Сознание Гл. 1
ОТ ОСОЗНАНИЯ в СОЗНАНИИ
ДО СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ
ВМЕСТЕ С РЕБЁНКОМ.
Вступление.
Каким образом и когда рисунок был положен в основу письменности учёные только догадываются. Есть множество наскальных изображений обнаруженных в разных частях света; все они являются памятниками истории, служат доказательством стремления человечества к общению и передачи своих мыслей на расстояние и во времени.
Рисунком пользуются по сей день племена австралийцев, бушменов и других народов, пытающихся сохранить обычаи и образ жизни людей каменного века.
Когда-то рисунок и пиктография были нераздельны. Но развитие цивилизации потребовало других, более понятных и более совершенных способов общения.
Появились идеограммы – промежуточная форма между рисунком, понятным каждому, и знаком письма, имеющим определённое конкретное значение и чтение.
Таким образом, от рисунка отделилась и стала самостоятельной отраслью знания – письменность, имеющая в дальнейшем свою собственную историю и те результаты, которые мы, благодаря этой письменности, имеем.
Развитие рисунка прошло огромный многовековый путь. На этом пути главным препятствием к общению с помощью рисунка оказывались личные способности людей, имеющих к этому делу отношение.
Способность рисовать зависит от умения наблюдать. Но наблюдение ещё ни есть творческий процесс. Тайна рисунка – в скрытых талантах.
Как глубоко скрыт этот талант?
Какие возможности скрывает этот талант?
Какими методами педагог может достичь самородных пластов человеческой одарённости, я пытаюсь объяснить, а также научить педагогов дошкольников пользоваться этими методами.
Всякий педагог- дошкольник должен исходить из того, что неодарённых детей не бывает. Все дети одарены, скажем так, от Бога, но степень одарённости разная. Проявляется она по - разному и находит своё применение в разных сферах человеческой деятельности.
Можно сказать так, что художник – математик, а математик – тот же художник, потому что одарённость как солнечный шар. Она сущность всеобемлющая. И только, разложившись в воздушной среде на спектры, она находит применение согласно своей цветовой гамме.
Рисование – первооснова сознания. Сознание, стремится к знаниям, также неизбежно, как влага стремится к земле, как свет солнца стремится к бесконечности, как круговорот биологической жизни к совершенству, ибо всё предопределено, а совершенство невозможно без повторяющихся циклов, как во вселенских масштабах, так и в каждой человеческой судьбе, осознающей эту цикличность и, в то же время, мечтающей о бессмертии.
Глава первая
ИСТОРИЯ ДЕТСКОГО РИСУНКА
Историю детского рисунка мы находим в истории нашей цивилизации.
Вспомним, как ребёнок начинает рисовать? Имея очень конкретные взгляды на окружающую действительность, на предметность видимых объектов, то есть на картинку, он ощущает себя в определённой точке этой картинки и потому рисунок обычно начинается из ниоткуда, уходит в никуда и не заканчивается никогда.
Ребёнок понимает, что мир лежит за гранью видимого им, ему хочется непроизвольно изобразить не только видимый и ощущаемый мир, но и мир невидимый, но не воображаемый, а реальный, потому что, как ребёнок знает и понимает, этот мир существует. Он есть.
В изображении рисунка дети руководствуются простотой. Выводя на листе бумаги каракули, чаще всего случайные, они могут вести линию /прямую, ломанную/ за пределы рисунка и листа бумаги. Это мы уверены, что жизнь имеет свои пределы не нами обозначенные, а ребёнок бессмертен.
Его может что-то отвлечь, более существенное, чем лист бумаги и тогда конечно рисунок останется не завершённым.
Сознание ребёнка направлено не на собственное физиологическое развитие, хотя именно рисунок способствует такому развитию, а на познание мира, то есть на процесс более значимый для ребёнка, чем само бытие и окружающая среда.
Когда подобный процесс искусственно не прерывается озабоченным педагогом, у которого свои планы, свой участок работы и свои начальники – проверяющие, ребёнок самостоятельно открывает в себе то солнышко, которое мы называем талантом.
Нам остаётся только наблюдать.
А вот физическое развитие - под нашим неусыпным контролем. Мы должны загружать малышей так, чтобы процесс творческой работы был активным.
Естественные движения всех участков тела, наиболее проявляются в рисовании.
Сотрудничество плеча, руки, запястья, кисти и пальцев рук укрепляют мышцы и стимулируют становление плечевого и поясничного поясов.
В год, полтора нужно давать детям большие листы бумаги, карандаши, пусть фломастеры. Дети всё это хозяйство изучают, двигают, нюхают, ощупывают, пробуют на вкус.
Конечно, на бумаге ещё нет рисунка, как такового. Есть линия, есть точка, закорючка, даже крест из линий, но это уже соприкосновение с созидательным творчеством. Все эти точки и закорючки – есть миры, в которых ребёнок проживает суть творчества, суть создания бытия. Сливается с мысленной энергией природы производящей и поглощающей сознание как форму не только мысли, но и жизни.
Координация движений ребёнка подвергается беспрестанному мышечному контролю. Мышечный контроль – это проверка устойчивости динамики живого маленького существа. Мышечные волокна тела ребёнка почти ещё обнажены. Они остро реагируют на изменения, происходящие в среде, на изменчивость ситуации. Чем выше загруженность ребёнка, тем больше таких проверок, тем быстрее завершается нервно-мышечная корректировка частей тела и обнаруживается уже связь с пока ещё не совершенным сознанием.
В два года и старше дети начинают расширять перечень знаков в изображениях, создают петлеобразующие профили, означающие, что мир в их осмыслении теперь уже не является прямолинейным и точечным, а принимает очертания естественных форм, в которых есть и геометрия угла и пластичность сферы.
Мир, изображаемый ребёнком остаётся чёрно- белым. Это зависит не от несовершенства глаза, а от основных базовых зрительных ощущений.
День и ночь - пока, что главные составляющие окружающего мира.
Но вот один ребёнок берётся за цветные карандаши, потом другой. Ведут линию чёрного цвета, перемежают её зелёной чертой и нам совсем не странно, что небесной сферы пока нет, но там уже присутствует петля голубых оттенков и несколько зигзообразных чёрточек жёлтого и малинового цветов.
Ребёнок таким видит свой мир. В том мире есть всё от земли до солнца. Есть все цвета составляющие окраску окружающей его природы.
« Я рисую жёлтый круг,
Много палочек вокруг,
Это солнышко сияет,
А вокруг дремучий лес.
А под деревом берлога,
И в неё медведь залез». –
Возможна работа не только с карандашами, но и с красками. Работа с красками позволяет экспериментировать в большей степени, чем с карандашами. Цветные карандаши накладываясь на предыдущие линии могут образовывать новые цвета, но не яркие, не контрастные. Краски, смешиваясь, образуют немыслимые соцветия. Повторить один и тот же оттенок почти невозможно. Смешивая и смешивая краски ребёнок добивается результата через упорный и кропотливый труд.
Упорный и кропотливый труд – важнейший рычаг творчества.
Рисование – способ развития способностей через стремление к упорному и кропотливому труду.
У нас мало учёных, художников, поэтов, но много, с избытком рабочих операционников, то есть специалистов в той области производства, где индивидуальное творчество ни к чему.
Поощряются эксперименты с красками. Предоставляем детям основные цвета, не разговаривая при этом, присутствуя незаметно.
« Мы не учим рисовать; через рисование мы даём возможность приготовить инструменты и возможности выразительности» М. Монтессори.
Её школа образец работы с неподготовленными детьми. Материалы Монтессори описаны в сотнях учебников, они растиражированы в тысячах изданий, но практика работы с материалами – Монтессори показывает, что подготовленность кадров воспитателей не на должном уровне. Отношение к малолетним детям основано на вековой традиции подавления индивидуальных порывов.
О поиске каких талантов может идти речь в группах где обучение проходит в том же ключе, как и тысячу лет тому назад.
На столе квадратики, треугольники, кружки. Ребёнок уже знает цветные таблички; знает о первичных и третичных цветах, об ахроматических – чёрном, белом, сером. Всё это вдохновляет его на расширение своих знаний путём поиска.
Поиск состоит не только из находок. В первую очередь он состоит из проб и ошибок. И нашей целью является как раз этот путь вовсе не усыпанный розами.
Обнаружение – есть итог последовательного поиска. Обнаруженный след предмета поиска становится искомой целью исследования. Исследование – всегда творческий путь, тот путь, на который нам указывала М. Монтессори, сумевшая обобщить педагогические взгляды предшественников, и на том основании воздвигнуть свою феноменальную фундаментальную теорию.
Ближе к трём – пяти годам, когда рисунок ребёнка отражает уже сложное развитие сознания и в психике маленького человека происходят коренные изменения изменяющие его мировосприятие, начинается сотрудничество отображённого в сознании мира с внутренними ощущениями имеющими пока изменчивую форму. В этом возрасте ребёнок путает ирреальное с реальным, фантастическое с фактическим, вымысел с правдой.
Правда заключается в том для ребёнка, что его ощущения совпадают с действительностью. Но отображённая в сознании действительность не вся правда, и может быть, даже не совсем правда, а только взгляд на правду. Через взгляд ребёнка на правду жизни формируется в дальнейшем его мировозрение и, таланты, будем оптимистами, проявившиеся индивидуально, в дальнейшем зреют в ключе сложившегося мировозрения.
Что мы видим, когда наши дети рисуют? Они улавливают гармонию? Симметрию? Композиционно строят свой рисунок?
Ни в коем случае. Дети видят тот мир и только тот, который непосредственно их касается. Даже своё тело они видят не вполне. Рисуя человечка приставляют руки куда угодно, хоть к голове, хоть к бёдрам, а всё потому что свои руки они видят в основном лишь до локтей. Эта часть тела у них функциональная. Они ощущают свои руки как непосредственные инструменты для воздействия на окружающий мир. Они рисуют, едят, обнимают маму… Им вовсе не к чему видеть свои плечи, говоря образно, их не интересует откуда растут ноги и в чём смысл физиологического совершенства наших организмов.
Поэтому на рисунках детей руки не обязательно вырастают из туловища, тем более плечевого пояса. Главное в риснке младшевозрастных детей – ощущения. Ощущения могут быть как положительными, так и отрицательными и необязательно правильно нарисованная рука или рот являются результатом положительных эмоций.
Один мальчик нарисовал папу у которого было пять рук. О чём может подумать взрослый человек? Отец – трудяга? Вор? Насильник?
Нет! Совсем нет! Просто мальчик обобщил труд отца, который писал конспект. Перелистывание страниц, бегающая туда-сюда кисть руки, другая рука, которой отец то чесал себе голову, то потирал коленку, то слюнявил палец, перелистывая книгу на столе, создавали ощущение множественности рук.
То есть множественность действий воплотилась через множественность рук. А голова отца, по мнению ребёнка принимавшая непосредственное участие в его научной или псевдонаучной деятельности и являлась той частью организма из которой просто обязаны были расти руки. Они и росли примерно на уровне ушей.
То есть представления ребёнка о правильности и неправильности устройства объектов внешнего мира исходили из его личных соображений об устройстве этого мира.
К четырём годам жизни у рисовальщиков появляется потребность отображать детали человеческого бытия. К ним относятся изображения одежды. Изображения отдельно взятых конечностей, например, пальцев рук и ног. Пальцы тоже растут без счёта. Их может быть сколько угодно больше и меньше пяти.
Изображая людей, животных, строения, природу дети рассказывают окружающим, мама и папам, свои воспитателям какие-то истории, которые сложились у них в сознании под влиянием рассказанных кем-то сказок, просмотренных картинок. Сознание уже в раннем возрасте способно усваивать виденное и слышанное, преобразуя в варианты удивительные и фантасмагорические.
Мальчик, путешествующий на поезде по Дальнему Востоку и услышавший историю о партизанской борьбе в этих краях, через полгода в детском саду нарисовал большую картину с десятками действующих лиц, конечно стилезованных, где хорошие солдаты убивают плохих солдат. Хорошие солдаты нарисованы светлыми карандашами, плохие тёмными.
При чём национальная принадлежность проявлялась явственно. Японцы – с широкими узкоглазыми лицами. Русские с точками вместо глаз и красными звёздами на любой части тела.
Убедить его, что он не видел этого боя, потому что не жил в те времена, оказалось невозможным. Он был и жил.
Ребёнок пришёл в наш мир издалека. Генетически он помнит то, чего мы давно уже не знаем. Как это назвать? Предыдущей жизнью?
Природообразующий промысел наградил нас мозгом, инструментом сознания. Что было когда-то в этом объекте? Каким объектом этот инструмент очищен? И ради чего?
Мы не знаем и никогда знать не будем. Но часто, даже слишком часто помним то, чего лично с нами никогда не происходило.
Ещё острее это помнят дети. Поэтому их фантазии так безудержны, так наивны и так прекрасны.
Вы заметили, что после пяти лет дети рисуют уже сознательно, подчиняясь принятым правилам и тем навыкам, которые им так или иначе были привиты.
Человека рисуют, начиная с головы. Они твёрдо усвоили, что голова первопричина существования, а значит всего живого. Суть жизни и смерти, /хотя о смерти разговора и быть не может, но уже дыханием смерти опалено сознание любого ребёнка/; Дети рисуют голову тщательно. Ставя на свои места все элементы этого сложного механизма. Хотя и пытаются внести свой особый взгляд на изображаемого человека, увеличивая или уменьшая рот, показывая значимость зубов и придавая глазам то или иное чувственное выражение.
Рисунок – символ. Всё окружающее его природное естественное или рукотворное многообразие есть символы, вехи бытия, за которые он цепляется в своём развитии как за турникет вдоль тротуара или за взрослых, имеющих для него т о же самое в жизни предназначение.
Он знает, что такое земля и что такое небо. Конечно, его ещё не интересуют составляющие их элементы. Его интересуют духовность проявляющихся их свойств. Поэтому небо ребёнок рисует всегда более тщательно, чем землю.
Ибо землю он топчет ногами, может пощупать руками, составить о ней своё непосредственное во многом, от взрослой среды независимое мнение, а небо; до него рукам не дотянуться. Оно голубое и холодное, в тоже время тёплое и похоже на чашу материнской груди, по которой плывут облака, белые и сытные как, то молоко, которым он совсем недавно питался.
Земля всегда нижний край листа, небо – верхний. Если ребёнок рисует пейзаж, этот пейзаж удивителен и не столько своей художественной ценностью, сколько законченным композиционным устройством.
Несмотря на символизацию изображаемых объектов из рисунка ребёнка никогда ничего нельзя выбросить без ущерба картине. Но нельзя без разрушения композиционной целостности и чего - то добавить.
Чаще всё же дети рисуют то, о чём думают. Думы эти различны, одинаковыми они и не могут быть, кроме случаев официального заказа взрослых, когда ради игры в фантики, взрослые пресмыкаются в угодничестве перед кем-то или перед друг другом и навязывают психоневралгические комплексы свои космической среде чистого детского мира.
Куда бы ушло человечество если бы не сатанизм взрослых?
Делаясь сырьевым придатком общества взрослый человек как обиженное дитя требует того же и от собственных отпрысков.
– Мы были такими – говорит он. Будь те же и вы на нас похожи! –
Все бунты молодёжи от убогости мира взрослых. Проблема отцов и детей.
Чтобы разрешить эту проблему нужно начинать воспитание и обучение с возрастов далёких от манер нашего бытия и близких к ощущениям космической гармонии.
Для маленького ребёнка – мир в конкретике – это отображения через зрительный нерв, через тактильные осязаемые ощущения различных поверхностей, термические открытия, вкусовые и обонятельные контакты с природными кладовыми фруктов, овощей и другой пищи.
Звуки, которыми наполнена Вселенная, находят Землю и прирастают к её телу особыми слуховыми галлюцинациями, преобразуясь от взаимодействия со средой
в звуковые эффеты с музыкальной тональной взаимосвязью и способностью звуков отображаться в нотной последовательности.
Природа, вот что делает человека человеком, а ребёнка способным учеником. И в доисторические времена люди жили и размножались в иных, правда, условиях, но далеко не самых худших. Природа была главным учителем, и только то, что не доработала природа, восполнялось человеческой деятельностью.
Нынче другое время. Однако природа всё тот же учитель. Без воздействия природных условий на человека человек скоро бы превратился в того гуманоида, который отображается во всех кинематографических лентах, без намёка на детскую здоровую фантазию, с обречённостью мира взрослых не находящих в себе достаточной силы чтобы подняться над земной реальностью.
Видно природа занимает слишком мало места в нашем современном образовании. Мы лишены фантазии. Мы воспринимаем зелёного человечка представителем внеземных цивилизаций с той поры, когда средневековая девушка - царевна превращалась лягушка и, за сотни лет, мы в своих инсинуациях не стронулись с места.
О чём это говорит? О том, что у нас есть воспитатели, но нет наблюдателей. Если бы мы наблюдали за детьми, перед миром взрослых открылись бы нескончаемые картины космического многообразия и различных бесконечных форм жизни.
Нужно дать детям возможность развивать свою чувственность самостоятельно, хотя цена самостоятельного обучения в силу конструктивных консервативных причин возможно будет высока.
Природа – главный критерий нашей ограниченности.
У Пикассо мы находим людей с тремя носами. Неужели Пикассо не развился в своих ощущениях и остался на уровне пятилетнего ребёнка? Может быть и так. Но тогда возникает вопрос: что мы знаем об ощущениях детей?
И правилен наш взгляд на нашу цивилизацию как стройную систему технологического совершенства?
Не станет ли технократия нашего общества тем устройством, в котором способность к технической прогрессии явится приманкой в западне природы?
Пикассо, Сезан положили на холст базовые формы, которые можно видеть в камне, кристаллах, в растительном орнаменте.
М. Монтессори подчёркивала важность «Геометрического комода» и «Металлических вкладок ». Именно через дизайн, через художественное оформление можно подвести ребёнка к размышлениям о геометрических фигурах, которые он брал в руки, которыми он манипулировал.
Металлические вкладыши помогают воспринимать форму /ясно видеть/ с раннего возраста. Раскрашенные поверхности помогают даже самому несмышлённому малышу увидеть и разобраться в комбинациях форм и разнообразии цвета, а так же в пропорциях, что очень сложно, но постижимо.
Нарисовал – увидел недостатки. Рисовал основное – забыл про второстепенное. Исправил. Дорисовал. Получил удовлетворение и опыт.
Основы развития художественных способностей ребёнка – его косвенная подготовка /как и при подготовке к письму/, предварительные упражнения в практической жизни:
Ручной труд – закрыть дверь, принести стул, держать фломастер, вытирать пыль, промывание кисточек, умывание рук/.
Повторяя снова и снова, раз за разом эти движения /манипуляции/ ребёнок развивает концентрацию внимания, целенаправленность усердия, самодисциплину.
Рисование – область, где без концентрации внимания и целенаправленности усердия никак не обойтись. Именно эти качества вызывают потенцию таланта.
Талант как восход солнца. Появившись однажды на небосклоне, оно, солнце, уже никогда его не покинет. Дни будут сменяться сумерками, но солнце, раз за разом будет появляться на том де месте в назначенные для того часы.
Конечно предмету изображения на листе через рисунок, связанный с непосредственными ощущениями, должны предшествовать и другие вспомогательные упражнения как-то точность работы с «геометрическим камодом», доски для ощупывания – эталоны осязательных центров, зрительное восприятие – красота и совершенство форм.
Всякая работа с материалом направляет ум ребёнка на решение его личных проблем, помогает сориентироваться в окружающем пространстве с единственной насущной целью любой жизни – соотнести бытие к личной безопасности, к личной выживаемости.
Уже будучи более старшими дети начинают отходить от композиционности своих взглядов и ощущений в сторону реальности. Той реальности, которой окружили себя люди.
Семь – восемь лет – время, когда ребёнок по настоящему начинает учиться рисовать. Здесь уже важна детализация рисунка, реалистичность отображаемых объектов, готовность образа стать рисунком, а рисунку принять образность как ярчайшее отображение реальности.
Восьмой год жизни является вероятнее всего переходным годом. Ребёнок начинает понимать себя и воспринимать себя как часть общечеловеческого коллектива. Он замечает успехи других и свои собственные недостатки. Ребёнок желает доминировать в своей среде, а если этого не происходит, он уже не застра хован от психологического срыва в результате которого появляется отвращение, например, к рисованию где успехи его проблематичны.
История детского рисунка приводит нас к мысли, что рисование в детском саду в современном варианте практически бесполезно, за исключением выработки определённых навыков и понимания того, что есть предмет рисования?
Но рисование необходимый процесс в цикле образования. Рисование помогает ребёнку не только осмыслить мир и себя, своё место в этом мире, оно учит общению, выражению мыслей через рисунок, находит среди друзей тот узкий круг единомышленников, который, однажды, сложившись может сопровождать вас всю жизнь, помогая критически смотреть в реальность и реально, по доброму критиковать творчество.
Мы любим творчество художников, поэтов, писателей потому что они реально отображают нашу жизнь, которая во многом несовершенна, она скрывает свои прелести за чадрой скромности и отчуждения, она другой раз даже непонятна нам, чужда…
Тут-то и необходим художник, открывающий перед нами завесу равнодушия окружающего мира, показывающий прекрасное миротворение, пусть даже через жестокий натурализм, но натурализм упрямо возвращающий нас к одухотворённости, к первичной духовности, к полезности нашей с вами в этом мире.
Свидетельство о публикации №214041700709