Зачем личности индиидуальность. Гл. 1

 ЗАЧЕМ ЛИЧНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ.





 Представим себе, что перед нами стоит живая задача: воспитание ребёнка таким образом, чтобы к началу обучения в школе он уже являлся индивидуальностью, личностью.
 Личностью не в смысле критериев поведения в школе, дома, в общественных местах, критериев врастания в окружающую социальную среду, но в смысле воспитанного в ребёнке неординарного мышления, доминирующего в творческом сознании над практической целесообразностью, которая, хоть и является хребтом материального благополучия, но в должной степени не отвечает требованиям времени.
 Мир нуждается в переосмыслении взглядов на содержание бытия. Цивилизации потонули в потребительских интересах. Среда насильственно поставлена на службу человеку, чья воля и характер ломают космический порядок и неуклонно, достаточно успешно движутся по пути конфронтации с природой.

 В этих условиях индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности рассматривается современной психологией и педагогикой в единстве чувственной сущности в условиях социальной среды, а этого недостаточно.

 Идеалистические взгляды на устройство мира ушли в прошлое.

 И Зигмунд Фрейд, и Альфред Адлер трактовали личность как ансамбль иррациональных бессознательных влечений, недоступных пониманию разума. То есть и на нынешний день человек ещё не познал самого себя; но познаёт, как ему думается, как он самоуверенно полагает то, что гораздо сложнее и многограннее его "Эго", его "Я", а, значит, сознания, оперируя субъективными личными взглядами на всё многообразие окружающей его среды.

 Можно не соглашаться с выводами того же Адлера, но чувство неустроенности постоянно преследует каждого человека, диктует ему манеру поведения, декларирует цели, толкает на авантюры в различных аспектах; одна из которых - стремление к власти как самому надёжному укрытию для своей личности.

 Генетически человек испытывает "чувство неполноценности". Оно проистекает из глубинных источников человеческой психики. Потому что надёжен только инстинкт, а сознание, в противовес ему, совершенно зависимо от общности, от состояния бытия и личных качеств индивида.

 Именно личные качества - самый ненадёжный элемент в сознании человека.
 Только коллектив, и только власть могут в какой-то степени обустроить сознание и дать чувство удовлетворения индивиду.

 Мы не увлекаемся теориями Ф. Ницше, З. Фрейда, А. Адлера, но имеем в виду, что некоторые положения их концепций вполне жизненны.

 Поэтому воспитание сознания в абсолютной свободе мышления и действий, ограниченных лишь нравственными нормами и есть тот путь, который может утвердить человека как личность вполне самостоятельную, уверенную в себе.

 "Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими творческими индивидами изменяет мир и посредством этого изменения преобразует и себя, становясь личностью".
 См. /А. Леонтьев./
 Физиологическая основа мозговых систем человека - сенсорные восприятия.
 Возникновение чувствительности связано с биологической структурой живого существа и присуще любому живому созданию. Нельзя сказать, что сенсорные ощущения человека тоньше чувствительности иного биологического вида. Животные острее реагируют на изменения в окружающей среде. Но только человек обладает способностью, проявляя чувствительность, связывать её с источниками раздражения и реагировать через цепочку логических представлений на ситуацию.
 Логические умозаключения активизируют мышление и строят многофункциональное здание в сознании под названием – ОПЫТ.

 Опыт сам по себе не является мышлением и даже частью мышления.
 Опыт как лакмусовая бумажка определяет качество поступков и подсказывает сознанию возможный способ приложения исторического багажа к уму своего "Я", где ум – аналитическая способность индивида, а мышление и сознание - механизмы внешней /практической/ и внутренней /теоретической/ деятельности человека.

 Итак, личность состоялась. Все параметры личности выдержаны.
 Но личность, вернее, свойства даже самой одарённой личности совсем не панацея от болезней, которыми заражено общество.

 Личность только Сущность, лишённая самого главного: способности самовыражения через индивидуальность, через талант, коим обладает любой ребёнок, но только воспитание монтессорианского типа может раскрыть, подготовить и обеспечить свободный выход одарённости в окружающий мир, потому что индивидуальность раскрывается только в поступательном движении без магистрального пути, но в направлениях обусловленных развитием общества.

 Через наблюдение ребёнка и детальное изучение его поведения учитель составляет Индивидуальный Проект по конкретному объекту наблюдения. Это не занятия в группе по математике, языку, художественному мироощущению; везде на первом плане для учителя – воспитателя превращение наблюдений в прочные знания.

 Развитие личности осуществляется в условиях социализации ребёнка. Его воспитание в руках педагогов. Педагоги – отражение социальной среды. Разве можно ждать особых успехов в обучении, если среда – этот омут социальных отношений, противоречий и бесконтрольного расширения тенденций низкого уровня пытается затянуть в свою глубину наше общество.

 Низкий уровень социальных притязаний зависит от степени социализации среды. Чем ниже индивидуальный запрос, тем выше запрос личностный. Тогда личное - есть первостепенное.
 Оно почти всегда первостепенное, что означает - общество не в состоянии при уровне архаичного сознания сдвинуть пресс житейских проблем; оно варится в собственном соку, сок идей выкипает, цивилизации загнивают.
 
 Именно развитие личности зависит от тех усилий, какие общество вкладывает в педагогическую систему. А вкладывает оно столько усилий, материальных и духовных, насколько способно видеть и ожидать эффективности от воспитания, насколько понимает структуру нового времени и новых требований к обществу. Нужно признать, в корне ничего оно, это общество, менять не собирается ни в настоящем, ни в будущем.

 Бытие определяет сознание.

 Формула сия справедлива для человека, состоящего в обществе, состоящем из массы индивидов, ощущающих себя личностями в структуре сложившихся взаимоотношений человека с природой.

 Но качественно ничего изменять в природе нельзя, не уничтожив природу как таковую, а, значит, и самого себя.

 В психологии есть понятие - отражённая субъективность. Отражённая субъективность - это не зеркало и не зеркало в зеркале.
 Это - кривое зеркало.

 Отражаясь в других людях, человек деформирует своё " Я ", его личностная психология подвергается обработке, обтачиванию. Чем больше коллектив, с которым личность взаимодействует, тем сильнее прилив субъективизма во множественном числе, напоминающий нам бесконечный прибой, омывающий прибрежную гальку.
 Галька превращается в обкатанный волнами голыш без граней, без внутреннего содержания. Смысл существования гальки - быть наполнителем прибрежной полосы, воспроизводить фоновый шум прибоя.

 Я считаю, что воспитание детей, поднимающихся физической оболочкой до уровня, где уже обнаруживается личность, нужно начинать активно, с применением передовых методик и строить этот процесс с целью проявления индивидуальных способностей в раннем возрасте, чтобы уже к пяти годам своей жизни ребёнок заявил о себе как о "человеке разумном".
 О человеке, индивидуальность которого, взаимодействуя с образом "значимого другого" человека, способна была бы противостоять направленному влиянию и не пасть в расставленные подобным субъектом личностные силки.
 Та индивидуальность, которую я вижу, не будет стремиться вызвать слепое подражание или готовность совершать акты, действия, угодные значимому образу, которые могут казаться нецелесообразными.
 Тем не менее, индивидуальность эта будет стремиться к эволюции изменения сознания путём новых открытий во всех сферах человеческой деятельности и в отношениях с окружающей средой.

 Итак, мы готовим маленького человека к вживлению его в общество, которое далеко от совершенства. Общество, которое оказывает больше негативного воздействия, чем позитивных посылок. Позитивное укладывается в сознание ребёнка с ранних лет, а негатив преследует его личность, как тень преследует человека на всём протяжении его физической жизни.
 Тень может быть короткой, а может быть безразмерной.
 Тень поглощает свет и если тень не может поглотить человека, то вполне может затемнить его сущность, очернить его душу.

 Нельзя воспитать ребёнка в изоляции от внешней среды. Но можно создать условия, при которых инертная, но пластичная среда может оказаться полезной и необходимой. Так на болотах процветают некоторые виды растений и прекрасно существуют некоторые виды животных, которые даже в зонах наибольшего благоприятствования жить не могут, вымирают.

 Болота питают реки, реки питают моря. Моря наполняют среду влагой, а влага есть питание живого Сущего, из подобия которого состоим мы.
 
 Если мы сами являемся людьми закостенелыми в своих предубеждениях против новых форм воспитания и вообще, любого активного воздействия на структуры мозга человека, то хотя бы не дадим обществу абсорбировать педагогическую мысль и начнём растить молодёжь, способную к адсорбции всего лучшего, что накоплено опытом человечества.

 "Человек не может быть творцом человека", - считала Монтессори. Невозможно одному человеку знать потребности другого.
 "Как же узнать, спросите вы, каков интерес ребёнка и какой материал годится именно для него? Когда придёт время начать с ним что-то новое?…"
 Индивидуальность обучения заключается в создаваемой нами подготовительной среде, где дидактический материал выбирает не учитель, а сам ребёнок"... М. Монтессори "О принципах моей школы".

 Мария Монтессори в своих работах доказывает, что количественный показатель детей в группе непосредственно влияет на уровень воспитанности и обучаемости детей. Тридцать-сорок детей в группе лучше, чем двадцать пять, а когда их в группе восемь – положительных результатов вообще трудно достичь.

 "Учителями человека являются его глаза, уши, руки, ноги", - говорил Ж.Ж. Руссо.

 Дидактический материал М. Монтессори - только часть тех наглядных пособий, которые предлагает нам как учебный материал окружающая природа и окружающая обстановка.

 Веточка с листьями, столы и стулья, письменные принадлежности, куски разорванного листа бумаги, стёкла окон, тиканье часов, ритмические взмахи руки могут служить прекрасными наглядными пособиями.

 Часть пособий можно изготовить самим стараниями детей /Числовые фигуры, модели углов, тел, линейки из бумаги и т.д.

 Участие детей и самого учителя в изготовлении пособий необходимо, поскольку вопросы воспитания и обучения соприкасаются с вопросами ручного труда.

 Природная программа развития также индивидуальна. Это зависит от характера ребёнка, от его темперамента. Один может уже в четыре года пройти курс "подготовишки" , другого и в двенадцать лет отдавать в школу рано.

 "Там, где действует природа, где ребёнок остаётся под её подлинным и надёжным руководством, она раскрывает эти задатки одновременно в их гармоническом единстве". И.Г. Песталоцци.


 Впитывающий ум – понятие, рождённое М. Монтессори.
 Впитывающий ум – силикагель совершенного в будущем сознания.


 Войны, региональные конфликты, прочие формы уничтожения человека человеком являются анахронизмами двадцати веков существования человечества с рождения Христова и до того.

 В раннем доисторическом прошлом и древнем мире войны были обусловлены выживанием. В наше время войны – дань традициям.

 Живёт некая жалкая мыслишка в сознании человека - "чужое слаще".

 В какие бы рубища или камзолы не рядилась эта мысль – она противоестественна духу человека. Вытравить её практически невозможно. Потому что это уже генетика. Даже клонируя самих себя, мы механически переносим свои недостатки в биологических двойников.
 В этом ли смысл клонирования?
 Нет. Смысл подобных действий в другом. В попытке биологически улучшить Господнее Творение созданием вроде бы клона, но СВЕРХЧЕЛОВЕКА.
 О чём это говорит? О том, что в душе человека вызрела необходимость очищения? Но как очиститься без покаяния? Вот в чём камень преткновения.

 Наука бездушна. Она иногда забегает далеко вперёд.
 Нам действительно нужно очищение, но не как физиологический процесс.
 Очищение как процесс воспитания.
 Процесс долгий, кропотливый, но прекрасный.

 Чтобы эффективно воспитывать и обучать, нужны квалифицированные педагоги, чьи характеристики как профессиональные, нравственные, так и
психическое состояние соответствовали бы требованиям, предъявляемым нынешним временем к педагогам.

 Такая картинка: Начинаются музыкальные занятия. Отсутствуют некоторые дети. Педагог заявляет, что детишки плохо вели себя и потому лишены права на занятие.
 Кто позволил отстранить детей от занятий?

 Где, в каких педагогических пособиях прописана такая практика воспитания?
 Неумение работать с детьми изобретает способы оправдания.

 Общество поставлено в двусмысленное положение: С одной стороны оно обязано любой ценой прокормить своих индивидуумов, для этого готовит их по профессиям; с другой стороны общество страдает от подобной приблизительности и, как обычно это бывает, ущерб от несостоятельности перекрывает возможный положительный результат.
 
 В академиях наук собраны лучшие умы. Туда не попадёшь по общеобразовательному диплому. Научная работа состоит из экспериментов. Эксперимент базируется на теоретической мысли. Мысли бывают разными. Творческая мысль являет собой созидающее начало.

 Мысль потребительская кругла как биллиардный шар и быстра, как будто по нему с размаху ударили кием.
 Сиюминутные желания скоротечны и пусты.

 Педагогика снимает проблемы медленно, неспешно. Если в школах дети старших возрастов уже ассимилированы в общество и утрачены для правильного воспитания, то в детских садах сознание их ещё не прописано в прописях.
 Здесь, как никогда, нужны воспитатели новой формации, о которых давно говорила Мария Монтессори.

 Пустой разговор.
 В воспитатели идут в большинстве своём хорошо если просто не состоявшиеся педагоги школьных параметров, а то обычные, даже случайные люди, в большинстве своём женщины, стремящиеся пристроить своего ребёнка, получить хоть какую-нибудь работу, честно отслужить рабочее время и, трава не расти.

 Нужна конкурсная основа. Государство, которое хочет конкурировать на международной арене, соперничать с передовыми державами, делать практические шаги в науке, просто обязано пересмотреть свою политику в отношении кадров.

 Ещё Луи Мишель Лепелетье, современник первой Французской революции, автор" Плана национального воспитания" требовал создания детских учреждений для детей, выходцев из простого народа. Он мечтал о таком воспитании, в котором раскрывались бы таланты детей в полной мере. Он требовал, чтобы воспитатели избирались по конкурсу, ибо просто няньки бесполезны и от них больше вреда, нежели пользы.
 Он был противником теории "семейного " воспитания, которую позже развил в своих трудах Пётр Лесгафт – русский педагог.
 В труде " Семейное воспитание ребёнка и его значение" Лесгафт доказывает, что семейное воспитание должно превалировать в дошкольной педагогике. Роль и значение матери огромно. Дети выросшие в семье, преданной государству, становятся более перспективными и авторитетными.
 Его взгляды не выдержали критики временем. Правда, они были востребованы после революции в связи с экономической разрухой, отсутствием средств, неспособностью новой власти думать о будущем страны и идеологически обосновывали эту неспособность.
 Механическое перенесение дворянского "домашнего" воспитания на разрушенные очаги крестьянских и пролетарских семей, конечно, не могло дать положительного результата.

 "Испорченность" ребёнка, полагал Лесгафт, может быть перевоспитана.

 Постулатом "перевоспитания" вполне воспользовались в России. Сеть исправительных заведений покрыла огромные её пространства О воспитательном процессе в них не могло быть и речи. Зато обрела силу "теория трудовой школы".

 Ранние утописты Т. Мор и Т. Кампанелла в своих проектах организации идеального общества будущего разворачивали фантастические картины социальной идиллии, где труд – основа Творчества и сотрудничества всех слоёв населения.

 Детей нужно привлекать к посильному труду, высказывался и Я. Каменский, и английский экономист Дж. Беллерс, разработавший проект "промышленной школы".
 Н.К. Крупская на первое место в методике воспитания детей поставила не индивидуализацию воспитания и обучения навыкам труда, а впервые в истории педагогики ввела обязательную программу обучения детей коллективному труду, то есть труду, поставленному в условия реального производства. Где навыки приобретаются не для дальнейшего осмысления индивидуумом своего места в жизни, а для выполнения производственных планов.
 Иначе говоря, "детская коммуна" - не что иное, как закрытый производственный процесс со всеми его атрибутами, издержками и отсутствием какой - либо материальной оплаты.

 Перенести этот процесс на уже сформированных индивидов, проще говоря, на взрослых людей, было уже делом техники.

 Кто не работает, тот не ест".
 …в организации школьной жизни производительный труд детей должен играть доминирующую, господствующую роль.
 Том 3. Н. Крупская. Педагогические сочинения. Стр 24.

 Конечно, как только ребёнок начинает осознавать окружающий мир, он сталкивается с трудовой деятельностью взрослых. Существуют разные суждения о труде, но только труд принудительный породил массу поговорок, в которых процесс труда предстаёт перед малышом как нечто ужасное, непосильное, страшное как тот дядя милиционер, который приходит ночью и забирает папу.

 Труд в радость – когда ребёнок всё делает для себя. Он ещё не осознаёт, что для себя он делает всё то, что должен будет делать для общества. Но труд на общество во благо себя наиболее плодотворен, наиболее перспективен, открыт для обсуждений и воспитывает качества, которые каждый родитель хотел бы видеть в своём ребёнке. Эти качества незачем перечислять. Они прописаны с древнейших времён.

 Первое, что должен помнить воспитатель – никто, никогда и нигде ещё не усваивал ничего хорошего из общественного негатива в роли плохого ученика.

 Самое главное – удовольствие /заодно и развитие /, а не совершенствование натаскиванием.

 "Детство – когда всё удивительно и ничего не вызывает удивления."
 / А. Ривароль /.

 Мария Монтессори никогда не экспериментировала на детях, а экспериментировала с материалом.
 Уже сегодня не имея дорогостоячщих дидактических материалов монтессорианской системы можно изменить стиль общения с детьми. Даже занимаясь с ними фронтально, можно попросить ответов на свои вопросы в форме
Стихотворения, загадки, танца, песни, рисунка.
 Ярко, с искренностью насыщенной доброжелательством можно рассказывать малышам об интересных событиях, участником которых были вы или другие люди.

 Педагогам очень мешает взрослость. Вообразите себя лисой, рыбкой, крокодилом. Отогрейте в себе ребёнка, который замёрз в вашей душе под пристальным оком недремлющей общественности.

 У каждого свой мир. В этом мире есть и беды, и радости. Вживитесь в беду ребёнка. Расстраивайтесь, сопереживайте, общайтесь, договаривайтесь, делайте ему сюрпризы.

 Спокойно относитесь к неумению ребёнка ответить вам тем же. Он ещё не солист. Но он уже участвует в хоре и голос его слышен тем, кто хочет его голос услышать.

 Вы пришли к детям не чудеса творить, а понять детей, поддержать их на неровной дороге общественного бытия.

 Почему в обществе мало талантливых людей? Отсутствует умение видеть в понятных вещах символы. Космические знания – это коды и символы. А слова – это рамки, узкие рамки всего лишь для одного способа общения.

 Путь к познанию символов – движение. Организованное движение. Танцы, музыка, рисование, общефизкультурные телодвижения.

 Не мешайте детям стать первооткрывателями чудес. Чудес на свете не бывает, если вы их не видите.

 Вспомните из институтской программы, как, по каким законам развивается воображение. В чём вы видите связь между фантазией и действительностью?
 В чём сила эмоциональной связи между образами воображаемыми и объектами реальными?
 Потому что, не разложив действительность в воображении своём на элементарные составляющие вы никак не сможете собрать из старого опыта новые конструкции, будь то искусство или технические изобретения.
 

 Воспитание – процесс длительный. Но не длиннее жизни человека. Можно укоротить её до шестидесяти лет, можно снизить до пятидесяти, и эта тенденция будет сохраняться только потому, что общество не в состоянии понять проблему;
проблему выживания будущих поколений; оно не хочет видеть будущего.
 Нежелание видеть своё будущее отражается в статистике рождаемости и смертности. Общества, ставшие на путь вымирания, бесперспективны. Теряют мобильность, активную защиту в форме производительной деятельности, подвержены катаклизмам социальным и природным.

 Нет иного пути выправить ситуацию, кроме как с помощью воспитательного процесса, поставленного на основу методичного преобразования дошкольного воспитания.

 Работа в детском саду должна начинаться с организации компактных разновозрастных детских групп и проверки профессионализма воспитателей.
 Потому что нет мелочей в воспитательном процессе. Потому что деградация общества – дело ближнего времени, а исчезновение общности – дело времени.
 
 Ведь воспитание и есть целенаправленная работа по передаче новым поколениям исторического и общественного опыта.
 Воздействуя воспитанием на сознание, а, следственно, и на поведение человека, общество добивается ограничения его мышления и его действий в рамках усреднённых ценностных ориентиров, таких, которые сдерживали бы его бесконтрольное развитие, готовя индивида к производительному труду.

 Декларируя воспитательную систему как практику, направленную на развитие субъективного мира человека, самостоятельность в решении сложных задач и проблем, на деле психологи идут на поводу у идеи "трудовой повинности", забывают о главном качественном нравственном законе: "свободы личности".
 Личность, уравненная в правах - всего лишь индивид в колоннах марширующего общества.

 Нужна не просто самостоятельность в решении задач, подконтрольных обществу, но нужна свобода личности, индивида и мысли, которая ищет и находит эти задачи, ставит их перед собой и решает последовательно, относительно самостоятельно. Потому что не бывает полной самостоятельности в решении сложных задач и насущных проблем.
 Воспитатель обучает непосредственно одного ребёнка и в то же время наблюдает за сорока, работающими в разных зонах. Это не противоречие. Это не насилие администрации над педагогом.
 Это нормальный исследовательский процесс, потому что только в сравнении можно выявить разнохарактерные индивидуумы и составить программы, в основе которых каждая личность будет рассматриваться как космический объект, существующий особо, но на принципах взаимодействия физических сил с многоплановой средой.

 Самостоятельность и свобода - не одно и то же.

 Воспитатель - монтессорианец не мешает детям, не вмешивается в их деятельность, не стесняет их свободы, но решение задачи требует некоторой мыслительной операции, которая воспитывается с помощью метода и воспитательского дара педагога.

 Есть нравственные законы. Они пришли к нам из глубин тысячелетий, из истории, недоступной нашей памяти.
 Всего - то требуется воспитать ребёнка так, чтобы не смог он переступить порога нравственности. Для этого нужно знать, понимать, принять десять заповедей, адресованных всему человечеству.

 Почему мы не можем активно воспринять эти заповеди?

 Почему человек настолько самоуверен, что и заповеди хочет писать сам?

 "Не создавай себе кумира!"
 "Не делайте из ребёнка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв". П. Буаст.

 Век за веком крутится колесо жизни, а психология не изменяется. Изменяется качество жизни, труд заменяют машины; память заменяют машины, машинами хотят заменить мышление; многие составляющие чувственных переживаний человека сегодня отданы на откуп машинам и только сознание сохраняет в девственной чистоте и неприкосновенности свои бастионы.

 Пришло время заняться вплотную нашим сознанием. Мы не в состоянии проанализировать его, но можем очистить от шелухи времени.
 Переосмыслить ориентиры, выявить участки нашего мозга, которые являются хранилищами негатива.
 
 Мы обязаны воспитывать наших детей таким образом, чтобы спустя несколько поколений произошёл качественный перелом в сознании общества.

 Мы не должны вымереть. Мы, белорусы - талантливый народ.
 Белорусы выдвинули множество исторических фигур, по разному проявивших себя, но все они были индивидуально развитыми личностями, в разной степени талантливыми и одинаково преданными своему народу.

 В педагогической доктрине нашего общества собраны относительно самостоятельные отрасли знания, которые используются в дидактических теориях: воспитания, образования и обучения; а также организационных мероприятиях.
 При всей многогранности педагогических методик, их классификационного уровня, социальной направленности и взаимодействия с общественными науками таких как: философия, этика, эстетика, педагогика неразрывно связана и с уровнем естественнонаучных знаний /физиологии, генетики, биологии, социологии, психологии и т. п./

 Педагогическая доктрина существовала всегда. Разрабатывались и разрабатываются новые методики воспитания и преподавания, но вживление их идей в практическую жизнь проходит тяжело и болезненно, и чревато несовместимостью, замешанной на идеологических противоречиях, заблуждениях и, как следствие, отторжением практически полезного, но несвоевременного методического материала.
 Мы знаем и помним историю жизни Ю. Фаусек. Берём на вооружение методику М. Монтессори. Помним Я. А. Коменского, И.Г. Песталоцци, приложивших немало усилий для создания "правильного метода"

 Я единодушна с ними в том, что результаты воспитания зависят от научно обоснованных методик, обеспечивающих педагогу успех. В том, что личность воспитателя должна быть обязательно творческой. Без творческой жилки настоящий воспитатель состояться не может. Это обязательное условие и нарушение его есть нарушение равновесия между теорией воспитания и практическим исполнением.
 Воспитатель не кормилица, не нянька, не пастух и надзиратель, воспитатель - художник реально существующий, но абстрактно мыслящий. Его сознание – холст, его мысли – краски, его воля – глаза и руки, творящие шедевр.

 Никто не будет особенно возражать, если я назову ребёнка шедевром. Он рождается шедевром и в силах человека довести этот шедевр до совершенства или облить его негативом человеческих взаимоотношений, навсегда оторвав от творчества, но при этом человек всегда останется тем, чем его создал Бог – шедевром.

 Некоторые педагогические концепции уходят от целостного восприятия процесса воспитания, противопоставляя понятию реального понятие возможного, идеального, отказываются от строгого научного познания общественной жизни. Или идеализируют интуицию, как непопадающую под контроль разума и научно - познавательную классификацию.

 П. П. Блонский как-то заметил, что умение, талант и теоретические знания одинаково нужны воспитателю. Но умение достигается только личным опытом. Умение есть результат личного творчества. Ведь известно, что талант купить нельзя. Это качество воспитывается.
 Не приобретается в процессе воспитания как товар, а воспитывается настоящим образом.

 Всякий ребёнок изначально талантлив. Его матрица сознания только внешне пустынна. Она покрыта невидимой сеткой, состоящей из паутины информационной среды. Её нужно проявить. А можно нанести неумелой рукой разноцветные штрихи, уложив их так густо, что индивидуальность, прежде чем проявиться, замрёт вполне.

 Чувство меры интуитивно. Но интуиция - субстанция не контролируемая.

 Как здесь не ошибиться?
 Для этого и осваивает теорию педагог. Потому что интуиция, опирающаяся на чувства и чувственность, хоть и скора на выводы, но не фундаментальна. Интуиция, имеющая личный опыт, а ещё лучше опыт поколений, много надёжнее и видит гораздо дальше.

 Двадцать пять воспитанников в группе – много или мало? Хорошо, если они занимаются по методике Монтессори, тогда их может быть и пятьдесят человек, и сто. Потому что методика Монтессори - это самовоспитание, самообучение и самоконтроль ошибок тут же, на месте. Сориентированные дети легко осваиваются с новыми понятиями через объекты, являющиеся дидактическими материалами.
 Дидактическим материалом может быть даже здание детского учреждения.
 Одна из школ в Риме была построена в форме полукруга.

 Учебные классы вмещали до ста пятидесяти детей в возрасте от трёх до шести лет. Интересно, что стены между классами возвышались лишь на метр с небольшим. Дверей не было вовсе. Все дети всегда оставались на глазах воспитателя.

 При определённом желании даже горсть земли может оказаться тем материалом, при взаимодействии с которым ребёнок ощутит себя её частью.

 Подробно о взглядах на методику М. Монтессори я расскажу в следующих главах.

 Детский коллектив - живая, постоянно изменяющаяся, многоголовая гидра.
 Если взрослые научились "прогибаться" под коллектив, то дети ценят и защищают свою индивидуальность всеми возможными для этого способами.
 Они рождаются с жаждой знаний, хотят знать обо всём на свете, желательно немедленно.

 Высказывание А. С. Макаренко о том, что мастером может стать каждый педагог справедливо лишь при идеалистическом рассмотрении постулата.
Каждый гражданин может стать космонавтом, лётчиком, танкистом, подводником при совпадении определённых способностей с определёнными возможностями.
 Но даже при таком совпадении далеко не каждый может стать Роденом, Ван Гогом, Брюлловым, Суриковым, Рафаэлем, Пушкиным, Толстым, Фаусек, Монтессори.

 Поэтому кричащий революционный постулат о том, что "незаменимых у нас нет"! преследует две цели: поднять уровень притязаний народа до высот, ему не подвластных, этим стимулировать производительную деятельность и, благодаря двум этим факторам достигнуть хоть каких-то результатов в основном для самосохранения и удовлетворительного самовоспроизводства.
 Второе, выиграть время для появления на свет и возмужания новых когорт новых поколений с надеждой исправить положение за их счёт, списать ошибки, заблуждения и недочёты предшественников на потомков, столкнуть лбами "отцов и детей"

 Всякая индивидуальность неповторима и незаменима. Впрочем, как и личность. С той разницей, что при одинаковой бесценности человеческого существа, с точки зрения исторической целесообразности творческая индивидуальность стоит особо. Но так уж повелось, что при равенстве личностей права на особое положение и особое отношение у творческой личности нет.

 Известно, что А. С. Пушкин первый на Руси писатель – поэт, которому милостиво разрешено было публиковаться на основе договорной цены.

 Ни Богданович, Капнист, Гнедич, Державин, ни Херасков, Сумароков, Карамзин такой привилегии не удостоились. На Руси вообще народ не любит талантливых людей. У русского народа отношение к талантам принудительно – равнодушное: "Как барин скажет".

 Соотношение между теорией и практикой в столь тонком деле воспитания детей неравномерно. Теоретически наша педагогика вполне жизнеспособна и если и отстаёт от правил воспитания в творческом плане от западных образцов, то лишь по объективным причинам, от самой науки не зависящим.

 Народ желал видеть себя на подмостках сцены? – возникали агитбригады.
 Блок писал "Левый марш"
 Маяковский - поэму: "В.И. Ленин".
 Художники рисовали "полководца" Сталина под Царицыным.
 М. Горький пил и пел с Генрихом Ягодой на Беломоро-Балтийском канале.

 Шёл процесс воспитания нации в интернациональных традициях, где призраки признавались признаками, а реальные признаки - проявлениями пережитка прошлого.

 Коллективное - бессознательное выходило на передний план, а инстинкты выживания отождествлялись с личностной свободой и полным всеобъемлющим равноправием.
 Понадобилось семьдесят лет, чтобы народ, поставленный с ног на голову, свалился на колени и, пройдя ещё этот унизительный этап наконец, понял: никто не приведёт его за руку в рай ли, в коммунизм ли, где из рога кавказского горного козла - тура на него прольётся фантастическое изобилие.
 Только труд. Труд тяжёлый, труд изнурительный, не ограниченный во времени, но плодотворный, избранный по доброй воле и твоему согласию, может дать полное духовное и материальное удовлетворение.
 Всё остальное есть изворотливая способность общества жить за счёт активных, пользоваться способностями других, продавать их таланты и удовлетворять ненасытность бездарных.
 Это и есть социализм с человеческим лицом, где активное продуктивное меньшинство подчинено агрессивному, бесцельно мятущемуся большинству.
 
 Мы вкладываем в понятие "воспитание" широкий смысл. Воспитание – это изменение космической психики ребёнка, влияние на детское развитие
через ставленников общества - воспитателей и ответственность за его сознание, определившееся результате этого влияния.

 Личность ребёнка формируется в результате его деятельности, то есть игры, являющейся его работой, а также воздействием на нервную систему педагогическими приёмами, опосредствованными, косвенными.

 Косвенное опосредствованное влияние на детей описала в своих работах Мария Монтессори.
 Она рассматривала воспитание в первую очередь как объективное социальное явление, цель которого качественно улучшить подготовку детей к практической жизни.
 Улучшить качество воспитания можно только, поставив воспитательную работу в дошкольных учреждениях на хороший, специально организованный уровень, с достаточным материальным обеспечением.
 Понятно, что всякое новое поколение в своей познавательной деятельности опирается на конкретный исторический опыт предшественников; застаёт уже существующую, независимо от него, систему социальных, идеологических и экономических отношений, обусловленных достигнутым уровнем производительных сил.
 Эта система объективно влияет и на воспитательный процесс.

 Ребёнок, воспитанный в существующей системе выше поименованных отношений уже является частью этой системы и личность его полностью зависит
от среды, в которой эти взаимоотношения развиваются.
 Мы получаем фотографический объект системы отношений, перенесённый на личностный объект отдельных индивидуумов; что является гарантией полного соответствия индивидуальных признаков с коллективным мироощущением.
 Каждый новый человек в таком случае взаимозаменяемый винтик, без личности которого машина цивилизации успешно продолжает двигаться во времени и пространству.

 Но есть и другой путь. Это путь интенсификации воспитательного процесса. Путь, предложенный уже сто лет назад, развивший методы воспитания и предложивший мировому сообществу эволюционные теории развития мощного интеллекта.

 Я, конечно, имею в виду, в первую очередь, М. Монтессори, поскольку именно её взгляды направлены в сторону целесообразного модифицированного воспитания дошкольников.

 " Воспитание следует рассматривать как нечто настолько важное, что его нельзя доверять любому человеку, более или менее подготовленному морально или интеллектуально, а лишь человеку, особым образом подготовленному с обеих сторон". AMI /ассоциация Монтессори в Голландии/.
 AMI основана Марией Монтессори в 1929 году. Своей многолетней деятельностью доктор педагогики М. Монтессори обеспечила этой организации её жизнеспособность.
 В Москве национальные курсы проводятся в Центре Монтессори совместно с AMI.

 Не отставание ли в вопросах педагогики является настоящей причиной не принятия системы Марии Монтессори в Белоруссии?


 Философия педагогики, или, по-другому, методология - наука настолько древняя, насколько и новая. Педагогический процесс существовал всегда, но и всегда оставался частью других процессов: экономических, социальных, исторических.
 Впервые великий практик и теоретик детского образования М. Монтессори попыталась разорвать замкнутый круг. Разорвать те связи, которые мешали организации и самоопределению детского сознания. А именно: отделить неразрывность и преемственность опыта, целиком и механически укладывающегося в сознание ребёнка, не подвергаясь ни никакому внутреннему переосмыслению, ни рационализации.
 Отделить и дать возможность сформироваться зачаткам интеллекта на основе личностной свободы и самостоятельности, без решающего влияния общественной и семейной среды.

 " Ещё молоко на губах не обсохло"
 " Молокосос, а учит".
 " Яйцо курицу не учит и т.д.

 Для этого и вписала М. Монтессори принцип "Свободы", как неотъемлемую и важнейшую часть сознательной деятельности ребёнка.
 Но СВОБОДА как таковая – понятие не вполне корректное. Свобода в большей степени доступна гражданам в формах протеста и быстро перерастает в качественно иное состояние – насилие.
 Свобода одних оказывается несвободой для других.
 За свою историю человечество бесчисленное количество раз пользовалось термином СВОБОДА, вкладывая слово это в лозунги милитаристского и революционного характера.
 Понятие СВОБОДА человечество низвело до ругательного состояния и в таком ракурсе подаёт новому поколению для усвоения.

 Материалы Монтессори служат тем инструментом, который обеспечивает разрыв между прошлым, настоящим и будущим. Разрыв этот визуальный, без агрессивного налёта, но именно Монтессори-материалы служат путеводителем, уводящим сформированное сознание молодых людей от протоптанных стёжек привычного сознания на необозримые просторы Мышления.

 Свободное мышление, оторванное от стереотипов и косности, становится новым орудием труда, вгрызающимся в породу природы, если хотите, космической шахты, отрывая от породы природы энергетические куски информации, насыщая сознание идеями, открывающими новые перспективы.

 Мы исследуем в некоторой степени и методологию дошкольной педагогики.  Опыт позволяет мне говорить о философии как о прикладной науке. Методики дошкольного воспитания исследованы гораздо тщательнее, чем сама методология. Философский аспект педагогического процесса и, в частности, процесса воспитания детей от двух до шести лет затронут только слегка.
 Естественно, методика ближе воспитателю. Она даёт инструкции, как действовать? Какими приёмами пользоваться? Что исключать из оборота средств воспитания, что, наоборот, запускать в оборот.

 Излагает шаговым образом процессы воспитания, направляет исследовательскую работу педагога, предлагает инструмент для более полного проявления возможностей воспитания и ведёт педагога по детской психологии к намеченной цели.
 А цель у нас одна. Вырастить достойных граждан. Соответственно нравственным запросам общества и государства.

 К чести многих педагогов им удаётся вопреки препонам общественного сознания, или того, что, как мы думаем, называется общественным сознанием, сознанием, которое не видит нужды в завтрашней перспективе, а вполне довольствуется "текущим" моментом, привести своих воспитанников к нормам и законам, продиктованным исторической необходимостью.

 Нынешнее время требует иных взаимодействий между педагогами и общественными структурами, начиная с семьи и заканчивая высшими эшелонами власти. Подготовка новых людей нового времени не может не требовать новых материальных затрат, на что власть имущие и законодатели идут с величайшей неохотой.
 Общество неотвратимо старится и содержать возрастные слои становится всё труднее и труднее. Тем более значимыми становятся методики воспитания, которые позволяют не только ускорить процессы обучения, но и наполнить их дополнительным содержанием, обеспечивающим в недалёком будущем приток новой творческой мысли в производственный процесс; систематизацию педагогической и философской эклектики, экивоки которых утомляют педагогов и сворачивают на нет все усилия наиболее талантливых из них.
 Пора понять, что идеальные идеи и их философское мировоззрение вовсе не противостоят материалистическим идеям, а являют собой многообразие единого целого, из компонентов которого состоит мир.
 Пора перестать воевать с ветряными мельницами, искать вражескую оборону там, где находятся твои союзники и творчески переосмыслять и наполнять содержанием даже устаревшие идеи. Ибо ничего нет постоянного и неизменяемого в мире. Всякая мысль и всякая идея имеют прикладное значение в одной из системных ситуаций.
 Всякая идея проходит свой жизненный цикл: от полного неприятия до полного признания. Но, как обычно это бывает, игнорируется золотая середина. А когда большие надежды оказываются пустым звуком - тогда идея отметается, как будто именно она виновна в нашей с вами косности и неумении общества использовать идею как свет факела, то есть по назначению.

 Идеи используются ради идеи и служат для девальвации предыдущих идей.
 Такова природа человеческого сознания. "Сегодня на сегодня", а завтра "будет день, будет пища…"

 Методология педагогики  не имеет общего русла. Философская мысль течёт свободно, анархично, слабо подчиняясь как физическим, так и психическим законам.
 Философия тем и сильна, что она отражает взгляды и чаяния мелких групп высокообразованных слоёв общества. Обычно это интеллигенция, которая из собственного опыта выводит некие умозаключения, отвечающие либо требованиям, либо запросом некоторых слоёв населения.
 Вовсе не означает, что такая философия не нужна. Из бессистемных эклектических взглядов вполне образуются целостные системы воззрений.
 Такова системная концепция коммунистического преобразования общества. Вполне удобоваримая, но слишком идеалистическая. Для того, чтобы придать ей реальную видимость, носителям этих взглядов, если хотите, убеждений, нужно было всего-то уничтожить физически все другие взгляды, убеждения вместе с их носителями.

 Моя цель рассмотреть вопросы психологии, связанные с детским воспитанием, через элементы философии в педагогике и методическую практику, через специальные исследовательские приёмы различные по своей структуре и в то же время единые по сути своего применения.

 Та же Н. Крупская при более внимательном ознакомлении с учением М. Монтессори, после встреч с Ю. Фаусек и детальных её разъяснений находила:

 … Мне кажется, что зря мы Монтессори целиком выбросили, хотя понятно, почему и откуда это взялось.
 … Я думаю, что надо сейчас обратить внимание на пособия Монтессори и приспособить их к нашим российским условиям."

 И ещё:
 "… Надо ли гнаться за тем, чтобы дать подрастающему поколению возможность наиболее полно, наиболее разносторонне выражать свои мысли и чувства? Думается, что да. Ибо выражение оформляет мысли, углубляет чувства. Выражая себя, человек растёт….
 Н. Крупская. Педагогические сочинения. Стр.314-315. Том 3.

 Ожидался крутой поворот в системе дошкольного воспитания, но вмешался "Отец народов" и Н. К. Крупская потеряла последнее влияние в правительственных кругах.


 … Способность сосредоточивания, наблюдаемая в детях 3-4 лет, не имеет себе равной ни у кого, кроме как у гениальных натур. Эти малыши как будто демонстрируют детство великих людей в их способности сосредоточенного внимания.

 "… только через эту внутреннюю духовную силу, / психическую энергию/ действующую в ребёнке, он /педагог/ может открыть дверь / абсолютного / внимания, то проблема, которую нам надо разрешить, это скорее проблема свободы, чем педагогического искусства, конструирующего ум ребёнка."
 М. Монтессори. Часть 4. Гл. Внимание. "Самовоспитание и самообучение
 В начальной школе".


 На протяжении прошедших веков педагогика ограничивалась систематизацией данных наблюдения, их анализом и идеалистическим построением педагогических систем.
 Процессы выживания диктовали условия процессам воспитания. Качественное воспитание всегда выдвигало некое общество в авангард цивилизации. Качественное образование требовало качественных затрат.

 В древнем Риме император Веспасиан Флавий строил на улицах города туалеты, выложенные мрамором и облицованные сусальным золотом. Строительство было обусловлено не затеей диктатора - самодура, а тем положением, которое Рим занимал в реальном мире. Римское образование считалось лучшим. Многие государственные деятели, закончившие ВУЗы Рима, функционировали успешно в иных странах.
 Пока такое положение вещей сохранялось, Рим стоял и стоять думал ещё тысячелетия. Но всё течёт, всё меняется.
 Всесилие и всевластие есть первый признак обостряющихся противоречий, призрак грядущего упадка.

 Моя задача показать в историческом, философском и психологическом планах
острую необходимость в пересмотре образовательных концепций.

 Теория педагогики вполне соответствует времени. Практика педагогики далека от этого соответствия. Теория сообщает нам о возможных путях развития педагогики, о восхождении познания от частного к общему, от конкретного к абстрактному поступательно; теоретизирует мышление, объявляет научной созерцательность и все эти явления считает исходным материалом исследований.

 Практика воспитания маленького человечка не идеальна. Материальная база стеснена и заставляет думать, что общество едва ли заинтересовано в воспитательном процессе, предусматривающем прорыв в будущее. А если заинтересовано, то не из идеалистических побуждений, а из реальной необходимости " не быть выбитым из седла".
 Материальная обеспеченность дошкольного воспитания - яркое доказательство концепции выживаемости и не более того.

 Где брать деньги государству? Каким образом строить свою экономику и с какими средствами выходить на международный рынок?
 
 Педагоги - люди самодостаточные. С вполне обустроенной психологией, без комплексов "неполноценности" и не мотивированного "величия" и потому строят свою работу в строгом соответствии с возможностями.
 Но не сказать о том, как нужно относиться к нашему делу, я не могу.
 Психологический аспект в воспитании дошкольника – основной.
 
 Что такое психология? Наука о душе?

 Это - вся художественная и философская литература; прошлое и будущее, настоящее и вымышленное в ограниченности и беспредельности времени, вся наша жизнь и все белковые структуры, во всей их многомерности и возможной обратимости - есть лишь "кванты времени", в нелинейной последовательности взаимно обусловленных причинно-следственных связей.

 Сознание растворяется во времени, как плодородная почва растворяется в воде. Вода растворяет всё. Прежде, чем родилась мысль о создании МИРА, уже была вода. Так говорит мудрейшая из мудрейших книг: Библия.

 "И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды."
 Глава 1. Стих 6.

 Вселенная есть мельчайшее состояние первоосновы воды - водорода.
 Вода – мать жизни.

 В этих-то околоплодных водах и плавает Мировое сознание, частицей которого является наш дух. Дух определяет будущее качество сознания, способность к мыслительным операциям и центрирует физическую оболочку вокруг осознанного " Я."

 Мне могут возражать, но всякое возражение в области психологии и педагогической методологии есть лишь иной взгляд в степени субъективности присущей тому или иному субъекту.

 Заблуждения присущи всем. Общепринятые суждения со временем подвергаются остракизму. Башни, выращенные при содействии науки до небес, разбиваются в черепки, новые открытия порождают массу новых идей и так до бесконечности.

 Сознание, распылённое в "квантах времени", существует само по себе, и, кто знает, возможно, является механизмом мышления сверхсущества, которого мы называем Богом.

 Да простит мне читатель отступления не вполне научного характера, но хочу напомнить, что наука сама по себе весьма относительна и является лишь формой познания по общепринятым правилам.

 Правила в научной педагогике такие:
 Наблюдательность – главное направление дошкольной методики. Только всматриваясь в других, педагог приобретает способность судить о предмете, о внутреннем плане своего поведения.
 Только всматриваясь в детей педагог может судить о своей способности воздействовать на чувственность ребёнка. Высокий профессионал определяет верхнюю планку возможной меры воздействия и строго придерживается такого положения.
 Случайный человек всегда "знает" больше профессионала, ему не нужны ограничения, он неограниченно умён, теоретически и практически "подготовлен", поэтому среди его воспитанников так много хулиганья и безответственной беспризорщины.

 Перевоспитание – уже другой процесс; процесс с весьма низкими результативными показателями.

 Для науки важна массовая практика воспитания. Для воспитателя важны положения, выведенные наукой из массовой практики. Положения, которыми мы и руководствуемся. Но чтобы наука могла питать себя источниками, истекающими из воспитательного процесса, воспитатель обязан методично, с полной отдачей сил выполнять обязанности свои по методу, предложенному наукой.

 От частного к общему и от общего к частному, по спирали развития в беспредельность познания.

 Отметая несуразности воспитания, к которым я причисляю воспитание детей на идеологических платформах /в первую очередь имею в виду политические пещерные доктрины/, также конфессиональные; хотя сама много говорю о Боге. Но, говоря о Боге, имею в виду Космическую Сущность Субъективного Сознания – Косс.

 Познать глубины Космической Сущности Субъективного Сознания невозможно, как невозможно познать вообще сущность сознания.
 Можно вывести какие-то закономерности и сделать выводы, исходя из выявленных закономерностей, но нельзя раз и навсегда авторитетно заявить: откуда приходит и куда исчезает сознание?
 Является ли оно приобретённым в результате воспитания, путём индивидуализации коллективного опыта или оно врождённое, общевселенское, существующее "априори" как тот чип в микросхеме, являющийся изначально основной "памятью" компьютера.

 Мы получаем свой "чип" ещё в утробе матери, а заполнить его информационным опытом - дело уже чисто механическое и оно поручено нам, воспитателям детей.
 Эта тему ещё предстоит раскрыть в последующих главах.

 Простое чувственное восприятие - лишь предпосылка научного знания.
 Принято говорить, что наше мышление осуществляется с помощью обобщений.
 Все наши представления укладываются в понятия и категории.

 Понятия и категории – это области, ящики стола, в которых разложены средства нашей работы, наши письменные принадлежности, применяемые нами для опосредствования наших знаний, апостериорно /из опыта/ приобретённых, таких как: классификация, анализ, синтез, индукция, дедукция и облачённых в научную терминологию.

 В науке воспитания детей мы рассматриваем различные виды отношений между детьми: между детьми и педагогами, между детской личностью и коллективом детей, между коллективами детей и параллельно происходящими педагогическими действиями, имеющими прямое отношение к детям, /косвенное, параллельное, обратное, тормозящее, стимулирующее./

 Стимул – не палка, но таков дословный перевод с латинского. Стимул, несомненно, носит раздражающий характер.
 Стимуляция к обучению - творческая инициатива педагога, совершенно индивидуальная, зависящая как от таланта педагога, так и от индивида, к которому данная стимуляция прилагается.

 Методы стимуляции для дошкольников по системе М. Монтессори это –
 " создание адаптационной окружающей среды, отличной от среды подавления, которая защищает ребёнка от сложных и опасных последствий, угрожающих ему в мире взрослых".
 /Ребёнок в семье"./ М. Монтессори.

 Второе: "…интерес ребёнка, который приводит его к сосредоточению на учёбе.

 Третье: "… сотрудничество детей, неоценимая фаза которого – разновозрастность."

 Четвёртое: "существование человеческого инстинкта автономности, который приводит к дисциплине и порядку".

 Индивидуальное обучение по Монтессори основано на свободе выбора ребёнка.Учитель должен только
 …"вдохнуть в ребёнка этот интерес и знать, как в дальнейшем его развивать, понимая, что сила интереса у ребёнка – природная и в каждом случае индивидуальная." М. Монтессори "О принципах моей школы" Индия, 1942 г.

 Таким образом, стимулом в воспитании и обучении ребёнка является его полная самостоятельность и свобода выбора.

 Парадоксально при этом высказывание известного психолога и публициста Джеральда Корэя – " Я никогда не знал, что у меня есть выбор". /Corey, 1986 г./


 Несколько позже стимуляция завершает свою плодотворную работу по формированию чувственных переживаний и организационно перерастает в побуждение к потребности, в динамическую тенденцию, ощущаемую ребёнком как СТРЕМЛЕНИЕ.

 Стремление к усвоению материала, познанию, общению и так далее.

 Педагогика Советского периода критически относилась к методике формирования личности на основе высокоразвитой умственной самодеятельности. Попытки воспитать сильную личность, способную преодолеть свою внутреннюю неудовлетворённость, у нас ограничивались коллективизацией не только сельского хозяйства и индустриальных промышленных мощностей, но и коллективизацией философии, точных наук, исторического опыта, педагогики.

 Так называемый "мозговой штурм" стал любимой философской категорией многих государственных деятелей. Штурм хорош, когда нужно взять крепость Измаил.
 Как операция он кратковременен и методология его проста.
 Шторм и штурм – не созидательны. Они разрушают в большей степени, чем питают энергией.
 "Мозговой штурм" развращает сознание; результаты его действия растворяются в общей безответственности.

 Основные позиции воспитания ребёнка обозначили ещё философы древности Демокрит и Сократ.
 Материалистический /Природа и воспитание подобны./ Демокрит.

 И идеалистический. /достаточно познания "добра" и "зла"./ Сократ.

 Фрэнсис Бэкон / 1561 – 1626/ годы роль воспитания сводил к теории "привычек".
 " Привычка всего прочнее". – Ф. Бэкон. /О достоинстве и совершенствовании наук".

 Ж.Ж. Руссо считал, что педагогика обязана считаться с естественным развитием детей. Он был против подавления личности. "Главное естественное право человека – СВОБОДА".

 И Библия, и Коран, и Талмуд подробно останавливаются на нормах поведения и общежития.
 Ветхий Завет, как и прочие святые книги, бичуют человеческие пороки. Подробно на примерах они объясняют, каких поступков ждёт от людей Высшая сила и какие катаклизмы ожидают людей, не выполняющих эти простые, но такие неприемлемые людьми нормы.
 Новый завет построен иначе. В новом завете многое разрешено. С одной стороны: " не создавай себе кумира", с другой: омовение ног и преклонение перед кумиром.
 С одной стороны уважение к родителям, с другой, Иисус уводит из семьи братьев Воанаргесов, отрывает от работы других людей, лишает их жилья и средств к существованию только для того чтобы накормить толпы праздношатающихся семью хлебами./ от Матфея. Глава15.Стих 36./

 Нужно помнить, что хлеб в Римской империи, в том числе Иудее, доминионе империи времён Иисуса Христа был бесплатным.

 " Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев, и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником"
 /От Луки. Глава 14. Стих 26./
 
 С одной стороны изгнание бесов, / От Луки Глава 8 стих 32.33./; с другой - сам Сатана исходит из руки Христа.
 "…обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
 И после сего куска вошёл в него сатана…" /От Иоанна. Глава 13. Стих 26, 27./.

 Для чего я привожу примеры из священных книг? Для того чтобы показать, что природа человека всегда была двойственной. Что жизнь многогранна. Что одни положения опровергают другие, потому что основаны на субъективных ощущениях, сущность человека, иначе говоря, ум, ищет и находит доказательства своей правоты. Оправдывает то, что ближе и понятнее, осуждает то, что отстоит дальше от чувств или слишком сложно для осознания.

 На том и стоит философия.
 Как и психология.
 Как и педагогика.

 Простая истина заключена в игольном ушке. Сквозь него мы протаскиваем нить субъективных ощущений. Каждый человек существует, осуществляя человеческий способ бытия. Чтобы понять человека нужно, прежде всего, понять главное, как каждый из нас участвует в созидании собственной жизни? Только распознав главное, фундаментальное, мы можем разглядеть глубинные основы жизни, прячущиеся за парадными фасадами общественного бытия.

 В том и заключается психоанализ, что замечаются эти глубины только в стрессовых случаях. Ребёнок старше года уже подвержен стрессовым ситуациям, потому что субъективный путь его развития рассматривается обществом с точки зрения объективной необходимости и переустройство жизни ребёнка идёт под себя, то есть под принятые нормы поведения.

 Но субъективность неуловима. Эфемерна. Она сущность космическая. Наблюдателю, исследователю всегда труднее работать с субъектом, нежели с коллективом. Коллектив поглощает субъективизм. Коллективизм проще, примитивнее.

 Наикратчайший путь к познанию субъективности – опыт переживания и сопереживания.

 Экзистенциальная психология Дж. Бюджентала рассматривает развитие человека через драму, в которой действуют взаимно отталкивающие силы – призывающие к изменениям и сопротивляющиеся изменениям.
 Но экзистенциальная психология лежит за сферой моей компетенции и хотя она затрагивает тему развития ребёнка, но уже поздних дошкольных возрастов.

 Недаром значительное развитие в последнее время получила сравнительная педагогика. Только наблюдая и сравнивая, можно избежать субъективных суждений и более ли менее поставить педагогику дошкольного возраста на научную основу.
 В США издаётся журнал "Comparative Education Review" /"Обзор сравнительной педагогики". Создано Европейское общество сравнительной педагогики. Собирается и публикуется фактический материал по развитию просвещения в разных странах и районах мира.
 Уже более ста лет существуют методики современного воспитания, но так тяжело они приживаются в умах наших людей. Так не хочется обществу заниматься тем, чем общество обязано заниматься.
 Довод один: все мы выросли без особых затрат, почти всех нас воспитала улица - и ничего! Зацепились за жизнь. Завоевали кое-какой авторитет, уважение, иногда даже захватываем политическую власть. И дети выживут.

 М. Монтессори видела дальше. Она накопила поистине гигантский опыт в деле воспитания детей; опыт настолько большой, что сумела выделить из него основные компоненты научного воспитания.

 Самостоятельность в освоении дидактического материала.
 Внутренняя свобода.
 Инициативация мышления.
 Стабилизация стойкого интереса к продуктивной деятельности.

 И, всё это через игру - работу, работа доступную всем возрастным категориям, не только детям, но и взрослым, потому что именно игра - работа учит сознание ребёнка настраивать мышление его на быстро меняющиеся ситуации, и быстрое приспособление к ним при тесном взаимодействии объектов и субъектов игры - работы.


 В послесловии к этой главе могу только добавить, что воспитание сегодня – главная задача нашего общества, настолько главная, что даже часы промедления работают против нас.

 Общество устало само от себя. Всё большее количество людей проявляют себя не творческом поиске, а в раболепстве. Потому что раболепство привычно гарантирует частную выживаемость. А будущее опять в руках одиночек.
 Им и идти на костёр.
 

 


Рецензии