Деревенские вечера

   Наполненными впечатлениями и делами были в деревне не только наши бесконечно длинные детские дни, но и вечера. Эти вечера проходили в полумраке, так как электричества сначала вообще не было, а потом было, но с перебоями, да еще оно, это электричество, зависело от погоды — сильного ветра и грозы, так что освещение было за счет керосиновых ламп.

   Лампа, что стояла в комнате посреди стола, казалась очень красивой. Резервуар для керосина внизу лампы был прозрачным, стеклянным, и не просто стеклянным, а рельефным. И тонкий стеклянный колпак, которые одевался на лампу был высокий и торжественный. Лампа освещала хорошо только стол, остальное помещение комнаты было погружено в полумрак, учитывая, что темнело там рано и ночи были жутко темные, хотя и с лохматыми многочисленными звездами. Когда была полная луна, то она висела на небосклоне очень низко, огромная-преогромная, и заглядывая к нам в окна, только наводила ужас.)))

   Часть вечера мы проводили за этим столом, читая книги из местной библиотеки или уже купленные в замечательном книжном магазине в районном центре. Иногда весь вечер крутили ручку патефона, слушая пластинки. Много замечательных песен мы тогда слушали и узнали много замечательных исполнителей этих песен. Это были  и романсы в исполнении Шаляпина. «Гори, гори, моя звезда» до сих пор один из любимых мною романсов. И песни Руслановой, когда мы ей хором подпевали «Валенки, валенки...»))). И популярная тогда песня «Голубка»...

   Была пластинка с записью каких-то комиков. Какая-то детская пластинка...

   Запомнилась еще одна пластинка. На одной стороне которой был записан вальс «Дунайские волны», а на другой — какой-то могучий хор исполнял песню «Амурские волны». По радио шла раньше передача, в которой диктовали слова популярных песен и разучивали эти песни. Так папа записал для меня слова «Амурских волн» и я самозабвенно подпевала этому могучему хору.

   А еще мы очень любили слушать вечерами  различные радиоспектакли или просто отрывки из книг, которые читали нам по радио. Очень долго в деревне радиоприемник был в виде большой черной тарелки. Совсем такой, какой можно увидеть в старых фильмах про войну или блокаду, его поменяли на более современный тогда, когда мы уже были подростками.

   Одним из вечерних развлечений всей нашей детской компании, было рассказывание страшных и не страшных историй. Мы залезали на русскую печку на кухне, (как ни странно, но помещались все!))) и тут уж давали волю своей буйной фантазии в рассказах.

   И еще на печке мы устраивали себе теневой театр! Старший брат научил нас так складывать руки, что отбрасываемые на стену тени от наших рук выглядели то петухом с огромным хвостом, то козлиной головой, то еще какими-то причудливыми фигурами, что мы разыгрывали с помощью теней на стене небольшие сценки. Было очень весело!

   Когда мама приносила из сеней большой таз, ставила его на кухне на пол и наливала в него теплой воды из чугунка из печки, мы уже знали, что пора мыть ноги и ложиться спать. На кроватях, стоявших вдоль стен, спали взрослые. А для нас, детей, стелили на полу перину, поперек которой помещалась вся наша компания. С одной стороны перины были подушки, огромные с красивыми ситцевыми наволочками. Но подушек, несмотря на их огромное количество, хватало не на всех и тогда в ход шли ватники, которые висели на гвоздиках за печкой (младший брат их почему-то называл «царевны»))). Еще какие-то «царевны» стелили под ноги старшим детям. Всё это накрывали голубоватыми от синьки шершавыми простынями. А нас накрывали тяжелыми ватными одеялами.

   Вечером эти одеяла явно были лишними, но под утро, когда свежий и прохладный воздух заполнял комнату сквозь открытые окна, чувствовалось, что одеяла хватает не всем. Рано утром кроме прохлады, нас будила еще и кошка. Она была маленькая, камышового цвета с желтыми пятнышками. Она много лет жила у бабушки. Так вот эта кошка каждое утро прыгала с улицы в открытое окно комнаты, держа в зубах слегка придушенную мышь.

   Кошка считала своим долгом показать свою добычу всем нам, тычась нам в лицо своей мордой с мышью. А иногда она клала эту мышь рядом с нами на подушку. Можете себе представить с каким визгом и криками мы просыпались и будили всех. Всех, кроме бабушки!!! Та уже хлопотала во дворе и на кухне.

   Одно время отец с дедом строили нам за домом перед огородом шалаш. Они вбивали колья и делали каркас шалаша. А затем нарезали ивовых длинных веток у речки и выстилали ими крышу и стены шалаша. На землю-пол укладывалось сено. Приносились подушки и одеяло из дома и мы ночевали в шалаше, наблюдая за звездным небом пока не уснем.

   В шалаше спать было лучше всего! Засыпая мы вдыхали аромат свежего сена, запах веток, всей земли... Слышались какие-то ночные шорохи и щебетанья. Всё было так замечательно... пока не начинался дождь!!))). Тогда мы, подхватив подушки и одеяло, бежали в дом и укладывались как придется.

   Когда мы стали постарше, откуда-то появилась военная палатка. Небольшая. Ее поставили в саду под яблоней на невысоком деревянном возвышении. Дождь нам стал не страшен. Но появилась другая проблема! Если дождь был с грозой, то к нам в палатку, застегнутую на все навесные пуговки, правдами и неправдами влезал наш здоровый мокрый пес. Он очень боялся грома и прятался от него у нас. Сначала пес пытался улечься в один ряд с нами, но поняв, что места просто нет, он растягивался на подушках у нас над головами.

   В общем, в деревне скучать нам не приходилось ни днем ни  ночью!)))


Рецензии
Очень хорошо передана атмосфера деревенского детства. Будто окунулся в те далекие времена.
Прочел с удовольствием...
Спасибо автору!

Виктор Кочетков   30.07.2014 11:43     Заявить о нарушении
Виктор, спасибо Вам за отзыв. Очень рада, что Вам понравился мой рассказ. Я с удовольствием сама вспоминаю свое детство, особенно, время, проведенное в деревне.

Иванова Татьяна 99   31.07.2014 01:54   Заявить о нарушении