Письмо и чтение. Гл. 6

 Если ребёнок обладает хорошо поставленной речью, чтение для него - объективная необходимость. Вся мировая культура выражена в литературных источниках. Попытка записать речь, а затем и воспроизвести её уже в далёкие времена, о которых мы упоминали, увенчалась успехом.
 Как оказалось, изобретение письменности не такое уж великое дело. Когда в 1770 году остров Пасхи был присоединён к Испании, жители, согласившиеся на присоединение, подписали акт к удивлению испанских вельмож.
 Тексты кохау ронго – ронго, начертанные зубом акулы по дереву, дошли до нас случайно. На острове не многим более сотни квадратных километров своя письменность!

 ЕСТЬ ЧЕМУ УДИВЛЯТЬСЯ И О ЧЁМ ЗАДУМАТЬСЯ.

 Ребёнок стремится заполнить пустотелые ячейки мозга информацией. Он схватывает всё на лету и тут – то присутствие педагога - воспитателя как никогда ему необходимо. Педагог систематизирует знания, представляет для познавания опыт в той очерёдности, какую считает необходимой.
 Обучение чтению - не самоцель педагога, а общественная потребность. Встречаются и горе – воспитатели, озабоченные только о т ч ё т н о с т ь ю в своей работе, тогда п о к а з а т е л и обучения становятся печально известными трудоднями, за частоколом которых видны только выходы на работу, но никак не результаты её.
 Обучение любой ценой. Обучение ради чтения. Совсем не ради познавательного процесса и гармоничного развития детской психики.
 Результат известен. Нигде в мире, наверное, нет всеобщей поголовной грамотности. Но на просторах СНГ она практически повсеместна. И что это даёт?
 Огромный по отношению к населению процент "учёных"? Великое множество педагогов, воспитателей, учителей в прямом и переносном смыслах. В прямом – количественном и переносном – качественном.
 Чего мы достигли? Мы стали умнее? Начитаннее? Цивилизованней?
 Нет.
 Поголовная приблизительная грамотность сделала человека "советского" среднестатистической единицей. Винтиком. Причём с резьбой, болтающейся в гнезде.
 Как сказала в своё время с огорчением профессор Н.Н. Трауготт, педагог, врач, социолог и психолог, мы вырастили несколько поколений болтунов. А болтун – это в первую очередь невежда.
 У нас много талантливых людей, но невежд гораздо больше. Талант раним, а невежда агрессивен и настойчив, но не в творческих изысках, а в дележе каравая или пирога.
 Настало время исправлять грубейшие ошибки сталинской идеологии. Сама идеология не так уж и плоха, но самоуверенность, с какой она подавляет на практике инакомыслие, ставит сталинизм в ряд с подобными же лжеучениями: национализмом, фашизмом – политическими взглядами оголтелых людей, не признающих не только возражений или иных взглядов, но даже мысли о том, что может существовать иное учение, чем то, которым они заражены.
 Недаром современники называли все эти категории коричневой, красной, чернорубашечной чумой.

 Нисколько я не против всеобщего обучения. Наоборот. Но подход должен быть рациональным. Тем более учить тех, кто не желает учиться, обитателей школьных "камчаток" – пустое занятие.
 Кто сегодня читает стихи? Да, их немало любителей русской словесности, но имя им - горстка. В интернете общее число увлекающихся поэтическим и вообще литературным словом едва ли достигает сорока тысяч человек. Это на двухсотмиллионное население!
 Отсюда эмоциональная ограниченность детей.
 Методика Монтессори призвана не допустить всеобщего отупления и оглупления на фоне всеобщей поголовной грамотности.
 Живучи революционные традиции и в педагогике. Педагоги - революционеры видели решение проблемы в повышении "качества" и количества логических объяснений. Невозможно и Н Е Л Ь З Я развивать плюралистические воззрения, в частности на педагогику, узурпаторскими методами.
 Мир узурпаторов одномерен, плоск; всякая идея хороша лишь в случае, если она им близка и понятна. Но это времена, канувшие в вечность.
 Сегодня мы живём в ином мире.
 
 Начинаем обучать ребёнка речи. Для обучения применяем применяют кубики Зайцева и материалы Монтессори. Но материалы Монтессори существовали задолго до того, когда сама Монтессори ощутила себя личностью, персонифицировала своё "Я" в околомамином пространстве, а затем и в семейной безоблачной системе, системе, увлекающейся домашним обучением живой и понятливой девочки.

 Её родителей звали Алессандро Монтессори и Рейнильда Монтессори.
 Маленькая Мария впитывала в себя разговоры родителей, училась у них наблюдать, исследовать и аналитически рассуждать. Она была почти свободна. Но в те времена воспитание девочки существенно отличалось от воспитания мальчиков. Считалось, что удел девочки – семья, дети, то есть та область социальной ячейки, которая мало трансформировалась за последние тысячелетия.
 Отец Марии говорил: - умение подвергать анализу всё: будь - то ситуация, будь-то научное исследование, природа и даже Вера, всегда приводит к результату. Если анализ сделан, шансы на положительный результат возрастают. –

 Мария мечтала стать абсолютно свободным человеком и конфликтовала с обществом, в котором принадлежность к полу оставалась решающим фактором при выборе карьеры и рода занятий. Вот она в технической школе для юношей, вот она – детский врач, несмотря на то, что медицина – привилегия мужчин.
 Рожает она поздно. Двадцать восемь лет по тем временам – с десяток лет как старая дева. Но сын Марио мешает исследовательской деятельности. Свобода для себя оборачивается несвободой для ребёнка.
 Такова диалектика жизни.
 Опустим анализ характера Марии. Характера неуживчивого, даже взбаламошного, приведшего, в конце концов, к вспышке острого недовольства со стороны родителей, родственников молодой естественницей; и, как следствие, окончательному разрыву отношений между ними. Опустим дальнейшую биографию, переписанную неоднократно из множества работ в другое великое множество; остановимся на методике обучения письму и чтению.

 Письменность – обширная тема. О письменности, её грамматике можно рассуждать бесконечно. Верная своей методе исторического исследования педагогических приёмов я в дальнейшем сделаю их краткий исторический обзор, а пока повторим суть методики Марии Монтессори.

 Главное: Символом методики становится негласная просьба ребёнка " ПОМОГИ МНЕ СДЕЛАТЬ САМОМУ". – свободное развитие человека. Значит, необходимо обратить особое внимание на поддержку индивидуального в то же время, совершенно не умаляя старых заслуг по воспитанию коллективного, врождённого инстинкта.
 Человек - существо стадное. Изолированный человек – это несчастный человек, личность которого уже деформирована отношением общества к определённой индивидуальности.
 Индивидуальное должно воспитываться, в то время как коллективное развивается самостоятельно под воздействием общественных условий среды.
 Пролетарская революция сделала индивидуальность надстройкой в психическом развитии, а коллективное неестественно выпячивала, тем самым извратив русскую патриархальную традицию жить крестьянской общиной; где каждый член общины – ХОЗЯИН.
 Оторвав Хозяина от Общины – получили социализм. Бесплодное аморфное состояние общества.
 Социализм силой извращённого индивидуального ума был превращён в новую "традицию". Был построен замкнутый государственный анклав, изолировавший огромный народ в застенках бессрочно, то есть пожизненно.

 Индивидуальность – это сознание, спроецированное на физическую оболочку личности.
 

 Индивидуальность хрупка. Она эфемерна. Потому - то и изгаляются животные инстинкты над ним, над индивидуумом. Потому - то и говорили некоторые "передовые" интеллигенты, что интеллигенция - то малое зло, которое сидя на горбу народа ещё и погоняет его.
 Как могли прижиться методики Монтессори в обществе заключённых народов. Где власть - есть надзиратель и воспитатель в одном лице.

 Всё начинается с воспитания. Политические, экономические, социальные теории - это хаос с одной стороны и плюрализм с другой. Нельзя уничтожить одно без нанесения вреда другому. Хаос существует так же, как существует порядок – космос. Порядок в своей душе мы наводим сами, во внешней среде только путём синтеза индивидуального с коллективным.

 Общества, где коллективное гипертрофировано, нежизненны, хотя некоторое время они и существуют за счёт равнодушия окружающего мира.

 Нужно брать в руки кубики Зайцева, сенсорные материалы Монтессори и начинать менять общество. Да, да! Улыбайтесь! Но именно с малого камня начинается возведение пирамид.
 На сторонах кубика слова - дверь, окно, карандаш, газета, таблица, книга, пальто, рубашка, стол, стакан, чашка, зонтик, сумка и т. д. и т. п.

 Учиться читать, названия букв только мешают. " Тэ – ё –Тэ – Я. Можно прочитать тётя, а можно тайота.
 
 " Ше – У – Шу, Бэ –А – Ба. – что получилось? – ШУБА.

 Бабушка рассказывала мне, что ей рассказывал её учитель, как маленький мальчик складывал слова: ШЭ – А – РФ, - учитель спрашивает, что получилось? – КАШНЕ – отвечает малыш.

 Обучение чтению, а затем и письму сложная, но вполне уже отточенная программа по адаптации анализаторов нервных образований к длительным раздражениям, какими являются чтение и письмо. Истоки возбуждения передаются от глаз к центрам головного мозга и обратно к глазам, возбуждая импульсы, не давая им затухать и преобразуя язык "СИ" нашего сознания в слова печатные, письменные, звуковые.
 
 Но можно упражняться и с подвижным алфавитом. Берётся коробка, в которой каждая буква лежит в своей ячейке, при этом гласные вырезаны из голубого картона, а согласные из розового. Я называю те цвета, которые наносятся на картон производителями материалов.

 Ребёнок расстилает индивидуальный коврик, который, как мы знаем, является хранителем его личного пространства, его ауры, ставит на него коробку с подвижным алфавитом.
 Воспитатель предлагает на выбор задания: сложить слова – мама, папа, дом, дерево…
 Дети выбирают те слова, которые им нравятся, либо по слуху, либо по значению, значения которых они уже понимают.
 Кладут на коврик буквы, изображающие звуки и складывают слова.
 Воспитатель медленно, достаточно громко, проговаривает вновь то же задание и, дети по слуху исправляют допущенные ошибки.
 Складывание – процесс механический. Смысл слов ещё ускользает от малышей, чтение пока невозможно, но это уже ключ – основа чтения и письма.
 Естественно, что игра с незнакомыми предметами требует предварительного знакомства ребёнка с игровым материалом, исполнения тех действий, которые в дошкольной педагогике кто-то высокопарно назвал презентацией.
 Слово "презентация" двусмысленно. Оно происходит от французского слова Present, то есть подарок, приношение.

 Презентация в нашем случае - представление, предъявление.
 Мы знакомим детей с материалами, которые отнюдь не являются подарком. Это рабочие материалы долговременной службы. Начинается обучение чтению. Сложение букв и произнесение звуков.

 Следующий этап: механическое слияние гласных и согласных звуков и соотнесение их с буквами.
 На коврике одна из таблиц.
 Ребёнок открывает карточку, достаёт слоги. Ставит слог в соответствующую графу таблицы. Когда она заполнена, переходит к следующей графе. Работает молча, лишь изредка проговаривает звуки вслух или про себя. Он сконцентрировал почти всё своё внимание на этом упражнении. Не обращает внимания на соседей, и даже шум за стенкой не отвлекает его. Поиск места для каждой карточки заставляет его подсознательно объединять гласные и согласные в разных интерпретациях до тех пор, пока какая-то из них не удовлетворит его самолюбие.

 Подготовка к письму.
 Десять металлических, окрашенных в розовый цвет рамок. В каждую рамку вложены различные геометрические фигуры с маленькими рукоятками, позволяющими вынимать вкладыши из рамок.
 Вкладыши – это фигуры: эллипс, квадрат, пятиугольник, круг, равносторонний треугольник, четырёхлистник, треугольная фигура с дугообразными сторонами, овал.
 Рядом на подносе цветные карандаши, квадратная дощечка из лиственного дерева, листки белой бумаги.

 Рамка кладётся на лист бумаги и обводится цветным карандашом изнутри.
 В это внутреннее замкнутое пространство ребёнок помещает вкладыш любой, например, овал и опять обводит цветным карандашом. Получается фигура. Фигура заштриховывается сначала размашистыми линиями, затем всё более мелкими.

 Штриховка, как правило, делается слева направо.
 Фигуры предъявляются ребёнком в том порядке, каком он их исполнил.

 Это и есть классический материал Монтессори, используемый для подготовки к письму.
 Штриховка, естественно, выполняется пишущей рукой.

 
 Другая тренировка. Подготовка к письму. Упражнение с карандашом.
 На подносе картинки. На картинках наборы точек разных по величине. Ребёнок выбирает любую картинку и соединяет карандашом любые точки по своему усмотрению.
 Соединение двух и более точек одной линией – непростая задача для малыша. Подобные действия требуют твёрдой руки. Проходит, какое–то время и успешная работа завершена.
 Назовём эти действия - прелюдией к письму.
 Соединяя точки в прямую линию, ребёнок готовится к
к косвенному освоению таких понятий, как " отрезок ", " точка ", " ломаная линия" и т. д.

 Развитию внимания и зрительной памяти, соотношению зрения к моторике руки, воспитанию аккуратности способствует и другое упражнение:
 На подносе листы бумаги. В клетку или в линейку безразлично. Рядом стопка карт с текстами для переписывания. Там и слоги, и слова, и даже короткие предложения. Естественно, карандаши.
 Малыш выбирает необходимую для него карту, кладёт её рядом с чистым листом бумаги и карандашом, без спешки переписывает все знаки. Переписывает механически. Это ещё не письмо. Нельзя требовать от ребёнка похожести. Это почти штриховка, берутся последние рубежи перед настоящим письмом. Годам к шести он достигнет некоторого совершенства, принуждать и понукать не нужно, механическое переписывание сделает переход к письменности более естественным, более лёгким для ребёнка.
 

 Освоенные буквы через слоги и слова проникают в сознание и возвращаются назад через глаза и руки к предметам, названия которых в звуках уже произнесённых и в знаках нарисованных на карточках или бумаге.
 В конверте лежат карты с картинками. Таблички со словами к ним. И контрольные карты, где слово объединено с рисунком. Тема любая: будь - то о животных, одежде, цветах, насекомых, злаках и прочее.
 Слова пока что самые простые.
 Ребёнок кладёт перед собой конверт с картами. Выкладывает на стол картинки и уже к картинкам подбирает таблички со словами. Контрольные карты приучают к самостоятельности.
 Он уже читает, но читает интуитивно, по очертанию слов догадывается о предмете.
 Чем больше карточек, тем больший словарный запас.

 Вот малыш и научился кое-чему, а именно, сопоставлению прочитанного слова с предметом из окружающей среды.

 Розовые таблички с тесёмками. На табличках слова – названия из окружающей среды.
 Пока что они ещё лежат в коробочках. Ребёнок вынимает одну из табличек, прочитывает слово и прилагает табличку к соответствующему предмету, например к столу, если слово "стол", или к стулу, если это слово "стул".
 Детям это нравится. Они наперегонки завешивают всю группу табличками. Но я прошу их, чтобы намертво не завязывали узлы, потому что потом тяжело бывает привести Монтессори – материал в порядок. А меня развязывание узлов утомляет.
 Оказалось, жертва эта с моей стороны не напрасна.

 Однажды они мне повесили на шею табличку, на которой было написано слово: мама.


 Ребёнок сопоставляет предмет со словом. Он читает интуитивно. Но часто отрывается от книжки, сидит молча, изредка шевеля губами. Осмысливает.
 Книжица с цветными страничками. На левой стороне нарисован предмет, на правой - его название, а можно наоборот.

 Нарисованы фрукты, овощи, цветы и прочее.
 Малыш берёт книжку, прочитывает слово и сопоставляет, прочитывает слово и сопоставляет. Он горд, потому что читает настоящую книжку. А раз у него книжка настоящая, значит, он уже почти взрослый. Он и ведёт себя как полновесный взрослый. Сосредоточен, сдержан в словах и эмоциях.

 Когда ребёнок ещё не знает названий букв, можно предложить ребёнку такую игру:
 Коробочка. В коробочке конверт с табличками. На табличках как вы понимаете названия предметов. Пусть это будут слова из обихода детей. Например: бант, платье, брюки и т. п.
 Воспитатель предлагает ребёнку расставить предметы на столе, раскрыть конверт и разложить таблички из него рядом с соответствующими предметами. Он, конечно, это сделает. А если вы видите, что делает он это легко, можно усложнить задание, то есть перемешать таблички и предметы. Вот где работа!

 Человеку исполнилось четыре года. Маме он говорит, что он взрослый. Что он /она / многое умеют. Что они уже читают и в доказательство действительно прочитывают что-то на большом настенном календаре и в найденной под столом газете.
 Как это случилось?
 Интуитивное чтение ненавязчиво переросло в чтение связное. Произошло осмысление прочитанного, а осмысление повлекло за собой и фактор внутреннего проживания и нервного сопереживания.

 Он просто выполнял нехитрые упражнения, например: брал полоски картонные с заданиями, читал и выполнял их одно за другим. От отдельных слов дело незаметно перешло к отдельным предложениям. Сознание объединило их и определило их смысловое значение.

 Ваш ребёнок читает.

 
 Но мир не прост. И предметы, заполняющие этот мир, кажутся маленькому человеку хаотично нагромождёнными. Но хаос этот от незнания. От узкого кругозора ребёнка, который, как говорится в народе, ещё не оторвался от маминой юбки.
 Малыш ещё долго будет держаться за юбку. Постепенно, очень медленно вращение его оси начнёт не совпадать с вращением вокруг оси его матери.
 А ведь мать – это целый мир. Мир необъятен. Мир не познаваем, потому что он вечен и всегда субъективен.
 Есть мир маленького человека. Есть мир подростка. Мир взрослого. Мир умудрённого опытом и уставшего от жизни человека и, мир, который вне нас, над нами, над системами, системными галактиками и их объединяющими Вселенными.

 Это не хаос. Это порядок.
 Единица пути в Индии, равная 1,8 км, называется косс.
 Путь длинною в вечность мы называем космосом.

 И тот, и другой путь нужно пройти. И он, путь твой, никогда не станет меньше того пути, который тебе определён.
 Твой " косс " равен космосу, потому что хотя это и оспоримо, но зато логично. То, что по плечу взрослому, не осилить ребёнку. То, что под силу Богу, не осилить идущему по жизни.

 Эта логика железная. Она не умаляет наших сил и наших достоинств. Наоборот она объединяет нас в наших усилиях воспитать такие поколения людей в будущем, которые, оглянувшись на нас, сожалели бы о наших ошибках и заблуждениях.

 Немного истории.

 Большая яркая жизнь Марии Монтессори из городка Кьяравалле – Чентрале, расположенного на уровне 1423 метра над уровнем моря в Калабрии, что в южной части Апеннинского полуострова, проходила среди простого народа, занимающегося сельским хозяйством, в том числе скотоводством.
 Область всегда была экономически отсталой. Отец Мары считался по местным меркам большим начальником. На фоне поголовной безграмотности народа всякий чиновник имеет вес.
 Мара девочкой бродила по пастбищам, изобилующим маленькими речушками, играла с ягнятами, ухаживала за больными детьми. Дети скотоводов болели часто. Иногда Мара приводила больных домой, за что получала нагоняй от отца. Но она настаивала, и домочадцам приходилось оказывать заболевшим первую медицинскую помощь.

 Как-то, поднявшись до середины высокой горы, что находилась в окрестностях родного города, она задремала в маленьком убежище, в маленькой каменной трещине. Из дому ушла с утра. Уже солнце перевалило полдень, но, заснув крепко, она и не заметила, как день угас. Где-то раскатился гром; упрекнув себя за опрометчивость, Мара выползла из убежища.
 Дождя не было. Но почва под ногами странно сотрясалась. С вершины горы покатились камни. Один из них задел ей плечо. Мария всплеснула руками: едва сохранив равновесие по краю узенькой тропинки успела вернуться в убежище.
 Землетрясение продолжалось недолго, но от боли и страха она уже не смела выйти наружу.
 Двое суток просидела в убежище, пока полиция рыскала по округе. Наконец пастухи навели на мысль, что девочка могла быть на горе. Марию спасли.
 / www. Montessori. ru. /

 Пути Господа неисповедимы.
 Не вышло из неё альпинистки, зато получился отменный педагог с новаторскими взглядами, острой наблюдательностью, способностью ума подвергать жизненные коллизии анализу. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
 И мы, её последователи, имеем возможность продолжить начатое Марией дело.
 Вот они, наши малыши: перед нами.

 В четыре года можно справиться с достаточно трудными заданиями.
 Например:
 Коробочка с мелкими игрушками. На дне коробочки голубой конверт.
 Раньше мы вынимали всегда розовые, а теперь, гляди-ка, пошли голубые. Но это не для детей, это для воспитателей. Иные воспитатели тоже дети и? не дай Бог, перепутают конверты. Как отличить простое слово от сложного?
 А по цвету конверта легко.
 Маленькому ребёнку не объяснишь, почему в розовом - простые слова, а в голубом - трудные. Он не поймёт таких сложностей. Его сознание не просматривает зависимости слов от цветовой гаммы конвертов. Пусть уж с этим разбирается воспитатель.

 Итак, воспитатель всё сделал правильно. Он заглянул в программу, ознакомился с уроком и нашёл голубой конверт. Что у нас там? Ага. Сложные слова.
 Сорока. Корова. Крокодил, можно Гена. Сова, Олень. Лиса.
 Малыш начинает? как всегда? с коробочки, из которой извлекает предметы. Затем смотрит на голубой конверт. Ох, уж эти воспитатели! Вечно что-то перепутают. Некоторые дети поднимаются и спешат с конвертами к педагогу. Педагог пространно объясняет, что это новый этап игры и теперь все конвертики будут голубыми.
 Типы комплектов голубой серии для условных трудностей русского языка:

 0-А; Б-П; В-Ф; Ч-Ш; К-Х; С-з; И-Е; З-С; Г-Х; Г-К; Д-Т; Г-В; И-Ы; ЫЙ-ОЙ;

 Я-Е; Т-Ш; ТСЯ - ТЬСЯ; - ЦА; А-О; ИЙ-ОЙ; ИЙ-ЕЙ.

 Происходит процесс интуитивного чтения слов. Сложности преодолеваются. Ребёнок точно идентифицирует предмет и слово и сопоставляет в сознании как единое целое.


 Есть такой процесс обучения, который педагоги называют - сортировкой слов.
 Инвентарь – коробка с двумя отделениями. В одном лежат четыре таблички со словами:

 Животные - Это слово обведено жирной красной замкнутой линией.
 Человек - Жёлтый ободок.
 Растения - Зелёный ободок.
 Явления природы – синий ободок.

 Во втором отделении обычные записки со словами, которые, так или иначе, относятся к этим четырём группам.
 Ребёнок ставит перед собой материал. Выкладывает на стол сначала эти четыре основные таблички. Раскладывает их в четыре соответствующие колонки.

 В этом случае малыш опирается только на образное восприятие прочитанного текста, анализирует слово и производит классификацию. Хорошее упражнение для перехода к следующей ступени – чтению предложений и смысловых связок.

 Если с трёх до пяти лет мы занимались развитием слуха, развивали способности различать голосовые оттенки, звуки языка, его мелодичного звучания, / а белорусский язык наиболее мелодичен из набора славянских наречий, истоки его так глубоки, что туда? в глубину эту? ещё не заглядывали учёные "светила" / и происходит белорусский язык не от русского или украинского, как некоторые наивно полагают, а от слияния языков: латинского, германского, языков нордических, скифского, еврейского, в меньшей степени татарского, в отличие от языка русского.
 Напевность белорусского языка так легка и прозрачна, что кажется произведена из самой сути окружающей нас среды. Поэтому желательно обучать детей белорусскому языку, но уж так повелось, что говорим и думаем на русском.

 Коробка с различными предметами. Предметы подобраны так, что минимум одна буква в названии всех предметов в коробке. Например, буква "Б". Тогда, в коробке лежат: картинка с нарисованным "Букварём"; с кирпичной башней "Башня"; "Белка"; "Буйвол"; "Берёза" и т.д.
 Ребёнок берёт из коробки один из предметов, называет его вслух и определяет, где он слышит звук "Б": в начале, середине или в конце слова и кладёт этот предмет в предназначенное для того отделение коробки.


 Коробка с маленькими предметами, в названии которых слышится один общий для них звук. Нужно определить его место в названии предмета.
 Предметы по количеству детей. В коробке три отделения.
 Дети сидят на ковриках вокруг коробки. Вот один поднимается, выбирает из коробки игрушку, произносит название и определяет где слышится звук: в начале, середине или в конце слова. Все дети слушают и если допущена ошибка, исправляют ученика.
 Определяется место в контексте слова.
 Пока ещё дети обходятся без грамматических правил, они не обращают внимания на принципиальную разницу звуков языка, Гласные или согласные пока не играют для них столь важной роли. Но уже появляется удивление и задаются вопросы, почему?
 Почему некоторые звуки в языке как будто они волшебные, проскакивают между зубов через губы и не оставляют следов; а другие шершавые как небрежно оструганная доска, застревают в зубах? А буква "С" – она же кислая как лимон!
 Приходится объяснять.
 Всё что окружает нас – природа.
 Природа частица мира.
 Мир – это природа в очень больших величинах. Большая величина – это наш город, который если мы представим маленькой точкой, то мы не увидим её на карте, потому что карта Вселенной слишком велика, чтобы учитывать столь маленькие точки.

 - Но ведь наш город большой.-
 Это потому что во Вселенной не имеет значения большое ты или малое. Имеет значение лишь то, - как малое соотносится с большим? Если маленькие уважают больших – это хорошо.
 Если большие уважают маленьких – совсем замечательно.
 Язык Вселенной – этот наш с вами язык.
 Плохое или хорошее – мы всё равно проговариваем своим языком.
 Всё, с чем мы согласны, что нас не удивляет, и чему мы не противимся – это гласные.
 Всё, что мы оспариваем или с чем входим в противоречие, что тревожит нас и несколько озадачивает – согласные.
 Согласных больше в языке, чем гласных.
 Потому что противоречий всегда больше. Жизнь стала бы не интересной если бы победила какая-нибудь из одномерных систем. В одномерных системах либо все согласные, либо все гласные.

 - А раз так, значит, мир однополюсный? -
 А разве бывает однополюсный мир?

 Кто скажет, бывает ли батарейка, которой питается портативный приёмник или другая аудиосистема однополюсной? И дворник скажет вам, что такого не бывает.
 В любой батарейке всегда есть " – " и всегда есть "+ ".
 
 И в языке есть гласные и согласные. На основе отношений к мягким или твёрдым согласным строится система гласных русского языка.
 Язык работает, когда всё в нём согласовано, когда гармония речи подпитывается общими физическими законами; физические законы требуют соразмерности и соответствия основным физическим законам Мироздания. Язык подчинён этим законам. То, что мы с вами сегодня проходим – это азбука законов космоса. Знание азбуки даёт каждому из вас величайшую из возможностей постичь азбуку звёзд, среди которых наше солнце – средней величины звезда.
 А те " звёзды ", что крутятся на подиумах телевидения и не звёзды вовсе,
а лишь межзвёздная пыль. Пыль застревает на зубах, пыль разъедает глаза, пыль задурманивает сознание, пыль притормаживает движение земли, застилает грязной пеленой свет, а оторвавшись от почвы, её породившей, в глупости своей "звёздная" пыль пытается соперничать со звёздами и разлетается в пыль.

 Но существует язык. И в нём есть гласные и согласные звуки. А всё что падает грязью сверху или подстилается под наш язык грязью снизу, не имеет никакого отношения к нашему с вами будущему.

 Мы говорим на языке, который впитал в себя, наверное, все языки мира.
 Кто был в деревне?
 - Я! Я! Я!…
 Кто слушал соловья?
 - Я –
 - Кто знает, кто такие англичане?
 - Иностранцы -

 

 Первый иностранец, который услышал соловья в кустах на берегу реки, умилился и сказал: Ai la wju…
 Давайте хором: Ai la wju.
 Вы слышите? Со-ло-вьи - Ai la wju…
 Я люблю…

 А "Соло", что означает по итальянски?



 
 Словарный запас у нас растёт. Мы уже читаем, мы пытаемся записывать звуки. Мы уже твёрдо держим карандаш. Иногда мы даже занимаемся словотворчеством.
 Например, отец и мать объединены словом - МАПА.
 
 Мы опять работаем с карточками. В коробке голубые и розовые карточки с изображением пар букв. На каждой по две буквы. Причём одна написана чёрным карандашом, а другая красным. На голубом фоне – гласные, на розовом - согласные.

 Б – п, в – ф, г – к, д – т, ж – з, з – с, к – т, и так далее.
 
 Ребёнок вынимает из коробки одну за другой карточки и придумывает слова, начинающиеся с букв, которые на них написаны. Он делает это устно, а если уже умеет писать, то письменно, например: брошка – поварёшка; вагон – фургон; дата – трата и т.д.

 Работа эта довольно сложная – не так много слов, на которые можно быстро найти пару. Но делать это нужно. Это не только наполняет словарный запас ребёнка, но и помогает ему обрести приёмы внутреннего энциклопедического поиска; когда слова постоянно обращаются в сознании, выдаются наружу и снова прячутся в глубине памяти, словно книги в библиотеке. Взял, прочитал и опять на полку.



 Когда ребёнок понял, что слова не сами по себе существуют, а всегда при нём; что он может пользоваться ими, когда захочет и сколько хочет, он начинает относиться к ним как к своей собственности. А существо человеческое таково, что личное превыше всего.
 Если слова мои – думает ребёнок, – я хочу их беречь, сохранять и умножать.
 Чтобы умножать, нужно запоминать всё больше и больше слов. Когда слов станет совсем много, я начну ими пользоваться так, что бы всем было хорошо и приятно.

 Если слов достаточно можно нанизывать их в связки. В связках слова сохраняются лучше, да и смысла больше. Такие связки называются предложениями.
 
 У нас есть несколько групп разноцветных карточек. На белом фоне напечатаны различные слова. Из карточек одного цвета можно составить предложение.
 Дети раскладывают карточки по цветам. Читают слова на карточках и составляют из карточек предложения.
 Связки слов можно собирать и накапливать в специальном хранилище. У бабушки в деревне есть такое хранилище. Там и сушатся связки грибов, разной целебной травы, есть там и варенье.
 Слова в предложениях хранятся в текстах. Тексты – это хранилища слов.



 Мысли сами по себе не приходят. Сознание вырабатывает мысль. Глаз видит, рука щупает. Анализ. Синтез. Зрительные образы сопоставляются с прочитанным текстом, формируются мыслительные операции, происходит осознанное чтение.
 Наша цель – осознанное чтение.
 Берём две стопки карточек. В одной стопке карточки с написанными печатным шрифтом загадками. В другой - картинки. Картинки – ответы на загадки.

 Малыш /от 5 до 6 лет/ берёт карточку с загадкой и старается её отгадать. Это трудно. Тогда он перебирает карточки с ответами и, построив логическое умозаключение, конечно, находит ответ.
Чтобы ошибки подвергать самоконтролю, мы на обратных сторонах карточек ставим метки, соответствующие определённой загадке – ответу.

 Это упражнение требует от детей сформированного механического чтения. Если оно существует, осмысление прочитанного текста уже факт.





 Речь человеческая состоит из частей. Как познакомить ребёнка с частями речи? Объяснить различие и значение, запомнить символы частей речи?
 Это уже грамматика.
 Какая наука называется грамматикой?

 Так как логика и анализ являются мыслительным процессом и акционируют сознание на правилах не только придуманных, но и законами заложенных в сравнительной и исторической грамматике, то грамматическая практика не что иное, как соответствие бессознательного знания языка и сознательного его употребления.
 Грамматика исправляет ошибки в случаях разнопроизношения при написании.
 
 Части речи:
 Имя существительное, прилагательное, глагол, местоимение, причастие, наречие, деепричастие, предлог, союз, междометие.
 

 Та часть речи,
 Которая упала с печи
 И ударилась об пол
 Называется глагол.
 

 Так учитель из прошлого века настраивал ребят на обучению грамматике.

 В славянском мире было широко распространено сочинение, приписываемое Иоанну Дамаскину. Оно называлось: " Книга философская о осмихъ частяхъ слова". Перевод с греческого.

 Знаменитая грамматика Мелетия Смотрицкого.
 Максим Грек – учёный инок Святой горы сыграл огромную роль в деле распространения просвещения. Он написал множество статей, затрагивающих те или иные грамматические темы.

 Это отступление для читателя. А с детьми мы проведём следующее упражнение:

 В плоской коробочке несколько отделений для картонных полосок с написанными словами, там же ячейки для готового материала, на дне которых символы частей речи.
 Ребёнок разрезает полоски с предложениями на отдельные слова. Кладёт каждое слово в ячейку, считая его принадлежащим к той или иной части речи.
 Разрезанное на части предложение рассыпается в несвязанные между собой слова.
 И теперь большая сложная задача должна заставить работать языковую интуицию любознательного малыша.
 Масса противоречивых мыслей обуревает сознание ребёнка. Возникает живой образ слова. В действие вступают высшие психические функции.

 Предложение восстанавливается. Ребёнок счастлив.
 
 

 Закрепления грамматических понятий мы добьёмся через работу с символами.

 Коробочка с четырьмя отделениями. В первом стоят карточки с написанными на них предложениями, затем разноцветные таблички символизирующие "предложения", "слова" и "буквы".

 Дети достают и раскладывают перед собой карточки с предложениями. Предложения прочитываются и соответственно их количеству выкладываются на стол и символы. Ребята подсчитывают слова, определяют их символы, подсчитывают буквы и также находят им место в русской грамматике.
 Языковая схема при обучении детей 5-6 лет неплохо помогает. Облегчает ребёнку переход от одной системы языковых единиц к другой. Упражнение прекрасно тренирует интуицию ребёнка.



 В 4 – 5 лет ребёнка всё вокруг интересует очень остро. Природа первая среди его окружения дразнит любопытство малыша.
 Почему снег холодный?
 Почему вода мокрая? Почему звёзды не падают?
 Почему лето проходит, а хотелось бы задержать его…?
 Значит, пришло время обратить на это внимание.
 Начнём с рассказов о временах года. На эту тему существует масса литературных источников. Не нужно и примеров приводить. Воспитатель всегда изберёт то или иное произведение и предложит его малолетним своим воспитанникам.

 В категории времени земной год понятие условное, но очень важное, для нас, жителей земли. Земное существование меряется временем. Год – временами года.
 Каждое время года – это месяцы. Месяц – ленточка дней. День – цепочка на маминой руке, на цепочке часы, цепочка из двадцати четырёх делений. Это двадцать четыре часа в сутки.
А минут в одном часе – шестьдесят. А в двадцати четырёх – давайте посчитаем. Но и это не всё.
Существуют ещё секунды. Они такие маленькие и короткие, что уловить миг их жизни очень трудно. А догнать и вообще нельзя. Они ускользают мгновенно и улетают в прошлое безвозвратно.

 Потерянного времени очень жаль. А загубленное время уносит с собой и часть нашей жизни, которая так же временна и почти так же коротка.

 Нужно учиться ценить время. Тот, кто ценит время, живёт долго и счастливо.

 Берём картонный круг, разрезанный на сектора. На каждом секторе написано название одного из месяцев. Ребёнок работает с материалом. Он перемешивает сектора. А затем, прочитав названия месяцев, упорядочивает их. Сектора вновь образуют круг. Весна – зелёная. Лето – красное, Осень – жёлтая. Зима – белая.

 Мозг впитывает последовательность времён года через зрение, без зубрёжки.


 И снова мы расширяем запас слов. Классификация предметов и слов. Сопоставление предмета с названием.

 В трёх небольших коробочках хранятся фигурки. Коробочки разноцветные. Зелёная содержит разные аналоги растений. Жёлтая - предметы быта человека. Красная – изображения животных.

 Знакомство с предметами. Попытка ребёнка с первого раза правильно назвать все предметы.

 Вот два знакомых предмета. Малыш легко распознаёт их, но воспитатель ставит в ряд с уже известными объектами, и новый предмет, незнакомый. Происходит опознавание. Возможна подсказка.

 Когда дети свободно оперируют изображениями и не путаются в названиях можно вывалить на стол всё из трёх коробочек сразу. Дети с энтузиазмом набрасываются на игру и скоро все предметы опознаны и правильно уложены на свои места.



 Важно научить маленьких детей абстрагироваться от увиденного, или увидеть в абстракции известный детям предмет в другом выражении. Например: кукла объёмная и кукла нарисованная. Стол настоящий и стол нарисованный. Ребёнок изумится, потому что изображение стола существует только в воображении ребёнка, а настоящий стол реален, его можно потрогать и посидеть за ним.


 Можно работать с кубиками. Ко мне подбегают дети, приносят кубики, протягивают. Вместе пропеваем склады, поворачивая кубик в руках ребёнка в таком порядке: Б-БА-БО-БУ-БЫ, БЭ.
 Стол с кубиками в другом углу группы. Пробежка тренирует выносливость ребёнка. А кубиков много. Происходит неизбежное распределение во времени и пространстве.
 Пропевание настраивает детей на творческий подход к изучению увиденного и услышанного. Вся группа поёт.
 Что я заметила? Вслед за подобными упражнениями впервые некоторые дети прочитывают целые слова.
 За короткое время успеваем услышать звучание многих складов.
 Выявляются /быстрые/ и /медленные/ дети. Последним очень трудно. Ведь они вынуждены в системе Монтессори сами решать, отвечать, делать выбор, действовать.
 Среди /медленных/ большинство не доставляют хлопот воспитателям. Они уже научились скрываться среди сверстников, не любят, чтобы к ним приставали, тормошили.
 Пластичность ребёнка в том, что на этом раннем этапе его ещё легко можно перестроить, сделать активнее.

 
 На этом я заканчиваю главу шестую, которую посвятила проблеме обучения детишек чтению и письму. Мои заметки являются отражением опыта моей практической работы с малышами – дошкольниками.
 Живое слово – вот единственный ключ к раскрытию души ребёнка. А что у ребёнка есть душа, думаю, никто не сомневается.

 Невербальное – значит бессловесное. Но бессловесность грудного ребёнка - это чистая матрица готовая к вербализации. На эту матрицу не запишешь звуки, издаваемые животными, не запишешь и шорох, издаваемый растениями. Тем более не вызовешь из сознания ребёнка ассоциации, не понятные даже нам, вполне вербальным, взрослым людям.
 Только речь, речь живого человека сделает ребёнка говорящим, а, значит, существом мыслящим - Человеком Разумным.
 Ребёнок существо вербальное и даже очень.
 
 Ранней весной распускаются почки у вербы. Они пушистые, нежные, бессловесные. Наш народ любит вербу. Её пробуждение напоминает нам, что жизнь продолжается всегда.
 И заговорили бы мы с ней, да верба - невербальна.
 А ребёнок? Едва родившись, уже впитывает в себя музыку слов.

 Слово – это тот ключик, которым открывается любой Сезам в этом мире. Бессловесность присуща исключительно животному миру. А животный мир не оспаривает у нас нашу нишу. Ему это ни к чему.
 Если кто считает, что новорожденный уподобен животному, потому что бессловесен, он ошибается. Информативные Вселенские коды закладываются в его мозг ещё в процессе беременности, а, значит, и в утробе матери он уже человек и, речь его лишь вызревает. Он уже готов произвести речь, но, в отведённые для этого сроки.

 Псевдоучёность порождает в некоторых людях сильное желание плыть против течения:
 Вербализм в отличие от вербальности – пустословие; прикрытое мишурой научных терминов отсутствие настоящего знания и серьёзной мысли.

 Оставим рассуждения и перейдём к серьёзным авторам.


 Мария Монтессори писала: "Есть дети от пяти до семи лет страстные любители слов. Они представляют незрелые умы, ещё не могущие ясно толковать речь, но понимают слова, которым могут отдаваться со страстью, неутомимые и полные интереса."

 Вот иллюстрация учёной женщины к вопросу о вербальности. Врождённое качество понимать, принимать, а затем и воспроизводить речь, качество не приобретённое, а дарованное.
В период, когда ребёнок ещё не осознал собственного " Я ", он всё равно уже готов к жизни, не только биологической но и духовной, потому что все предпосылки для этого в нём уже существуют.
 Да, матрица выглядит белым листом, но она не чистый белый лист бумаги, а генетическая карта с заранее заложенными в неё давно известными исходными данными.

 


Рецензии