15. 1948 год

 
    Приближался Новый 1948 год. От соседей стало известно, что в магазины  привезли продукты к празднику. Аня оставила детей дома с Василием, а с соседями поехала в город. Они записались в очередь за продуктами и договорились  дежурить поочерёдно. Ане с соседкой Клавой  досталось ночное дежурство.  И только они хотели уходить, как продавец объявила: «Привезли яблоки, хранить их негде, будем продавать сейчас».

    Клава побежала во Владимировку за соседями и вернулась с Катей.  Аня, пока стояла в очереди, совсем закоченела.  Соседки  стали в очередь за Аней и Клавой. Ане отпустили два килограмма яблок на двоих с дочкой, а так же  конфеты-подушечки, печенье, сушки и конфеты в фантиках.  Радости не было предела!

    Замёрзшие, но счастливые, они пришли домой.  Яблоки были слегка подморожены, но это никого не расстроило. Аня дала дочке самое большое яблоко. Катя взяла яблоко, понюхала, повертела в руках, полюбовалась и положила под подушку. Аня удивлённо посмотрела на дочь: «Ты почему не кушаешь»? Катя: «Ты что,  мама! Жалко! Оно такое красивое»! Слёзы потекли из глаз Анны.  Она отвернулась, чтобы дочь их не увидела.

           Помню, как под Новый год

           Мама яблоки купила,

           Простояв на морозе ночь,

           Для нас это было диво.


    Проснулся Василий и, увидев слёзы, спросил: «Почему глаза на мокром месте»? Аня всхлипнула: «Дочери на Новый год шесть лет будет, а она впервые настоящее яблоко видит»! « Ничего страшного, сколько ещё таких-"впервые", у неё будет" - сказал он. 

    На Новый год Василий принёс маленькую ёлочку, и Катя с мамой повесили на неё  сушки,конфеты, и засушенные райские яблочки. Красивее этой ёлки, казалось, нет на свете!

    Вскоре пришли гости, сослуживцы Василия с жёнами, принесли подарки. Кате  подарили на день рождения отрез из байки на платье, книжки, Лиде – игрушки и Ане - продукты к столу. Кате исполнилось шесть лет, и впервые праздновали её день рождения взрослые.

    Аня накрыла стол, и все восхитились. Запах жареной свинины, варёной картошки и солений разносился по всей квартире. Друзья хвалили Аню, пели ей дифирамбы, а она, бедная, прятала свои, потрескавшиеся от работы, руки под столом. У пришедших в гости женщин  были холёные руки с маникюром, не привычных к тяжёлой работе. Да и детей они не спешили заводить. «Пока молодые, надо пожить для себя» - говорили они.

    Новый год прошёл весело.  Аня очень любила петь, и всегда была песенной заводилой. А когда танцевали, кружили в танце и Катю с маленькой Лидой, которая не спала и бегала по комнате. Анатолий Турунов, школьный друг, лётчик, заявил своей жене, чтобы на следующий год и у них такие детки были.

    Детей отправили спать, а сами взрослые пошли подышать свежим сахалинским воздухом. Погода на Новый год была спокойная и морозная. Утром пришли Катины друзья,  поздравили её с днём рождения и подарили самодельные санки, которые сделал сосед Попов. Василий с Аней угостили детей чаем с конфетами и печеньем.   


     В январе Лиде исполнился годик, а Ане – двадцать четыре года. После крещенских морозов, началась  пурга. Ветер завывал с такой силой, что был похож на волчий вой. Морозы усилились.  Люди, попавшие в пургу, стучались в дома и просились на ночлег.

     Аня, ещё в прошлую зиму, заметила, как Катя встречала нежданных гостей.  Хороших людей она встречала, стоя, рядом с мамой, а видя, плохих - пряталась под стол. Катя не вылезала из-под стола до тех пор, пока этот человек находился в доме. Как только плохой человек уходил, она спокойно вылезала из-под стола и провожала его взглядом, глядя в окно. 

     Однажды, Аня услышала, как в дверь кто-то скребётся, и пошла открывать. На пороге стоял кореец и попросился переночевать до утра. Катя тут же убежала.  Это насторожило Аню. Аня налила  борща в миску, которую держала только для пострадавших от непогоды, и поставила  перед ним. Он съел очень быстро и спросил, где ему можно поспать. Аня показала на лежак в коридоре. Кореец лёг и моментально уснул.

     Вдруг опять,  кто-то опять завозился за дверью. Дверь открылась, и ввалился Василий, весь в снегу, закоченевший. Аня помогла ему раздеться и растёрла водкой, которая всегда была у них для таких целей.

     Катя, увидев отца, вышла из укрытия. «Папа, это плохой дядя, выгони его»! «Катя, успокойся! Я не могу выгнать человека на улицу в такую непогоду. Он погибнет».  «Ну и пусть, он плохой»! - сказала Катя. «Посмотри на меня, я еле дошёл. Метель такая, что ничего не видно на расстоянии руки. Меня кружило, я еле сориентировался. Увидел, стою около своего дома, а сдвинуться не могу. Я специально упал и катился, переворачиваясь, к дому. Так кружило, что я ничего не видел» - сказал Василий дочери. Катя обиделась и ушла спать.

     Аня рассказывала мужу, пока он ел, про свои наблюдения и подозрения. Василий отмахнулся: «Куда он денется в такую пургу»...

     Легли спать. Среди ночи Аня услышала за дверью, в коридоре, какой-то шорох. Выглянула в окно. Пурга прекратилась. Она толкнула в бок мужа и показала пальцем на дверь. Катя тоже не спала, лежала тихо с открытыми глазами. Луна светила прямо в окно. В комнате было светло, как днём.  Василий подошёл на цыпочках к двери и резко открыл её.  Кладовка  была открыта и кореец, наклонившись, что-то там искал. От неожиданности он резко выпрямился, а из мешка высыпалась картошка. Услышав шум, выскочили соседи Клава и Семён.

     Кореец стал оправдываться,  что, мол, дети дома голодные. Аня возмутилась: «Зачем же воровать? Попросил бы. Мы бы дали. Собери с пола картошку и вон отсюда, чтоб мы тебя больше не видели! Права дочь, плохой ты человек. Вот и спасай людей после этого»!

 

 ***

   


Рецензии