Настоящее сокровище. Прялка - ось мира

               
   В быту мы используем невероятное количество предметов, и наделять особым значением какой-то один мне и в голову не приходило. Но когда вплотную занялась историей вопроса о крестьянском мироустроении, была удивлена чрезвычайно. Оказывается, весь дом словно бы «навивается» вокруг единственной оси, коей является прялка. Да-да, не удивляйтесь!
   Сама Г-образная форма достаточно символична: она объединяет горизонталь с вертикалью в единое целое. Земное, бытовое мышление и устремление ввысь, к духовности явлены вместе. Здесь, на прялке, из бесформенного комка волокон под руками мастерицы рождается нить – нить судьбы, которая ляжет в основу будущего полотна – ткани жизни. Прядение, как сакральное действо, воспринималось мистически, имея под собой рациональную основу. Суть в том, что если хозяйка искусная пряха и ткачиха, нитку прядет тонкую и ровную, ткань выходит добротная и плотная, то это говорит о её гармоничном состоянии внутри, добром нраве и устойчивости психики. У нервных и вспыльчивых в изделии видны огрехи и шероховатости. Такая женщина и детей будет воспитывать на тычках и затрещинах и мужу прекословить. Далеко ли до беды?...
   В коллекции старинных вещей музея г.Лальска мне довелось увидеть одну прялочку с примечательной надписью: ПрЕди и помни. Раньше звучало: прЕдение, прЕсть, прЕстница (прялка), а не « прЯсть».  В слове «преди» угадывается «предвосхищай, предчувствуй, предусмотри»… Таким образом, предвидение и творение дальнейшей судьбы семейства было уделом пряхи – хозяйки и « княгини» в доме. А хозяин – «князь молодой», должен обеспечить достаток. «Муж припасет, жена на стол принесет,»- говорили в народе.
Помнить же полагалось  мужа, брата, отца или заботливого дядюшку, с тщанием и любовью изготовивших украшенную резьбой и росписью прялку для молодицы - хозяюшки.
   Моя прялка-корневуха сделана из цельного куска дерева: донце – еловый корень, лопатка – ствол. В соответствии с архангельско-вологодской традицией размеры её внушительны: донце 55х15 см, стойка высотой 35см, лопатка – 50х32 см. По верху – корона из пяти кружочков на ножках с символической «жемчужиной» сверху и резными 8-лучевыми солнышками спереди, окрашенными в разные цвета ( крайний слева кружок утрачен). По краю лопатки пущена резная тесьма из разноцветных треугольников. На общем красном фоне вырезаны два «солнца» - большое и маленькое, по углам – четвертушки, по бокам – половинки «солнц». Из нижнего, как из зерна, прорастают две ветви с синими, бело-розовыми и желтыми цветами. Верхняя треть стойки выполнена в круглый рубчик зеленого цвета с темно-синими бороздками, нижние 2/3 – зигзагообразный треугольный рельеф с чередованием темно-синих и оранжевых элементов. Примерное время изготовления – 1920 – 1930 г.г.
   Большая добротная вещь говорит о той значимости, которую имела прялка в крестьянском быту и мировоззрении. В ней – все знаки созидания и плодородия, гармонии мужского и женского начала. Вот она – такая простая прялка…


Рецензии
Очень интересно, я с детства пряду и на веретене и на прялках, ножной и электрической.Живу в городе более 30 лет, но прясть не перестала.Это точно, пряжа будет ровной если садишься прясть в хорошем настроении А пряду и пух и шерсть.
Моя бабуля пряла на веретене, и садясь прясть, сначала почитает молитву и перекрестится. Как жаль я не узнала , какую молитву она читала. Пряжа у нее была всегда ровной.

Любовь Харланова   24.07.2016 20:57     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.