Лакуны эпох

                Продолжение
  Карл Маркс был одного рода-племени с Моисеем - из левитов.
  До шестилетнего возраста, когда его крестили, Карл Маркс носил имя Мордехай Леви.
  Его дедушка был "династическим равви", - это занятие наследовалось из поколения в поколение.
  Семейную традицию нарушил отец Мордехая, став адвокатом. И поскольку местность, в которой жила семья, перешла от Франции к Пруссии, ему пришлось принять христианство, так как евреям в Пруссии не разрешалось заниматься юридической практикой.
  Со временем он "перевел" в христианство и всю свою семью. По некоторым сведениям, после кончины матери, которая была категорически против перемены вероисповедания сыном, и особенно - внуками.
  Маленький Мордехай, ставший Карлом, проникся к Христу любовью, о чем, уже будучи гимназистом-старшеклассником, написал сочинение на тему "Единение верующих со Христом(по Евангелию от Иоанна)". В нем он, в частности, писал:"Сочетание с Христом состоит в самом тесном и живом единении с Ним. В том, что мы всегда имеем Его перед глазами и в сердце своем. И проникнутые величайшей любовью к Нему, обращаем в то же самое время  сердца наши к нашим братьям, которых Он тесно связал с нами, за которые Он также принес  себя в жертву".
  Однако в юности мировоззрение Маркса коренным образом изменилось, и он вообще стал отрицать любую религию, считая ее опиумом для народа, поскольку, по его мнению, вера лишь дает иллюзию счастья, а не само счастье,- за счастье надо бороться, и вся история показывает, что она есть ни что иное, как постоянная классовая борьба.
  Маркс и Моисей - это два титана на взаимоисключающих полюсах не просто одного рода- племени, но и путей развития общества. Оба титаны мысли, родоначальники Законов, которые повлияли на судьбы людей во всем мире.
  Правда, в отличие от Моисея, о жизни Маркса нам известно, если не все, то многое:о его семье, жене, детях, внебрачных связях. А жизнь Моисея так и осталась полной нераскрытых загадок. Мало того, что даже неизвестно, где могила его, так неизвестно и что стало с его женой Сепфорой, и, в сущности, с его сыновьями - тоже.
  Хотя здесь некий проблеск все же имеется. По крайней мере, можно быть убежденным, что они выросли и имели потомство. Подтверждением этому мы находим в первой книге Паралипоменон, в главе, в которой рассказывается о распределении царем Давидом"обязанностей священников, а также назначил особое служение лицам и семействам левитов".
  В число тех, кто "смотрел за сокровищами дома Божья и за сокровищницами посвященных вещей" были- "Шевуил, сын Гирсона, сына Моисеева,- был главным смотрителем за сокровищницами. У брата его Елиезера сын Рехавия, у него сын Исайя, у него сын Зихрий, у него сын Шеломиф.
  Шеломиф и братья его смотрели за всеми сокровищницами посвященных вещей, которые посвятил царь Давид и главы семейств и тысяченачальники, стоначальники и предводители войска. Из завоеваний и из добыч они посвящали на поддержание дома Господня. И все, что посвятил Самуил пророк, и Саул, сын Киса, и Авнир, сын Нира, и Иоав, сын Саруи, все посвященное было на руках у Шеломифа и братьев его"(1Пар.,26:24-28).
  В общем, ничем выдающимся  потомки Моисея не отличились, в какой-то мере они были просто "завхозами", да и могло ли быть иначе, когда отец - титан, у которого не могло быть преемника или преемников такой же силы мысли и духа, ибо титаны рождаются раз в столетие или в несколько веков?
  Парадокс в другом:Аарон в сравнении с Моисеем был ничем не примечательной личностью, но после того, как он был назначен первосвященником(жрецом-коэном), даже его сыновья и их потомки приобрели огромное влияние и вес. И по сию пору принадлежность к роду Аарона-коэна - это как знак высшей пробы, уважения и почтения.
  В Иерусалиме на Песах ежегодно собираются коэны со всего мира, чтобы у Стены Плача совершить общую молитву в соответствии с ритуалами , которые проводились в обоих, когда-то существовавших Храмах. В нынешем году в ней участвовало пятьдесят тысяч человек.
  Остальные левиты принимать участия в ней не могут. Наверно, даже если бы вдруг материализовался сам Моисей, он вынужден был бы остаться в стороне.
  Мне кажется, что Моисей вообще был не самым счастливым человеком с тех пор, как его нашел Бог и заставил заниматься тем, чем Моисей явно не хотел заниматься, поэтому поначалу и препирался с ним и не соглашался.
  И отношение Бога к Моисею, если судить по Библии, было чаще всего не очень милостивым. Пожалуй, даже с самого начала. Вот Моисей уже согласился на миссию, которую ему навязал Бог, и отправляется в Египет с женой Сепфорой и двумя сыновьями, и вдруг Бог  грозится убить его.  С чего вдруг? А кто бы тогда выполнил Божье задание?
  Здесь явно концы с концами не сходятся. Здесь, если не сам Ездра, то кто-то другой, такой же одержимый, придающий особое и непреложное значение союзу с Богом путем обрезания младенцев, внес этот эпизод для устрашения паствы. Смотрите, что с вами будет, если не станете соблюдать эту традицию. Если Бог готов был умертвить самого Моисея, то с вами и подавно не будет церемониться.
  Спасла мужа Сепфора, которая, схватив каменный нож, обрезала младенца.
  На ней Моисей, как известно, женился, когда убежал из Египта, боясь наказания за убийство египтянина, и стал пастухом у Рагуила(а в другом месте Библии он назван уже Иофором), Мадианитянского жреца и князя. И, кстати, и самого Моисея приняли за египтянина, что лишний раз свидетельствует о том, насколько далек был Моисей от евреев даже своим внешним видом.
  Что касается разного имени тестя Моисея, то такое разночтение в именах вообще характерно для Библии. То ли это ошибки переписчиков, то ли свидетельства корректировок текста различными авторами, "творчески" перерабатывающих его. В том, как изложена история с той же Сепфорой, чувствуются целые пласты лакун, которые так никто и не удосужился заполнить.
  И, судя по всему, не случайно. Кто такие были Мадианитяне? Их считают потомками четвертого сына Авраама от Хеттуры - Мадиана. Они жили на северо-западе Аравии, в пустынной местности,- от Моава на севере, до Красного моря на юге.
  Отношения между Иофором и Моисеем были прекрасными. Когда тесть приезжает в гости к Моисею, уже совершившему Исход из Египта, тот встречает его как самого дорогого гостя, кланяется ему и целует, а потом на встречу с ним, чтобы выказать ему почтение, собираются все старейшины израильских родов.
  И тут мы снова имеем дело с явными лакунами текста. Иофор прибыл к Моисею с его женой и детьми. И после этого сообщения они вообще исчезают из повествования. Целая пропасть развертывается между эпизодом, когда Сепфора идет с мужем и детьми в Египет, и теперь, когда она с отцом и детьми возвращается к Моисею. А что происходило весь этот период времени? Когда Сепфора ушла из Египта? Или вернулась к отцу во время Исхода? Осталась ли она после возвращения отца домой с Моисеем? Что с нею вообще произошло, потому что больше мы о ней ничего не слышим?
  Вопросы остаются без ответа, как и о Эфиоплянке, вдруг возникшей из упреков сестры Моисея Мариамь и Аарона:зачем взял ее в жены? И о ней в Библии больше ни слова.
  Эта интригующая история породила немало всяких легенд, в частности, о том, что Сепфора якобы и была этой самой Эфиоплянкой, темнокожей  Мадианитянкой.
  Конечно, такое утверждение просто абсурдно. Моисей давно был женат, имел сыновей, и с чего бы вдруг сестра и брат начали  упрекать его за давнюю женитьбу?
  В истории с Эфиоплянкой явно кроется что-то другое. Явная эта сумятица и невнятность,- я уверена в этом,- внесены в Библию при позднейшем редактировании. И в то время, когда отношения израильтян с Мадианитянами уже были испорчены. Когда израильтяне стояли станом у Моава, они "спутались" сначала с его дочерями, а потом и дочерями Мадианитян, и вместе стали поклоняться их божествам, в частности, Фегору-Баала. И за это Бог израильтян велел предать всех блудящих казни, а Моавитян и Мадианитян навсегда считать врагами.
  Не потому ли и исчезла  из Библии Сепфора-мадианитянка? И появилась мифическая, но более "подходящая" Эфиоплянка?
  По легенде, Царица Савская, побывавшая в гостях у царя Соломона, понесла от него и родила сына. В этом убеждены и сами эфиопы:225 царей, правивших Эфиопией, считали себя потомками царя Соломона. Так что Эфиоплянка была, по мнению авторов Библии, вполне достойной женой Моисея, какой и должна была быть спутница Моисея, а не какая-то Мадианитянка.
  Разумеется, это всего лишь моя версия, но она вполне имеет право на жизнь, и представляется куда  более реальной, чем "скрещивание" двух женщин в одну.
  Надо отметить, что и у первых христиан было традиционно теплое отношение к эфиопам, перенятое от Иисуса Христа. В одном из обращений к народу Он, в частности, сказал:"Царица Южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она  приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой;и вот, здесь больше Соломона"(Лк.,11:31).
  А в "Деяниях" Апостол Филипп по совету Ангела Господня крестит Ефиоплянина, евнуха, вельможу Кандакии, царицы Ефиопской, хранителя всех сокровищ ее, приезжавшего в Иерусалим для поклонения(Гл.8).
  Не можешь не поражаться в очередной раз, насколько новозаветные истории переплетены со старозаветными.
                Окончание следует


Рецензии