Больно за отчизну

               
Как-то стояла я на балконе второго этажа магазина с громким названием «Супермаркет». «Супермаркет» - смело сказано, так как само строение, содержимое и  сервис больше подходят под обычный  магазин. Территорию вокруг захватили торговцы, разложив на коробки, ящики, тележки свой товар.

Вдруг мое внимание привлек инвалид,  разъезжающий на инвалидной коляске по самодельным торговым рядам.

Я присмотрелась. Красивые волнистые волосы зачесаны назад, куртка серого цвета. Все, что смогла рассмотреть.  «Какой ухоженный, чисто выбрит, аккуратно подстрижен», отметила я про себя и стала наблюдать за мужчиной. Он подъезжал то к одному, то к другому прилавку, что-то спрашивал, рассматривал товар, кое-что покупал,  а что-то долго в нерешительности держал  в руках, после чего  возвращал на место. Его корзина, приделанная к сиденью,  медленно, но верно заполнялась съестным.  Меня захватило зрелище. Инвалид, как не кощунственно сказано, все больше привлекал мое внимание. Во-первых, тем, что не сидел на обочине тротуара и не клянчил у прохожих деньги, во-вторых, не торговался до хрипоты с продавцами за копейку и вообще вел себя достойно.

Я не поленилась спуститься вниз. На какое-то время потеряла из виду героя своего внимания. Но вскоре он обнаружился совершенно в противоположном месте. Его коляска крутилась вокруг хлебного прилавка. Я подошла ближе и сделала вид, что мне нужно купить булки.

Слышу: «А хлеб сегодняшний?».

-Конечно, вон еще паром дышит,- ответила продавец.

-А то в прошлый раз внутри был недопеченный.

-В прошлый раз торговала не я, - «аргументировано» ответила продавщица.

-А булка сколько стоит? Свежая?

-Свежая, - влезла я в разговор. – Берите смело, очень вкусные и не клейкие.

Инвалид повернул в мою сторону голову, и я увидела, что это был не Он, а Она. Женщина.  Смотревшая на меня  глазами, полными любопытства. Мало кто разговаривает с ними, инвалидами.

Вот почему «гладко выбрита». Вот почему красиво уложены волосы. А еще - ухоженные ногти рук. Еле заметный маникюр. И не обшарпанный. Просто не вызывающий. Маникюр  для себя. Чтобы самой было приятно. Губы чуть подкрашены. Опять  же, ради себя.
Женщина, поверив мне, спросила, сколько стоит булка.  Оказалась та, которую держала в руках, чуть дороже такой же, но без изюма. На мелочь. Инвалид положила дорогую на место и взяла что дешевле. Я хотела было купить для нее несколько штук с изюмом, ну что там,  копейки.  Но  в голове пронеслась мысль – может обидеться. Кто знает, что за человек! Возможно, не терпит жалости от других. И вдруг мой взгляд приковала коляска. Я ужаснулась! Боже, коляска – это громко сказано! Как громко сказано – «Супермаркет» в этой торговой толчее с запахами рыбы, мяса,  подгнивших овощей  вперемешку с ароматами пряных трав.

Это была не коляска. Это был самодельный драндулет, сбитый из досок разного размера, толщины и цвета (кстати, здесь можно применить слово «обшарпанный»).

Руль походил на деталь от швабры, справа -  ручник, тоже из палки.  Сзади – кузов. В нем покупки, бутылка воды, салфетка.

Чего  греха таить – такие инвалиды – редкость. Имеется ввиду – уважающие себя инвалиды. Мне показалось, что до того, как оседлать деревянного коня, эта женщина работала в бюджетной организации – образ и манера поведения тому свидетельство. Сейчас, когда болезнь приковала к коляске, она не смогла смириться с реальностью. Скорее всего, не было денег для покупки нормального средства передвижения. Зависеть от кого-то - не позволяют жизненные принципы. Вот и попросила кого-то  смастерить коляску. Соседа, дядю Васю… (Мысли, крутившиеся в голове).

Знаю, что неприлично лезть с вопросами, но меня раздирало любопытство.  Я решилась:
-Если вас не оскорбит, скажите, пожалуйста,  – откуда у вас такая…, - я помялась, - коляска,  машина?
 
Её не оскорбило. Более того, она с не без удовольствия, я бы сказала с показной дерзостью  развернула свой транспорт в мою сторону.

- Американцы подарили. Гуманитарная  помощь.

Я не нашлась что сказать.  Согласиться, сделать вид, что  поверила? Игра в кошки мышки. Усмехнуться?  Боже упаси! Однако, приняв серьезный вид, произнесла спасительное : «А-а-а-а».

Потом,  так же как и повернулась,  женщина развернулась к продавщице и не громко, но внятно сказала:

-Мне две булочки с изюмом.

Кажется, она указала мне мое место. И поделом. Нечего лезть со своими вопросами к незнакомым людям. Но честное слово, я из добрых побуждений завела с ней разговор.  Думала чем-нибудь смогу помочь. Но она показала мне, что ни в ком не нуждается. Сама способна купить булочки с изюмом. И водить машину, неважно какой марки.  Ну не нуждается она в чьей-то помощи! Тем более в этой стране.  Есть кому помочь – американцам.

Меня подвела профессиональная привычка – всем интересоваться, докапываться до истины. Отголоски  журналистской деятельности…
 
Пока я мысленно себя ругала, женщина  развернула свой транспорт и уверенно зарулила прочь.
 
Мне стало больно. Без иронии – за Отчизну.


Рецензии
Да уж,Нора! Я тоже себя часто ругаю за журналистское любопытство и за стремление влезть с помощью,когда тебя не просят Но нас уже не переделать-на том стоим!

Вера Дейниченко   18.07.2014 18:55     Заявить о нарушении