Счастливчик Миль. Киносценарий

     Чёрный экран. Шорох зрительного зала. Стук дирижёрской палочки. Звучит   
     соната №2 b-moll Ф.Шопена в исполнении С. Рахманинова (фортепиано) -   
     первые два аккорда, глубокие и настораживающие.
    
     Портрет Миля, сквозь который проступают Сталин, Хрущёв, Брежнев, Великая 
     Отечественная война, летящие в небе и падающие на землю вертолёты,
     инженеры в КБ, партийные тусовки, солдаты США и СССР.
    
     Звучит соната №2 b-moll Ф.Шопена в исполнении С. Рахманинова (фортепиано).

     За кадром (ЗК) звучит голос актёра-ведущего Юрия Степанова.
     - Надо быть довольным тем, что есть сегодня, и я почему-то теперь это хорошо понимаю. Никогда, пожалуй, я не чувствовал себя в такой степени счастливым или почти довольным тем благополучием, которое сейчас есть – жена рядом, дети дома. Конечно, это счастье – жить в своей стране, иметь любимую работу и хлеб, крышу над головой и сознание полезности своего труда.

                ТИТР «СЧАСТЛИВЧИК МИЛЬ»

                ТИТР «ИРКУТСК – МОСКВА»

     Музей авиации и космонавтики в подмосковном Монино (или в Панках). Ю.   
     Степанов быстро идёт по направлению к лётному полю со стоящими на нём
     макетами вертолётов. Ю. Степанов рассказывает:
     - Огромной стране нужны сверхидеи и личности, способные эти идеи  воплотить. Загадочная взаимосвязь – в мощной державе, словно отвечая на вызовы времени, обязательно появляются люди, масштаб личности которых соотносим с масштабами страны. Конструктор Михаил Леонтьевич Миль за 36 лет профессиональной деятельности создал отрасль, подобной которой нет нигде в мире. На этом поле Музея авиации и космонавтики в подмосковном городе Монино (или в Панках) – вертолёты Миля, тысячами разлетевшиеся по странам и континентам.

     Фотография мальчика или подростка Миши Миля.
     ЗК голос Ю. Степанова:    
     - Я родился 22 ноября 1909 года в Сибири, в городе Иркутске. Начитавшись разных книг, я нашёл в себе много разных талантов. Мне понравились астрономия, химия. Но потом, начитавшись этих же книг, я в своих талантах разочаровался.

     Ю. Степанов идёт вдоль вертолётов, рассказывает:
     - Так писал одиннадцатилетний Миша Миль в своём первом дневнике. Какие таланты имел в виду мальчик, теперь можно только догадываться. Но дальше читаем: «Я буду строить самолёты». Ну, а что же ещё? В молодой Стране Советов был авиационный бум, юноши и девушки бредили самолётами. Но начинающий инженер-авиатор  с головой окунулся в иную отрасль. Он словно предугадал, что стране наряду с самолётами очень скоро потребуются машины, которые  уже проектируются и проходят испытания за рубежом и в Москве. Позже Миль скажет: «Я хотел бы строить вертолёты, которые помогают людям, ускоряют технический прогресс и укрепляют экономику страны». Это - концентрированная идея, ставшая его научным стилем, смыслом его жизни и его человеческим счастьем.

     Ю. Степанов останавливается у макета вертолёта-гиганта В-12,рассказывает:
     -  Вертолёт В-12 – триумф конструкторской мысли. Огромная машина, созданная для огромной страны и, вероятно, опередившая её развитие. Так бывает, когда одарённый человек сначала вдохновляется задачами, поставленными перед ним временем и властью, а потом уходит вперёд, словно призывая власть и время догонять его мысль и его инженерный талант. Может быть, сегодня юбилей Михаила Леонтьевича Миля является поводом осознать, как личность и государство могут дополнять друг друга, если у них есть общая цель? Не противостоять, а сотрудничать, если в достижении этой цели  есть здравая идея и великий смысл?

     Хроника 1960-х: Красная площадь, трибуна Мавзолея, первомайская   
     демонстрация, транспаранты, счастливые люди.
     Интершум. Возможна бравурная оркестровая музыка.

     Постановка – сквер, птичий гомон, ветерок поглаживает ветви деревьев.   
     Изображение чёрно-белое, как в кинохронике. Ю. Степанов сидит на скамейке
     в скверике у здания больницы, рассказывает:
     - В начале  мая 1963 года с Михаилом Милем случится тяжелейший криз. Давление зашкалит. В кунцевской больнице конструктор пробудет больше месяца.

     Ю. Степанов переводит взгляд на больничное здание, в одном из окон      
     которого, сквозь стекло, виден  наблюдающий за артистом лысоватый мужчина 
    (в исполнении того же Ю. Степанова). Ю. Степанов рассказывает:
     - Тогда же в его дневнике появится странная, непохожая на обычные пометки, запись…

     Постановка – в больничной палате у окна, спиной к нам стоит невысокий, плотный, лысоватый человек лет пятидесяти, в халате. Это Михаил Миль. Он отходит от окна, и мы видим внизу скамейку с сидящим на ней мужчиной (Ю. Степанов).

     Миль уже сидит за столом в больничной палате, пишет в блокноте.
     ЗК голос Ю. Степанова:
     - Нужно было думать о жизни, чтобы выдержать двадцать первый криз и не остаться инвалидом. Что можно сказать о жизни? Она ведь из двух половин, и одна из этих половин – любовь. А о любви, о ком же? И я решил – о тебе  (может быть, ты вот только что ушла, такая усталая, с забинтованными ногами в  модных туфлях – для меня надела, и я поправил тебе что-то в волосах, потому что некрасиво, и это больно).

     Как в тумане проплывают фотографии жены Миля - Паны Гурьевны Руденко,    
     молодой, красивой.

     Ю. Степанов идёт по аллее парка, рассказывает:
     - Окончив школу в Иркутске, Миша поступил в Томский политехнический институт, а оттуда перевёлся в Новочеркасский политех на авиационное отделение. Там же, только на механическом факультете, училась Пана Руденко - будущая жена конструктора, его любовь на всю жизнь, вторая половина его жизни.

     Фотография молодого М. Миля.
     ЗК голос Ю. Степанова:
     - Как дела? Без меня-то хоть занимаешься ты, или даже моё отсутствие не помогает? Был вчера на ночных полётах, теперь берут на работу, здОрово!

     Кинохроника 1930-х годов: студенты, авиамоделисты, авиапарады (есть кинохроника парадов 1932, 35 и 36 годов). Фотография молодого Н. Камова.
     ЗК голос Ю. Степанова:
     - Работа была для Миши первой, главной половиной. В 1929 году он написал письмо своему земляку Николаю Ильичу Камову, в то время уже известному авиаконструктору и создателю первого советского автожира КАСКР-1 «Красный  инженер». Миль добился того, чтобы его пригласили в Москву на летнюю практику. После практики Миль и Камов активно переписываются. Миль, владеющий немецким и английским языками, самостоятельно переводящий специальные статьи из иностранных журналов, делающий тематические доклады в политехе и уже прекрасно ориентирующийся в проблемах автожиростроения, становится нужен Москве. Спустя год Миль опять работает  в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) на преддипломной практике, а летом 1931 года его берут в институт в качестве полноправного сотрудника. Руководитель отдела особых конструкций Александр Михайлович Изаксон поручает Милю заниматься вопросами аэродинамики автожиров.

      Фотография молодой П. Руденко.
      ЗК женский голос:
      - Он оставил меня одну с маленькой дочкой, и мне пришлось перенести много трудностей. Тогда я ещё не понимала, что вертолётостроение станет целью его жизни, и очень обижалась  на него. Но надо сказать, что Михаил был мне очень благодарен…

     Фотография молодого М. Миля, 30-е годы.
     ЗК голос Ю. Степанова:
     - Спасибо тебе, Панночка, что ты освободила меня от всех забот и дала мне возможность заниматься любимым делом.

     Ю.Степанов на лётном поле пригибается под воздушными потоками от лопастей
     работающего винта.
     Фотографии автожиров, автожирного отдела ЦАГИ, счастливого М. Миля.
     Грохот двигателя взлетающего вертолёта. Ю. Степанов почти   
     кричит, пробиваясь голосом сквозь грохот машины:
     - До вертолётов было ещё очень далеко. В ЦАГИ конструировали автожиры: хрупкие машины с одним несущим винтом, поднимавшиеся на высоту в несколько сотен метров. В отделе работали Камов, Кузнецов, Скрижинский и замечательные учёные Черемухин и Юрьев. Их называли «могучей кучкой». Руководителем аэродинамической бригады назначили Миля. Ему было всего 24 года. Невероятно, но молодой конструктор, вчерашний студент, был принят научно-инженерной элитой вертолётчиков как равный. Дорога из Иркутска в Москву завершилась профессиональным триумфом Михаила Миля, его первой головокружительной победой, счастливым началом счастливого пути.

     Сквозь грохот двигателя пробивается музыка Ф. Шопена. Музыка, в конце 
     концов, перекрывает шум мотора.   

                ТИТР «ЦАГИ»

     Ю. Степанов включает настольную лампу, садится за письменный стол,         
     заваленный стопками бумаг и чертежей, рассказывает:
     - В 1932 году Пану Руденко по просьбе Миши Миля берут на работу в Бюро новых конструкций к Семёну Алексеевичу Лавочкину. Теперь они все вместе в Москве: Миль, его жена и двухлетняя дочка Таня. Миль с утра до вечера пропадает на работе.

     Ю. Степанов разбирает бумаги.
     ЗК женский голос:
     - Я ему не мешала, старалась освободить от домашних забот. Без иностранного журнала, а также без карандаша и бумаги я его и не видела.

     Интервью с дочерью М. Миля  Надеждой Михайловной Миль, её рассказ о 30-х
     годах и работе молодого Михаила Миля в ЦАГИ.

     Хроника 30-х, фотографии упоминаемых типов автожиров и вертолётов.
     ЗК голос Ю. Степанова:
     - Для обеспечения ВВС новыми машинами делалось всё возможное. Выделялись огромные деньги, строилось передовое оборудование, со всей страны в Москву собирали лучших инженеров – теоретиков и практиков. От специалистов требовалось одно: в ближайшее время сделать СССР ведущей авиадержавой. Талантливая молодежь вместе с мэтрами отечественного авиастроения добилась невероятного. За пять лет Отделом особых конструкций ЦАГИ было создано 14 типов автожиров и 4 типа вертолетов. В 1932 году конструктор Алексей Черемухин на геликоптере ЦАГИ 1-ЭА совершил полёт длительностью 15 минут на высоте 605 метров. Рекорд итальянца д’Асканио, пролетевшего в 1930 году на машине своей конструкции 1078 метров, был превышен в 33 раза! Михаил Миль участвовал в создании автожиров ЦАГИ 2-ЭА, А-4, А-7, А-8, А-12, А-13, А-15. Юношеский энтузиазм, энергия и желание всё знать поражали окружающих. Одни в институте говорили: «Мальчик растёт!» Другие недоумевали: «Чего этому мальчишке надо?» А он буквально влезал во все дыры. Во главе 1-й бригады  аэродинамиков, занимавшейся аэродинамическими расчётами и выборами основных параметров для автожиров, он присутствовал на всех лётных испытаниях. Даже сдал экзамены и получил свидетельство пилота. Лётчик  Дмитрий Савельев называл Миля богом аэродинамики.      

     Ю. Степанов стоит у окна в «рабочем кабинете». Стёкла окна тёмные, на
     улице глубокая ночь. Ю. Степанов рассказывает:
     - Проблем хватало. Однажды при посадке А-4 развернулся и завалился на бок. Причём, в присутствии начальника ВВС Якова Ивановича Алксниса. В неудаче на скорую руку обвинили лётчика Сергея Корзинщикова  и дежурного, неправильно указавшего направления ветра. Потом при перелёте из Чкаловского в Москву разбился А-12, погиб  лётчик-испытатель Семён Козырев. Миль анализировал неудачи и предлагал научно обоснованные решения.

     Ю. Степанов возвращается к столу, рассматривает толстые папки-   
     скоросшиватели, рассказывает:
     - Публикуются его работы: «О динамическом закручивании лопасти автожира в полёте», «Неуправляемые развороты автожира при посадке и разбеге» и «Аэродинамика несущего винта с шарнирным креплением лопастей при криволинейном движении». Они лягут в основу отечественного вертолётостроения. Что тут скажешь? Можно отмахнуться глупостью вроде «не было бы счастья, да несчастье помогло». А можно сослаться на самого Миля, записавшего в дневнике: «Если бы удалось эти машины довести и внедрить в серию, то тогда стало бы ясно, что жизнь прожита не зря, а главное, страна получила бы работоспособные машины». 

     Кинохроника 1930-х: партийные съезды, Сталин и другие партбоссы. Тюрьмы,   
     лагеря, заключённые.
     ЗК голос Ю. Степанова:
     - Но страна в конце 30-х получила ещё кое-что другое, названное историками «Большим террором». 5 марта 1937 года состоялся Пленум ЦК ВКП (б), на котором с основным докладом «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников» выступил Сталин. Пленум развязал руки НКВД в деле уничтожения «врагов народа». В СССР в 1937-1938 годах было арестовано более 1,7 миллиона человек, казнено более 700 тысяч. 1 января 1939 года в тюрьмах и лагерях насчитывалось 2 022 976 заключённых. Беда не обошла стороной ЦАГИ. В журнале «Техника Воздушного Флота» появилась мерзкая статья.
    
     Ю. Степанов листает журнал. ЗК голос Ю. Степанова:
     - «При бурном росте института имело место проникновение в институт классово чуждых элементов. Ещё и поныне не закончилась борьба, ибо не все знания завоёваны и есть ещё в ЦАГИ чуждый элемент, есть ещё люди, не понимающие задач ЦАГИ, активно не участвующие в общей борьбе за решение задач, поставленных партией и правительством, или тормозящие эту борьбу».

     Ю. Степанов отбрасывает журнал, рассказывает:
     - Список «чуждых элементов», угодивших в лагеря, «шарашки» или расстрелянных, получился немалый. Посажены Изаксон, Черемухин, Туполев, десятки специалистов. Но Миля не трогают даже после глупого и опасного доноса 1938 года.
     Ю. Степанов берёт в руку листок бумаги, читает вслух:
     – «Катастрофа автожира А-12 в мае 1937 года произошла потому, что начальник бригады аэродинамики Миль преднамеренно, со злым умыслом не учитывает при расчётах продольной силы несущего винта составляющих от инерционных сил».

    Ю. Степанов усмехается, рвёт листок бумаги на мелкие кусочки.

     Фотография П. Руденко – может быть, на рабочем столе.
     ЗК женский голос:
     - В 1937 году репрессировали моего старшего брата Ивана, и мне пришлось уйти с завода.  В то время писать в анкетах  о репрессированном брате было очень опасно, это могло отразиться на работе Михаила Леонтьевича.

     Ю. Степанов сидит за столом, трёт виски и глаза, он очень устал,
     рассказывает:
     - Миль очень переживал за свою жену, старался смягчить удар. Ведь их семья увеличилась, в 1936 году  родился сын Вадим.

     Фотография 1937 года: Миль, Пана, дочь Таня и сынишка Вадим.
     ЗК голос Ю. Степанова:
     - Я хочу, чтобы ты воспитывала моих детей.
     ЗК женский голос:
     - Михаил Леонтьевич всегда старался скрасить нашу жизнь, сделать её приятнее. Одно из последних милых воспоминаний: приезжаю из санатория, квартира чисто убрана, на столе белая скатерть, цветы. Миша и дети встречают меня с радостными лицами. Дома атмосфера настоящего праздника.

     Ю. Степанов выключает настольную лампу.

     Кинохроника 1930-х: Москва, лучше вечерняя съёмка, чтобы было временнОе   
     соединение с предыдущим действием в «рабочем кабинете». Весёлая музыка   
     Л. Утёсова.

     ЗК голос Ю. Степанова:
     - «Мы готовились к войне, только об этом и думали, работали не щадя сил. Беда была в том, что мы не успели провести задуманное перевооружение армии». Это Миль скажет в 1939 году, когда из расформированного ООК ЦАГИ его переведут на работу на Завод опытных конструкций под руководством Камова. Он всё время говорит «мы», не отделяя себя от страны. Он не считает себя вправе жить иначе. Только так и только вместе с её народом и её героями.

     Героическая или очень патриотичная сцена из фильма о лётчиках
     («Истребители» (1939) - режиссер Эдуард Пенцлин, Марк Бернес и Борис   
     Андреев в ролях летчиков-испытателей или «Мужество» (1939) - режиссёр      
     Михаил Калатозов, Олег Жаков в роли лётчика Гражданской авиации).

                ТИТР  «ВОЙНА»

     Лысоватый человек в халате за столом в больничной палате пишет в блокноте.
     Слышны удары пульса, переходящие в артиллерийскую канонаду.
     ЗК голос Ю. Степанова:
     - Это был шестой укол гастрина, папазола и диабазола – совсем как названия вин у Ремарка… Я попросил ещё раз померить давление, так как чувствовал, что ночь идёт еще к одному проклятому кризу. Подушка казалась деревянной доской. И вот когда кто-то в ушах передал весело: «С хаком рубить берёзу», - и взял гулкую кувалду, а я, стиснув зубы, решил заснуть – толпой беженцев нахлынули мысли.

     Кинохроника начала Великой Отечественной войны. Население торопится
     эвакуироваться из Москвы.
     ЗК голос Ю. Степанова:
     - Начало Великой Отечественной войны было похоже на катастрофу. Обыватели бежали из Москвы, напуганные приближением гитлеровской армии. Военные делали всё, чтобы не допустить немцев к столице, и перебрасывали части Красной Армии на западное направление. За год до войны на автожирах А-7 конструкции Камова были установлены стрелковое вооружение и пушки. Миль участвовал в проектировании, лётных испытаниях и добивался, чтобы машины были отправлены на фронт. В августе 1941 года по приказу командования автожирный отряд из пяти А-7 прибыл на военный аэродром под Гжатск. Всё шло как будто бы по плану. Автожиры нужны военным, идеи молодого конструктора востребованы, и в сентябре 41-го инженер-лейтенант  Михаил Миль оказывается  в гуще военных событий на Западном фронте.

      Ю. Степанов на фоне осеннего пейзажа, любуется с высокого откоса
      раскинувшейся внизу панорамой, рассказывает:
      - «Выглянул из палатки – левитановская осень. Лиловые дымки облетевшей осени, нежное золото желтеющих берёз. Небо осеннее, то солнышко выглянет, то дождиком примочит. Живём здесь хорошо. Постараемся продержаться в том же духе. Очень интересная боевая жизнь».  Это Миль пишет своей жене 12 сентября 1941 года. Что-то такое юношеское, по-лермонтовски меланхоличное и героическое.
 
     Кинохроника 1940-х: полёты авиации во время войны, фотографии автожиров,
     лётчики, военные аэродромы
     ЗК голос Ю. Степанова:
     - Но очень скоро война заставила взглянуть на происходящее трезво. Планировали, что автожиры будут корректировать огонь артиллерии. Быстро выяснилось, что они очень уязвимы. Их легко сбивать и им требуется самолётное прикрытие. Поэтому автожиры стали выполнять только ночные полёты в тыл врага, возить листовки. И тут Миль буквально заартачился:
«- В наше отсутствие начальник ВВС армии и начальник ВВС фронта приказали двум машинам лететь в Ельню и сбрасывать листовки, - пишет он в дневнике. - Я пошел протестовать против задания, так как летчики не подготовлены, а машины не оборудованы для ночных полетов. Удалось отменить полет».
Непонятно почему, но демаршя сходит ему с рук. Правда, ночных полётов на автожирах командование не отменило. И протест молодого инженера-лейтенанта словно не заметило.  Миль  продолжал руководить автожирным отрядом.  За два месяца работы в районе Ельни автожиры А-7 совершили 20 боевых вылетов. Ни один пилот не погиб, ни одна машина не пропала. А командир эскадрильи старший лейтенант Трофимов и политрук Чеботарёв просили руководство завода и лично товарища Камова вынести благодарность Михаилу Милю и некоторым другим членам эскадрильи за успешно выполненную боевую задачу.   

     Кинохроника 40-х: заседания военных штабов, вокзалы, эшелоны.
     ЗК голос Ю. Степанова:
     - В конце 1941 года Миль назначен заместителем директора завода № 290 - Николая Ильича Камова. 15 октября «ввиду неблагополучного положения в районе Можайской оборонительной линии» Государственный комитет обороны вынес постановление «Об эвакуации столицы СССР города Москвы». Авиационное производство перебрасывается на Урал. Миль руководит эвакуацией завода, организует вывоз всей проектной документации, оборудования и людей. Столицей авиастроения становится сибирский городок Билимбай, расположенный на правом берегу реки Чусовая, в 15 километрах от Первоуральска (фото Билимбая, этой церкви и т.п.). Завод № 290 разместили в Свято-Троицкой церкви. Кто-то в шутку назвал её собором Парижской богоматери. Название прижилось. Здесь же, в сибирском Париже, очень скоро начинают работать заводы Илюшина и Лавочкина. Стране были нужны самолёты, боевые машины, по всем лётным качествам способные превзойти немецкие истребители и бомбардировщики. Миль с головой ушёл в самолётную тематику.

     Кинохроника 1940-х: военные аэродромы, лётчики, самолёты и т.п.
     Фотография М. Миля с лётчиками.
     ЗК голос Ю. Степанова:
     « - Я здесь нарасхват по нескольким конструкторским бюро. Работаю по разным направлениям. Занимаюсь вопросами устойчивости и управляемости самолётов».
     Очень пригодился его теоретический опыт и работы по аэродинамике, проделанные ещё до войны в 8-й  лаборатории ЦАГИ. Он пришёл к нетривиальному выводу: для связи лётчика с машиной ручка управления должна двигаться с усилием. Были разработаны специальные пружинные компенсаторы для установки на ручке и качалке управления. Миль сделал восемь докладов в Наркомате авиационной промышленности, добился внесения в «Справочник конструктора» добавления о том, как конструировать систему управления самолётов. Попадание самолёта в штопор часто заканчивалось катастрофой. Миль понял, как этого избежать. По существу, Миль научил наши штурмовики и бомбардировщики слушаться пилотов и выполнять сложнейшие фигуры пилотажа. В 1942 году Миль сам принимал участие в испытаниях компенсаторов. Лётчик Лебединский настаивал, чтобы конструктор вместе с ним участвовал в испытательном полёте по выводу машины из штопора. Миль садился в кабину и летал, своей жизнью гарантируя надёжность своего изобретения. Это было похоже на то, как когда-то инженеры-мостостроители храбро становились под мосты с идущими по ним поездами, чтобы зримо доказать надёжность постройки. Компенсаторы, которые лётчики называли «мили», устанавливались на самолётах ИЛ-2, ИЛ-4, И-16, СК-1, ЛАГГ-3 и  многих других. За эту работу, по существу сделавшую советскую военную авиацию непобедимой, Михаила Леонтьевича наградили орденом боевого Красного Знамени и орденом Отечественной войны II степени. Сталинской премии, правда, не дали. Видимо, власть рассудила, что боевые ордена – хорошо, а награда имени Вождя народов – слишком большое счастье и слишком большая ответственность. Для 33-летнего инженера пока еще рановато. Пусть будет свобода для манёвра. Свобода – это ведь тоже счастье.

     Кинохроника: лагеря и тюрьмы, заключённые работают кирками и лопатами.
     ЗК голос Ю. Степанова:
     - В это время в Омске по обвинению во вредительстве  сидят конструкторы Туполев и Королёв. Камов практически отстранён от руководства своим детищем, автожирным заводом. Миль никакого давления на себя не ощущает. Занят любимой работой и заметно растёт в профессии.  Но судьба, словно сохраняя баланс счастья и несчастья, наносит ему удары с другой стороны.

    Фотографии Миля с женой Паной (1940-е годы), сына Вадика, брата Якова Миля,
    фото братьев и их сестры, фото матери Марии Ефимовны Миль.
    ЗК женский голос:
    - В 1941 году в Билимбае нас постигло огромное горе – после острого дифтерита в больнице на моих руках умер наш пятилетний сын Вадик. В августе 1942 погиб брат Яша, который ушел в 1941 году на фронт сапером. В этом же 1942 году в Казани  в больнице умерла мать Михаила Леонтьевича, там ее и похоронили.


    Ю. Степанов стоит на том же откосе, с которого любовался осенним пейзажем. 
    Только теперь природа унылая, голая, возможно, накрапывает дождь.
    ЗК голос Ю. Степанова:
    - Через честную борьбу  пусть победит сильнейший! Прогресс и эволюция в природе идут через труд и борьбу за существование. В науке и искусстве – это борьба за истину и признание! Таков естественный закон жизни.

    Кинохроника: Москва 1943 года, люди, машины, трамваи, общее оживление.
    Импортные вертолёты того времени, наши инженеры, КБ, аэродромы.
    ЗК голос Ю. Степанова:
    - В 1943 году автожирный завод расформировали, Миль с семьёй возвращается из эвакуации в Москву. В ЦАГИ автожирная и геликоптерная тематика полностью свёрнута. Мили перебираются в Жуковский, где есть возможность жить, а главное – работать. Михаил Леонтьевич возглавляет в первой лаборатории научную группу по управляемости и маневренности самолёта. Одна за другой публикуются его научные работы, он защищает кандидатскую, а чуть позже – докторскую диссертацию. «Борьба за истину и признание. Таков естественный закон жизни». У конструктора все твёрже мысль, что стране рано или поздно потребуются вертолёты. Это так естественно и жизненно важно, разве это трудно понять? К концу войны британцы, японцы и даже немцы обладали парком боевых вертолётов. Американцы спустили на воду первый в мире вертолётоносец. Неужели СССР, страна-победительница, уступит им первенство? В Жуковском Миль со свойственным ему энтузиазмом включается в работу 5-й вертолётной лаборатории.  «Бог создал Россию для вертолётов», - скажет он позже. Разве можно было нарушить замысел Всевышнего? 

     Интервью с Н.М. Миль о работе М.Л.  Миля в 1943-45 годах.

     Ю. Степанов один в осеннем лесу, у костра, печёт картошку. Вынимает её из
     золы, ест с аппетитом, рассказывает:
     - Что отличает мыслителя от обывателя? Они по-разному ощущают время. Пока обыкновенный человек живёт настоящим, мыслитель успевает предугадать возможное будущее и даже кое-что сделать для него. Ещё в 1942 году Михаил Миль пишет письмо лично Сталину, в котором  настаивает на идее строительства геликоптеров и вертолётов. Вождь молчит, но идея-то горяченькая! Когда перед эвакуацией завода № 290  приходит приказ уничтожить всю документацию по автожирным работам, Миль этого приказа не выполняет. Он тайком увозит документы и чертежи в Билимбай. А по окончании войны также тайком гоняет на грузовике на Урал и возвращает сохранённый архив в Москву. О том, что первые проектные чертежи и расчёты будущего вертолёта целы, не знает никто, даже Камов. Для Миля главное не это. Ему нужно продолжить начатое дело. «Я так мало сделал и должен работать. Я всем должен: товарищам по работе, народу, партии за доверие и порученную мне работу». Обсуждать стилистику не будем. Вкус не на уровне слов, а на уровне смыслов. Тот, кто мыслит такими категориями, уже видит и слышит то, что другим предстоит увидеть и услышать только через годы.

      Ю. Степанов запрокидывает голову и смотрит в осеннее небо. 
      Грохот вертолётов над лесом.

                ТИТР «ПОБЕДИТЕЛИ»

      Кинохроника: победный салют 1945 года над Москвой.
      Ю. Степанов стоит на балконе сталинской высотки, всполохи салюта играют   
      на его лице. Ю. Степанов рассказывает:
      - 1945 год. Победа в войне преобразила страну. Энтузиазм и вера в прекрасное будущее были необычайными.

      Кинохроника 1946 года: заводы, стройки, промышленность.
      ЗК голос Ю. Степанова:
      - За четыре военных года страна  потеряла   около   30%   национального богатства. Стояла задача - в кратчайшие сроки вернуть СССР в компанию могущественных держав-победительниц. В  конце  мая  1945  года  Государственный  Комитет  обороны   постановил перевести часть оборонных  предприятий  на  выпуск  товаров  для  населения. Несколько позднее был принят  закон  о  демобилизации  тринадцати  возрастов личного состава армии. Эти  постановления  ознаменовали  начавшийся  переход Советского Союза к мирному строительству. Миль осторожно возрождает в ЦАГИ работы по винтокрылой тематике. 11 ноября 1946 года создаётся геликоптерный отдел №6. 26 марта 1947 года на основе конкурса Миль избирается начальником пятой лаборатории ЦАГИ, в которой был вертолётный отдел. Теперь это Пятое отделение ЦАГИ. Миль продолжает работать над проектом вертолёта собственной конструкции. В его эскизах начинает вырисовываться датированный июнем 1945 года облик будущей машины. Её эскизный проект рассмотрен 9 апреля 1946 года на экспертной комиссии Министерства авиационной промышленности и специалистами ВВС и в целом одобрен. Миль сделал всё для того, чтобы вспахать целину под названием «советское вертолётостроение». Теперь власть могла выходить, осматривать поля и принимать «основополагающие» решения. 

     Ю. Степанов идёт по Красной площади по направлению к Спасской башне, т.е. 
     ко входу на территорию Кремля, рассказывает:
     - Во второй половине 1947 года Сталин вызывает в Кремль конструкторов Яковлева, Братухина и Миля. После обсуждения решено: строить вертолёты, предложенные Яковлевым и Милем. Провести их сравнительные конкурсные испытания и по результатам испытаний решить, какую из машин принять для дальнейшего производства.

     Кинохроника: работы в КБ, вертолёт МИ-1.
     ЗК голос Ю. Степанова:
     - 12 декабря 1947 года решением правительства было создано новое КБ под руководством 38-летнего доктора технических наук Михаила Леонтьевича Миля. В  1948 году одновинтовой трёхместный вертолёт МИ-1 этим КБ построен. Вертолёт Яковлева ЯК-100 опоздал на полтора года и всё время требовал доработок. Поэтому в серийное производство решено запустить МИ-1. В 1951 году на воздушном параде в Тушине тысячи москвичей наблюдали полёты уже серийных машин этого типа. Что чувствовал Миль, одержав победу, к которой шёл около 20 лет? В его  дневниках нет места эмоциям. Конструктор сосредоточен на деле. Одержав триумф, преодолев, казалось бы, непреодолимые препятствия: войну, репрессии, непонимание и консерватизм коллег - он уже планирует двигаться дальше.   
 
     Лысоватый человек в больничной палате пишет в блокноте.
     ЗК голос Ю. Степанова:
     - Я строю храм. Один крестьянин переходил бурную реку по ветхому мосту и обещал Богу построить церковь. Но, пройдя половину пути, решил, что хватит и свечки, а потом, когда пришёл, не сделал ничего. А я всё-таки расскажу…

     Фотография или хроника выступления Миля перед большой аудиторией (что-то 
     правительственное).
     ЗК голос Ю. Степанова:
     - Плановые органы обязаны рассматривать перспективность новых машин ещё тогда, когда они экономически уступают существующим, предвидя успех, который принесут в будущем их принципиально новые качества. Это положение целиком относится к вертолётам.

     Кинохроника 1950-х: что-то промышленное и научное в СССР, армия США –   
     солдаты, авианосцы, самолёты и вертолёты, правительственные заседания и   
     тусовки в СССР и США.
     ЗК голос Ю. Степанова:
     - Теперь мы понимаем, что социалистический мир вряд ли похож на храм. Но в пятидесятые годы страна, пропитанная идеологией коммунизма, этого рая на земле, свято верила своим идеологам. На вооружение была взята доктрина противостояния двух общественно-политических систем. Главные задачи, стоящие перед СССР – укрепление мира и защита социализма от «империалистических происков». А защищаться можно только будучи хорошо вооруженным и экономически развитым государством. Поэтому все научные, технические, финансовые и людские ресурсы были брошены на восстановление и развитие экономики. Уже к концу 1948 г. был достигнут довоенный уровень индустриального производства, добычи угля, нефти, выработки электроэнергии. В 1954 году национальный доход вырос на 64%. Советский Союз расправил плечи и вступил в тотальное противоборство с западными державами.

     Эпизод атаки вертолётов фирмы Белл «Ирокез-1» из культовой картины 
     Френсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» под «Полёт Валькирий» Рихарда
     Вагнера.      

     Ю. Степанов стоит у здания посольства США в Москве, на Новинском
     бульваре, рассказывает. Рассказ сопровождает хроника: США, фотографии   
     встреч М. Миля с американцами и т.п.:
     - Пришедший в 1954 году к власти Никита Хрущев понимал: основной противник находится за океаном. Поэтому все, что производилось в СССР, должно было быть лучше сделанного в США. По крайней мере, в сфере передовых технологий. Миль с его идеей создания лучших винтокрылых машин был как нельзя кстати. Михаил Леонтьевич тоже понимал, что наступила самая благоприятная пора для воплощения его идей. Дурак упрекнет творца в конформизме. Умный оценит его умение служить власти, не предавая своих интересов. А нам остается только рассмотреть факты. За семь лет Милю удалось создать такие уникальные машины, как МИ-1, МИ-4, МИ-6 и МИ-10. В 1960 году Хрущев отправил Миля в США на заводы фирмы Сикорского. Американцы технологических секретов, конечно, не выдали. Но Милю было достаточно увидеть их машины своими глазами и вживую поговорить с некоторыми инженерами. Результатом поездки стало улучшение созданного в 1953 году МИ-4 и создание правительственной машины-салона МИ-4С специально для Никиты Сергеевича. МИ-4С по мощности, летному весу, грузоподъемности и тактическим данным превзошел самые большие американские серийные вертолеты Сикорского S-55 и Пясецкого H-21. И дальше вертолетное производство шло по нарастающей. Появились МИ-2, МИ-8 и еще 11 модификаций уже имеющихся типов одновинтовых машин. Вертолёты марки «МИ» нашли самое широкое применение в армии и на гражданке.  Ни один авиационный салон в Европе не обходился без демонстрации этих машин. Специалисты признавали их лучшими в мире. Страны соцлагеря приобретали право на производство некоторых марок. Можно сказать, что отечественное вертолетостроение достигло наивысшего уровня. Противостояние двух систем СССР и США продолжалось. Но это было уже противостояние равных соперников. В котором вражда то и дело переходила в дружбу, а дружба – в ссору. Но главное заключалось в том, что противостояние гигантов теперь не грозило миру катастрофой. Оно грозило новыми научно-технологическими прорывами. Начиналось состязание идей, соперничество научных и инженерных школ. Победителем становилась не корысть, способная любое благое дело вывернуть наизнанку, а чистая человеческая мысль. Властям теперь тоже приходилось мыслить новыми категориями, невольно прислушиваясь к интеллектуальной и инженерной элите.

     Платформа железнодорожной станции «Панки» Казанского направления. Ю. 
     Степанов идёт по платформе, рассказывает:
     - В 1963 году в подмосковных Панках были введены в строй комплекс опытного производства и лаборатории наземно-стендовых испытаний Московского вертолётного завода. Это тоже была одна из идей Миля: создать автономный научно-исследовательский центр, в котором инженерная элита будет сочинять, проектировать и испытывать новые, невиданные модели вертолётов. Авторитет Миля был в то время настолько прочен, что мечта очень быстро стала реальностью. Вертолётный наукоград, построенный  в 25-и километрах от Москвы, заработал.

     Кинохроника и фотографии: работа в КБ, чертежи, эскизы, сборочные цеха,
     настольные макеты вертолёта В-12.
     ЗК голос Ю. Степанова:
     - Всё складывалось одно к одному. Михаила Леонтьевича Миля считали сверхудачливым — как же иначе объяснить беспрецедентный в авиации факт: все вертолёты, созданные в его КБ, пошли в серию и летают до сих пор? И вот в 1963 году по заданию правительства СССР Миль приступил к созданию самой уникальной машины – двухмоторного вертолёта В-12. Такого вертолёта в мире ещё не было. По задумке Миля эта машина грузоподъемностью 40 тонн должна была доставлять бомбы к ядерным бомбардировщикам. Основной фактор безопасности во время возможной ядерной войны – это подвижность, размышлял Миль. Поэтому нужны мощный вертолёт на одном конце поля и самолёт на другом. Такую же концепцию разрабатывали в США. Фирма «Боинг»  строила тяжёлый вертолёт HLH. Однако он даже не взлетел.
В СССР на конструкторские расчёты и создание первой опытной модели ушло более пяти лет. Весной 1967 года увидеть первый полёт В-12 на испытательный комплекс в Панки съехались создатели вертолёта, представители НИИ, заводов и смежных предприятий, Министерства авиационной промышленности и, естественно, военных. Вертолёт выкатили из ангара, он оторвался от земли, повис в воздухе и…

     Хроникальные кадры: «пляшущий» в воздухе В-12 (такие кадры есть в
     отчётах лаборатории М. Миля).

     Вагон едущей электрички, Ю. Степанов быстро идёт по вагону, садится у окна
     и продолжает рассказывать:
     - … в конце концов, опустился на землю, завалившись на правый бок и ломая шасси. Столько надежд рухнуло! Михаил Миль страшно переживал эту неудачу. Он оказался в больнице и исправлениями всех недостатков вертолёта руководил уже оттуда.

     Ю. Степанов вновь сидит на скамейке у здания больницы. Смотрит на окно, за
     которым видна фигура лысоватого человека в больничном халате. Позже -   
     хроника показательных полётов вертолёта В-12 на авиасалоне 1971 года в Ле
     Бурже.
     Ю. Степанов рассказывает:
     - Счастливая звезда не подвела Миля. В-12 всё-таки поднялся в воздух. За короткий срок на этой машине было установлено восемь мировых рекордов. Главный из них – рекорд грузоподъемности: в 1969 году В-12 поднял на высоту 2250 метров груз весом 40 с половиной тонн. Это достижение занесено в Книгу рекордов Гиннеса и уже 40 лет остаётся непревзойденным. Демонстрационный полёт В-12 на Международном космическом авиасалоне в Ле-Бурже в июне 1971 года Михаил Леонтьевич уже не увидел. Последний триумф Миля состоялся без его автора.

     Фотографии Сикорского, Пясецкого и других иностранных авиаконструкторов.
     ЗК возбужденные голоса:
     - Зрелище вертолёта В-12, величественно и удивительно тихо плывущего над Ле Бурже, заставляет задуматься: неужели почти всё вертолётостроение шло по неправильному пути около двух десятилетий?
     - В США разработка такой машины стоила бы 200 миллионов долларов, что немыслимо!
     - Дебют русского транспортного вертолёта В-12, несомненно, расшевелил вертолётостроение во всём мире.

     Фотография постаревших М. Миля и П. Руденко, сидящих в садике на своей
     даче.
     ЗК голос Ю. Степанова:
     - Эта машина будет лучшей из того, что мне удалось создать, верь мне.
     ЗК женский голос:
     - До конца своих дней он с упоением и страстью занимался любимым делом. В работе было его счастье.

     Стремительный проход по больничному коридору (движение камеры по коридору
     и звук шагов, словно это идёт человек).
     ЗК голос Ю. Степанова:
     - Давление мне ещё не мерили, но я верю, что оно 120 на 60, а если сейчас и не такое, неважно, оно было таким. И теперь, в этот раз, я уже не погибну. Были бы ты и дети здоровы. Романс окончен. Это письмо нужно было написать красивыми буквами на хорошей бумаге. Если не понравится, всё же сохрани это письмо для меня. Целую, твой Миша.

     Коридор заканчивается, распахивается дверь, в глаза бьет ослепительный 
     свет.

     Изображение фокусируется на В-12 в Музее авиации. Ю. Степанов, стоя рядом
     с вертолётом, рассматривает машину, рассказывает:
     - Все, в том числе и военные, отказались от этого чуда. Но оно подняло вертолётную отрасль на новую высоту и указало направление движения. Потому что Миль создал задел на десятилетия вперёд. И его нельзя разбазарить, посадить отечественное вертолётостроение на мёртвую цепь. Вертолётам марки «МИ» предстоит долгая, счастливая жизнь.

     Интервью с Генконструктором ОАО «МВЗ им. Миля» Алексеем Гавриловичем
     Самусенко, рассказ о достижениях МВЗ им. Миля и современных моделях МИ.

     Ю. Степанов по-прежнему стоит перед макетом вертолёта-гиганта. Актёр
     словно в воображении видит летящий В-12 и вокруг него – все старые и новые
     модели МИ, гражданские и военные. Компьютерным монтажом нужно сымитировать
     сцену вертолётной атаки из «Апокалипсиса», только место американских машин
     должны занять российские модели.
     Сцена общего полета машин идёт под концерт С.Рахманинова №1 fis-moll, 
     часть III, c 6 мин. 41 сек до конца (30 сек).   

                ТИТР  «ИНТЕРМЕЦЦО»

     Ю. Степанов вместе с мальчишкой лет пяти-шести запускает   
     игрушку-«вертолёт». Вверх взмывает пластмассовая вертушка, пущенная при
     помощи резинового рычага.
     ЗК голос Ю. Степанова:
     - В-12 замер на вечной стоянке в Музее авиации и космонавтики. Но это не означает конец идеям отечественного вертолётостроения.

     Ю. Степанов и мальчишка смотрят вверх. Камера опрокидывается, смотрит в
     небо. На экране возникают раскручивающиеся лопасти большого вертолёта.
     Ощущение, что люди смотрят снизу на взлетающую машину.

     Ю. Степанов и мальчик удаляются по лётному полю, оживлённо беседуя.

     ЗК голос Ю. Степанова:
     - Однажды родится «новый Миль», который так же вдохновенно и без оглядки на личную выгоду использует для завоевания новой вершины свои способности и амбиции современной власти. Мы еще не знаем, кто он, этот будущий счастливчик. Но мы знаем, что сказал о нём один мудрый писатель: «Счастлив тот, кто считает себя счастливым».

                ТИТР «1ОО-ЛЕТИЮ МИХАИЛА ЛЕОНТЬЕВИЧА МИЛЯ ПОСВЯЩАЕТСЯ»

     Шум рассаживающихся в зале зрителей. Стук дирижёрской палочки по пюпитру.
     Звучит музыка Ф. Шопена, этюд f-moll  Ф. Шопена в исполнении А. 
     Рубинштейна (фортепиано).

                ФИНАЛЬНЫЕ ТИТРЫ



                *   *   *


Рецензии
Интересно,узнала много
нового.
Написано грамотно,
Удачная работа.
Доброго Вам здоровья!

Елена Печурина   18.01.2017 18:37     Заявить о нарушении
Спасибо за чтение сценария. Такое чтение не каждому по плечу.

С уважением,
Сергей В. Бурлаченко

Сергей Бурлаченко   18.01.2017 19:13   Заявить о нарушении