Юрий Издрык. Гули-гули

Она появляется каждое утро. Педантично, всегда в одно и то же время. Ведет себя сдержано и вежливо, вполне резонно  полагая, что одного уже ее появления, даже молчаливого, достаточно, чтобы я понял, о чем речь.  А речь всегда об одном и том же: я должен ее накормить. Готовить ей завтраки – это вообще-то не моя обязанность. Ни лично ей, ни кому бы то ни было еще  я не давал никаких обещаний. Но как-то так получилось, не помню, с каких пор, кажется  с позапрошлого лета. 

В конце концов, мне это не тяжело. За время нашего знакомства это даже превратилось в часть моего утреннего ритуала – наряду с холодным душем, кофе с молоком,  сигаретой.  Вдобавок еще и завтрак для нее. Для невротика ритуалы – дело не только привычное, но и поддерживающее. Особенно утренний, когда разум  отказывается верить, что вернулась так называемая реальность, психика  бойкотирует любые попытки настроиться на активную, креативную – какую там еще? – социальную жизнь, а память в очередной раз пробует инсталлироваться  в групповую  историю  из приватной  солиптической директории.

Механистичность ритуала словно бы  длит интимность ночного одиночества, создает иллюзию продолжения сна. То есть создает иллюзию иллюзорности. Смягчает возвращение в шенгенскую  дневную зону.

Поэтому готовить завтрак еще и для нее – дело вполне комфортное. Тем более, что она не требует разнообразия, всякий раз довольствуясь одним и тем же: кукурузными хлопьями  с изюмом.  Следовало быть благодарным за  минималистическую скромность  ее желаний, но меня  все же раздражали некоторые детали.  Я почти уверен, что завтракать хлопьями она начала, насмотревшись американских сериалов. Во всяком случае, еще совсем недавно ни у кого  из моих соотечественников и в мыслях не было, что эти прародители попкорна могут служить полноценным завтраком. 

Впрочем, следует отдать ей  должное: хлопья она ест всухомятку, не заливая ни молоком, ни соком, ни йогуртом. С точки зрения здорового питания, вряд ли это полезно, но такое поведение говорит о самостоятельном  выборе, собственном волевом решении, по существу - об инивидуальности как таковой. А каждую индивидуальность я привык уважать.

Из америанских фильмов она набралсь и других глуповатых привычек.  К примеру, чтобы продемонстрировать, как внимательно она относится к моим словам, наклоняет голову набок и смотрит прямо мне в глаза – точно так же изображала заинтересовность леди-терминатор из одноименной ленты. Однако и это не слишком-то меня раздражает: ведь цитата из голливудского фильма  эффективней всего  возвращает нас к реальности. Поэтому я трактую эту ее привычку как ненавязчивый и грамотный терапевтический прием.

Гораздо сильнее меня раздражает ее манера есть.  Ест она звучно и неряшливо,  разбрасывая хлопья во все стороны. Теперь после завтрака мне приходится делать уборку более тщательно, чем до нашего знакомства. Хорошо хоть  она не разговаривает во время еды.

Но следует упомянуть и о ее позитивных чертах. Скажем, ни разу, ни коим образом  она не обнаружила  своего отношения ко мне, как к существу противоположного пола  (что с учетом ее возраста было бы вполне естественно). Я очень ценю такое ее поведение, тем более, что у нее есть бой-френд (я не раз видел их вместе на улице), о котором она ни разу не упомянула, не говоря уже о попытках познакомить нас или накормить и его завтраком на халяву То есть между нами, между ею и мной, очень естественно, без внешних договоренностей возник своеобразный кодекс чести, а это, согласитесь, не часто присутствует в отношениях.

С моей стороны этот кодекс работает почему-то только ночью. Я ни разу не видел ее во сне, но ее присутствие ощущал неоднократно. И вот это, едва ли не чувство присутствия по Прохасько,  играло в моих снах роль своего рода морального императива,  направляя мои действия, обусловливая  поступки.
Подозреваю, что именно благодаря ей я даже во сне ни разу не отважился ни на убийство, на на самоубийство.

Вот, наверное, и все. Странный пример симбиоза двух  самодостаточных организмов. Впрочем,  взаимовыгодный симбиоз, как утверждают биологи, как раз и свидетельствует хотя бы о частичной несамодостаточности, неспособности без помощи извне успешно функционировать в социуме (не говоря уже, в ноосфере).

Не знаю, сколько еще это продлится. Как остро каждый из нас будет переживать потерю  другого – ведь вряд ли мы умрем одновременно. В конце концов, для разлуки есть еще много более прозаических причин. Намного больше, чем для счастливых встреч. Я, к примеру, часто путешествую. Правда, пока эти путешествия не навредили, поскольку во время моего отсутствия завтраки ей готовит жена. Жена считает ее горлицей, поэтому  когда выносит поутру на балкон  порцию хлопьев, зовет «гули-гули-гули». На этот пароль, как утверждает жена, и в самом деле прилетает  горлица . Со мной все по-другому. Наверное, орнитолог из меня неважный. Конечно, я не раз пробовал, открыв окно, приговаривать что-то вроде «гули-гули». Но ни разу никто нигде… Видно, дело в том, что в сложной игре под названием «Жизнь» пароли, коды и имена уникальны и никогда не повторяются. Даже дважды.

с украинского перевел А.Пустогаров


Рецензии