Рисуем -значит мыслим Гл. 5
РИСУЕМ – ЗНАЧИТ, МЫСЛИМ, КОНСТРУИРУЕМ, СТРОИМ.
Умение нарисовать то, что находится перед глазами, требует тренировки восприятия. Ребёнок пришёл из темноты микрокосмоса тела своей матери; он ослеплён красочностью мира, яркостью света, звуками исторгаемыми окружающей средой, теплом его тело согревающим, конечно любовью и лаской на которые щедры взрослые люди, если они находятся в здравом уме и рассудке.
Там, в космосе, вечный холод. Там светят звёзды, те же солнца, но они лишены способности материализовывать свет и тепло, потому что среда космоса настолько разряжена, что свету не на чем отразиться, а теплу не к чему прилепиться. Потому и живёт вселенское не рождённое ещё сознание в вечно холодной расчётливой среде Мирового Разума.
Учиться приходится всему. Учиться воспринимать пространство, пропорции, края, свет, цвет и тень. Именно тень, а не ночь. Потому что ночь естественное состояние зародыша, плода, живого уже сознания, но ещё не предъявленного земным представителям бытия.
Восприятия ребёнка лучше тренировать с рождения его, целенаправлено и тогда обучение начинается стихийно, естественно, а обучение именно искусству рисунка приходит само, логически вытекая из стремления детей наносить штрихи и точки на различные поверхности ещё до появления на столе бумаги и карандаша.
Дети вначале обучения не выбирают специально объекты для рисования. Они любят рисовать всё, что находится перед глазами.
Тренируя руку, ладонь, плечевой пояс, пальцы дети готовят себя к письму.
Письмо - логическая форма проистекающая из рисования.
Письмо - часть рисования, где чтение – расшифровка символов и сигналов души, оформившейся в самостоятельную часть чувственности, воспринимающего и передающего сознания.
Когда ребёнок только учится, он только воспринимает. Но с возрастом восприятия переполняют фибры его чувственности и он начинает отдавать часть чувственных знаний в среду и в первую очередь в среду ближайшую, коей является в прямом и условных смыслах его мать.
Ответная ласка ребёнка к матери. Его естественные запросы. Реакция на ближайшее окружение, демонстрирующая нам становление мышечного аппарата, выраженная в мимике лица и жестикуляции пальчиками, ручками, взбрыкивании ножек и потягивании туловища.
Малыш ещё только сидит, почти не ходит, но обратите своё внимание, он уже потянулся к карандашу. Его забавляет этот предмет, который может оставлять за собой следы, как тот хвост кометы, которая пролетала ещё совсем недавно в созвездии Ориона, где часть сознания нового человека в то время обитала и наблюдала за этим зрелищем на атомонарных уровнях.
Первая линия на бумаге – это первое впечатление. Потом их становится всё больше и больше, и первых линий, и впечатлений, и дитя начинает рисовать всё, что находит перед своими глазами.
Ребятам дошкольного возраста информация из окружающего мира представляется воспитателями через дидактические /обучающие/ игры. Через различные предложенные детскому вниманию предметы. Через профессионально исполненные рисунки и схемы. И меньше всего через слова.
Потому что слово первично для Бога или для самодостаточного человека, у которого одно всегда проистекает из другого, а лежат то и это всегда в одной плоскости: плоскости поставленной задачи и поиска способов её решения.
Поставленная задача и найденное решение есть – дело, которое всегда неотложно и не подлежит очерёдности.
Смело можем назвать Богом такого человека.
Воспитывая ребёнка - эти два качества нужно постоянно держать в уме. Пишем ли, рисуем ли, считаем ли, читаем ли; слово и дело постигаем понятиями неразрывными.
Как этого добиться? Прежде, чем высказать слово нужно сконцентрировать своё внимание, то есть обострить свою чувственность. Для взрослого – это сложная, иногда неисполнимая работа; для ребёнка это также естественно, как все его естественные моментально исполненные желания.
Сам он ещё не в состоянии поставить перед собой определённой сложности задачу. Тут и нужен педагог-воспитатель. Есть бумага, есть карандаш, есть предложенные к обозрению предметы и поверьте, ребёнок начинает рисовать без понуканий. Страшнее всего в этот момент схватить его за руку, начать водить своей грубой рукой по листу бумаги его, сжимающими карандаш, пальчиками .
Это первое преступление лжепедагога по отношению к развитию положительной впечатлительности ребёнка.
Рисунок должен возникать сам. Мы говорили выше, что рисунок от точки до линии является самым настоящим индивидуальным творчеством ребёнка. Точка, зигзаг – как подёргивание мышц младенца не несущих выраженного смысла, но необходимых его организму больше, чем бескорыстная любовь матери.
Формирование осознанных движений определено только замыслом и временем. Также независимо от нас формируется сознание, связанное с попытками нанесения штрихов на бумагу, то есть с рисунком.
Малыш, прошедший весь этап «школы рисования», то есть формирования образной чувственности, освоив навыки письма, обязательно будет иметь каллиграфический подчерк. Если дело обстояло наоборот, то результат обратный. Дальнейшее образование, было оно или его не было, уже не имеет значения для выработки подчерка или умению человека владеть искусством рисунка.
Приведу два примера из недалёкого прошлого. Возьму две личности. Одна из них Ежов Николай Иванович, сталинский нарком, а другая - вождь пролетарской революции В.И. Ленин – Ульянов.
Для обоих знания очень важны были по роду выбранной ими профессии.
Ежов Николай Иванович, закончил один класс школы для рабочих детей в городе Лида, что в Белоруссии. Отец его литейщик, человек способный. Литейное дело сформировало у него любовь к металлу. Он подрабатывал изготовлением металлических шкатулок, подсвечников, печных решёток и так далее.
Предварительно составлялись эскизы.
Совсем маленький Николай Ежов всегда возился с набросками и скоро стал прилично для его трёхлетнего возраста рисовать и чертить. В дальнейшем жизнь сложилась так, что недокормленный ребёнок, после смерти родителей, был предоставлен самому себе; не только учиться, а вынужден был с восьмилетнего возраста работать, чтобы прокормить себя.
Но с той поры он уже обладал исключительным каллиграфическим подчерком, которое приводило в изумление товарищей по партии и даже Иосифа Джугашвили.
- Талант, – сказал Сталин, – в головах не разглядишь, но он проявляется во всём: от клочка бумаги с заявлением о приёме в партию, до масштабных дел исполненных творчески с огромной фантазией.
Владимир Ильич воспитывался в учёной семье. Детям уделялось огромное внимание. Всем заправляла мать, не признающая разных там Песталоцци, верившая только в Талмуд и Ветхий завет.
Арифметика, языки, письмо и конечно политграмота. Политчас в семье Ульяновых был обязателен.
Всю свою жизнь Ульянов В.И. не понимал искусства, не разбирался в живописи, конечно, он не умел рисовать и как результат, что бы разобраться в его писаниях создавались позже институты, в которых работали академики - подчерковеды, чтобы не дай Бог пролетарский вождь чего - то там не начертал лишнего.
Такова логика развития ребёнка. Таково его творческое происхождение и таково бытие, определяющее сознание до умопомрачительных падений в бессознательные состояния мракобесия.
Репрессивный характер Ленина произошёл от политграмоты Ветхого завета.
Творческая агрессия Ежова - от внутренненей закомплексованности, где жажда творчества находила выход в его личной исполнительности.
Один из них был с детства однобоко образован и однобокость эта привела его к конфликту с внешним миром, к неприятию мира.
Другой был необразован вовсе, за исключением школы рисования, преподанную отцом и эта школа оказалась настолько сильной, что вывела его на вершину пирамиды власти.
Вот что такое рисование и какова его роль в формировании личности взрослого человека.
Язык рисунка – самый богатый образный способ научить малыша азам мышления. Ведь ставя точку, сознание фиксирует появление этой точки на пустом месте. Проводя линию, сознание опирается на черту, которая и есть творение на пустом плане Вселенной. Куда ведёт черта?
- Эту черту произвела на свет моя рука. Мой карандаш. – думает ребёнок. - Эту черту придумал я. Значит, я могу придумать и другую черту, не похожую на эту. Я могу провести их в одной плоскости сколько угодно. Зачем я это делаю? Значит так нужно. Кому нужно? Мне? -
- Да! Это нужно мне, потому что я соберу все линии в один пучок, это будут линии света; или темноты; или это будут все лестницы мира, или это всего лишь трамвайные линии? Значит, я могу строить дороги для трамваев? А для поездов? А может быть это след ракеты, которая полетела в космос?-
Что такое космос? Мне, кажется, я что-то помню. Мне там было хорошо. Я хочу в космос!-
- Да, да, - говорит мама, - ты будешь космонавтом.-
Но в космонавты ли хочет сын?
Жаль, что мама этого уже не понимает.
Сосредоточение. Тишина. Созерцание. В детском садике так трудно добиться единения среды состоящей из индивидуальностей. Запугать, обозлить, подавить сопротивление – агрессивная черта взрослого человека. Эта агрессивность пришла из далёкого детства и прочно угнездилась в сознании. Настолько прочно, что живёт уже не в сознании, а в привычке.
Привычка - это приобретённый инстинкт.
Приобретённый инстинкт внутренне подталкивает человека к принятию решений, обеспечивающих ему наиболее верную возможность к выживанию. Когда такая потребность приобретает массовый характер, мы называем её психозом.
Массовый психоз – война, разрушения, уничтожение себе подобных, апартеид, геноцид, всякого рода чистки и зачистки.
А как хорошо уйти от этих привычек навсегда. И всего - то нужно начинать воспитание не с арифметики, а с рисования.
Уроки тишины, уроки созерцания, уроки сосредоточения как нельзя лучше способствуют тому стилю познания, который присущ маленьким детям.
Язык рисунка помогает развитию речи. Дети «видят» картины, предметы, слова, и с удовольствием их рисуют. Обозначение предметов придёт потом, после тщательного умственного и физического их исследования.
Развитый рисованием ребёнок легче переходит к обучению чтению и письму. Происходит это, как само собой разумеещееся.
Писатель Лев Толстой заметил, что чтение, а так же письмо приходят к детям сами. В крестьянских семьях один грамотный мужчина или женщина обучали всю деревню. И для этого им не нужна была школа, часы обучения. Один, освоивший некоторые приёмы письма или чтения, ребёнок скоро передавал свои навыки другим и грамотность становилась поголовной.
На этом наблюдательный писатель построил свою педагогическую школу. Она проста, конечно, но гарантировала своим последователям только поверхностную грамотность. Там не было глубоких разработок, как это водится в работах профессиональных педагогов, она не обеспечивала приток талантливой молодёжи в сферы социального развития.
Дитя видит буквы и называет их – значит, читает; ощупывает картонки с выпуклыми буквами, - значит, пишет их.
Рисование как письмо, письмо как рисование.
Формальное рисование – преступление номер два в обучении современного ребёнка.
Значение рисования важнейшая часть педагогической работы. Воспитатели дошкольных учреждений чаще всего пускают это дело на самотёк /рисуйте как хотите/ Что, вообщем, правильно и соответствует желаниям ребёнка, но в каждом деле есть худшие и лучшие стороны. Самотёк на то и самоток, что русло педагогом не проложено и потому стремления ребёнка, его жажда к обучению стекают по поверхности знаний не имеющих глубины.
Ждать пока страсть пробьёт собственное русло в грунте жизни можно, но не всякая страсть на это способна. А важно, чтобы душа ребёнка не металась в бесполезных поисках, а находила, причём самостоятельно нужное направление.
Так подать материал, чтобы этот педагогический приём не стал насилием – личное искусство педагога.
В начальной школе рисование преподают учителя начальных классов, хотя 9-10 лет – это возраст, когда ребёнка должно учить реалистическому рисунку.
Педагогические новации коснулись обучения математике, письму, развитию речи. Рисование же требует глубокого понимания педагогами тесной взаимосвязи этого предмета с остальной развивающей предметарной деятельностью школ и детских учреждений.
Научиться рисовать - по сути научиться правильно видеть.
Изображение виденного может реализовываться как графически, так и образно; то есть логически проистекая из основ всякой науки – рисования, первичная способность в дальнейшему изображению, проходит путь цепной реакции, на каждом этапе которой возникают новые интересы, новые видения, новые науки и они растут и будут умножаться впоследствии, потому что всё возникает из чего-то, а рисование только «материнская плата»; начало начал творческого многообразия в исследовании бытия.
Изложение этого материала в русле педагогики М. Монтессори вызвало некоторые сомнения и естественно, вопросы.
Имеем ли мы право, идя по её пути, расширить набор рекомендуемого материала, а также использовать методы и приёмы, ею в своё время не предложенные?
Что следует учитывать в работе с детьми, чтобы сохранить «чистыми» форму, принципы педагогики Монтессори, её подходы к детскому искусству рисования.
Эти вопросы я приняла во внимание при апробировании и изложении материала этой книги.
В некотором роде книга представляет попытку анализа и систематизации опыта накопленного автором более, чем за сорок лет работы в системе дошкольного образования.
Основываясь на анализе детского рисунка мы показали, какой путь проходит рисунок ребёнка от 2 лет до 7-9 лет, и какое значение имеет обучение его рисунку.
Вначале двадцатого века советский педагог Юлия Фаусек подтвердила опытным путём справедливость открытия М. Монтессори. Советские школы становились на новый прогрессивный курс, осваивали приёмы передовых способов обучения и достигли определённо значимых успехов в воспитании дошкольников.
Но политическая элита усмотрела в новациях педагогов-новаторов пресмыкание перед зарубежной педагогической, философской мыслью, нашла мины замедленного действия заложенные будто бы мировым империализмом под здоровый советский образ жизни.
Зарождающаяся наука была разгромлена, а на носителей передовых идей надет маска и балахон ку-клус-клан- овцев; этаких мерзавцев и заговорщиков против всего и вся.
В первую очередь, конечно, имелось в виду нежелание власть придержащих что-то изменять в процессе воспитании нового поколения в пользу народа. Поголовная грамотность – это одно. Она нужна, потому что без поголовной грамотности рабочий не сумеет даже расписаться в ведомости на получении зарплаты или там правильно заполнить причитающийся ему по Сталинской конституции бюллетень, которым он голосует за того же т. Сталина и не дай бог ни за кого другого!
Во вторую очередь поголовная грамотность – это некий усреднённый статистический показатель уровня образованности народа. Планка этого уровня может быть поднята высоко или опущена очень низко, что уже не имеет никакого значения, потому что грамотность - то поголовная, стелющаяся по поверхности народного быта на уровне океана, то есть самом низком уровне бытия. Хоть поднимай планку, хоть опускай её -–уровень океана имеет величину постоянную, поголовную.
Это очень удобно. И показатель есть, и вопросов нет, ввиду исключительной безграмотности народа.
Другое дело воспитание индивидуальное, по системе М. Монтессори. По работам Ю. Фаусек. Педагогическим откровениям великого Песталоцци и множества других учёных – новаторов, педагогов от Бога.
Эти люди заинтересованы не в благополучии власть придержащих, у которых величайшей из всех забот является забота об умиротворении масс и изысков всевозможных способов удержания и употребления власти на пользу себе.
Индивидуализация воспитания открывает бреши в обороне чиновничьей власти, те пробоины, которые уже не задраить «идеологиями от предыдущего к последующему», такие корабли и крепости бывают скоро разрушены и затоплены.
Но это уже политика. Хотя нужно честно признаться, что сегодня без политики невозможно сделать и шагу. Тем более не возможно такой шаг сделать добровольно.
Идущий в толпе не имеет выбора. Судьба одного, это судьба всех.
Недаром говорил Гитлер: погибну – Я; погибнет Германия!
Как он ошибался.
Все ошибаются. Разница только в количестве жертв. Когда народ идёт за своим провидцем то избирает путь который обязательно конечен. Конечный путь богат жертвенностью и щедр на слёзы.
Дело педагогов – воспитателей организовать новое движение к познанию образовательных наук с таким расчётом, чтобы не навязывая детям устоявшиеся модели нашего бытия понудить их с открытыми забралами вступать в мир и то новое, хорошо забытое старое, чем обогатил космос детские души, превзнести в освоение старого мира через чувственность пролонгированную прошлым, уже состоявшимся на земле и ещё не состоявшимся на земле, но имеющим возможность практически и неизбежно состояться.
Прорыв обязательно произойдёт. Сколько бы силы торможения не вступали в борьбу с новыми веяниями времени они обязательно проиграют. Только потому что мечтают они не о внешнем распорядке как кажется им, а о внутреннем, которым является их собственное пищеварение, несомненно, полезная вещь, но не всеобъемлющая. Объяснять расцвет цивилизаций и их закат только функциями пищеварения могут некоторые люди. И даже считать себя могут «учёными светилами», однако удел их в ближайшей пропасти, в которую они – слепцы, затягивают простодушных, доверчивых и нерешительных.
Только свобода выбора, свобода самовыражения способствуют развитию новых качеств – трамплинов будущего в непосредственное будущее.
Монтессори – педагогика не карточный домик фокусника, чтобы увидев как она работает, сказать: ах!
Это наука, как все другие, только некоторые её постулаты опровергают постулаты педагогики классической, основанной на показе: «делай как я!», и приказе: «делай! Не то накажу!».
Предлагаемые методы воспитания просты:
- Овладение навыками практической жизни.
- Сенсорное развитие.
- Развитие родного языка.
- Развитие математических представлений.
- Космическое воспитание.
Причём космическое воспитание завершает общее развитие ребёнка, когда я ставлю на первое место именно соответствие земной чувственности ребёнка её космическим эталонам.
Что означает фраза космический эталон?
Что я подразумеваю под космическим эталоном?
Космический эталон в отношении рождённого на земле ребёнка есть соответствие духа его планетарного к духу земного существования. Таланты заложены в новорожденном сразу. Они действительно могут быть развиты, а могут быть не развиты вовсе и всё едино он остаётся живым существом в недоразвитости своей стоящим гораздо ближе к Богу, чем в развитости, то есть отстоящим от Бога тем дальше, чем более он воспитан человеком.
Это парадоксы. Но они верны, как ход звёзд на небосклоне и мы не состоянии изменить их орбиты, хотя научились изменять, только в худшую сторону, психологию людей.
Вот против чего борюсь и за что ратую. Мы в состоянии изменять материал природы, но чем это грозит нам, ещё не знаем. Мы как порочный Адам, которому сказано: - не ешь! Однако сила страсти такова, что не указ уже никто и ничто не в состоянии удовлетворить страсть любопытства, вползающего в его душу очередным змеем.
Космическое воспитание должно присутствовать на каждом этапе воспитание и в образовании в том числе.
Итак мы сохраняем принцип свободного творчества в деятельности ребёнка. Но порядок прежде всего. Естественно космический порядок. То есть соотношение свободы и дисциплины, наблюдения, невмешательства.
Реализация состоит в том, что во главу угла ставлю я рисование. Оно не строго обязательно. Есть исключения из правил, но об исключениях мы поговорим с вами в отдельной главе. Здесь же вообразим себе, что работаем если не с одарёнными детьми, то хотя бы понятливыми.
Регламентации скажем: нет! Если ребёнок не закончил рисунок, он спокойно дорисовывает, затем только убирает свой материал и присоединяется к группе. Вообще, он рисует, когда захочет. Это его несомненное право. Не думаю, что желания пещерного художника регламентировались вождём. Но думаю, что будь на то желание вождя, художник не протянул бы и нескольких часов в жизни.
В этом коренное отличие тугодума вождя от находчивости художника. Так было. Так есть. Всегда так будет. Потому что руководство – не творчество, а лишь способ заработать на жизнь.
Метод воспитания творчески думающего человека – увлекать детей рисованием. Рисование вырабатывает устойчивость характера и привычку изымать часть удовольствия от своей работы. Как иначе приучить малыша к работе, если не через приятные, самостоятельные импульсы самовнушения.
Что-то приходится показывать, объяснять. В рисовании, как и в другой работе, методы похожи, а потому доступны пониманию воспитателей без лишних разъяснений.
Педагог знает, что всякое действие развивается поступательно, мы называем это поступенчатостью, когда от нижней ступеньки образного восприятия малыш движется по восходящей кривой, к более сложному рисунку.
Контраст чистого листа бумаги с листом заполненным художествами ребёнка создаёт эффект творческой деятельности. Это как бы переход из небытия в осознанное существование. Контраст реального перевоплощения.
Такой контраст, стремительно развивает потенциал возможностей детского ума.
Насколько велик такой потенциал, не педагогу судить, но обратимся к людям сведущим.
Профессор института мозга Ирина Доголепова считает, что потенциал
человеческого мозга составляет в пересчёте на нейроны около 14 миллиардов единиц. Из них в обоих полушариях коры мозга работают «шаляй-валяй» всего лишь 700 миллионов нейронов.
Пять процентов от общего числа.
Лабораторные исследования показали, что использование человеком 10 процентов нейронов поднимают его умственные возможности до уровня очень одарённых людей.
Использование двадцати процентов выводят обладателей такого потенциала в категорию гениев.
Зависит ли умственный потенциал человека от веса мозга? Конечно, хотя исследования продолжаются и выводы преждевременны.
Например вес мозга писателя Ивана Тургенева два килограмма двенадцать грамм. Нормальный мозг среднеразвитого в умственном плане человека весит – 1400 граммов.
Мозг В. Ленина весил 1340 граммов. Это не аномалия, но явно деградирующая тенденция.
/Материал публикаций «Комсомольской правды»./
Естественно ребёнок имеет те же возможности, что и взрослый человек. Но нам этого мало. Мы, воспитатели будущих поколений прекрасно понимаем свою задачу. Нам нужно как можно осторожнее, но конкретнее раскрыть у детей по возможности те проценты, которые с возрастом теряются. Блокируются. Взрослея, ребёнок перестаёт раскрываться, включаются механизмы блокировки возможностей дальнейшего умственного развития.
Доктору Брюсу Миллеру из Калифорнийского института удалось обнаружить в мозгу человека «блок гениальности». Особую зону, расположенную в правой височной доле. Её функция – подавлять возможность стать гением. Если её отключить, творческие способности подскочат до немыслимых высот.
К тому, что открыл Брюс Миллер, мы – педагоги новой волны пришли самостоятельно, можно сказать интуитивно, опираясь только на опыт и наблюдательность.
«Блок гениальности» связан с мозгом неразрывно и удалить его оперативным путём невозможно. Удаление «блока гениальности» открыло бы новую эру в развитии человеческого общества. Человек бы воистину стал Богом, а не подобием его.
Но это не означает нашего поражения. Наоборот, нашу работу корректирует Космос и показывает нам, что только работа с детьми с наиранних возрастов может открыть замки акой кладовой Разума. Кладовая в человеке. Ключи от кладовой в сознании ребёнка, которого мы в силу своей закомплексованности считаем существом неразумным.
Вынуждая ребёнка проявлять инициативу, предоставляя ему массу самостоятельных возможностей в русле творчества мы имеем шанс воспитать поэтапно, постепенно «сверхчеловека» с исключительным умственным потенциалом.
Тогда в действительности исчезнет межрассовая, межнациональная, межклассовая борьба. Возникнет феномен сверхразвитого общества, где люди с весом мозга менее 1,3 килограмма будут заниматься своим делом, а не навязывать обществу свои клинические шизофренические взгляды.
Пятидесяти шестилетний инженер получив травму правого полушария мозга приобрёл способности к рисованию. Заражённые заразой реального бытия поверхностные нейроны исчезли, открылись девственно чистые участки сознания, находящие in statu nascendi /в состоянии зарождения/.
Пещерная страсть к живописи живёт в любом человеке. Даже подавленная реальностью среды она может при определённых обстоятельствах возродиться к жизни.
Итак мы имеем ребёнка, который способен в нашем понимании на «подвиги», но подвиги эти - его обыкновенное земное существование в едином импульсе творческой жизни.
Всё остальное – сумбур приобретённый.
Каша в головах человечества.
Негативный опыт построения будущих поколений, через собственные субъективные ощущения.
Подобные ощущения и создали сегодняшний объективный мир, мир который развёрнут фронтом против нас, особей его создавших.
То есть воюем сами с собой, против самих себя, полагая, что война и есть естественное состояние нашего бытия. Создали целую мифологию относительно, доблести и храбрости. Поклоняемся идолам убивающим и калечащим нас.
Ограниченные способности отдельных примитивных, но импульсивно – интенсивных людей возводим в ранги и обвешиваем блестящими жестянками, подобием консервных банок, чтобы отличать их от нас, чтобы веселить себя детскими играми в первобытном, если не более того, мире.
Нужно понимать место своё в истории земли и среди прочих творений
Внеземного порядка. Нужно соответствовать этому месту.
Соответствовать невозможно без прогресса в отраслях воспитания и образования детей. Нужно понять что все реформы, это новые построения пирамид из одних и тех же кубиков. Они дают лишь временное отвлечение общества от невыполненных конкретных задач, которые выполнить в создавшейся ситуации невозможно.
Только воспитание, и только образование, и немедленно, в свете новых взглядов на эти системы могут коренным образом изменить наше будущее.
Система, которая не в состоянии кормить своих стариков, которая вешает на плечи работающих, миллионы граждан вскормивших этих работающих, рано или поздно обречена.
Не думаю, что власть имущие не понимают проблемы или не видят её. Они оттягивают начало конца, уходят от ответственности, но упрямо ничего не меняют одурманенные кажущейся безисходностью.
Вы скажете мне: - Дайте методики! Дайте! Дайте, дайте!
Я отвечу вам: - Вы воспитаны нашим обществом в прямой и последовательной зависимости от общества. Вы воспитаны в школах игнорирующих инициативу, самостоятельность, свободу личную и свободу выбора. Чем ближе к нам «интеллектуальная зима», тем обречённее вы сплачиваетесь вокруг очередного «незнайки» и упрямо маршируете в колоннах.
Вы беспомощны. И беспомощность передаёте своим детям. Даже в таком простом и очевидном деле как творческое самовыражение вы бежите в манежи смотреть творения шизофреников, игнорируя собственных детей и тот опыт который нам преподан природой, если не Богом.
Труд воспитателя особый. Вся сложность воспитания в её кажущейся простоте. С одной стороны свобода самовыражения, с другой жёсткая регламентация базисных упражнений.
Например, вначале предлагаем цветовые таблички, затем вкладыши, копирование и так далее. В более позднем детском возрасте предлагаем к освоению понятий, что такое пропорции?
Учим пользоваться рамкой – видоискателем. Ребёнку с острым зрением она не нужна. Если научить малыша фокусировать взгляд на предметах переднего плана, он через час оставит рамку – видоискатель. Его глаза приобретут профессиональный навык.
Не зная правил композиции, дети интуитивно выстраивают её правильно. После того как ребёнок почувствует линию, движения его руки приобретают точность.
До непосредственной работы с рисунком самостоятельно детей нужно научить сосредоточению, созерцанию, умению спокойно работать.
В восточной философии таким упражнениям отводится огромное место. Но переучить взрослого человека, выросшего в условиях городской беспредметной беготни и непроизводительной болтовни практически невозможно.
Мы можем посмотреть тысячу фильмов о медитации и не понять ничего, а, не поняв, не сделать и шагу в сторону освоения материала.
Ребёнок – вот объект нашего внимания. Медитация для ребёнка естественное состояние. Упражнения по медитации изложены во многих книгах, но я бы рекомендовала не читать их. То, что составляет взрослый интерес, совершенно ненужно усваивать ребёнку. Он генетически знает то, к чему мы стремимся вернуться, навсегда утеряв способность в духовному перевоплощению.
Лишённый возможности дёргаться, кричать, совершенствовать свои движения ребёнок лишается и физических нагрузок направленных на правильное развитие всего организма в целом.
Но лишённый возможности к медитации он остаётся без важнейших инструментов души, которые формируют его сознание и от которых зависит устойчивость его характера, мобилизация его поисковой системы, устанавливающей связи между двумя формами жизни: физической на земле и духовной, исходящей из космоса.
Поэтому уроки тишины – есть начальная форма обучения медитации. Без этих связанных между собой параметров развития, без научно установленных методов и способов органического развития души и тела ребёнка, мы будем получать только то, что получали доселе; а именно подобие себе.
Подобия Богу не существовали на Земле вовсе. Этот образ ещё не сложился в умах наших современников и сложится ли вообще. Слишком много наносного и придуманного, слишком мало взято из космического багажа, с которым нас направляют на землю
Мы стремимся в космос, потому что он наша колыбель. Но мы стремимся неосознанно, через технический прогресс, в то время как в действительности крылья у ищущих осмысленно, непосредственно вырастают за спиной.
Мы этот путь проглядели.
Изложу для начала теоретические и методологические проблемы.
1. Экскурсия воспитателей в детский рисунок. Как рисуют дети и почему?
2. Кто изобрёл рисунок, письменность и зачем?
3. Геометрия – грамматика природы.
4. Рисование – база для развития всех наших способностей.
5. Восприятие – чувственный зонд космического мироощущения.
6. Копирование – геофизическое местоположение индивидуального Эго.
7. Форма – геометрия чувств.
8. Глубина и острота зрения – внутренняя потребность перспективы и творчества.
9. Пропорции – потребность порядка и самодисциплины.
10. Анатомия человека – живая природа.
11. Рисунок – творчество; осознание творчества – мышление.
12. Краски, тени, цвета, оттенки – индивидуальное мироощущение.
13. Композиция. Её средства. Извлечение главного из общего.
14. Две формы видения: чёрно-белая и цветная.
15. Письмо – форма изобразительного искусства.
16. Работа с вкладышами. /Конспекты/.
17. Работа с шершавыми буквами.
18. Музейные экспонаты – зрительные эффекты и умозаключения.
19. Утилизация рисования.
Теория и методология в следующей главе.
Свидетельство о публикации №214041601497