Сенсорные материалвы. Гл. 3
выполняя упражнения с желанием и энтузиазмом, которых им надолго, естественно, не хватает, делают достаточно много ошибок. Ошибки не грамматические, орфографические или синтаксические - это ошибки действия.
Водя карандашом по бумаге, составляя тарелки в стопку, собирая кубики в коробку, укладывая карточки в "кассу", дети постоянно ошибаются.
Линия не получается ни прямой, ни волнистой. В "кассе" вдруг не хватает места. Лишняя тарелка в стопке, с другого сервировочного стола, иная размерами…
Масса проблем возникает, как говорится, "на ровном месте". Ребёнок пытается справиться с возникшими вопросами самостоятельно. Он ревниво отталкивает локотком другого ребёнка, пытающегося ему помочь. Грубовато, но правильно делает. Потому что помощь хоть и своевременна, но не к месту.
Ошибка, совершённая в процессе работы, и не ошибка вовсе. Это вариант ответа. Пробуя и отметая варианты, малыш экспериментирует. Эксперимент – это уже творчество. Воспитатели! Не забывай те об этом!
Повозившись, малыш исправляет создавшуюся ситуацию. Теперь он обучен и обучен хорошо. Теперь он сам может объяснять, как и почему? Теперь он увидел собственными глазами и запечатлел в своём сознании порядок, в котором раньше не видел смысла.
Он прошёл первую стадию обучения, а всего их три.
Вторая - усваивание более сложных упражнений.
Например: Завязывание шнурков в кроссовках. Очень сложно. Невероятно сложно.
Я помню, как в детстве мне не удавалось правильно завязать шнурки в своих парусиновых тапочках. Очень модная была обувь. Белые тапочки на резиновом ходу; если их почистить зубным порошком, вообще загляденье.
Нынче времена другие, а проблемы те же. Даже удивительно.
В группе девять деревянных рамок, обтянутых тканью. Это пособия. В ткани отверстия. Сквозь отверстия протянуты шнурки. Вот и завязываем, развязываем и снова завязываем. Как вы понимаете, не все девять рамок обслуживают одно и то же действие.
Есть рамки, с помощью которых тренируемся пропускать пуговички в петли; застёгивать булавки; работать с молнией, отстёгивать и застёгивать "липучки", штопать дырочки и многое другое.
Осваивать сложную технику рабочих движений невероятно трудно. Ребёнок не может за один подход или присест, сделать всё как по заказу. Он думает, ходит, решается, начинает действие но, испугавшись трудностей, ощущая внутреннюю неуверенность, отступает. Снова ходит, думает. Увлекается другим занятием или игрой.
Не мешайте ему. Не подталкивайте и скоро заметите в нём перемену. Проявляется воля и вот уже новый подход. Если нам повезёт, то не сегодня - завтра успех наступит.
Бантик будет завязан, не такой как я в детстве вязала, сложив две
верёвочки округлыми петельками, а настоящий перекидной узел, с хорошей возможностью быстро в нужный момент распуститься для освобождения ноги от обуви.
Я радуюсь. И ребёнок рад. Сделан важный шаг по направлению к самостоятельной жизни.
Это и есть третья стадия работы с материалами. Работы по частям, по действиям, разграниченным во времени, каждый момент которых этапный в развитии навыков у ребёнка.
Главное – связь упражнения с жизнью. Уверяю вас, практическая необходимость - большой стимул в освоении урока.
Вячеслав из средней группы заартачился. Не хочет надевать ботиночки. Он говорит: сегодня тепло, пойду в носочках.
– Иди, - не противится воспитатель. Славик бежит по коридору. Ему
весело. Он свободен. Он сделал так, как ему нравилось. Папа говорит: не пристраивайся к другим, не подстраивайся под других, не прогибайся! думай о себе. Каждый думает о себе. –
Папа у Вячеслава большой ростом человек. Ему виднее.
Вот Славик встал голой ножкой на ершистый, резиновый коврик у входа и беззащитную нежную ступню ребёнка как огнём обожгло. Закричал Славик, заплакал от боли, от неожиданности. На руках принесла заведующая детским садом невинно пострадавшего в группу.
А воспитательнице хоть бы что.
– Почему вернулся? – спрашивает.
– Иди. Ты же рвался на улицу -
- Сама иди – буркает Славик себе под нос, а громко говорит:
- Что я дурак босиком по двору шастать.
Сел и научился за час шнурки завязывать. Лучше всех завязывал, даже
заведующая удивилась. Она-то знает, иные до семи лет бьются в постижении этой науки.
Ай да, Славик! Опроверг утверждение что "скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается."
Продемонстрированный опыт как раз и показывает целесообразность применения при обучении детей жизненным приёмам сенсорных выше описанных материалов.
Рассматривая сенсорику как отражение объективной реальности мы приходим к материалистическим выводам. Познание мира через чувственные ощущения необходимо, и это естественно.
Всё что идеально – только теория. Жизнь есть биологический процесс. а субъективный идеализм так же далёк от жизни, как Вера далека от Бога.
Есть Вера, есть Бог, но познать и то и другое невозможно. Можно верить, что веришь и в то же время отрицать веру свою как суеверие, а суеверие ощущать верой.
В идеале ты образ и подобие Божие, а в реальности голая обезьяна. Потому что образ и подобие не есть тело с физиологическими процессами, ему присущими. А есть Сознание, обременённое Творчеством.
Что в этом реально, а что идеально?
Наши нервные волокна остро реагируют не только на внешнюю среду, но и на внутреннее состояние как собственное, так и чужое.
Общение учит нас соприкасаться в двух уровнях: физическом и духовном. Которое из них основное?
Разве их можно разделить?
Каждое из них субъективно в отдельности и объективно в сотрудничестве.
Чисто материалистический взгляд на реальность субъективен, как и идеалистический в таком же ракурсе.
Вывод напрашивается:
Сенсорика через сензитивные каналы и центральную нервную систему передаёт в моторные центры головного мозга некую информацию, активизирующую мышечную и другую деятельность организма.
То есть сенсорика – это ключ; ключ зажигания от машины, которая называется Человек.
Ощущения не есть реальность, но это наивернейший путь к реальности. Через ощущения познаётся Мир. Хотя ощущения Творчества как потребности жизни приходят позже.
Лист бумаги гладкий и лист бумаги шероховатый. Вот вам первый шаг к субъективным выводам, которые, несмотря на свой несмышлёный возраст делает ребёнок.
Всякое время ищет идеологическое обоснование своего периода, естественно, через людей, для прогнозируемого движения вперёд. Такое движение происходит, но вряд ли кто будет спорить, что дорога в будущее прямая как стрела, что на пути нет крутых поворотов, объездов, тайных тропок и хитроумных лабиринтов.
Попадая в ловушки, человечество блуждает. Всегда находится очередной Моисей или Данко, который вырывает огненное сердце из груди и освещает путь в лабиринте. Но огненное сердце - это лишь свет в середине туннеля. И долго ли будет гореть факел в руке у бессердечного героя.
Моисей многие годы мечтал о Палестине. Но, увидев прибрежные равнины на противоположной стороне Иордана, ощутил в теле слабость. Только и сумел он, что взойти на гору Нево, вершину Фасги, да броситься вниз с обрыва, потому что не увидел того, что искал.
Старуха Изергиль, через тернии прошедшая, рассказала нам быль о Моисее, /Данко/, потому что " сказка – ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок".
Надеюсь теперь, вы понимаете, что такое сенсорика, какое место она занимает в жизни не только ребёнка, но и взрослого человека. Чувственность может завести в пустыню, но чистый материализм от Маркса может сделать человека если не животным, то скотом.
Не существует в мире предметном и мире духовном никаких чистых идеалов. Всё взаимосвязано, переплетено накрепко, и разорвать эти жилы, разделить их, значит, убить саму жизнь.
Наша педология только нарождается. Отбросим взгляды той части " учёных мужей ", которые, провозглашая преимущества "коллективного", умаляют "индивидуальное"; оставим все рассуждения на эту тему, а займёмся воспитанием подрастающего поколения, рассматривая детский сад как коллектив, но существующий всё же в индивидуальных ячейках, по индивидуальному заказу, с индивидуальными особенностями и талантами, которые общество, раскрывая индивидуальность человека, будет использовать выборочно с наибольшей пользой для цивилизованного мира.
Мы уже привыкли к мысли, что одарённость – удел немногих. Да, народ талантлив, но народ - это образное выражение. По сути - ничто. Народ самим словом этим обезличен. Лицом народа являются его лидеры.
Выше мы рассуждали о тех ситуациях, где народ оказывался заложником одного или нескольких лиц.
То, о чём я говорю, не политика. Это педагогика. Очень важная составная часть педагогики - воспитать маленького человека в таком качестве, чтобы уже в юношеском возрасте он понимал, что его индивидуальность - это часть коллективной культуры, основанной на внутреннем благородстве, совести, нравственности, то есть тех заветов, которые нам оставили предки: в сказках, легендах, сказаниях, библейских заветах и Моральном Кодексе Строителей Коммунизма..
Воспитание дошкольника – основа основ. Всё в природе имеет своё начало и естественный конец. Началом начал, я считаю, обучение малышей по работам выдающихся педагогов, от Платона и Аристотеля к Жан Жаку Руссо; И.Г. Песталоцци; И. Гербарту; Ф. Фрёбелю; Дж. Локку; К. Д. Ушинскому; Н.И. Пирогову; Монтессори и другим, ранее упомянутым.
Воспитатель дошкольника - первое звено. Но от первого звена зависит вся цепь. Каково первое, такова и будущая действительность.
Paidonomos – так в древней Спарте называли воспитателя детского учреждения. / Педаном /.
Методы древних жестоки, но воспитательному процессу у них поучиться можно было. Спартанцы поголовно грамотны. Коллективизм развит великолепно, в то же время индивидуальные качества каждой девушки, каждого парня учитывались в обязательном порядке, только от качеств учащегося зависела его дальнейшая судьба.
Нам история поведала о беззаветности служения Родине, государству в лице 300 воинов спартанцев?
Сравнимы с ними лишь 28 Панфиловцев, не пропустивших к Москве в тысячном эквиваленте превосходящего численно и вооружённого мощнейшей техникой врага.
Человек, наблюдающий звёзды – астроном.
Человек, наблюдающий детей – педоном.
В наше время наблюдать мало. Нужно познавать детский возраст также скрупулёзно, как астрономы познают звёзды, Вселенную.
Я показала вам, какое внимание уделялось детям ещё в глубокой древности, а и по сей день объект этот не познан. Давайте же стремиться к Познанию, ибо только Познание есть путь к совершенству и достойному будущему.
Познание детей, детской психологии, детского мышления – это познание раннего возраста человечества. Ранний возраст человечества также не изучен, "белых" пятен в истории человечества не меньше, чем неизученных "белых" пятен в сознании ребёнка.
Сознание новорожденного - чистый лист бумаги. Всё, что заложено Создателем, спрятано глубоко – глубоко на генном уровне. Только постепенно оно выходит на поверхность и воспитатель – творец наносит на этот чистый лист сознания первые целенаправленные штрихи.
Сенсорика – чувственность – это понятно. Но всё же что такое сенсорные материалы?
Что это?
Материализованные ключики к раскрытию тайн мира или предметная абстракция, разбудившая логику в первых людях? Как влияют они, эти сенсорные материалы на построение логики, на выход готовой продукции в виде умозаключений?
Как ребёнок, чувствуя шероховатость дощечки, начинает понимать, что мир не одномерен?
Каким образом он отличает ткань искусственную от материала естественного?
Да, он щупает. И мы щупаем и закрываем глаза при этом, потому что видимость обманчива, потому что человек научился изменять природу, а всякое изменение есть большой обман, который начинается с маленького обмана, то есть самообмана.
Мы обманываем себя, мы можем обмануть наши глаза, но чувственность обмануть сложнее. Потому и закрывает глазки ребёнок в попытке довериться осязанию.
Так и в любви, и в горести и при других сильных переживаниях наши глаза закрываются.
Наши чувства уходят в трёхмерное пространство. Трёхмерное пространство наш щит.
Чувственность спасается от жестокой реальности в ином измерении.
Но вот мы открываем глаза. Наши чувства не обманули нас. В нас прочно закрепился новый взгляд на старую практическую вещь. Мы уже понимаем, что великое многообразие вещей неоднородно по своему составу, хотя внешне многие предметы схожи.
Например, камень: серый, чёрный, жёлтый, шероховатый, зернистый, гладкий, полированный, с острыми гранями, пещеристый, рассыпчатый, тяжёлый и лёгкий.
Вот вам сенсорный материал, который мы каждый день топчем ногами.
Или песок: грязный, белый, мелкий как пыль или мамина пудра. Его легко поднимает в воздух ветер, переносит с места на место, он застревает у нас в зубах, попадая в глаза, заставляет жмуриться и утирать слёзы. А сколько неприятностей доставляет мельчайшая песчинка, засорившая глаз?
И всё это песок – часть земли нашей. А когда ребёнок узнаёт, что из земли и его лопатка сделана, только из железистого песка, и посуда на маминой кухне, и стол в столовой из дерева, которое тоже поднялось из земли, он ощущает себя первопроходцем, его переполняют чувства; чувства вступают во взаимодействие со средой и вот уже вам готовая программа по обучению нового растительного элемента, которого мы называем ребёнок.
У всех детей есть мама. Но земля - мама всех людей и относиться к ней нужно бережно, как к своей собственной матери.
Это позже ребёнок узнает, что и люди вышли из недр земли и уходят в неё же с тем, чтобы дать возможность оплодотвориться новым элементам жизни.
А пока всё, что у нас под ногами – чувственные материалы, участвующие в обучении ребёнка.
Конечно, Монтессори - материалы облегчают обучение. Ну, представьте себе, что воспитатели занимаются не воспитанием, а геологией, физикой, химией, а потом и скорняжным, и портняжным делом и прочим, и прочим, что так необходимо нам в нашей среде.
Естественно, у каждой профессии есть набор инструментов, облегчающий труд. Каждый профессионал ими умело пользуется. У воспитателя тоже инструменты и в нашем случае это сенсорные Монтессори – материалы.
Перечислять их нет надобности. В наше время они продаются на каждом углу. Другое дело, что покупательная способность наших людей разная; однако, скооперироваться можно.
Сенсорные материалы воспитатель группирует по особым признакам, выраженным в свойствах материала. Повязка на глаза способствует пробуждению такого чувства, как осязание. Мы выше говорили, что можно закрыть и глазки, но повязка надёжнее, ребёнок ещё в таком возрасте, когда воля его эфемерна. Он повинуется, делает действие и тут же забывает о задании, увлекается чем-то иным.
Осязая, находит различия, не бросающиеся в глаза.
Решения цветовых задач: разноцветные таблички. Главные цвета разбиты на оттенки.
Оттенков множество; из разложенного материала дети выбирают одинаковые цвета, а затем, усложняя процесс, подбирают и оттенки по восходящим и нисходящим цветовым потокам.
Если понятия: "тёплый", "холодный", усваиваются легко, то обучение контрастности проходит гораздо сложнее. Ночь и день, белое и чёрное, воспринимается естественно. Ночь, для того чтобы спать.
" Чтоб твои открытые глазки ничего не видели. Чтобы тебя не отвлекали посторонние звуки и всполохи случайного света."
День для того,
"чтобы твои, восстановившиеся за ночь силы, смогли быть правильно тобой использованы. Что бы ты мог играть, учиться, кушать, ходить в гости и приглашать гостей."
"Чтобы все твои клеточки тела стремились к свету, потому что свет нагревает землю, а Земля - наша мама, она в свою очередь отдаёт тепло растениям и животным и производит пищу, которую мы едим.
Пока мы едим - мы здоровы. Пока здоровы, мы веселы и всё нам интересно".
Но контрастны не только день и ночь, по отношению ко времени суток. Контрастны и оттенки. Контрастна тень.
Что такое тень? Почему она существует? И почему предметы её отбрасывают?
А куда отбрасывают?
Под ноги? В сторону?
Или далеко- далеко, туда, где живут и все остальные тени.
Контрастность, резко выраженная противоположность. Зачем она нужна? Для выявления противоположных зон, для выравнивания физических свойств природы. Контрастность всегда заметна, она настораживает, привлекает, задаёт ритмику движениям, участвует в процессе жизни так, как Солнце и Луна участвуют в мировой композиции Вселенской гармонии и порядка.
Всё это нужно объяснять детям. Не просто дощечка шероховатая, а потому что дерево состоит из волокон. Плохо обработали дощечку и волокна порваны, торчат во все стороны.
Ведь порванный носок можно заштопать очень аккуратно, а можно кое-как и нитки будут - торчать во все стороны как иглы у ежа, а шов будет неровным и грубым наощупь.
Пощупай носок. В нём завершённость изделия. А заплатка? Она временна, некрасива, неудобна.
Обработанная дощечка гладкая на ощупь, пальчики так и летят по всей её
длине. Папа купил лыжи. Лыжи гладкие, хорошо скользят по снегу. Папа бегает на лыжах очень быстро и не только потому, что он мастер спорта, а ещё потому, что волокна дерева приглажены, упорядочены, смазаны специальной мазью.
Вот такие они в повседневности сенсорные материалы.
Возьмём в руки разнообъёмные цилиндрики.
Известный принцип цилиндрической удочки или телескопической антенны. Нужно вставить цилиндры меньших объёмов в большие. Задача не из лёгких. Цилиндры ещё подобрать нужно. Систематизировать по входным отверстиям, попытаться вставить, исправить ошибки и, пересилив усталость или собственное безволие, завершить работу с положительным результатом.
Это ещё не творчество, но уже зачатки способностей, которые в силу
предопределённости человеческого гения развиваются в творческое начало, в творческий потенциал неординарного индивидуума.
Запахи.
Мы, люди, ощущаем ничтожное количество запахов. В принципе классифицировать их можем по двум принципам: приятные и неприятные. На этом построена вся наша зависимость от природных, естественных запахов и запахов вторичных: промышленных свалок, захоронений, органики т. п.
Запахи играют, без преувеличения скажем, огромную роль в воспитании чувств. Никакое чувство не преуспеет в развитии, если ему противны запахи объекта. Такова реальность. Запахи давно занимали людей, Искались и находились запахи, которые благотворно влияли на систему обоняния человека.
Научить ребёнка отличать из многообразия запахов такие, которые бы он выделил в отдельную группу, а из этой группы тот единственный, самый приятный для него запах - очень сложная задача.
Животные благодарно воспринимают то, чем их наградила природа.
Она наградила их величайшими способностями в области обоняния и зрения. Но при тренировке и особой подготовке немалое количество запахов может обонять и человек.
Ребёнок восприимчив. Чем раньше начнём работу по систематизации обонятельных ощущений, тем успешнее будет результат.
О влиянии запахов на решения, принимаемые индивидуумом, приведём классический пример из Библии.
Когда Моисей вёл народ Израиля в земли обетованные, он не предполагал, что за Иорданом, где позже возник город Иерусалим, лежит долина Гинном. В этом месте нашли выход сероводородные источники.
Предположу, что многие знакомы с запахом сероводорода. Многие обоняли протухшее яйцо, никто не скажет о сероводороде в приложимом случае доброго слова.
Сероводород - компонент гниения.
Гниение – органика, питание живой клетки.
Слово "гены" и понятие "геенна", - имеют прямое отношение к той долине почуяв запахи которой Моисей не выдержал многолетнего напряжения и бросился с горы с вершины Фасги в пропасть.
"Иудейская война". Л. Фейхтвангер. Ссылки: стр. 473 на стр. 202.
Это к слову о запахах и их влиянии на нервную систему человека.
В детском садике используются баночки с устойчивыми запахами; вкусовыми ощущениями; с нагревательными /ограниченной интенсивности/ элементами.
Холодный. Едва тёплый. Тёплый. Очень тёплый. Горячий и, хватит.
Запах гвоздики, корицы, уксуса, цветов. Запахи черёмухи, акации, сандала.
Вкус ежевичного варенья, черносмородинного, клубничного, малинового, вишнёвого и т. д.
Цвета: зрелого персика, зелёной травы, осеннего клёна, жёлтый лист берёзы, сиреневый подснежник и белая пролеска. Малиновый с оттенками чабрец и густо синий василёк. Это живая природа. Но цвета живой природы есть и на карточках.
Карточки всегда под рукой; беря ту или иную карточку в руки ребёнок ассоциирует цвет, на неё нанесённый, с живыми образцами, которых, может быть, сейчас и нет в группе.
Все сенсорные материалы - образчики природы нас окружающей. Можно пользоваться и самой природой, но профессия воспитателя такова, что за каждым образцом не набегаешься.
Вот и предложила Мария Монтессори усовершенствовать орудия труда педагога и изобрела сенсорные материалы, которые всегда под рукой и которые являют собой quinta essentia - пятую сущность вещей.
Действительно, материалы игровые и познавательные представляют собой как бы вытяжку физических их свойств.
Те же кубики, планшеты с нарисованными геометрическими фигурами. Геометрические фигуры в объёме.
Пластиковая плоскостная геометрия сенсорных изделий.
Геометрические фигуры из составляющих элементов.
Плоские геометрические фигуры с виртуальным объёмом, обозначенным пунктирами.
Цилиндры, шары, шашки, кубик – рубик; кубики Зайцева, кубики Никитина, куб Фрёбеля; выполненные в объёме треугольники Дерингера, карточки по Доману – дай бог воспитателю не заблудиться в прилагаемом перечне всевозможных методических инструментов.
А также гнёзда и разнохарактерные заполнители гнёзд. Цветовые пластиковые гаммы. Ковровые скатыши. Составные пирамидки из множества минипирамид, Вавилонские зиккураты /башни/. Все виды окружностей.
Голографические объёмы, позволяющие заглянуть виртуально за "обратную сторону Луны". Прозрачные пунктирные изображения.
Это неполный перечень. Фантазия воспитателей не должна останавливаться и замирать на рационализациях Монтессори. В жизни всегда есть место рационализации. А буквенные изображения? А изображения цифр?
Кубик, на стороны которого нанесены картинки или буквенные изображения хорош и занимателен, но останавливает внимание ребёнка не надолго. Мы понимаем почему?
Ещё не укреплена детская воля. Однако, есть и другое объяснение.
Нервная система возбуждает моторику. Моторика требует выхода энергии. Энергия при познавательном процессе это не только работа мозга, но и работа рук. Вот что заметила Мария Монтессори и соединила обучение с трудом.
Когда кубик ещё ни есть кубик, а всего лишь плоскостная композиция, берём ножницы и вырезаем стороны с местами склейки. Дети очень любят вырезать. Вырезали. Теперь склеиваем, просушиваем и наклеиваем картинки. Пока идёт работа, ребёнок сто раз повторит про себя / незаметно для себя / буквицу или название картинки.
Обучение пошло веселее и главное, быстрее, потому что внимание распылено; это уже не узкий, сильный и утомительный луч гиперболоида, а брызги солнечной энергии, охватывающей весь объект созидания целиком.
В то же время все его грани под прицелом детских глаз, каждая сторона и деталь кубика воспринимаются отдельно, что не обессиливает, а ,наоборот, зачаровывает волю и сознание ребёнка. При таком подходе дети работают часами, не проявляя при этом усталости.
Склеивание разрозненных листов книжицы с иллюстрациями – сказками.
Штрихование чёрно - белых контуров, работа на проявление зачатков внимания через закодированные образы в отвлекающих рисунках – сюжетах. Дети не так просты, как кажутся.
Это взрослый человек застыл в постулатах, а косность – нормальное состояние его души.
Дети не могут видеть дальше, но смотрят они глубже и находят на поверхности то, что взрослые оттолкнули ногами за ненадобностью.
Что же это? Это - способность ощущать счастье от мельчайших соприкосновений с реальной действительностью, повседневность которой мы, взрослые, считаем рутиной и убогой серостью.
Нанизанные на леску бусинки могут быть как одноцветными, так и разноцветными. Они хорошо ощущаются пальчиками, могут двигаться по леске; но у Монтессори они закреплены неподвижно.
Опыт многих поколений говорит, что пересыпание в пальцах бусинок – чёток уравновешивает нервную систему, усыпляет раздражительность, концентрирует внимание и обостряет чувственность.
Позанимавшись некоторое время, с чётками ребёнок становится более активен и восприимчив к занятиям.
Исполненные в виде веретена деревянные пособия помогают отрабатывать цепкость пальчиков, нервные окончания которых требуют постоянного массажа. Массаж шероховатостями будоражит нервную систему, в то время как гладкие и мелкие предметы пробуждают инстинктивные чувства.
Что мы можем отнести к инстинктивным чувствам?
Внутренний взгляд. Кроме зрительного нерва у каждого человека есть внутренний взгляд. Если хотите, третий глаз. Этот глаз наблюдает за средой и индивидуумом, частью которого он является, так сказать, изнутри, обособленно от основных органов организма. При постоянной тренировке как с чётками, так и с веретёнцами, вырабатывается тонкое осязание на уровне подсознания – то, что в просторечье мы называем чутьём.
Чутьё хорошо развито у животных, но, как полагает С.И. Ожегов - это и способность понимать необъяснимое, ирреальное, происходящее независимо от нас и нами не контролируемое, то есть если не потустороннее, то хотя бы житейское или политическое.
Мы пойдём дальше С.И. Ожегова, убеждённого учёного-материалиста и назовём чутьём - способность нашего сознания блуждать в пространстве, соприкасаться с эфиром и, выуживая скрытую информацию поступать соответственно, обеспечивая тем самым наибольшую степень выживаемости.
Это не шутка. История изобилует примерами острого внутреннего видения.
В каком месте тела находится третий глаз? Да в кончиках пальцев. Тех самых пальцев, чей рисунок неповторим, потому что индивидуален. Два человеческих органа имеют неповторимый рисунок. Кончики пальцев и радужная оболочка глаз.
Попробуйте доказать обратное?
Все эти совочки, метёлочки, корзинки, вёдра, губки, рушники выполнены интересно, со вкусом. Их приятно подержать в руках, да и поработать можно. Они облегчают труд, наполняют его содержанием, объясняют многие вещи, полезность которых неоспорима.
Но некоторые мальчики любят строить. Для этого существуют башни. Вот островерхая - как Спасская башня в Кремле. Вот с плоской вершиной, как зиккураты в Мексике. Есть башни – пьедесталы, есть башни с верхней площадкой и каменными зубцами, за которыми прячутся стрельцы. Это башни оборонительные.
Башни можно разобрать. Некоторые состоят из нескольких деталей, иные из множества кубиков. Каждая башня имеет свою историю. Самая большая – Вавилонская. Её воздвигли люди, возомнившие себя богами.
В документах, дошедших до наших дней, она именуется как башня "Этеменанки". Высота её достигала 90 метров. Состояла она из семи разноцветных этажей, увенчанных синим храмиком. /Всемирная история т. 1. Стр. 568. 1955 г. /
Башни поменьше создавались для возвеличивания вождей и правителей. Самые маленькие – рубежные, для обороны народа от завоевателей.
Лестница из прямоугольных, разнящихся по толщине деревянных брусочков. Составишь брусочки в ряд, друг за другом и вот, пожалуйста, взбирайся на зиккурат.
Целая россыпь штанг. Штанги ярко красные, но могут быть и красно – синие. Одни длиннее других, другие короче иных. Сложить по длине можно, но сложно. В три года ребёнок легко управляется со штангами. Ещё немного, ещё чуть и, глядишь, новый Власов на помосте. Штангист, чемпион.
Деревянные блоки с ячейками для вкладышей. Мария Монтессори - педагог внимательный. Она подглядела в аптеке у аптекаря точно такие блоки. Только в них вкладывались не деревянные или пластиковые чурочки, а натуральные гирьки, жёлтенькие, бронзовые, разной весовой категории от 1 грамма до двадцати.
А почему бы и детям не поучиться манипулировать с гирьками!
Есть просто цилиндрики, разные по диаметру, разные по высоте.
На "клавишной" деке чередуются гладкие и шершавые полоски. А рядом в коробке целый набор табличек с парами, одинаковыми по шероховатости.
Память tactilis, то есть память прикосновения развивает кончики пальцев, готовит их к письму, а может и к иным, более прекрасным ощущениям.
Можно изготовить и домашним способом сенсорный материал из различных пород деревьев. Желательно лиственных, потому что хвойное дерево занозистое, плохо полируется, волокна хвойного дерева жёсткие, часто смолистые, смола хоть и имеет приятный запах, но пачкает, руки, одежду, иногда лицо малыша.
Даже если сегодня лето, то всё равно в группе есть уголок деда Мороза. Там стоят его мешки. В мешках море добра. Это добро собирало несколько поколений детей, посещавших в прошлые годы эту группу.
Тут и кубики, и шары,
Их используем для игры
Как нам празднично! Как нам весело!
Что ты, тётенька, нос повесила?
Выбирая "богатство" из мешочков детишки увеличивают словарный запас, запоминают новые для них материалы, развивают память, расширяют кругозор.
Сенсорные материалы дают возможность детям усваивать новшества путём повторения.
Повторение – мать учения.
Для каждой области чувств имеется материал с различной степенью трудности. Но вместе все они образуют единое направление к быстрому и эффективному развитию познавательных свойств ребёнка.
Например, те же цветовые таблички. Одинаковые пары основных цветов, затем пары по оттенкам.
Сенсорные материалы разработаны французским врачом психологом Эдуардом Сегеном, жившем под Парижем. Всякое новое дело тяжело приживается в обществе.
"Нет пророков в своём отечестве!" и Сеген уезжает в США.
Монтессори познакомилась с передовыми взглядами Сегена на воспитание душевно больных детей, переняла его методику. Вместе с методикой и сенсорные материалы. Но усовершенствовала их рационализаторски.
" Внутренние потребности ребёнка нельзя " отгадать", а можно только определить, если оставить ребёнка свободным в самопроизвольных, естественных проявлениях. Необходима такая обстановка, которая соответствовала бы его потребностям, и такие пособия, которые помогали бы выявлять запросы ребёнка и способствовали бы его "самовоспитанию и самообучению". – М. Монтессори.
Мария Монтессори сошлась с инженером - строителем, директором Римской Домостроительной Ассоциации, Эдуардо Таламо, который реконструировал в то время пятиэтажки. Дома бедняков. Он предложил Марии деньги. Деньги помогли Монтессори в устройстве домов ребёнка. Первые этажи пятиэтажек нередко переоборудовались под такие дома.
Семьи бедняков, окрестных жителей, с удовольствием отдавали своих детей в группы Монтессори. Система Монтессори прогрессировала.
Для усовершенствования слуха, зрения, осязания она разрабатывает пласты дидактических материалов, работа над которым и помогает ребёнку самостоятельно обнаруживать свои ошибки.
У Марии Монтессори педагог только наблюдает. Он наблюдатель – экспериментатор.
Он делает выводы, что при упражнениях с дидактическим материалом не столько важны приобретаемые знания, сколько внутренние процессы психического и физического развития. Именно такие процессы помогают приобретению нового "видения" ,помогающего распознавать разницу в предметах и их свойствах.
Самоконтроль ребёнка выявляет ошибки. Исправление ошибок требует сосредоточенного внимания, наблюдательности, терпения, упражняют волю. Воля упорядочивает первичный хаос в душе у малыша.
Воля – отправная точка самодисциплины и самовоспитания.
Мария Монтессори утверждала, что активность ребёнка зависит от материала, благодаря которому и сосредотачивается внимание. Сосредоточившееся внимание заставляет сознание ребёнка выстраивать логическую цепочку идей. Появляется система.
Система индивидуальна для каждого ребёнка. В одно и то же время разные дети занимаются разными делами по выбору. И хотя находились критики / в советской педагогике это Елизавета Ивановна Тихеева /, внёсшая особый вклад в создание советской дошкольной педагогики , система Монтессори на российском пространстве выжила..
Именно Тихеевой мы обязаны разгромом Фрёбелевских детских садов, работавших в России по системе свободного воспитания.
В основу воспитания Тихеева призывала положить развитие в детях высоких нравственных качеств, уважения к гуманным человеческим идеалам, воспитание твёрдого мужественного характера, способности добиваться осуществления этих идеалов.
То есть тех качеств, которыми увлекался в своих опытах известный ныне и нам философ и психолог Фридрих Ницше.
Фрёбелевские общества в России стремились улучшить семейное воспитание детей. Именно Фридриху Фрёбелю, немецкому педагогу, теоретику дошкольного воспитания принадлежит изобретение поэтического названия "Детский Сад"
Сенсорные материалы Фрёбеля: связанные из шерсти небольшие шарики всех цветов радуги. С помощью шариков ребёнок знакомится с движением и направлением движения /вверх, вниз, вправо, влево, вперёд назад/, учится различать цвета.
Он предложил использовать деревянные геометрические фигуры. Кубики, состоящие из массы более мелких геометрических тел. Ввёл занятия – игры с палочками, цветной бумагой, выкалыванием, рисованием.
Не только советское правительство, опираясь на политические умозаключения Тихеевой, запретило свободное воспитание в России, но и прусские власти ещё 1851 году запретили дошкольным учреждениям использовать практику Фрёбеля.
Тоталитарные режимы, несмотря на некоторые отличия, были едины между собой во мнении, что народы навсегда должны оставаться винтиками в системах политического и экономического угнетения.
Подверглась гонениям и Монтессори. Её преследовали: Муссолини, Гитлер, её учение - Сталин, впоследствии Франко.
Нет специальных рецептов, никто не изобрёл дидактические материалы для воспитания нравственности и составляющих нравственность: совести, морали, порядочности. Проповеди читаются в церквях, а в жизни властвуют запретительные меры воздействия на человеческую активность.
В группах Монтессори дети учатся жить не в коллективизме, но в согласии, атмосфере добра, любви, веры и взаимопомощи. Даже самые маленькие доводят начатое дело до конца, не мешают работать другим, не разрушают чужой труд, опекают более слабых.
" Быть может, - говорила Мария Монтессори, - путём освобождения мысли и совести мы идём навстречу великому торжеству веры…
Поистине, наша общественная жизнь слишком часто только помрачает и губит жизнь, заложенную в нас".
Свидетельство о публикации №214041700921