4. На вокзале

  Прожив в Хабаровске чуть больше года, Василий получил назначение в город Южно-Сахалинск. Он, приехав домой, сообщил Анне: «Сборы – сутки. Завтра мы выезжаем во Владивосток, а оттуда – на Сахалин. Собери в чемодан всё самое необходимое, а остальное сдадим в багаж. Забирай всё, там со снабжением плохо». Анна ахнула: «Вась, как же так? Мне скоро рожать, а ты…ехать!» Василий: «Приказы не обсуждаются! Собирайся!» Ане ничего не оставалось, как собираться. Сложив всё необходимое в чемодан, и, отправив багаж, они выехали.

     Был декабрь 1946 года. Мороз 40 градусов, штормовой ветер. На вокзале в порту холодно. Василий сообщил, что из-за шторма пароходы не ходят. Итак, изо дня в день, в течение месяца. Деньги закончились. Есть нечего. Катя лежит, голодными глазами, как собака, смотрит на жующих людей и молчит. К ним подсела молодая пара и стали есть ливерную колбасу. Запах стоял такой!..

     Катя приподняла голову и смотрела на колбасу, которую отрезАл молоденький солдат, таким голодным взглядом, что парень заметил и, отрезав маленький кусочек, дал ей. Катя отвернулась и не взяла. Тогда парень отдал кусочек колбасы Ане, показав глазами на Катю. От мамы Катя взяла этот драгоценный кусочек, понюхала его, погладила и, извиняющимся голосом, сказала: «Мама, как пахнет! Я ничего вкуснее не ела,- и стала, не спеша, откусывать. Аня заплакала.

     Солдат проводил девушку и вернулся. Разговорились. Когда он узнал, что  уже больше месяца Аня с мужем не могут отправиться на Сахалин, стал помогать, чем мог. Притащил откуда-то  тёплое одеяло, еду. Ночью у Анны начались схватки и её  отвезли в роддом. 15 января 1947 года родилась девочка. Василий назвал её Лидой. Так у Кати появилась сестрёнка.

     Выйдя из роддома и узнав, что отъезд  опять откладывается, Аня решила действовать сама. Взяв дочек, она пошла к коменданту порта. Положив Лиду к нему на стол и посадив Катю с ним рядом, сказала:- «Дети умирают с голоду, кормить нам их нечем, мы с мужем  почти 2 месяца, по Вашей милости, выехать не можем. Я оставляю Вам детей, надеюсь, Вы их голодом морить не будете, а я иду в прокуратуру и в комендатуру». Аня пошла к двери. «Постойте!» – закричал комендант. – Вы куда? Давайте разберёмся!». «Хорошо!  Давайте, разберёмся!» – сказала Аня.

20 января Ане исполнилось 23 года. На следующий день  вся семья отправилась в Южно-Сахалинск.







 

***


Рецензии