Игра в похороны

Вопрос «Можно ли детям играть в похороны?» сегодня, наверное, многих повергнет в шок. Но факт остается фактом: после смерти В. И. Ленина дети играли в его похороны.

Свидетельством этому является сборник «Дети дошкольники о Ленине». Основанный на материалах, записанных в первые пять дней после смерти вождя мирового пролетариата в 43 детских садах и двух детдомах Москвы, этот сборник уникален. На его страницах сохранилось не только детское восприятие смерти великого человека, но и детский язык той поры.
Во всех учреждениях повторялась одна и та же игра: на столе или на носилках несут одного из детей по комнатам в зал (на Красную площадь). За гробом идут «рабочие и делегатки», опустив голову, красноармейцы, школьники, «весь народ» – длинная, бесконечная очередь. Слышны слова: «Как жалко», «Как мы теперь будем жить без него?», «Нас буржуи завоюют»...
Во время игры «устраивают клуб, приносят гроб и ставят на стол. Толя - Троцкий говорит речь. Затем поют похоронный марш и Интернационал. Когда поют Интернационал, Толя просит встать. У всех на груди бантики и на рукавах черные повязки. Несут гроб на Красную площадь. Толя взбирается на трибуну: «Товарищи! Ленин умер, а мы должны быть коммунистами». Все аплодируют. Гроб ставят на рояль, который изображает склеп. У стены ставятся красноармейцы. «А теперь пойдем в клуб, там я буду говорить про Ленина», - говорит Толя...»
Все это происходило под руководством воспитателей детских садов, полагающих, что именно так надо реагировать на всенародное горе. В свою очередь руководители дошкольных учреждений, наблюдая за детьми, все это записывают, собирают рисунки и лепку. Так, на всякий случай, в порядке повседневного учета проделанной работы.
Во время игры мальчики по очереди ложатся на стол, изображая Ленина. Остальные ходят вокруг стола. Это «рабочие и народ» прощаются с Ильичём. Неподдельное горе и слезы в продолжении 20-30 минут сопровождают игру.
«Володя ложится на стулья. «Это – Ленин умер, – говорит Валик, а мы будем часовые».
«15 человек детей стояли в большой комнате, изображая рабочих. В другой комнате дети положили Витю 4-х лет на два маленьких столика, накрыли его черным платком, а около головы поставили портрет Ленина».
«Дверь открылась, и везут гроб с пением: «Вы жертвою пали». Некоторые мальчики изображали музыкантов. Взяли скамейки и в такт ударяли по ним кубиками. «Рабочие делегатки» пошли за гробом, опустив головы. Нюша и Маня, опустив головы, идут за гробом. «Как жалко», — сказала Нюша. «И мне тоже. Как мы теперь будем жить без него?»
«Так они ходили минут пять, а потом поставили гроб у старшей группы. Витя говорит: «Я не хочу больше лежать, я лучше буду рабочим» Другой мальчик ложится вместо него. Наконец Валя вошел к ним и говорит: «Прошу порядок. А кто посмотрел, не мешайтесь и выходите». Дети подходили парами. Когда все дети прошли, игра окончилась».
Сборник «Дети дошкольники о Ленине» сохранил и детские разговоры. Вот некоторые из них:
«Ленина убили - одним пистолетом не смогли, приставили сразу два (мальчик показывает по обеим сторонам лба) и застрелили».
«Как красиво лежит. Венков-то сколько! Наверно, его жена возьмет себе в комнату и повесит».
«Когда опустили Ленина в могилу - пропало солнце и радуга около солнца».
«Он сильно работал, вот и помер».
«На вопрос Раи, будут ли сегодня макароны, Вера отвечает:
 - Макароны нам даёт Ленин.
 Нина (плача):
 - Ленин помер, макарон не будет».



На снимке почтовая карточка. Художник Н. Струнников «Октябрята за постройкой мавзолея», 1925 год.


Рецензии