Чудесное преображение оренбургского казака Василия

Биография этого человека запросто могла бы стать основой какого-нибудь историко-авантюрного романа. «Раскаяние в постыдных делах есть спасение жизни», - утверждал ещё старик Демокрит. Примеров из биографий раскаявшихся грешников в истории  достаточно. А вот образцов высокого нравственного преображения совсем не много.
«Простой, почти безграмотный оренбургский казак, ходивший некогда походом на Хиву, позднее апостол шеллопутской секты, затем раскаялся печатно и всенародно в своих грехах, искупил падение своей молодости почти двадцатилетним служением русскому делу на востоке. И сделал в Царьграде для русских один в десять раз больше, чем российское консульство за все годы своего существования», - с восторгом писали российские газеты об удивительной истории необыкновенного человека.
В ранней своей молодости отец Паисий, тогда ещё обычный оренбургский казак Василий, воспитанный в духе строгой христианской церкви, до того предался православию, что подвергал себя разным мучениям и даже ходил босиком по монастырям в Киев и обратно в свою оренбургскую Каменно-Озёрную станицу. Юродствуя, он столкнулся с сектою «Духовного сожительства», в которой мужчины назывались «духовными братьями», а женщины – «сёстрами», соединялись сектанты в союзы «духовных» жён и мужей. Так вот Василий, поддавшись искушению, бросил молодую казачку жену, завёл себе «духовную» и блаженствовал. Но оренбургская казачка характером оказалась сильнее всех, так называемых «духовных жён» вместе взятых, и вырвала мужа из гнезда  ереси и разврата. Однако борьба за спасение супруга не прошла бесследно, вскоре от душевных переживаний и тоски казачка умерла. Василий, осознав степень своего падения и оплакивая безвозвратную потерю супруги своей, с горя поступил в монастырь на Афоне и стал отцом Паисием – «величайшим тружеником и верным служителем божьим». Он организовал в Константинополе на свои средства своеобразный отель для паломников. И тысячи русских прошли этот чудесный уголок по пути в Палестину или в Афон, и «всяк получал от отца Паисия поддержку духовную и материальную. Святой отец раздавал до тысячи рублей на пособия неимущим паломникам и не всегда получал долги свои». Помогал он и учёному, исследовавшему древности Стамбула и «беспаспортному горемыке», и молодому натуралисту, и коммерсанту, и известному атаману Ашинову. Последние годы своей жизни отец Паисий положил на пропаганду русской школы в Константинополе, для которой «добыл и место, и средства, но не добыл соизволения начальства». Даже в страшные четырнадцать месяцев войны под Плевной отец Паисий оставался самым искренним русским патриотом. И не смотря на угрозы турок его зарезать, молился за победу русской армии, принимал у себя  пленных соотечественников, кормил и снабжал деньгами, доставляя им сведения об успехах русских.


Рецензии
Воистину, через тернии к вере проделал путь "блудливый" казак Василий. Как бы там ни было, а обрёл казак свой христианский "промысел", благодаря верной жене - казачке.
С уважением

Николай Панов   26.01.2015 21:27     Заявить о нарушении