямую зависит от состояния его души и связан с той запредельной чувствительностью, которую мы понимаем как космос.

 Штрих – ещё не творческий процесс во взрослом понимании творчества. Но это уже плановая работа по наведению порядка во внутреннем хаосе души, образовавшейся в период перехода из одного состояния в другое.

 Нагромождение хаотических линий, точек, зигзагов, крючков и закорючек образуют мир, в котором живут наши маленькие герои. Обратите внимание, как они смотрят на своё творчество?
 Попробуйте увидеть в этом то, что видят они?
 Попробуйте проследить за их воображением.
 И вы поймёте, что Бог стоял перед теми же проблемами. Он видел хаос и искал решения, которые помогли бы ему построить такой правильный, такой всеобъемлющий, подчинённый внутреннему и внешнему распорядку космос.

 В штрихоогеометрии заложен смысл первоосновы порядка. Ребёнок убеждается, что его деятельность беспорядочна. Он не видит смысла в штрихогеометрии. Когда он не видит смысла, значит мозг его созрел для новых решений.

 Идёт кропотливая работа по созданию из бессмысленных узоров осмысленных изображений. Тогда и возникает из линий, уголков, спиралей, крючков изображение дома, крыши, дыма над трубой и так далее в различных вариантах согласно приобретённому опыту.

 Переход от штрихогеометрии к рисунку самый значительный и самый содержательный этап в жизни маленького человека. Это первая его победа над инстинктом, существующим в каждом из нас, независимо от нас, но побеждённом нашим сознанием посредством воспитания и общественно приобретённого опыта.

 Дальше идёт копирование. Копирование в работах ребёнка уже привычный земной этап образования. Копирование оттачивает навыки, которые несомненно используются затем во взрослой жизни. Копирование оттачивает рисунок. Точный рисунок выводит ребёнка на новую спираль образовательного воспитания, уже тесно связанного с жизнью.

 Это положительная черта копирования. Отрицательна она в том, что копирование глушит индивидуальные позывы к осмыслению мира через собственную наблюдательность и собственную чувствительность.

 Сто – двести лет назад копировальщики считались академиками в живописи. Чем точнее рисунок отображал действительность тем выше была ценность живописца как художника.

 Позже молодые представители новых, зарождающихся школ, основанных на мировозрениях преподанных нам М. Монтессори и её предшественников, отринули итоговое значение рисования. На первый план вышел институт чувственности человека, отображённый на холстах в красках. Наши чувства в нашем сознании -–это действительно все краски мира существующего помимо нас.

 Стремление соответствовать этому миру и породило импрессионизм в живописи, футуризм в поэзии и так далее.

 О том, что это движение выродилось в «чёрный квадрат» Малевича мы уже говорили. А Марк Шагал, тоже наш соотечественник отрицая несправедливость существующего мира и порядка навязываемого этим миром, вообще предпочёл не выходить из детства, потому что все положительные эмоции, все позитивные примеры он видел только там, в мире космоса и в мире детства.

 Детская чувственность стремится к ярким краскам. С яркой окрашенностью ассоциирует себя свобода. Наоборот, зажатость, закрепощённость, периоды нашествия на человеческое сообщество всякого политического рода инквизиций, это обязательно чёрно-коричневый фон, ибо рисовальщики всех времён были всё-таки единым цехом и взгляды их на существующий мир отображали реальную действительность.

 Что такое реальная действительность? Является ли фантазия рисовальщика отображением реальной действительности? Не изображает ли художник, используя свою чувственность в красках тот мир, которого на самом деле не существует?
 Мир существует, но мир отображённый существует лишь в сознании то ли самого художника, то ли зрителей.

 Мир реальный практически не знает яркой краски. Мир отображённый использует не только основные цвета, но множество оттенков.
 Радуга – единственное наглядное пособие природы, использующее во всей силе эффект контрастности.
 Но радуга не предмет, а эффект суммы свойств физического предмета. Мы её видим, но ощутить не можем. Она так же красочна как наши чувства, и также бесплотна как наша душа.

 Что это значит? Это значит, что в природе кроме предметов, существуют и свойства их образующие. Кроме реалий бытия существуют и свойства образующие эти реалии бытия. Кроме самого человека существует целая гамма химических элементов, образующих его структуру и только душа прозрачна и неуловима как арка радуги входящая и исходящая из альтернативы в альтернативу.

 Материализовавшись в наших ощущениях, она остаётся на самом деле беспредметной, не обретает оболочки и потому является загадкой неразгаданной, несмотря на все заверения умников, что всё на этом свете объяснимо.

 Объяснить можно всё. Всё можно приладить к своей потребности, но будет ли это действительностью действия или останется отображением якобы действия, потому что дождь и солнце хотя порождают радугу, но не образуют её основ, когда как химические элементы образуют нашу плоть, но не отображают основ нашей плоти, коей является душа. В принципе и мы невидимы и только некоторые физические свойства иных космических тел делают видимость нашу почти реальной и даже убедительной.

 Всё это я рассказываю для того, чтобы объяснить будущим воспитателям как хрупка душа человека и в первую очередь ребёнка. Мы живём в мире где всё течёт непрерывно, проистекает из времени и утекает во след времени.

 Время осуществляет контроль, время следит за распорядком и время образует нас и рассыпает нас.

 Но мы часть Мирового Сознания. Которое также возникает в нас как радуга и также исчезает не жалея о нас, но наполняя эфир нашими прожитыми нами чувствами.

 Тень и свет. Анатомия мира. Из этих двух метафизических понятий сложена Вселенная. Весь мир. Живое и неживое. Мы так хрупки, что подумать страшно. Жизнь человека эфемерна.

 Давайте же относиться к нашим детям так нежно, как только мы способны на это, если забудем уроки детских садов, школ, высших учебных заведений.
 Сделаем войну отхожим промыслом маньяков, выродков и больных извращенцев.
 Чтобы при взгляде на военного человека нам хотелось бы сплюнуть горечь изо рта.

 Хотелось бы, но пока невозможно, потом что бытие определяет сознание и не выращено ещё нами сознание, определяющее бытие.


 Сочетание различных частей в единое целое в соответствии с поставленной задачей или идеей латиняне назвали compositio. Главное в композиции передача основного замысла, основанного на воссоздании реального события или реальной картины путём художественного осмысления, то есть через художественный образ.

 Не скажу, что взрослому легче чем ребёнку понять значение композиции в рисунке, тем более ощутить в реальной ситуации композиционное начало. Кмпозиционное начало - воображаемая нить которую плетёт сознание ребёнка переходя от предмета к предмету, останавливаясь, фиксируя в памяти, выдвигая на передний план или отставляя на последующие, с единственной целью связать всё видимое в единую картину, которая должна по идее отобразить то прекрасное или негативное, которое существом своим обратило на себя внимание и родило задачу.

 Что может быть сложнее и что может быть проще. Главное не то, что обязательно находится на переднем плане. Главное то, что волнует ребёнка, что заставляет его переживать. Разум вторичен. Чувственность первична. Тем и отличается рисование от математики, что в одном превалируют чувства в сознании, а в другом сознание подавляет чувства, стимулируя работу разума.

 “ Изображать – значит устанавливать отношения между частями наблюдаемой картины, связывать их в единое целое и обобщать.”
 Н. Сокольникова. “Основы композиции” 1996 год.

 Автор признаёт, что геометрия штриха привела рисовальщиков к единой форме построения композиции. Это обязательно либо треугольник, либо пирамида, овал, круг, квадрат, прямоугольник и т.п.

 Все эти формы уже известны нашим малышам. На начальном этапе они учатся определять перспективу. Через бинокли – видоискатели. Через освоение совокупности правил правильного изображения на плоскости. При внимательном рассматривании предметов в соответствии с кажущимися изменениями их величины, очертаний, чёткостью, напрямую зависящими от степени удалённости их от ребёнка.

 Ребёнок рисует солнышко с исходящими лучиками из одной точки. Это уже раздел начертательной геометрии, изучающей правила изображения тел с помощью центрального проектирования, то есть проектирования с помощью лучей.

 Проще сказать – перспектива, это вид вдаль, на далеко находящиеся предметы.

 Конечно для ребёнка такая задача невыполнима. Но вот плоскостной рисунок с тем же домиком, машиной, птичкой, человеком -он осилит. Не будем говорить на что это похоже, но будем думать, что выполнен рисунок практически гениально.
 Попробуй взрослый человек построить дом? Что получится? Без навыков даже стены не сведёте в прямоугольник. Не говоря уже о том, чтобы крыша села на своё геометрически правильное место.

 Закрытая композиция осваивается детьми труднее. Закрытая или замкнутая композиция предполагает статичность. Построена она может быть по любой геометрической форме, при условии, что основные линии композиции рисунка стягиваются к центру.

 Лучше начинать с открытых композиций. Они более понятны, более естественны, менее тяготеют к копированию. На листе бумаги визуально определяется центр и основные линии рисунка направляются из центра. Края отсутствуют. Предполагается, что рисунок продолжается дальше, исчезает за кромками воображения в ближайшей среде.

 Фантазия маленького художника не так изощрена как у взрослого человека, но также безгранична в пространстве и проявляет чудеса изобретательности.
Догадки расширяют фантазию и вслед за изображением реального состояния природы или пейзажа ребёнок наполняет композицию внутренним содержанием своего опыта.

 Это к тому, что сама по себе композиция – форма технического оснащения замысла. Это как писатель, прежде чем начать писать роман, должен прибегнуть к обустройству рабочего места. Кроме стола и стула, нужна тема, план, образ, а главное цель, оправдывающая замысел.

 Ребёнок приходит ко всему этому интуитивно. Даже если вы совсем не будете вмешиваться, он подсмотрит у товарищей, что-то исправит, что-то добавит, что-то выбросит.

 Инстинкт самообучения очень силён у детей. Но самообучение не панацея. Конечно хороший воспитатель обречён на успех, а пущенный на самотёк учебный процесс завершится в лучшем случае удовлетворительно.

 Существуют различные схемы разъясняющие значение композиции, определяющие структуру композиции, но они имеют вспомогательное значение.
 Огромную определяющую и направляющую роль при создании рисунка играет правильно выбранные тона: света и теней. Чередования светлых и тёмных пятен пятен создают глубину пространства.
 В любом рисунке недостаток светлого фона утяжеляет картину, изменяет перспективу, препятствует проникновению взгляда зрителя в глубину замысла художника. Наоборот отсутствие или минимизация тёмных тонов обедняет композицию, стирается грань между ближними и дальними планами рисунка.

 На это нужно обращать внимание детей. Это легко делать. Поставим несколько стульчикова на приблизительно равном расстоянии друг от друга и дети должны определить план ближайший, средний и удалённый. Это удаётся всем. Барьер взят. Каждый ребёнок теперь згает что такое композиционное пространство и перспектива дали.

 Выше я говорила что в истории искусства были разные времена. Когда от рисовальщиков требовалось исполнение канонов композиции и когда рисовальщики отвергали канонические схемы, чтобы раскрыть свои собственные индивидуальные ассоциации, эмоции, чувства.

 Наблюдая за работой детского коллектива явственно понимаешь, что композиция есть только средство к творчеству. Детская композиция несовершенна, но она необходима для творчества. Без композиции невозможно добиться образной и эмоциональной выразительности.

 Поэтому композиция должна присутствовать в детском творчестве будь это рисование, апплекация, лепка и так далее, потому что она не только идея проделываемой работы, но это сознательная творческая форма самовыражения.

 Творчество пластично. Оно требует самоотдачи. Углубления в себя. Соотносимости телесного существования с задачами Эго.
 Творчество – тот единственный канал связи мира прошлого /космического / с миром реальным, /практическим /, который существовал всегда и существует делая человека творцом, подобием Творцу Сущему.

 Я говорила о том, что даже точка на листе бумаги уже является композиционным построением. Впечатление ребёнка меняются в зависимости от переустановки точки на плоскости.

 Точка, это минимальная творческая идея ребёнка, но если взглянуть на неё глазами ребёнка, то к удивлению своему мы сможем разглядеть в точке множество объектов, как будто нас подняли на космическую высоту, а потом опустили до уровня леса стоячего, чуть ниже облака ходячего.

 Точка – это города и посёлки, моря и озёра, толпы народа и всё другое, что предполагает здесь быть по замыслу ребёнка.

 Если к точке прибавляется зигзак, потом линия – это уже композиция. Вы видите только схему, но ребёнок составляет из точек, пятен, линий бесконечное множество композиций, в которых живёт настоящим образом, а не в переносном смысле.

 Попробуйте оторвать ребёнка от захватившего его занятия. Ему легче расстаться с мамой, чем с собственным творчестом. Творчество – есть жизнь, хотя жизнь настолько многогранна, что творчеством можно объявить всё что угодно будь на то политическая воля да к ней идея непротивление злу.

 Я говорила о значении игры света и теней. Свет соседствующий с тенью есть та граница, которая открывает для нас понятие свойств контрастности.

 Контрастность не замыкается на использовании света и тени. Могут быть контрастны и величины, и цвета.

 Необходимо обращать внимание детей на тот факт, что композиционно любая работа должна быть завершена. Завершённость не в закончинности работы а в выдержке определённых правил, при исполнении которых композиция оказывается целостной, безущербной.

 Далее эту тему я не буду разрабатывать, потому что творчество детей ранних возрастов отлично от творчества детей пяти-шестилетних возрастов, где работа воспитателя принимает другой характер, где возможно уже использование приобретённых детьми навыков, для развития определённых талантов, в том числе таланта рисовальщика будущего художника.

 А это работа со средствами композиции: включающими пространственные понятия, равновесие, формат, ритм, тот же контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику, статику, симметрию и ассиметрию, открытость, замкнутость, целостность – всё то, что разъяснялось детям уже прежде, но лишь в общих чертах для привития интереса и кое-каких необходимых для поддержания интереса к творчеству правил.

 Как я объясняла детям например, что такое ритм? Ритм – это дыхание человека, планеты, Вселенной.
 Ритм подразумевает смену дня и ночи. Часы отдыха и работы. Времена года.

 Ритм в практике жизни и ритм трудовой деятельности детей это разные понятия. Ритмично стучит отбойный молоток взламывающий на улице поверхность асфальта. Ритмично бьётся сердце в груди малыша. Эти ритмы ему понятны. Одни он слышит, другие он чувствует.

 Но вот ритм труда? Здесь нужно объяснять. Вот, ребёнок рисует, его рука делает ошибку за ошибкой. А что если отключиться от работы, на минуту отойти в сторону, призадуматься отчего не получается рисунок?

 Походил, подумал, сосредоточился и опять за работу. Это – ритм.

 Ритм творчества – активное движение изменяющееся в последовательности выполнения посталенной задачи.
 Ритмы бывают порывистые, прерывистые, дробные, плавные, спокойные, замедленные. Любое движение в жизни поддерживается ритмом. Любое движение на плоскости картины отображается ритмами времени.

- Что ты рисуешь, Николай?
- - Я рисую мою бабушку.
- Твоя бабушка старенькая?
- Нет, она ещё молодая, но старше моей мамы.
- Старше, значит бабушка родилась прежде твоей мамы или позже?

Николай задумывется. С одной стороны и мама и бабушка молодые, но с другой строны всй же бабушка старше, хотя иногда она выглядит моложе мамы. Всё же Николай решает, в пользу мамы. Мама моложе.


-Значит воремя рождения у них тоже разное, Николай?
-Ну, это конечно. Конечно, они родились в разное время.
-Значит ты рисуя бабушку рисуешь её время, так?

Ага –
- А когда будешь рисовать маму, значит будешь рисовать время мамы?

- Ага!

- Как выразить образно красками время в котором жили твои родные, какими средствами?

Трудный вопрос. Николай молчит. Сопит всё громче и значительнее.
 
А средства такие: окружающая среда. Одежда, пища, архитектура строений, техника, животный мир и так далее.

- Что ты Николай хочешь изобразить рядом с бабушкой, чтобы отобразить её время? Её старую кофту или её портрет в молодости?
-
Но Николай рисует дедушку.Потом подумав пририсовывает дедушке пенсне на нос.

Молодец, Николай!

 
 Если ритм существует в времени и пространстве, то он отбивает движение времени и пространства, подобно тому как отбивается ритм ударником оркестра на барабаных и прочих ударных инструментах.

 Значит ритм отмечает движение. Значит всякое движение подчинено ритмам. Ритмично не только само движение, но и впечатления отображающие эти движения. Это связано с особенностями нашего зрения и нашего восприятия динамики движения. Наш взгляд переходя от одного пространственного элемента к другому отображает их цикличность, как бы учавствует в движении, он извлекает даже из плоскостного застывшего изображения пластику движения и насыщает их ритмами времени.
 Вот бежит волна за волной. Взрослый слышит шум прибоя. А ребёнок? Как объяснить, что такое шум прибоя, если он никогда не бывал на берегу моря.
 Наполните ванну водой. Пусть малыш открывает и закрывает пробку слива, пусть нажимает на кнопку слива воды в бачке унитаза. Что он слышит? Он слышит стилизованный шум падающей воды. Волны накатываются и отходят. Накатываются и отходят. В следующий раз вы обязательно отвезёте ребёнка на море. Это необходимо.

 Но он уже понял, что такое ритм. Что такое динамика и ритмика динамики.

 Иллюзия, та же образность. Можно жить в иллюизорном мире, правда некоторое время. Иллюизорный мир насыщает детское восприятие яркими цветными картинами созданных фантазией ребёнка миров, помогает ему насыщать сознание не только реальным опытом, но и опытом чистого сознания, базирующегося на совмещении мира реального с миром воображаемым, обогащая и тот и другой совершенно новыми впечатлениями, которые и являются в конечном счёте теми клеточками сознания из которых впоследствии формируется взгляд художника, взгляд мастера, взгляд творца.

 Эффект движения в рисунке достигается просто. Выбирается момент, наиболее ярко отражающий характер движения. Освобождается место /пространство/ перед движущим объектом, используются с наибольшей нагрузкой переплетения линий создающих эффект движения.

 Можно изображать и фазы движения, это более наглядно и понятно малым детям.
 Мячик катится… Перепрыгивает через луди. Плывёт в ручье. Масса примеров и всякий ребёнок поразмыслив рисует свою картинку воплощая в ней понятный ему эффект движения.

 Уже более взрослым детям можно объяснить, что динамику движения можно схватить наблюдающим глазом и отобразить на бумаге с помощью не сложных способов техники рисования как то: используя размытый фон, нечёткие контуры объектов на заднем плане, насыщая рисунок большим количеством вертикальных и горизонтальных линий, ускоряя или замедляя или изменяя движение.

 Другое дело состояние покоя в рисунке. Ощущение покоя может возникнуть при условиях: если геометрический и композиционный центры картины совпадают, создавая эффект уравновешенности, если перед направлением движения уже есть препятствие.

 Правила покоя таковы:

 Если на картине отсутствуют диагональные направления;
 Если перед движущим объектом нет свободного пространства.
 Если объекты изображены в спокойных /статичных/ позах и нет кульминации действия.
 Если композиция является симметричной, уравновешенной или образует уже известные ребёнку геометрические схемы.



 Правила золотого сечения в данной книге я рассматривать не буду, потому что ребёнок осваивает основные элементы технического исполнения в наиболее простых рисунках. Пропорции золотого сечения существуют для сложных композиционных построений и на нашем возрастном этапе в обучении детей не используются.


 Наоборот, симметрия должна воспитываться в детях уже в раннем возрасте с помощью врождённой их впечатлительности. Симметрия легко обнаруживается в окружающей среде. Дети остро её чувствуют и легко перестраивают пространство согласно внутренней своей убеждённости в правильном понимании её естественной необходимости и полезности.

 Ребёнок знает, что он из себя представляет согласно законам симметрии. У него два уха, два глаза, две рук, две ноги, а всё, что между ними есть воображаемая центральная ось симметрии. И левая, и правая стороны его тела или , скажем так, две половинки его тела уравновешены.

 Уравновешенность объекта или картины по отношению к центальной оси – есть симметрия.

 В любой нарисованной картине присутствует симметрия. В симметричной композиции и люди, и предметы расположены практически зеркально по отношению к центральной оси картины.

 Симметрия в искусстве основана на реалиях, окружающих наш мир и мир детей. Потому поймать глазомером симметрию несложно. Сложно разместить объекты на бумаге, чтобы изображение выглядело симметрично.

 Этому нужно учить.

 В ассиметричных рисунках композиция неустойчива. Она имеет тенденцию к заваливанию в стороны. Она может быть не ориетирована по горизонтальной оси, в ней могут быть нарушены любые другие пропорции. Но всё это всё же будет рисунком.

 В наше время или точнее сказать в цикле нашего времени, такая ассиметрия модна. Во первых она скрывает профессиональные огрехи художников не в полной мере владеющих техникой рисунка, во вторых она возвращает их в предисторию детства,, когда одарённость каким либо образом оказалась недоразвитой или остановилась в развитии.

 Такие художники убеждают нас в своей самобытности и исключительности, но на самом деле это всего лишь их недостаток, а может быть трюк для привлечения внимания утомлённого зрителя.

 Свобода творчества необходимое условие для раскрытия детских способностей. Для воспитания мастерства.
 В истории искусства есть множество примеров, когда художник берётся за кисть оснащённый только идеей. Идея – основа деятельности человека, но не обобществлённая идея, в которой нет смысла, а идея индивидуальная имеющая творческое начало, то есть ту искру которая стимулирует положительную человеческую деятельность.

 Рисование – порог за которым открывается волшебный мир возможностей. Рисование – методология переобучения человечества, путь к тому сверхсознанию, которому будет не страшно бытие, определяющее сознание обыкновенного человека.

 

 


Рецензии