Бабушка

*Примечание: фамилии, имена и события являются художественным вымыслом автора, с малой долей правды.

начало:  http://www.proza.ru/2014/02/10/20

Раз уж я начала писать о соседях из детства, почему бы не вспомнить и отрочество?

                глава 9. БАБУШКА

Переходный возраст застал на Урале.
Бабушка моя Настасья Димитривна, царство ей небесное, занимала небольшую комнатку в двухэтажном деревянном доме, который некогда полностью принадлежал ей. Точнее - родителям мужа Николая. После репрессии свёкра за рассказанный на рынке анекдот, имущество было национализировано.
Усадьба была большая - три дома (для гостей, хозяев и прислуги) и хозяйственные постройки - конюшня и сараи. Свёкор был обеспеченным человеком, имел несколько каменных домов в центре этого купеческого городка, которые сдавал в аренду; была у его своя ресторация и торговые лавки. Всё это ушло в одночасье советской власти, а прадед мой сгинул бесследно в тюрьмах и пересылках.
Комнатку и чуланчик Настасье, как жене фронтовика, оставили...Выделили маленький участок земли для огородика, и разрешили поставить кровать на веранде второго этажа.
Дед Николай умер, когда мне было пять лет.
Похороны его я помню совершенно отчётливо. Пожалуй, это первое, яркое моё жизненное воспоминание. До мельчайших деталей, холодной ветреной погоды, запаха хвои и восковых свеч...Помню.

***
Не хотелось мне, конечно, уезжать из Тольятти, где прошло всё моё детство, но за бабушкой нужно было ухаживать - она попала в аварию, жила одна. Я уже достаточно подросла для того, чтобы принять на себя такую ответственность, решил за меня семейный совет.
И вот, отправили меня теплоходом от Волги до Камы. Три дня в пути, каюта третьего класса - она была тёмной и узкой, как большой шкаф. Иллюминатор напоминал что-то космическое, всё было интересно, необычно.
Я впервые путешествовала одна и чувствовала себя страшно взрослой! У меня были карманные деньги!
В плотном коричневом чемодане с блестящими застёжками лежали книги, пара красивых платьев "на выход", подарки для бабушки - ароматный табак в пачках, бриолин, яркий отрез крепдешина, и житейские мелочи.

Табак был нюхательным. Настасья его смешивала с каплями мяты, пересыпала в красивую маленькую шкатулочку, и священнодействовала...Брала щепотками, втягивала то в одну, то в другую ноздрю.
Впадала в какой-то лёгкий транс, временами разговаривая сама с собой.
Бриолин мама покупала для неё в кооперативном магазине.
Бабуля имела свой неповторимый стиль в причёске и одежде. Платья шила сама, они как влитые сидели на её ладненькой фигурке. Длина по колено, каблучки до глубокой старости, радикуль в котором всегда были конфетки...и набриолиненные, слегка вьющиеся волосы до плеч! Язык не поворачивался назвать её бабушкой. Это была дама полусвета. Простая девушка - крестьянка закамской деревни из семьи раскулаченных, образование три класса. Откуда у неё эта врождённая аристократичность? Не иначе как, грешным делом нагуляла её матушка с заезжим барином...

Странная она была женщина, наделённая целительским даром.
Умела ворожить на картах, знала травы, настаивала чудные наливки и пекла в печи настоящие уральские шанежки, каких я больше никогда в своей жизни не ела - воздушные, большие, с румяным ободком по краю и толчёной картофельной начинкой, залитой яйцом и сметаной...
Вставала она в тот день очень рано...молилась, клала земные поклоны, затапливала печь. Воздух наполнялся теплом и уютом, таким щемяще-радостным, что не хотелось просыпаться. Потом, я лежала, притворяясь спящей, сквозь ресницы разглядывала тихонько этот налаженный неспешный быт, душевные хлопоты...Радужные лучи от затопленной печки плясали на полу и потолке. Когда бабушка подходила, чтобы поворошить уголёчки, сияние исходило и от неё. Я не сомневалась, что это именно так и есть.
...Такой Настасью Димитривну часто и вспоминаю.

                Лучистый, тёплый  её свет
                Ласкал слегка мои ресницы,
                И нет ни горестей ни бед.
                Затихло всё: деревья, птицы.

                О, как пронзительно чиста
                Душа от края и до края!
                Что, если бы решать могла,
                Пусть будет так!
                Не  надо  рая...      

продолжение  http://www.proza.ru/2014/05/13/12


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.