Дегенеративное искусство

Сон разума рождает искусство.




Был когда-то у нацистов такой термин: дегенеративное искусство.


Логика его проста и естественна. Существует искусство здоровое, созданное здоровыми людьми для здоровых людей, а есть искусство дегенеративное, созданное дегенератами для себе подобных.


Здоровое искусство изображает здоровых людей за их естественными и здоровыми делами. Больное искусство изображает уродов и дегенератов, занятых вещами извращенными, безумными и пустыми.


Здоровое искусство учит здоровой и правильной жизни, помогает принимать верные решения и дает ответы на простые и сложные вопросы. Больное искусство учит пороку, или вообще не учит, а только дурачит.


Простые слова, ясные выводы.




Я родился слишком поздно, и не застал нацистов.


Однако я помню советскую школу. Помню, как однажды к нам на урок пришел взрослый дядя, и рассказал об ужасах буржуазного искусства. Я помню, что он говорил горячо, а еще он показал нам Книгу…


На ее страницах, призванных вселить ужас в чистые сердца советских детей, творилось невозможное. Там нашли приют удивительные монстры и гротескные существа, растекающиеся часы и пятнистое небо...


Так я в первый раз увидел сюрреалистов. Кажется, там еще был авангард начала века, и что-то из постмодерна. Помню, как не мог оторвать взор от их причудливых безумств. Наверно это была любовь.


Увиденное было настолько прекрасно, что не требовало объяснений. И мне казалось бессмысленным и глупым, что все эти люди вокруг хотят друг от друга каких-то интерпретаций, а не найдя смеются.


Я помню, как они смеялись. Помню хохот этих славных детей, и мудрую улыбку нашего старшего товарища. Помню как он учил, до какой низости может дойти загнивающий капитализм, и цитировал Маркса.


А потом мир изменился.




Мир изменился, но люди остались все те же.


Всякий, кто требует от картины смысла, кто норовит устроить искусству допрос и проверить его на предмет душевного здоровья, остается маленьким фашистом. Ни он, ни его природа не претерпели существенных изменений.


Недавно я видел, как по одному из центральных каналов улыбчивый диктор, увлеченно способствуя себе движениями рук, объяснял что существует два вида искусства. Искусство здоровое, и всякая либеральная пакость…


И я снова услышал этот смех. Торжествующий хохот фашиствующей толпы, мнящей себя племенем здоровых героев. Радостный смех советских суперменов, которым опять разрешили глумиться над дегенератами.


Веселые времена возвращаются.




Улыбайтесь.



Рецензии