Пять областей дидактического материала. Гл. 1
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И создал Бог твердь – небо.
И да явится суша…
И произвела земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое. И стало
так.
И был день третий – СРЕДА. /Библия. Глава первая./
Среда нашего обитания – Земля. Земля – яйцо. Небо – эфир. Эфир - скорлупа,
под скорлупой жизнь. Только от нас зависит, покинем ли мы сад Эдемский,
определённый нам свыше, и как скоро это произойдёт?
Человек, рождённый по образу и подобию, Божьему не может
оставаться на века в зародышевом состоянии. Человечеству дано больше, и в силах
его разломать эту скорлупу и получить от природы то, на что он претендует по праву.
Он и получает.
Обратимся к тексту, который приписывается Друнвало Мелхиседеку из книги "Древняя тайна Цветка Жизни".
Глава Третья:
" Несколько лет назад, около смены нынешнего столетия, на Земле было 30 миллионов видов жизнеформ – 30 миллионов различных видов жизни.
В 1993 году их насчитывалось около 15 миллионов. На сотворение этих жизнеформ ушли миллиарды лет, и менее чем за мгновение – каких-то сто лет – половина жизни на этой дороге Земли исчезла. Сейчас где-то вымирает по 30 видов в минуту. Если бы вам довелось наблюдать эту планету из космоса, то оказалось бы, что она очень, очень быстро вымирает. Мы же, однако, продолжаем жить так, словно всё прекрасно. Мы копим деньги в банке, ездим на машинах и просто продолжаем копошиться. И всё же, если взглянуть искренне, то на Земле у нас сейчас стоит настоящая проблема выживания. Но похоже, немногие люди воспринимают эту действительность всерьёз. "
Так ли всё трагично на самом деле? Статистика молчит, а мы ограничены в подвижности и в своих интересах. Но то, что не умеем или не хотим делать мы, в силу заблуждений, косности, личных мотивов , всё равно кто-то будет делать, за нас. И этот " кто-то ", скорей всего, наш ребёнок.
Нужно подготовить его. Научить смотреть на жизнь не как бездуховную среду обитания, а как протоплазму твоего существования, без которой ты - пыль Мироздания.
Было время, - отошедшее в предания и не ушедшее далеко, - когда считалось,
что воспитатель должен быть лишь требовательным учителем, должен обладать
даром хорошего изложения, знать предмет, которым кормится, превосходить своих
подопечных познаниями и выполнять программы, спущенные "учёными" людьми,
занимающими видное место на иерархической лестнице власти.
Да, да власти, а не науки! Потому что у нас только власть имущий способен навязать
своё личное мнение окружающим, без достаточного для того обоснования, без
конкурирующих идей честного соперничества.
У нас дошкольная педагогика, как впрочем и школьная, полностью зависят от
финансирования государством. Государство же поддерживает только те направления
в педагогике, которые менее обременительны, и надзирательные функцииние за которыми может
осуществляетть ограниченный контингент чиновников.
Но чиновничество не было бы самоокупаемым, если бы не рвало из общего
пирога наиболее крупные куски; если не способно было бы размножаться так быстро
как позволительно лишь обитателям подвалов и чердаков.
Иерархия и есть власть, причём священная власть и те священные письмена
/иероглифы/, которые накладывает она, запрещая и разрешая, несут в себе угрозу
для свободных и независимых направлений в педагогике, науке, искусстве и других
сфер человеческой деятельности.
Например: уУважаемый педагог московский, Д.Т. Сороков читает лекции, в том числе и по
педагогике Монтессори.
Мол, направление в Монтессори – педагогике, определённое теоретически и исполненное
практически, всего лишь "талантливая попытка создания системы элементов
человеческого бытия"…
Но в словаре Ожегова слово "попытка" трактуется как действие, ограниченное
во времени и без полной уверенности в успехе...
Сегодня с полным основанием мы можем сказать, что как учёный Монтессори
перешагнула рубежи времени. Учение её навсегда, потому что оно несёт в себе
творческий заряд, оплодотворённый семенем Свободного Духа, когда насилие в
педагогике, даже не физическое, но третирующее или унижающее сознание ребёнка
исключено не только как антипедагогическое, но и в полной мере как преступное.
Критикующих всегда больше, чем участников творческого процесса.
"Нынче время молодое."
"Кто старое помянет, тому глаз вон!"
Но я рискну всё же глазом своим…;
Ккоторый люблю я больше,: правый или левый?
Шутка.
Без экскурса в историю не так наглядно время настоящее, а будущее кажется
безоблачным, хотя по нашей неосторожности будущее вполне может вернуться к
истокам цивилизации или хотя бы в 17 век.
Вот как наставлялись педагоги из азбуковника 17 века:
Мучительность механической работы, в которой малолетний воспитанник не мог
видеть ни интереса, ни смысла, толкала педагогов на путь принуждения и наказания.
На заглавных листах старых букварей и пособий нередко помещались картинки с
изображением порки, а в предисловиях к "методичкам" – целые акафисты розг.
Акафиста не в смысле церковной службы, а в наглядности корзины с прутьями в углу классного помещения. Прутья торчат как солдаты на посту на глазах учащихся, и им в надзидание/
" В предисловiи мъсто сiе полагаемъ:
Розгою Духъ Святый дътище бити велитъ,
Розга убо ниже мало здравiя вредитъ.
Розга Разумъ во главу дътемъ вгоняетъ.
Розга аще и бiет, но не ломитъ кости,
А детище отставляетъ отъ всякиiя злости.
Малымъ дътемъ розга черемховая двоюлътняя,
Сверстнымъ же брезовая къ воумленiю.
Старымъ же дубовый жезлъ къ подкръплению.
Аще ли безъ розги изъ млада возрастится?
Старейшийм русским букварьём с картинками -являлся букварь учителя царевича
Алексея Петровича, автора Кариона Истомина, под названием " Букварь славенороссiйскихъ
писменъ"
Уже в те времена первогодкам предлагалось играть с картинками, изображающими
предметы, животных. Из костей вырезались игрушки или символы, обозначающие
определённые буквы, определённые вещи.
" Игрушка нужна всем: и умудрённому старцу, и взрослым, она есть символ жизни, её цветения… Игрушка – это не окно в детство, а знак того, что нужно любить всех и легко прощать всех…" – пишет Андрей Кононов из г. Вятка в своей работе " Духовный смысл народной игрушки".
Ребёнок, берущий в руки погремушку, производит шумовые всплески, которые означают его присутствие в пространственной среде. Погремушка будит самосознание, прокладывает путь к мышлению. Она предназначена для самых маленьких.
Ребёнок, взявший и встряхнувший её, примерно так проживает момент своего Творчества: "Аз есмь! Я меняю мир вокруг себя! Я произвожу шум. Шум манит меня. Я растворяюсь в нём как соль в воде без остатка. Это мои звуки".
Мария Монтессори систематизировала многие приёмы педагогики и многие методы проштудировала, прежде чем обратила внимание на славянскую школу в педагогике. Она не только западно-европейские приёмы обучения, но
воспользовалась славянской школой, для выработки собственных программ, которые и на
сегодняшний день и пока что в необозримом будущем являются передовыми,
независимыми и наиболее свободными.
Успех дела? Разве он кем-токогда-нибудь предопределён? Бросаясь головой вниз в омут
разве думают люди, что на беду свою напорются на корягу. Омут на то и омут, что не имеет
дна.
Ан, глядь, и головой в камень…
И всё же с оглядкой большого дела не поднимешь. С оглядкой на власть, на
ситуацию, на сподвижников – передвижников. Люди случайные хватаются за новое дело,
вроде бы помощники, вроде бы инициативные, а смотришь… закусили удила и уже они твои
противники, уже критиканы.
Значит, место лучшее нашли, значит кто-то рублём пригрел, а
рубль он на то и рубль, что тёртый да рубленный, да конвертируемый, да обмену подлежит
на сальце, маслице, сахарок, да на тот напиток, что на посошок наливается.
Вот и остаются энтузиасты в меньшинстве. Но тянут по просёлкам да по бездорожьям; по ухабам да рытвинам..
Это официальные фельдъегеря по большакам скачут: "Пади!" – кричат.
Что там за Монтессори на большак выползла? Геть, с дороги!
Трудно, невероятно трудно сделать в жизни хотя бы одно открытие. Да, что открытие!
Трудно скопировать то, что создано. Что там дети… Каждый может с детьми заниматься.
Пришёл, увидел, победил и, тишина…
А например, в детской программке по мытью стола - 27 действий. По мытью рук - 37
действий. Всё это нужно ребёнку запомнить, проделать несколько раз самостоятельно.
Педагог рядом. Он всё видит. Он не навязчив. Его не отрывают от работы для того, чтобы
послушать доклад Марии Ивановны о том, как хорошо она воспитывает детей.
Ребёнок молчит?
Нет, он кричит. Он кричит душой. У него не всё ладится. Он зовёт,
алкает о помощи. И помощь приходит. Но воспитатель не хватается за не исполненную
ребёнком работу; наоборот, он говорит
- ты можешь, ты сделаешь сам, ты уверен в себе -– и
лишь чуть - чуть подталкивает не твёрдую руку, останавливает готовую исчезнуть мысль,
ещё робкую, но уже свободную, его мысль, его собственную.
Какая это тонкая работа. Какие педагоги должны работать с детьми. Где их взять?
Уж не профессорам ли идти в воспитатели? Бог с вами! О чём мы?
Как хочется нам отложить дела сегодняшние на завтра. Будет день – будет пища.
Русский менталитет.
Он - таки пахнет лиственными лесами, пчелиными колодами,
мемедосбором, грибным наваром и хлебной водкой, чистой как слезинка, что вечно катится по щеке
р русского мужика, божьим проведением вдруг ставшим столпом русской словесности или
отцом русской экономики.
Что мешает воспитательному процессу?
Вот купим оборудование, вот сделаем зоны
ддля развития, вот напишем новые программы…
Всё, что могло быть написано, уже написано. Переписать толком не могут. В институтах
мет методисты скрупулёзно переписывают слова, боясь допустить грамматическую ошибку, но
упускают смысл и забывают напрочь, для кого это делается.
От близкого к далёкому, от конкретного к абстрактному. Научись ухаживать за собой,
потом за окружающей средой… Ведь пластиковые бутылки по лесам, костры и пожарища –
от малого, от неумения отслеживать собственные мысли и поступки. То есть от
неспособности ухаживать за собой.
А где они эти учёные педагоги? Вот результат их работы.
Я наблюдала, как одном из педсоветов воспитатели, методисты с увлечением
обсуждали, делились опытом : как они учат детей мыть руки, шнуровать ботинки, чистить
обувь и тому подобное.
А в это время дети, предоставленные сами себе или точнее нянечке, которая занята
у уборкой, пытались одеться на прогулку. Воспитательница прибежала, когда они уже были
готовы. Она их и повела. Сначала упала девочка на лестнице, у которой оказался не
зашнурованным ботиночек. Затем свалились брючки у мальчика, который потерял ремешок.
И наконец, маленькая девчушка чуть не отморозила пмальчик, так как варежка застряла в
рукаве шубки.
Ползём по круче, стремимся вверх,
Взываем к Богу, а любим грех.
Подготавливаем среду. Оформляем помещение. Помещение большое и светлое. Наши
сады просторные. Места хватает. Залы залиты светом. Я видела американский детский сад.
На задворках пятиэтажного дома, на оживлённой улице, не Strit, адаже не AwenjuStrit, а Awenju;…
Чувствуете разницу?В этом
огромная разница, потому что Ббоковые проезды хоть и менее загружены транспортом, но
загазованность их более устойчиваболее загазованы, они плохо продуваются, проветриваются ветрами.
Сад частный. Один воспитатель в разновозрастной группе. Группа небольшая, полтора
д десятка детей, но поражает обилием игрушек и вспомогательных учебных материалов.
Воспитательница, она же хозяйка детского учреждения, очень полная малоподвижная особа, обеспечивает безопасность детей и какой-то воспитательный процесс, секретами которого с нами не поделилась.
Дети занимаются самостоятельно и то время которое было уделено нам они использовали с обычной нагрузкой и в полной мере.
Условия для проживания и содержания детишек в дошкольных учреждениях у нас на Родине намного лучше. А вот воспитательный процесс слаб. Средства вкладываются. Вопрос - как используются?
Но вернёмся к среде. Стены, потолки окрашиваем в серо-жемчужный цвет, не
действующий раздражительно на психику ребёнка;, если стены оклеиваются обоями,
рисунок их и цвета должены быть сдерживающими.
Мебель лёгкая под росту ребёнка, столы и стулья разные, ведь дети разновозрастные.
Белый цвет несёт в себе контроль ошибок в материале, поэтому лучше приобретать
белые столы. Лёгкие столы – также контроль ошибок. Двое детишек берут столик и
переносят. Сначало неумело, но скоро достигают определённых навыков и работают
сноровисто.
Две трети детей должны сидеть за столами, одна треть работает на ковриках. Мебель
ообязательна, но её не должно быть много. Ребёнок имеетобязан иметь своё собственное
индивидуальное пространство.
Для этого и служит ему коврик.
"Вот сижу, никому не мешаю, работаю".
Индивидуальные ящики для игрушек, книг, других, дорогих ему вещей.
"Принесу из дому игрушку, книгу, машину, фолтографию мамы и папы, спрячу в ящик,
буду любоваться, играть, дорожить"
Предлагаюется два способа расстановки мебели:
1. По периметру. В этом случае остаётся свободное пространство и для
столов, и для эллипса, и для свободных, ничем не стеисняемых активных движений
непосредственно детишек.
2. Каждая группа учебных и игровых материалов может быть отделена
друг от друга. Такая расстановка /лабиринтики/ даёт возможность ребёнку уединиться.
3. В каждой группе должен быть живой уголок. Разные растения.
Теневыносливые. Влаголюбивые. Теплолюбивые и холодостойкие.
Всё это у нас есть.
Но Монтессори считала этотго минимум недостаточным. Она стремилась, чтобы
у у каждого ребёнка был свой цветок. Вспомните А. де Сент де Экзюпери,: его розу;, забыть
которую он так и не смог, несмотря на всю увлекательность своего Вселенского
путешествия.
Именно роза олицетворяла собой дом, родину, планету, а совсем не огромное, почти бесформенное дерево
баобаб.
За своим цветком ребёнок будет ухаживать сам, не воспитатель, неи нянечка, а
он лично.
4. Уголок отдыха оснащён мягким диваном, книгами, аудиоаппаратурой. А как
же! Где-то нужно уединиться? Поговорить между собой. Посекретничать с товарищем
или даже вздремнуть.
5. Желательно иметь кухню с посудой, где ребёнок получит навыки
пприготовления еды. Большой праздник для детей – совместное чаепитие.
Некоторые вВзрослые считают, что детям не нужны ранние хозяйственные навыки, как и
навыки гостеприимства. В детских садах детей по старинке рассаживают за столами и
глядят они в спины друг друга молча разжёвывая свои индивидуальные порции пищи.
Другое дело когда у них свободная компания. Когда есть именинники и
гости, когда есть хозяйка и заботливые приветливые друзья. Это уже не растительная
жизнь, а вполне сознательное радостное существование и в этом случае ненавязчиво
пподанные знания закрепляются легко, почти подсознательно, и детям хорошо, и
воспитателю легко работать, и дети любят своего воспитателя, потому что он близок им;
Нне мама, конечно, но и не страшный проверяющий начальник, который, входя и широко
улыбаясь говорит: здравствуйте дети! И смотрит, бегая глазами, то на детей, то на
руководство детского учреждения , а почему и чем они так напуганы?, что Почему дети нне бросаются
приветствовать начальника с цветами, и поцелуями., объятиями.
Дети очень чувствительны. В детском возрасте и животные кажутся почти
разумными. Загляните в их глаза и увидите проблески мысли. Кажется, ещё чуть - чуть и
маленькая собачка, котик, козочка, телёнок, заговорят с вами человеческим языком.
Дети чувствуют тепло и ласку в равной степени как и равнодушие, притворство,
подозрительность и неестественное желание выглядеть лучше и умнее их милых, почти
родных воспитателей.
Оставим общие рассуждения и
зЗаймёмся оборудованием зон.
Напомним Напомним:об общих требованиях. Весь Ддидактический материал должен
находиться на одном и том же месте, каждый предмет должен иметь не только свою ячейку, место.ё
место но и своё расположение.
Качество внешнего оформления должно соответствовать интересам детей,
удовлетворению их любознательности. Коробочки, конвертики, карточки – всё
расставлено, разложено аккуратно; всё исполнено красиво, всё достаточно просто,
точно, и гарантирует возможность самоконтроля.
Различаем три вида материалов.
Первый служит для повторения и закрепления знаний по используемой
программе.
Второй вид, используя ту же программу, ведёт детей вперёд.
Третий напрямую не относится к данной программе, но расширяет кругозор
детей.
Всё гармонично, ответственно, имеет целенаправленность и приносит результат.
Результат таков: мы счастливы оттого что счастливы дети; дети счастливы
потому, что они свободны в своём выборе в пределах изучаемой программы.
" Работой и спасается человек, также и ребёнок", - говорит Монтессори.
Я скажу иначе: органическая природа совершенствуется лишь в том случае, если
она взаимодействует со средой не в смысле среды обитания, но с информационной,
Вселенской, когда и камень дышит и излучает элементы сознания, способные
оплодотворить человеческий мозг.
Такая природа по сути работоспособна, она создала человека, а только труд
может сохранить человека как идею, в Богом данной ему Среде.
Жизнь в Монтессори – группе начинается с упражнений в практической жизни.
Основная цель - связать сознание ребёнка с родительским домом, через детский
сад. МалышОн должен научиться открывать и закрывать двери, переносить стулья, коврики,
переливать жидкость и пересыпать сыпучий продукт из сосуда в сосуд.
Посуда естественно настоящая, такая же красивая и необходимая как дома.
Естественно, никто не запрещает детям ею пользоваться.
Мама дома расставляет посуду на столе, потом убирает её, моет и раскладывает
по ящичкам, полочкам. Научусь и я и помогу маме.
Почему бы не постирать одежду куклам? Могу и пуговицу пришить или какую
дырочку заштопать. Мама будет рада. Ей некогда. Они с папой много работают,
зарабатывают денежки.
Окружающие ребёнка предметы и есть тот самоучитель жизни, который
необходим всем как можно в более раннем детстве.
При активном взаимодействии со средой происходит быстрое развитие
координации движений, а это точность физических операций, их аккуратность,
кратчайшее направление к исполнению цели через работу сознания и двигательного
мышечного аппарата.
"Рука ведёт в мир глаза"
Это практический афоризм. Ребёнок водит пальчиком по картинкам, буквицам,
коконтурам, пытается ощупать личико сидящего рядом мальчика, сравнивает его нос и
свой нос, его брови и свои брови…
Да и взрослые, зачастую пытаясь обратить ваше внимание на предмет, ситуацию, –
показывают на них пальцем по детски, тем самым проводя условную черту от глаза
вашего до избранной цели.
Ребёнок наблюдателен. Уже в раннем возрасте он анализирует ваши движения.Он знает, что
лЛюбое сложное движение состоит из мельчайших деталей. Каждое маленькое звено
действия подаётся отдельно. Движение – пауза. Опять движение – опять пауза.
Через некоторое время, /а это 1 – 1,5 месяца/ любой ребёнок в точности
воспроизведёт движения воспитателя и даже упростит их.
Движения на практике дают возможность маленьким детям почувствовать себя
самостоятельными, независимыми.
Можно делать всё, что не нарушает общего порядка, что согласуется со взглядами
взрослых, родных педагогов; можно пригласить детей из соседней группы на чай,
можно самим пойти попить сок, а не ждать прислуживания от нянечки.
Можно поучиться стирать, гладить, готовить еду и т. п.
Постепенно дети легко и незаметно для постороннего глаза адаптируются к
нормам, которые приняты в нашем обществе; научаются находить и избирать
приемлемые способы общения с предметами и, естественно, с окружающими их людьми.
Иногда наблюдаем как ребёнок в возрасте шести лет легко справляется с
компьютеором, но не умеет завязывать шнурки.
Что видим, Что иногда наблюдаем в школьной столовой?
Есть ли там инди там индивидуальные столовые приборы?
Они под запретом. По крайней мере колющие и режущие, потому что педагоги как
о огня боятся асоциальноне воспитанных школьников, эксцентричных, озлобленных, обиженных,
выходки которых невозможно предугадать, а оттого невозможно обеспечить
остальным детям минимум безопасности.
Это огрехи воспитания. Не только семьи, но и детских учреждений, контингент
воспитателей и администрации которых в большей степени заняты безопасностью
сособственной. То есть пытаются сохранить лицо, а с добропорядочностью лица и
видимость педагогического процесса. Всё это происходит из-за недобросовестности
взрослых, упустивших безвозвратно своевременность прохождения дидактического
процесса.
" Человек, - говорила Монтессори – создал себе много радостного в общественной
жизни и внёс в неё великую гуманность и любовь. Тем не менее он всё ещё
принадлежит природе, в особенности же ребёнок, который обязательно должен черпать
из неё силы для развития его тела и духа".
Когда ребёнок наблюдает жизненные явления, он устанавливает с растениями и
животными отношения, подобные отношениям учителя и ученика. Постепенно растёт
его усердие в уходе за живыми существами и благодаря этому он учится ценить заботы
о нём других людей / матери, отца, учителей /.
Между ребёнком и выращиваемым им созданием зарождается таинс таинственнаятвенная связь,
он выполняет некоторые рабочие элементы /полив, уход, наблюдения/ без
напоминания, что ведёт к самовоспитанию. И не удивительно, что педагогику
Монтессори считают якобы предметной, а мы, дескать, воспитываем по-другому.
Да, мы воспитываем по-другому; нянечки и воспитатели возделывают огороды, высаживают
сажают цветы, "украшая" детский сад. .
Придёт комиссия, проверит - сорной травы на
грядке быть не должно.
Разорван целый воспитательный и познавательный процесс.
Всякая трава создана природой в СРЕДУсреду и является средой вне зависимости от её
качеств. Тем более, что качество определяет не всё та же природа, а всего лишь
человек, незначительная, но, конечно, функциональная её часть.
Та же песочница. Сделана для удобства детей, на деле же она предназначена для
инспекторов, проверяющих и наказывающих, тех из воспитателей, которые разрушают
симметричность показательных горок в угоду детям.
То есть взрослые играют в свою игру, незнамо кем заведённую, в игру, приносящую
не какие то там результаты воспитания, а что ни есть стабильную, без вычетов зарплату.
Давайте говорить откровенно. Во многом Монтессори нас не устраивает, только
потому что её педагогика хлопотная. Можем и по рассуждать о преимуществах тех или
иных приёмов педагогики, покрасоваться, что не настолько мы глупее иностранцев, тоже
кое - чего понимаем; понимаем, но делать не будем, потому что зарплата грошёвая,
помощи никакой, а требования и без того высокие, значит, чего ломиться! И и так сойдёт.
То, что растим "цветы жизни" лишь для опыления и увядания, так что?
Не нами
заведено. Не нам исправлять.
Грустно. Но продолжим.
Что можно добавить к упражнениям в практической жизни.
Неутолимая жажда детей к совершенствованию, то есть к тому Творческому подъёму, который что почти напрочь
отмирает у взрослых людей, за исключением "сумасшедших" педагогов, иных . Ну, остаются кое-какие творческие работникови, учёныхе,
преданныхе идее.
Потому что Научёных много, но пытливых мало . Искусств много, а искусных мало.
А Ппричём тут воспитание? , Ззадумайтесь.
Дети учатся работать как индивидуально, так и в контакте с другими детьми.
Социальные упражнения обычно проводятся на эллипсе и обыгрывают конкретные
ситуации: как здороваться, как прощаться, делать замечания, что такое правдивость, что
такое обман?
Причём в быту очень важно, как ведёт себя воспитатель сам по себе и по отношению к
ребёнку. В лексиконе воспитателя мы постоянно должны слышать фразы:
/ я очень
ппрошу тебя; ты прости его /её/ пожалуйста; передай мне, пожалуйста, альбом и т. д./
Ребёнок передал товарищу раскрытые режущими частями ножницы – воспитатель
замечает, но не бросается с предупреждениями об опасности, а то и с угрозами. Нет, он
ждёт подходящего момента, иначе ребёнок "спрячется" как улитка под роговицу
духовного панциря, потом только объясняет.
Если критика исходит от предмета, от окружения, она не вызывает чувства
неполноценности. Дети младшего возраста думают и действуют не так обоснованно, как
мы. Хотя постулат спорный. Мы часто наблюдаем обратное. Но это также дефект
воспитания.
Давайте проанализируем простейшее движение, сделаем анализ, разложим на
составные части такое действие, например, как открывание дверей. Возникает необходимость – появился сквозняк. Что делать?
Нужно направится к двери, определить с помощью глазомера, где находится ручка и на
какой высоте она расположена?
Поднять руку соответственно необходимости, растопырить пальчики и обхватив объём
ручки, потянуть, толкнуть дверь, после прикосновения полотна двери к косяку, плавно
нажать ручку и захлопнуть дверь.
Перед этим, естественно, проведены наглядные уроки неправильного закрытия
дверей – защемления между косяком и острым углом двери одежды, пальцев; опасность
вкладывания пальчиков между "ушаком" с петлями и торцовой частью двери. Здесь
всегда остаётся значительная щель и как каждая щель она манит своим таинством и
"с сладким" очарованием. Но подобные эксперименты очень опасны.
Так несчастная пёстрохвостая рыбка заплывает в распустившийся венчик подводного животного "цветка" актинии,
надеясь найти в сумраке её роскошных щупалец лакомство. Находит тамже боль и ужас. и травму.
Дети любят бегать по бордюрам. Нас это раздражает. Если бордюр всего лишь вдоль
пешеходной дорожки в детском учреждении – пол беды. Но если бордюр навдоль
загруженной транспортом дорогеи – беда.
Тут и там возможны травмы разной степени сложности. Но тренировать чувство
равновесия необходимо.
Мускулы ещё не нашли своего положения в покое, а в движении всё гораздо сложнее
и опаснее. Голова то отстаёт от движения туловища, то опережает его. Ноги то забегают
вперёд, то плетутся где-то позади, азато туловище гуляет само по себе.
Объяснить, показать, наблюдать: положения танцоров, фигуристов, канатоходчиков,
воздушных акробатов, дрессированных животных, объяснить эффект кошки: лапы легче
туловища, ноа падает исключительно на лапы. Показать, как нужно сгруппировываться,
когда нечаянно падаешь. Руки прижимать в локтях к туловищу, ладошки растопырены; в
первый момент падения голова откинута к плечам, затем плечи собраны и подняты, голова
спрятана как у страуса под крыло, почти под мышку. Происходит перекатывание по полу, мату, ообычно
безболезненно.
Уроки на эллипсе проходят под негромкую спокойную музыку, но не для такта, а
ддля фона. В жизни вокруг нас всегда присутствует фон: то ли звуковой, шумовой или
гармоничный, то ли световой от спокойного холодного света звёзд и Луны, до
фейерверков и цветомузыки. Есть также фон радиационный.
К уставшим не нужно приставать с раздражающими указаниями. Пусть они отдохнут.
Е Если вам не нравится какой-то ребёнок, не показывайте виду. Если нравится не выделяйте
его из окружающих. Это настораживает остальных; дети учатся плохому гораздо быстрее.
Они тонко распознают фальшь и если вы обманете ребёнка, он заподозрит вас в умысле.
А
тот, кто с вами, может стать его врагом.
Никакого надзидания, сюсюканья. Отношения по взрослому серьёзны, объективны.
Если ребёнок захочет, он сам к вам приласкается.
Вы заметили, как по мере выполнения упражнений практической жизни развивается
детское мышление?
Ребёнок уже многое понимает особенно то, что доставляет ему удовольствие или
наоборот, грозит неприятностями.
Проследим логику действий хотя бы на таком упражнении, как мытьё рук. Во – первых:
рребёнку надо всё подготовить: тазик с кувшином, щётку, губку, фартук, крем для рук,
щёточку для чистки ногтей, мыло, полотенце, принести ведёрко с тряпкой /ведь пол после
мытья нужно будет насухо вытереть /.
Разложить, расставить на места. Затем помыть руки, убрать за собой.
Последовательность действий даёт возможность ребёнку логически действовать,
учиться, планировать свою деятельность. Уже к четырём годам он обладает вполне
приемлеимыми навыками, дай бог каждому взрослому!
Это в три года он садится за стол рисовать, а карандаш забыл и бумагу не подготовил.
В два с половиной года он обогатил свою речь настолько, что свободно изъясняется со
сверстниками. В четыре – это уже индивидуальность со всеми вытекающими последствиями.
Но до четырёх лет ещё много времени. В эти годы время не бежит, а тянется.
Год как десятилетие. И не мудрено. Впереди столько впечатлений, открытий, потерь и
находок и всю эту мудрёную школу бытия нужно прожить, ошибки преодолеть, а радости
впитать в себя настолько, чтобы хватило на долго. Ведь радость - это положительная энергия,
ккоторая заряжает организм ребёнка и в первую очередь его сознание флюидами долголетия
и выносливости.
Именно радость, ощущение радости и ожидание радости заставляет его жить и
стремиться к познанию.
Радость познания - наивышая форма счастья, как бы мы хотели или не хотели этого,
соглашались или не соглашались с моими формулировками.
А пока он проходит курс элементарных движений, учится ходить с предметами и без
ппредметов, открывать и закрывать двери, раскатывать и скатывать коврик, переносить
стульчик и столик, складывать салфетки, расставлять тарелки и приборы.
Он учится пересыпать зёрна из лотка в лоток, сначала с помощью ложки, потом струйкой.
Переливать из сосуда в сосуд. Он может ухаживать за своей одеждой, следит за порядком в
шкафчике, следит за чистотой своих рук.
Он знает, что такое зеркало. Внимательно всматривается в своё лицо. Оно ему нравится.
Девочки уже думают о причёсках и пытаются создать парикмахерскую, посоветовать
подружке ту или иную модель.
У каждого малыша свой темп развития, свои сроки. Воспитатель внимательно следит,
фиксирует работу детей с материалами. Важно ничего не упустить.
Научились ухаживать за собой, научились ухаживать за средой; в помещении, на участке.
Как тут обойдёшься без лопаток, граблей, носилок, метёлок, совочков?
Коллективная работа хороша, когда дело запущено, когда не справиться с ним иначе, чем
авральным порядком. Многие со мной не согласятся. Мы приучены жить в коллективе, этому
способствовала не только Советская власть, но и вся история русского характера – это
воспитание общиной - коллективом, коллективизацией, земничеством и крестьянским патриархальным
укладом.
Многое можно сделать коллективом. Но "коллективное" всё же, при более глубоком
р рассмотрении, – есть ни что иное, как законспирированное индивидуальное, которое через
ряд ничтожных безликих исполнителей навязывается обществу, коллективу, для достижения
неких целей, в которых заинтересовано первое лицо.
Таким образом управляемая коллективная идея, как и неуправляемая коллективная,
всегда вторична. А первичен индивидуальный замысел, хорош он или плох - он познаваем
он лишь во времени.
Монтессори использует врождённые качества детей для развития индивидуальных
способностей. На приусадебном участке она нарезает землю по количеству детей. Она их
делает частными собственниками земли и с каким напряжением, физической отдачей
работают на земле эти частники.
Наверное, нНе любят наши чиновники Монтессори именно за это. Для того ли
обобоществляли наши деды российские пространства, чтобы опять отдать в руки "кулакам"?.
Что-то тут Монтессори напутала. Путаются многие. И кухарка не обязана управлятьНо напутал и В.И. Ленин, когда написал, что при
Советской власти каждая кухарка сумеет управлять государством.
Дети старше четырёх лет занимааются посевом, копанием земли или осмотром грядок.
Дети приучаются к терпению и ожиданию. Вот оно, таинство природы – посажу семечко,
подожду, пока оно взойдёт, увижу, как распустится росточек, зацветёт и даст плоды.
"Какая короткая жизнь у однолетних расстений!
И как долго растут кустарники, ещё
дольше деревья.
А люди живут много - много лет. Я уже давно живу, а всё маленькая. Когда
вырасту, сколько же это лет пройдёт?"
Так развивается мышление. Дети учатся делать прогнозы. А прогноз - это уже взгляд в
будущее. Сажая и ухаживая за расстениями дети рукотворно учавствуют в построении
будущего.
Сходство и различие между продуктами природы и изделиями промышленности должны
утверждаться в сознании ребёнка через аналогию /сходство или подобие/ предметов,
продуктов, и гомологию / функциональные различия./
Во многом живая и не живая природа сходны. Продукты питания производятся как из
живой, так и из не живой природы. Одежда, обувь, мебель,строительные блоки, венцы из
брёвен, для постройки дома. …
Несусветная пОгромная путаница. Где? Что? Из чего? И для чего?
Анализ – важнейшая часть работы сознания. Анализ присущ каждому человеку, но
развивается он по разному. Может и во взрослом состоянии оставаться в зачаточной форме.
Давайте развивать аналитический ум. Аналитический ум – машина познания. Если мы
хотим для детей наших в будущем свободное и практическое взаимодействие с природой и
прогрессом, будем ставить их в положение первооткрывателей.
У каждого ребёнка пусть будет своя земля Санникова.
Путь через тернии, - наиболее короткий путь к совершенству.
А для этого пусть копают, сажают, переносят землю и мусор, сеютсадят, убирают урожай и
ремонтируют поломавшиеся орудия труда.
Из наших детей не вырастут "хозяева" земли белорусской, подбрасывающие ядовитые
отходы в огород соседа,. а вырастут рачительные собственники, радетели, думающие о завтрашнем дне.
Но прежде пусть они научатся вести себя достойно. Ещё прежде научатся приятным манерам и хорошему поведению в составе группы на прогулке, на занятиях, во время отдыха и за столом.
- Не хватай со стола продукты, даже если ты голоден.-
- Не дуй в чай, суп и другую жидкость, потому что разлетаются брызги, а это неприятно и опасно.-
- Не сопи, когда думаешь, занимаешься игрой, читаешь, злишься и обижаешься. Поднесли блюдо с конфетами, возьми немного, оставь другим.-
- Руками не ищи в тарелке, есть для этого столовые приборы, не облизывай пальцы, не вытирай губ ладошкой или рукавом. Под столом не мотай ногами, не задевай ногами соседей, не отвлекай их от дела, тем более от еды. -
Народная поговорка: " Когда я ем, я глух и нем ", существует не сама по себе, а рождена из опыта народа и его поколений.
Хлеб насущный достаётся взрослым людям, мамам и папам в труде. И нужно с увжением относиться к возможности быть сытым.
Тем более кощунственно кидаться хлебом, скатывать из него шарики, возить по столу, прилепливать под столом.
- При еде голову не чеши, не мотай ею, как это делает лошадь в стойле, поедая овёс.-
- Столовыми приборами не стучи, не швыряй посуду разные стороны. Не сиди за столом в головном уборе…-
Старинные домостроевские заветы не устарели и сегодня. Дети всегда были детьми.
Например, обычай при входе в чужой дом снимать шапку пришёл к нам от поры, когда витязь демонстрируя мирные намерения входя в дом или военный лагерь противника, снимал боевой шлем и держал его в руке.
Вот, мол, я не защищён. Меня ошеломить / ударить по голове /просто, однако я с миром пришёл…
Исторический экскурс заставляет ребёнка глубже взглянуть на проблему. Это не приказ, не насилие, это обычай, древний, таинственный, пугающий и важный.
Ребёнок снимает шапку и несёт её как шлем. Он и видит шлем в своей руке. Он и есть витязь.
Но витязь дисциплинирован. Он умеет не только быть мужественным, владеет хорошо оружием, но умеет и повиноваться. Можно быть сильным и отважным, но если ты не умеешь повиноваться, то уж благородным ты точно не можешь быть. И шапку у входа не снимешь.
А коль и шапку не снимешь, то какой же ты витязь? Ты разбойник с большой дороги.
Умение повиноваться - очень важный элемент воспитания. Наиболее трудный. Потому что здесь свобода и воля ребёнка должна быть умалена настолько, насколько требует ситуация его подчинённого поведения.
Повиноваться можно заставить страхом. Но тогда это будет насильственное подчинение, сопутствующие факторы которого: озлобление, отказ от инициативы,небрежное отношение к обязанностям и равнодушие к окружающей среде.
Три периода умения повиноваться:
1. Подсознательный.
Он ещё не может повиноваться, бунтует. Его духовная беспорядочность не сложилась в стройную систему социальных взаимотношений.
Монтессори так определяет этот возраст: "Мы просим маленьких детей быть послушными, а они просят у нас Луны".
2. Сознательный.
Ребёнок хочет повиноваться. Он воспринимает требование взрослых, понимает, что так необходимо, но выполнить не может.
в силу быстрой утомляемости, отсутствия умения. Он пытается отложить на завтра то, что очень нужно сделать сегодня. Если такие варианты проходят, мы получим "обещалкина" - тип человека, не держащего слова.
Разорванность желания – идеи со словом, где слово основа Сущего, ведёт к выхолащиванию из идеи "Дела".
Слово и Дело – два порядка одного и того же события – Творения.
3. Период волевой.
"Укрепившаяся воля руководит отчасти сознанием. Они работают рука об руку - сознание и воля, причём без особых усилий. Это период освобождения от господства чувственного элемента над духом. " / Фаусек /.
"Душа по природе христианка / Anima est naturaliter chrisiana / жаждет выйти из одиночества своей жизни и актом послушания приобщиться к духовному бытию ближнего". "Монтессори".
Второй период достаточно опасный. Если ребёнка захваливают, " начиняют" умными словооборотами, натаскивают на модные искусства, на сказки, ни в чём ему не отказывают, забавляются с ним, почти вероятно из него вырастет либо "вундеркинд" либо ничтожный пустой человек.
Яркий пример - Пушкин Александр Сергеевич – гений поэтического и вообще Русского литературного слова. При всех его талантах - совершенное не умение жить, дружить и подчиняться; Дружил не Пушкин, дружили с Пушкиным
Отношение к собственности: своей – чужой. Пользовался чужим, брал беспорядочно в долг деньги и не отдавал. Обещал императору написать книгу о деяниях Петра Великого; деньги промотал, книгу не написал. Императора обругал и уехал в деревню к нянечке.
Отношение к женщинам как к игрушкам. Поиграл - бросил. Отношение к родителям? В его творчестве они отсутствуют полностью.
И только няня Арина Родионовна, воспитавшаяся с отрочества в доме, получившая домашнее, но вполне фундаментальное образование, нашла путь к сердцу ребёнка. Путь заковыристый. Этот путь увёл Пушкина из реальности в сказку. Там, в сказке , ему было комфортнее, там, в сказке, Пушкин Александр Сергеевич и остался навсегда.
Не умение жить приспосабливаясь погубило поэта на раннем творческом участке жизни.
Третий период – период укрепившейся воли. Кто - то застрял на всю оставшуюся жизнь во втором периоде, но наши дети прошли этот этап успешно и теперь закаляют свою волю в труде и познании.
Они совершенно уверены, что подчинение такое же необходимое благо, как и радость общения.
Дисциплинированный малыш всегда собран, подтянут, готов откликнуться на просьбу не только старших, но и младшим оказать помощь. Ему не нужно несколько раз повторять замечания, он усваивает предметы легко, потому что не отвлекается на посторонние шорохи, запахи, разговоры; шум в других группах его не занимает. У него идёт творческий процесс, процесс познания.
Шум окружает нас. Ребёнок научился раскладывать какафонию на составляющие элементы. Он чутко улавливает необходимую для себя информацию из окружающей среды. Шум присущ не только городу. Сейчас и деревня не защищена от шума. Цивилизация и в глухие места принесла свой негатив. Мы отучились от тишины. Мы её не воспринимаем.
Потому сегодня наших детей нужно учить заново воспринимать тишину как благо.
Тишина – это не отсутствие жизни, это наиболее полноценная жизнь.
Бури, ураганы, метели, тайфуны, цунами, шторма и грозы – всё это проявления жизни. Но это стихии. Это жизнь в экстремальнывх условиях, когда силы природы вошли в конфликт между собой, когда создалось положение, нарушающее равновесие сил в природе, так сказать революционная ситуация; бунт продолжается недолго, но он в состоянии натворить бед.
Тишина – период восстановления порядка.
Это очень плодотворный период как в природе, так и в человеческом обществе, что хорошо просматривается на поведении детей, этих живых маленьких барометров нашего общества.
Тишина располагает к логике. Тишина концентрирует мысль. Логика и мысль просчитывают варианты и выдают решения.
Маленький человек реализует своё решение сначала на бумаге.
В этом возрасте бумага - главный строительный материал, главное орудие труда, потому что бумага пластична как мысль, она даёт возможность эксперементировать, отвергать предыдущие решения и на практике проверять новые, более интересные для естествоиспытателя.
Как обойтись тут без тишины?
А тишина в деревне, на природе. Это почти абсолютная тишина. Если нет ветра и не кричат петухи, мычат коровы и т.п – то это тишина, близкая к периоду сотворения мира.
Это тишина ЗАМЫСЛА. Божьего провидения.
Научить ребёнка слушать тишину, чувствовать её, соприкасаться с нею,
взаимодействовать с тишиной и получать из неё творческую информацию – вот сверхзадача воспитателя.
Не будем же отрицать, что и взрослому человеку, прежде чем произвести некоторые упражнения в голове, нужно отыскать местечко, гарантирующее относительный покой.
Трудно, но нужно знакомить малышей с абсолютной тишиной, тишиной не изолированной звуконепроницаемыми матами квартиры, а тишиной природы. Здесь иные категории. Здесь абсолютная тишина - это поток информации, бережно касающийся головы ребёнка.
Броня танка в десять раз снижает интенсивность радиации. Но в десять раз снижает тот же смертельный поток и бетонные перекрытия стен и потолков.
Стеклопакеты, суперсовременные изолирующие средства, металлические двери - всё это против кого? Против грабителей и насильников? Нет. Это против нас, против наших детей.
Информационное поле обходит наши квартиры, наши города, может потому так мало гениев, рождённых в мегаполисах. Фантазии художников и писателей о вырождении городов в будущем вполне реалистичны и злободневны.
Г. Альтшуллер в работе "Что будет после окончательной победы" развивает мысли /их восемь/, о разрушающем воздействии современной технической цивилизации на природу.
Ужасно ПРЕСТУПНОЕ разрушение природы, но во много раз страшнее "ЗАКОННОЕ" разрушение. И уж совершенно беспринципно и беспардонно "НЕОБХОДИМОЕ" вытеснение природы из среды существования. /По автору/.
Три эти фактора способствуют уничтожению тишины как природного явления.
Дети, понимающие благотворность тишины сдержаны. Болтливость как болезнь отсутствует. Болтливость - порождение технизации и плохого воспитания. Минимизация плодотворной игры, познавательных занятий развивает языковые функции гиперболически.
Умение болтать не достоинство, а недостаток. Болтливый человечек механически пересыпает словарный запас из пустого в порожнее. Он не ищет плевла, он удовлетворяет себя химическим способом. В сознании произошёл сбой программы и мозг ищет пищу.
Пища для мозга – информационная среда
Нет, не умение общаться с природой заставляет язык крутиться как динамо-машину, производить энергию, питать той энергией мозг, который снова требует пищи и потому опять крутится язык.
Совершенно не смешно.
Как мы говорили выше: Слово оторвано от Дела. Разорванность этих главных творческих начал приводит к неумолимой деградации личности, не дай Бог, общества.
Отсюда многообразие психических отклонений у людей.
Отсюды ныне модные профессии психологов.
Всё зарождается из семени.
Но поднимающийся росток взаимодействует со средой.
Среда – это видоизменённая нами Природа и мы.
Свидетельство о публикации №214041700923