14. Взаимопомощь

   

    Наступил сентябрь. Аня с Василием копали картошку, а Катя убирала её по мешкам, разделяя по величине. Когда просыпалась и плакала Лида, Катюшка бежала домой и ухаживала за сестрёнкой. Только убрали урожай, начались осенние дожди, которые периодически прекращались и светило яркое солнце. Василий  по-прежнему получал сухой паёк, которым Аня делилась с соседями. Соседская взаимопомощь была постоянным образом жизни, в тот трудный послевоенный период. Настала холодная сахалинская осень  с ледяными ветрами, дующими со стороны Охотского моря.

    Аня решила зарезать  свинью, чтобы быть зимой с мясом. Василий категорически отказался. Он относился к свинье, как к члену семьи. Он любил с ней общаться, кормил её, принося  иногда, отходы из столовой. Аня обратилась за помощью к соседям. Пришли два мужика, но справиться со свиньёй не смогли, не попав ножом в сердце.

    

   
    Аня подошла к свинье, истекающей кровью, разговаривая с ней ласковым голосом.  Стала гладить живот рукой и, нащупав сердце, вонзила нож. Избавив свинью от мук и, прогнав мужиков, она сама опалила шкуру паяльной лампой, нарезав, посолив, сложив всё в бочку, нажарив свежего мяса, угостив соседей и семью, пришла домой и слегла. Сутки лежала, не шевелясь, только просила  у Кати пить. Потом встала и, как ни в чём не бывало, стала заниматься домашними делами.

   
    В конце ноября заболела Катя. Она угасала на глазах. Приехавшая врач скорой помощи заподозрила наличие глистов и забрала анализ. Аня попросила соседа привезти из аптеки цитварное семя  или какое-нибудь лекарство от глистов и селёдку. Сосед просьбу выполнил и Аня, не дожидаясь результатов анализа, стала лечить дочку. Перетёрла цитварное семя с селёдкой и накормила Катю. У дочки началась рвота, и полезли живые длинные, сплетённые клубками, глисты. Аня вытаскивала их изо-рта дочки руками. Катя посинела и стала задыхаться. Но Аня их вытаскивала и вытаскивала. Потом  она вспомнила, что давала соседке Клаве английскую соль. Развела соль и, свернув трубочку из газеты, влила дочери в рот. Катя закашлялась и очнулась. Английская соль и понос сделали своё дело. Дочь  натощак жевала горькое, противное цитварное семя, а через час Аня давала ей кусочек селёдки. 

    Через день приехала участковая врач и подтвердила анализ на глисты. Аня принесла с улицы ведро и, сняв крышку, показала врачу. Врач опешила. Половина ведра была заполнена замороженными глистами. Её поразила мудрость и находчивость этой молоденькой женщины.

    Врач назначила лечение, лечебное питание Кате и всей семье. Врач категорически запретила есть картошку, особенно жареную! Картофель можно варить, мелко порезав, Потому что японцы, оказывается,  удобряли землю своими свежими испражнениями половину огорода, а на другой половине сажали овощи. Про этот севооборот русские, приехав на Сахалин, не знали и использовали всю землю.

    На следующий день тяжело заболела соседка Маша Савченко, но Аня уже знала, как помочь подруге.



***

 


Рецензии