Трус или не трус?

Мужчине очень хочется знать нaсколько он смел и не считают ли его трусом окружающие. Второе может быть даже важнее первого, хотя на первый взгляд это одно и тоже. Грустно признавать, но оценка – важнее истины. Не для всех конечно, но для демократического большинства – похоже что так.
Потому-то наверное Черчиль считает, что демократия это отвратительно, но ничего лучше не придумано – примерно так.

В пьесе Сартра “За закрытыми дверями” главный герой все время обеспокоен тем – считают ли его трусом. Беспокойство свое он проявляет уже в аду, куда он попал за убиство, так что вопрос кем его считают уже не имеет значения.

Но, ближе к делу! Так смелый ли я? Трудно ответить себе потому, что человек склонен обманывать самого себя в первую очередь. Очень хорошо иметь объективного судью и вот тут мне повезло и об этом подробнее.


Первые полвека своей жизни я прожил в Советском Союзе и автомашины у меня попросту не было. Оказавшись в Америки я вскоре сел за руль – ну здесь это обычное явление. Даже безденежные покупают подержанную машину и в первый же месяц за нее расплачиваются – все дело в степени подержанности. Совершенно не хочу больше касаться темы купли – продажи и её нюансов. Уверен – тема уже всем надоела по обе стороны океана, скажу лишь, что моя первая машина была очень дешевой.


Продавец был – спэниш, как здесь в основном называют мексиканцев живущих в Штатах. Думаю, это был очень порядочный человек, потому что, перед тем, как передать мне руль своей красной малолитражки, он долго перечислял все недостатки моей будущей машины. Не внешние, которые были видны, а скрытые, например – когда переезжаешь через bumper (разделительный барьер), делай это очень медленно, потому что рессоры старые (я бы и не заметил). Если предстоит затормозить перед светофором, начинай за 200 футов, как минимум... Машину он продал мне в хорошую рассрочку – и ко всему этому прибавил несколько бутылок машинного масла – задаром. Словом, это не был плохой человек.


Все это и другое я хорошо запомнил, дал бывшему хозяину первый платеж из рассрочки и уже готовый пересесть на водительское сиденье, услышал от моего продавца: – а теперь я сам повожу немного, а ты посмотришь – на самом деле хорошая машина. И он повел мой новый красный, красивый, как я был уверен Понтиак, сначала по-прямой, затем сделал правый поворот, но сказав мне предварительно: – поворачиваем налево, – я почти пропустил реплику, но, как-то запало. Я подумал: – показалось.

Стоило мне так подумать, как мой водитель выдал комментарий своему следующему действию: – поворачиваем направо, – и четко придерживаясь правил левого поворота, повернул налево. Это я уже не оставил без реплики: – налево, ты хотел сказать, – водитель не стал возражать... Через несколько минут после еще нескольких подозрительных эпизодов типа налево-направо, бывший хозяин теперь уже моей машины передал мне руль и мы попрощались. Единственно, что я тогда заключил окончательно – мексиканец путает слова "право" и "лево" систематически так что вряд ли он опасен для окружающих водителей. ... Мы попрощались с моим "продавцом в рассрочку", и я выбросил из головы всю эту историю, сосредоточась на дороге.


Пока мой, скажем так, новый Понтиак ехал по городским сравнительно тихим улицам, я успел даже все это забыть, как мне казалось. Я был сосредоточен. Я приближался ко входу на хайвэй и было еще не ясно, как незнакомая машина поведет себя на скорости. Я, как здесь говорят, влился в хайвэй без приключений, очень отважно действуя при вливании. То есть, я развил достаточную скорость, которая почти сравнялась со скоростью несущихся по трассе машин и аккуратно втиснулся в поток. На самом деле, утверждать, что я достиг их скорости я не мог, но я в это поверил и никто меня сзади не стукнул, и это совпадало с моим представлением о том, что можно отнести к смелому человеку. "Я не трус", успел сформулировать себе я, хотя время для формулировок, когда впервые вливаешься в хайвэй не является подходящим.


Это был пятиполосный хайвэй и я принялся сдвигаться поближе к скоростной полосе. Делал я это по всем правилам, то есть, сдвигаясь влево, я в своей полосе приближался почти вплотную к впереди идущей машине, показывал левый поворот, убеждался что никто слева не претендует на мою цель, сдвигался влево... – Я, несомненно смелый человек, – думал я со все большей уверенностью, продолжая перемещаться все ближе к самой быстрой линии.


Уже прилично стемнело. Я стабильно мчал по самой скоростной полосе вот уже не менее 10 минут. Все затихло и успокоилось, все за исключением скорости, показываемой спидометром, на который я не смотрел, чтобы не распылять внимание на несущественные детали за счет жизненно-важных. Все неслось абсолютно и стояло относительно. Впереди идущие машины непрерывно совершали обгоны, переходя с полосы на полосу, но обгоны казались неторопливыми переползаниями. Внутреннее напряжение тем не менее было высоким и у меня появилась потребность к созерцанию этой успокоенной благодати. Эта потребность сочеталась с темносереющим небом и краснеющими контрастными огнями сигналов обгона.


Пора было уходить со скоростной полосы и переползать вправо – выход на этом хайвэе всегда справа. Я показал правый поворот, убедился, что место, которое я намерен занять никем не занято и начал менять линию. И тут, в самый момент обмена в голове моей вспыхнула догадка, вспыхнула как удар молнии! Ведь у продавца моей машины... почему я подумал, что у него что-то в мозгах перепутано... потому что он спэниш? Или потом что он маленького роста или что?... Эта машина собрана из кусков и не на предприятии, а в сарае этого же продавца, и им же! Он подключил провода сигнализации неверно! Провода, что следовало подключать к сигнальной лампе левого поворота, спэниш подключил к правой, а провода противоположного поворота – к левой! Я даже видел эти провода, лежащие на куске фанеры и ожидающие своей очереди быть припаянными. Они были цветными, как сигнальные огни обгоняющих меня машин, но более блеклые. Единственно чего мое воображение не видело – их цвета, видимо  потому что я никогда не припаивал эти провода...  Нет сомнения, он ошибся!  Это каждый может! Особенно, если не на предприятии, а в собственном гараже... А потом не проверил после сборки!... Может быть это вовсе не так, но ведь я тоже не проверил!  Проверить легко, но не на хайвэе же! Меня как будто парализовало...


Мне пора было менять линию, сдвигаться направо, но я не мог этого сделать. Я – как уже до этого выяснилось – смелый человек, оказался в мгновенье трусом. Трусом на поверку... Это неважно, что было темно, что фары слепили, а скорость в километрах была где-то 130 в час... Так или иначе, но полосы менять мне пришлось. При смене каждой из следующих трех полос я чувствовал, что бросаюсь в пропасть, которой и не вижу..., словом... – я был трусом, что тяжело, но нужно констатировать...


До дому я все таки добрался. Я запарковался на разметке и, не выключая двигатель, вышел из машины, предварительно установив сигнал левого поворота... Поворот оказался на самом деле тем, что я установил, то есть – левым... Проблема в действительности была в мозгу у моего продавца...


 Я рассказал жене этот случай,  – она начала путать левое и правое. Но, поскольку она любит думать вслух, при подъезде к перекрестку, я слышал от нее: – сейчас налево, – и поворачивала направо после чего сама же хохотала своим особенным хохотом. – Это заразно и ты меня заразил, – говорила она. Никогда не подумала бы, что так может быть.


В последствии, жена призналась, что чуть не завалила экзамен по вождению из-за того, что перед тем, как выполнить команду инструктора: – делаем левый поворот, – ей пришлось судорожно соображать, – это как, направо или налево? И, этот вопрос на дороге, обращенный к самой себе, как она утверждает, жена  изгоняла из своей головы и сердца больше шести месяцев... И я ей верю. И ещё я думаю, что имея эту путаницу в голове, она все же сумела “сдать вождение”. Так что по вопросу, который волнует всех мужчин –  она не трус!


Рецензии