Логика и счёт. Гл. 5

 "Наука о законах мышления, - как когда-то высказался прусский философ Кант, – формальна". Но любая формальная наука хочет выглядеть практичной и потому наука о законах мышления подразделяет сама себя на:

 1. Науку об основных законах и формах правильного мышления.
 
 2. Диалектическую логику -
 пытающуюся научным способом отразить в познании диалектику природы и общества; проследить развитие мышления от зарождения до распада,
при сохранении единства формы и содержания, с учётом всех присущих ей противоречий.

 3. Математическую логику –
учение о логических формах мышления. Математические методы совершенствуют возможности и расширяют границы формальной логики.
 Благодаря математике цивилизации шагнули в прогресс стремительно. Дети двадцать первого века будут потребителями технологий, выросших и материализовавшихся из логических форм мышления в технические чудеса, которые ныне нас окружают, будут совершенствоваться и дальше.

 4. Индуктивную логику -
разделы логики, изучающие рассуждения с целью обобщения. То есть для каких-то объяснений, обобщений, предсказаний, предписаний или описаний. Например: на основе определённых знаний специалиста и его уверенности в себе мы можем принять высказываемую им гипотезу с достаточной степенью уверенности.
 Когда степень уверенности отождествляется с вероятностью, возникает
 5. вероятностная логика и т. д.

 6. Пропозициональная логика изучает связи между простыми и составными составляющими. Например: есть люди, по мнению которых всякая их мысль – истинна. Это тавтология. И всякая мысль противоречива - если всегда имеет значение "ложь".

 6. Логика ПРЕДИКАТОВ – изучающая свойства отдельных предметов и их отношения…

 Что такое логика для гражданина? Как её потребляют в жизни? Где находятся истоки логики, и каковы пути её трансформаций в мысли, определяющие умозаключения, и как факт некоторый порядок действий?

 Книга моя не философский трактат, но ознакомить воспитателя с содержанием предмета, которым педагог – дошкольник занимается, необходимо.

 К мыслям общего характера мы относим: понятия, суждения, умозаключения, а образование понятий, суждений и умозаключений к средствам мысли.
 СРЕДСТВА МЫСЛИ и находятся в истоках логики.
 Зная существо средств развития мысли, мы можем вывести ЗАКОНЫ МЫСЛИ, оправдывающие ПРАВИЛА РАССУЖДЕНИЙ. Эти – то правила и связывают законы мысли и умозаключений в особые системы.

 Например: в ходе рассуждений, выводов, доказательств, опровержений происходит корректировка мысли, то есть некий процесс - система, помогающая сознанию постигать истину.

 Теперь мы видим, что логика не просто цепочка мыслей, а плотный хорошо заплетённый и прочный канат, исходящий из сознания и несущий в себе силу, способную удержать у причала огромное судно – человека в обществе.

 В нашем случае человек ещё маленький, но логика мышления его состоит из тех же принципиальных величин, что и логика взрослого, умудрённого опытом человека.

 Логика взрослого человека подсказывает, что вырастить достойное поколение будущих граждан можно только в случае воспитания и обучения детей с малых лет.
 Как и по какой методе?
 Копья ломаются в сражениях. Уходят заслуженные бойцы, но на подходе новые легионы теоретиков – воспитателей.
 Чтобы разобраться в основных требованиях начального обучения счёту, нужно, прежде всего, задаться целью: какое направление в обучении вы избрали? Образовательное, воспитательное, практическое?
 Естественно в первую очередь – воспитательное; во вторую: практическое.
 Через сознание ребёнка должен пройти некоторый ряд систематизированных чувственных восприятий; ребёнку нужно объяснить, что такое математическое содержание в предмете и научить математическим представлениям.
 Благодаря этой работе воспитатель тренирует воображение малышей. Мозг детей обогащается образами.
 Возникают понятия, накапливается опыт. Опыт - это питательная среда для будущих идей; И зрение, и органы речи через мускульное чувство обрастают известными навыками, которых без математического воспитания ребёнку не получить.

 Чем больший запас осознанных чувственных восприятий, ясных представлений, точных понятий, плодотворных идей, определённых познаний и твёрдых навыков в освоении счёта, тем скорее малыши освоятся с новыми для них представлениями о многомерности потоков жизни, научатся принимать её с достоинством, определят свои интересы на ранней стадии своего физического развития.

 Дети умеют радоваться. И радость приходит не только в форме подарков и приключений, но и в форме занятий. Когда новое, чем оно труднее, чем больше требует затрат умственного труда, тем оно интереснее, тем больше привлекает своей неисследовательностью и дарит не только физическое удовольствие, но и высшее, интеллектуальное наслаждение от преодоления трудностей.

 Воспитательное значение в обучении счёту сводится преимущественно к воспитанию у детей ряда умственно- культурных привычек.

 Например: Перед малышом на столе лист бумаги и карандаш. Малыш понимает, что воспитатель готовится дать ему задание. Он садится за стол. Но тут воспитатель кладёт рядом с ним ещё один лист бумаги и ещё один карандаш.
 Ребёнок задаётся вопросом? Не существует ли между этим явлением числовой зависимости? То есть, не подсадят ли к нему за его столик ещё кого-то.
 Их будет за столом только двое? Но когда воспитатель приносит ещё один лист бумаге и карандаш – ребёнок начинает непроизвольно вести подсчёт.
 Если он умеет считать до пяти, он легко подсчитает, сколько детей будет за столиком. Если он обучен азам логики, он может вычесть себя или посчитать себя, думая о себе не как о лице – личности, своём индивидуальном " Я ", а воспитанный в математических привычках примет себя всего лишь за единицу, к которой собираются прибавить ещё две - в таком случае он уже открывает для себя функциональную зависимость. Причём, следуя логике, такой же естественной, как и речь, малыш приходит к открытию самостоятельно.
 В дальнейшем он всё лучше станет понимать смысл главнейших функциональных зависимостей в пределах полученных знаний и общего развития сознания.




 Логика – вещь сильная. Но логика чревата ошибками. Важно воспитать у ребёнка осторожность в суждениях. Осторожность в суждениях нужна и в быту, и в отношениях между друзьями, между малышом и воспитателем, но в математике осторожность суждения должна стать нормой, если хотите, привычкой.

 Обучая логике и счёту нужно понимать, что воспитание наблюдательности - важнейшая форма работы мозга через зрительный нерв. Без наблюдательности нет чувственного восприятия математического содержания. Счёт требует сосредоточения не только всех органов чувств, но также и развития вкуса к сложным действиям. Счёт до пяти не удовлетворит малыша, который понимает, что предметов вокруг него масса, а сколько их дома? На улице?
 Чтобы их сосчитать, уже мало знать числа до сотни. Нужно точно определить, что ты считаешь? Если дома на проспекте – то, расчленив проспект на отдельные перекрёстки сосчитать дома по этапам – до каждого перекрёстка.

 Если окна в доме, то расчленить дом по этажам. Таким образом, вырабатывается привычка к точной постановке вопроса и к поиску логической формы для проведения математического действия.

 Счёт, оказывается не просто действие той или иной формы: сложение, вычитание, умножение и т.д. Счёт имеет практическое значение; он сводится к приобретению навыков у детей. Развитию представлений о математике как о науке чисел, где числа – воинство в боевых порядках, всегда готовое к выступлению, а знающий счёт – его военноначальник.
 Ребёнок, обученный счёту, приобретает власть над числами. Эта власть такова, что при определённых обстоятельствах и личной заинтересованности, из него может вырасти и оформиться прекрасный математик. А математику- логику недалеко до вершин математического искусства.

 Мария Монтессори связывала обучение счёту и логике со следующими требованиями, исполнение которых считалось обязательным:

 1. Критическое отношение к существующим сенсорным материалам с тем, чтобы творчески обобщая опыт, вырабатывать самостоятельный взгляд и новые методики работы с детьми.

 2. Личное, постоянное самосовершенствование путём повышения уровня знаний в интересах ребёнка.

 3. Уважение к личности и индивидуальности каждого малыша.

 В разновозрастных группах обучение должно быть простым и доходчивым в большей степени, нежели в обычных. Поэтому программы обучения логике и счёту должны корректироваться. Хорошо, если воспитатель опытен и корректировка для него не составляет большого труда. А если это молодой педагог?

 Разница в том, что умственное развитие одних опережает или отстаёт от умственного развития других. Одни извлекут из материала большую пользу, другие меньшую.
 Жертвовать же интересами большинства ради меньшинства – проблематично. Тем более что меньшинство, при добросовестной постановке дела, научится, и очень скоро, от своих же сверстников. Дети самообучаются быстро. У детей педагогический талант удивительно сильно развит. Им нравится обучать, потому даже полезно иметь нескольких детей младшего возраста в группе для более полного использования педагогических приёмов.

 При воспитании логических математических навыков воспитатель должен руководствоваться только материалом, доступным детям с психологической точки зрения.
 Что это значит?
 Это значит, что обучение, допустим, счёту до десяти должно происходить не последовательно: один, два, три…
 а по системе: один плюс один = два; два плюс один = три и т.д.

 В таком случае параллельно происходит обучение сложению, а логически умозаключив, малыш сможет и вычесть единицу из числа самостоятельно.
 Известно, что дети задают нередко каверзные вопросы, причём от возраста ребёнка это мало зависит. Достаточно, что он уже обучен логике и счёту до определённых границ. Даже в этом случае сознание малышей оперирует логическими представлениями.
 Например, когда я объясняла детям угол от прямой линии и привела пример помещения группы, они задали вопрос: Это действительно так?
 И оказалось после замеров, что строители девяносто градусов углов не выдержали. Аксиома, что все прямые углы равны между собой, оказалась под сомнением.
 - "Нет, Валентина Васильевна, углы совсем не прямые. Как они могут быть равны между собой, когда торчат во все стороны как необрезанные ветки куста."

 Как видите, счёт и основы геометрии они осваивают, но их представления простираются и шире. Ограничивать любознательность детей исключительно счётом, да ещё в пределах спущенной программы совершенно неправильно. Необходимо удовлетворять желание детей познавать всё, что они видят, слышат и начинают понимать в полной мере в независимости, арифметические ли это исчисления или первые шаги в области геометрии.

 С точки зрения психологической форма обучения начальной математике не должна быть излагательной. Вообще математику нужно не преподавать, а учить ей.

 Обучение предметам есть искусство. Всё, что носит характер принудительности, всё, что отдаляет ребёнка от педагога – воспитателя, не должно иметь места в группах Монтессори – педагогики.
 Считается, что Мария Монтессори совершенствовала не столько детей, сколько материалы, но влияние одних на других несомненно, и потому эта педагогика и эти материалы остаются неизменными вот уже сто лет.

 Математика хитра тем, что все её идеи, её и понятия, все навыки и познания существуют в теснейшей зависимости друг от друга. Достаточно отвлечься на короткое время, упустить из области концентрированного внимания небольшую деталь, какого либо элемента предмета – значит, лишиться в будущем возможности понять целую цепочку проистекающих одно из другого логических действий, направленных к определённому результату.
 И даже если результат достигнут с помощью учителя, то он оказывается в дальнейшей практике бесполезным, потому что ребёнок его не понял; не установил в своём сознании взаимосвязь между каждым элементом и проистекающих из этого суммарных выводов, опять-таки стремящихся к результату.

 Такой ребёнок уже не будет интересоваться математикой, потому что математика – это логика. А логика не терпит разрывов на своём бесконечном пути. Что логично – то взаимосвязано.
 Разрывы в логике – это провалы в сознании. А белые пятна сознания - это ограниченность в возможностях. Но не всё так плохо и тут.
 Мария Монтессори справлялась и с умственно отстоящими от успешных сверстников детьми.
 Провалы сознания можно заполнить. Установить связующие цепочки между возникающей мыслью и теми путями, которыми мысль проходит все этапы чувственного восприятия до руки, совершающей манипуляции с предметом.

 Поэтому очень важно привлечь внимание детей к счёту как таковому и обязательно приучать к логическому обоснованию каждого арифметического действия в пределах познаваемой программы.

 Например: почему десяток – это совокупность единиц? Почему каждая из единиц имеет свой порядковый номер? Один, два, три…
 Почему два меньше трёх, а пять больше двух?
 Почему пальцы на руках называются не: Один, ДВА, ТРИ, а: Большой, Указательный, Средний, Безымянный и Мизинец?
 Если я в группе один, то сколько будет, когда нас будет много? И почему "много" не имеет своего порядкового номера, как, например – десять?
 

 Масса вопросов. Попробуйте отмахнуться? И отмахнётесь, но тогда вы не педагог и воспитатель, а случайный человек, выживающий в этом мире и совершенно не заинтересованный в учебном процессе.

 Внимание ребёнка к арифметике, к счёту, его интерес к делу находится в прямой зависимости от содержания учебного материала, прорабатываемого на данный момент, и от дидактических материалов, притом в очень большой степени.

 Счёт по Зайцеву:

 В горизонтальном ряду набор карточек имеющихся в комплекте так называемой математической игры "Стосчёт". Каждый десяток представлен пирамидкой из кружочков 1+2+3+4 или из других цифр. Образуется числовая лента. Воспитатель показывает на изображения десятков, потом единиц, спрашивает и получает ответы.
 Числовая лента помогает концентрировать внимание детей, вызывает желание разобраться в сути происходящих счётных процессов. Помогает установить уровень знакомства детей с числами, их цифровым изображением, счётом.

 Я иногда использовала методику Зайцева. Приносит она неплохой результат, но гораздо проще и эффективнее учат творческому поиску материалы Марии Монтессори.

 Организуя обучение по Монтессори, я руководствуюсь четырьмя правилами:

 1. Обосновывать и представлять математику детям не как предмет учебный, а как практическую деятельность человека.

 2. Не преподавать идеи, а открывать их заново вместе с ребёнком.

 3. Познание – не осознание сути происходящих явлений, а отношение к ним, заключающееся в связях этих явлений через чувственное восприятие с индивидуальным мироощущением.

 4. Понимание предмета через логику умозаключений и повторение для вырабатывания определённых навыков.

 Исходя из предпосылок к учебному процессу, я работаю по нескольким группам познавательного материала:
 
 1. Даю элементарные представления о числе и цифре, используя сравнительный анализ; помогаю детишкам в освоении состава числа, понятии количества и чётности.
 2. Принимаю участие в процессе построения десятичной системы, с одновременным разбором и практическим показом основных видов исчисления.
 3. Упражняю детей, используя математические таблицы, цветные цепочки; квадратные и кубические числа.

 Именно такой подход к учебному материалу ведёт к проявлениям у детей интереса к математическому познанию.

 В два с половиной – четыре года дети моделируют плоские фигуры по точкам. Они уже знают такие понятия как: "точка", "отрезок", "вершина".

 Материал: Пенопластовая доска. В коробочке выпуклые кнопки, цветные резинки, карты с цветными геометрическими фигурами: прямоугольники, параллелограммы, трапеции, ромб, пяти и шестиугольники.
 Ребёнок выбирает карточку с геометрической фигурой, подсчитывает, сколько у фигуры вершин, накалывает такое же количество выпуклых кнопок на дощечку. Затем он натягивает на кнопки цветные резинки таким образом, чтобы получились очертания геометрической фигуры, нарисованной на карточке.
 
 Вот мы и перешли от сенсорного развития ребёнка к развитию математическому.

 
 Берём жанровую картинку, на которой изображены, например, дети и животные, лес и грибы, птицы и звери. Предлагаем детям разрезать картинку на составные части так, как им нравится. Картинка разрезается на составные части. Части перемешиваются.
 Теперь попробуем сложить и, что у нас получится?
 Дети составляют картинки, пытаясь придать им первоначальную форму. Игра очень увлекательная, постоянно происходят ошибки, картинки принимают смешные формы, когда в траве вместо грибов птицы, звери замещают детей, а дети деревья. Раздаётся смех, подсказки, возмущения. Но работа – то индивидуальная и должна быть выполнена. Самоконтроль помогает детям быстро ориентироваться, а логика подсказывает что правильно, а что нет.
 На этом примере мы видим, как логика помогает счёту, а счёт логике. Как индивидуальное обучение соседствует с коллективным и как влияют друг на друга коллективное мироощущение и индивидуальный запрос.

 
 Для закрепления упражнений со счётом можно использовать сравнительный анализ.
 Берём картонные квадратные карточки с изображением различного числа предметов. На каждой карточке в правой стороне снизу сделаны прорези-окошки для просмотра цифр. Имеется лента с нанесёнными цифрами от 1 до 10, а если необходимо то до двух, трёх и более десятков.
 Ребёнок берёт карточку с изображениями одинаковых фигур и подсчитывает их. Затем он протягивает ленту в окошечке и выбирает нужную цифру. Происходит визуальный самоконтроль. Малыш и прежде пересчитывал различные, объёмные и плоские предметы, но это упражнение ведёт ребёнка по новой дороге: от конкретных практических ощущений к абстрактным воображаемым.

 Умение писать цифры приходит позднее. В три – четыре года ребёнка нужно научить чертить цифры. Он уже умеет заштриховывать, рисовать буквы, теперь он учится искусству начертания цифр.

 Две продолговатые карты, на которых наклеены длинные кармашки. На каждой карте по пять кармашков. В кармашках наборы цифр из картона или пластика. Каждой цифры по несколько штук.
 Малыш кладёт перед собой обе карты с кармашками и сортирует набор так, чтобы в верхнем кармашке оказались одинаковые начертания цифр, например, пять штук единиц. Во втором кармашке пять штук двоек и т.д.
 Таким образом, происходит тренировка по упорядочиванию цифрового материала, его систематизации.



 Можно подсчитать и буквы в словах, предложениях; определить количество гласных и согласных.
 Опять на столе коробка с табличками. В коробке три отделения. В первом: таблички со словами; во втором: таблички с цифрами, допустим до десяти; в третьем – таблички красного и синего цвета.

 Работаем с первым отделением. Подсчитываем количество букв в слове, затем количество гласных, потом согласных, под каждую сумму кладётся цветная табличка с цифрой, определяющей количество тех, других и третьих.

 Закрепляются языковые познания ребёнка, расширяются математические представления, крепнет и обретает подвижность мышление.



 Можно поработать и с кубиками Никитина. Кубики Никитина наглядно демонстрируют многообразие геометрических форм или просто цветных узоров. Любой узор состоит из компонентов, в которых просматриваются формы состоящие из частей сфер и окружностей или фигур с геометрическими углами. Переворачивая кубики можно составить любую абстрактную картину. Но не всякая картина и не всякий узор приятно смотрится. Красота геометрических форм в их логической связи, в той последовательности составных частей, которые образуют геометрическую законченность.

 Занимаясь, кубическим строительством, дети запоминают формы тел и учатся отличать одни от других. Возникающие при этом вопросы педагог – воспитатель умело разъясняет, попутно рассказывая о достоинствах каждой из фигур и практическом их применении.

 Психологи любят использовать в своих тестах кубики с изображениями. Они строят систему тестов, основанную на реакции испытываемого и сопоставлении визуальных импульсов с логикой цвета и обратной зависимости фигурального /образного/ от, /отвлечённого/ абстрактного.



 Остановимся на пространственных представлениях.

 Работая с плоскими и объёмными фигурами, моделируя различные композиции, ребёнок самостоятельно переживает процесс рождения новых миров. Воображение не останавливается в своём развитии. Оно захватывает всё новые и новые пространственные площади, заставляя малышей ассоционно переносить фантазии в практическую плоскость жизни.

 Ребёнок строит, планирует, осуществляет архитектурный замысел и проводит его в жизнь.

 Например: Накладывает на плоскую дощечку геометрическую фигуру. Ставит на плоскость фигуры куб или пирамиду. Из пластилина делает пол, из спичек колонны и т. д.
 Процесс смотрится в развитии. Ребёнок добивается относительной гармонии и его произведение кажется ему совершенным.


 Вообще работа с объёмным материалом открывает для детей широкие горизонты. А сопоставление плоскостных изображений с объёмными дают новые представления о сложном мире математических понятий.

 Строительство бесконечно занимает детей. Возможность экспериментировать, искать и находить увлекает их настолько, что оторвать ребёнка от незаконченного комплекса геометрического сооружения бывает очень трудно.


 Для закрепления абстрактного математического понятия необходимо образное мышление.
 Образное мышление тренирует память, а память становится пластичной и прочной только при хорошо развитом образном мышлении.

 Образное мышление оттачивает и обостряет чувственность, в истоках которой зарождается и крепнет сознание.

 Сознание требует постоянного контакта со средой, потому что сознание индивидуально, а среда обобществлена. Соотнести одно с другим не всегда удаётся. Если индивидуальное самодостаточно, то оно зачастую отторгается средой. Если среда коллективизирована, то это уже массовый психоз.
 Массовый психоз пожирает индивидуальное, потому что коллектив не терпит "выскочек", он насильственно усредняет среду до удобоваримого уровня.

 Но коллективное – это сумма индивидуальностей. При надлежащем воспитании и "коллективное" несёт в себе положительный заряд индивидуального, а значит, общество растёт в собственных глазах и в "глазах" Бога.



 Вернёмся из области философских изысков к практике дошкольных учреждений.
 
 Теории множеств.

 Берём коробку с несколькими отделениями. В одном - шнурки разного цвета, в других мелкие геометрические фигурки. На столе скатёрка. Из шнурков можно выложить любые замкнутые фигурки, что ребёнок и делает. В центр каждой замкнутой плоскости малыш кладёт одинаковые фигуры или сначала кладёт фигуры, а потом объединяет их шнурком. Так визуально достигается образное понятие теории множеств.

 Старшие дети достаточно сообразительны, чтобы уже самостоятельно составлять примеры на различные арифметические действия.
 Берётся коробка с двумя отделениями. В одном картонные таблички с изображением цифр от 1 до 20 и выше; в другом таблички со знаками " + " и " - "; "больше", "меньше".

 Составляются примеры. 7 + 8= 15; 19 – 4 = 15.

 В процессе упражнения разрабатываются понятия такие как: разность, равенство, умножение, деление и "больше" или " меньше".

 Воспитатель отвечает на вопросы, рассказывает в занимательной форме о необыкновенных возможностях маленьких цифр, которые могут перевоплощаться в большие, используя знак " плюс" или наоборот;
 О том, что бывают и такие знаки, которые заставляют цифры стремительно численно увеличиваться или так же стремительно в числе уменьшаться.
 Почти как в сказке Пушкина о князе Гвидоне, сыне царя Салтана, который рос не по дням, а по часам, всё потому что к его возрасту годы не прибавлялись, а умножались сами на себя.
 
 
 Ещё более интересное упражнение с единицами веса: граммом, килограммом и т.д.

 Небольшие весы, можно игрушечные, но лучше настоящие для домашнего взвешивания. Бумага, карандаши для записей. Калиброванные аптечные гирьки, от 1 грамма до пятидесяти. Какие либо предметы для взвешивания, желательно до одного килограмма, не больше.
 Кисти рук у детей ещё не натренированы на тяжести и легко упустят килограммовую гирьку кому-нибудь на ногу.
 Разные предметы взвешиваются. Результат записывается. Затем идёт сравнительный анализ.
 Работа с весами придаёт арифметическим действиям практическую наглядность.
 Можно гирьку в пятьдесят граммов уравновесить несколькими гирьками, которые в сумме будут иметь те же пятьдесят граммов.
 Можно организовать в группе и "магазин", как иллюстрацию к мере весов. Тут же можно затронуть проблему счёта, проверить детей на их способность считать деньги, попутно научить малышей умению делать покупки и благодарить за вежливое обслуживание.
 Кстати, в Италии на одной из денежных купюр изображён портрет Марии Монтессори.

 
 
 Кто дальше всех прыгнет? Кто прыгнет выше всех? Кто шире всех расставит ноги и, не сгибая коленей, коснётся пальчиками рук земли?

 Лучше всего упражнения по использованию понятия " длина ", " ширина ", и " высота " проводить во дворе, но можно и в группе. Тогда инструментом служит линейка, материалом для измерения любая геометрическая фигура или наглядные пособия, или мебель в группе: стол, шкафчик, кровать…

 Понятия высоты, длины и ширины совмещаются со знакомством и освоением метрической системы: миллиметр, сантиметр, метр и так далее.

 Дети с удовольствием замеряют рост своих друзей и подруг. Если есть рулетка, можно замерить ширину двора. Метры сложатся в десятки, сотни метров. А есть ещё километр и десятки километров. Сколько это? Много или мало? Повторение теории множеств через метрическую систему.



 Закрепление арифметических действий можно провести через игру – упражнение с пластмассовыми фишками, исполненными наподобии "домино". На одной половинке арифметическое действие с двумя числами, на другой – число – результат арифметического действия.

 Дети производят логические комбинации, исполняют арифметические действия и проверяют сами себя посредством парных фишек "домино".



 Таков вкратце мой опыт, моя долголетняя практическая работа по освоению детьми счёта и логики математических исчислений.
 Проблемы возникают, когда идёт интенсивная работа. Работа рук или мысли или того и другого. Всё что движется целеустремлённо, всё мешает покою обывателя. Но это проблемы бытовые.
 Гораздо сложнее решать проблемы производственные или научно-экспериментальные или философские или даже психологического свойства.
 Трудно. Но зато, как и интересно!

 


Рецензии