Слово

В средине семидесятых годов двадцатого  века, летом, я приехал на новое место жительства, в небольшой сибирский город N-ск. В этом городе жил мой старший брат Анатолий. Он, с семьёй из трёх человек, жил в отдалённом микрорайоне.

Брат работал на стройке в бригаде электромонтажников, бригадиром. За хорошую работу, профсоюзный комитет треста, в котором он работал, выделил ему в новом микрорайоне двухкомнатную благоустроенную квартиру.      

В этой квартире они жили третий год . Алла, его жена, превратила её в настоящее произведение искусства. Каждый год, перед уходом в отпуск, она делала в ней ремонт. Стены в квартире, окрашенные краской ПХВ, радовали своей красотой.

Все три окна их уютной квартиры,  были безупречно окрашены в белый цвет.  О полах, окрашеных коричневой краской, а  сверху покрытыми прозрачным лаком, я просто молчу, они блестели как зеркала.

Анатолий был старше Аллы,  на семь лет. В свои тридцать три года, он выглядел лет  на двадцать пять . Он не курил табак. Может быть, это и было разгадкой его  "молодости"?...Не знаю.

У них рос сын. Славику, так звали их сына, исполнилось шесть лет, когда я приехал в N-ск. Честно скажу о том, что мне и моим двум младшим братьям, пришлось принять участие в его воспитании. Почти четыре года, он жил в нашей семье. Наша семья жила тогда в  небольшой сибирской деревне, на западе Читинской области.

Свежий деревенский воздух, молоко, и деревенское приволье, благоприятным образом подействовали на организм нашего племянника. Он рос крепким ребёнком, никогда не болел . Анатолию было жаль его забирать к себе, в город. 

 Славик не хотел уезжать из деревни. Сколько слёз он пролил из-за этого?! Но в один прекрасный момент, родители приехали за ним в деревню, и увезли его в город  N-ск. Не знаю почему, но в день
приезда, я чувствовал себя в квартире брата дискомфортно. Мне казалось, что её стены "сдавливают"
моё физическое тело. Может быть, я чувствовал себя так из-за того, что раньше, я никому и ничем не был обязан?

В этот день, часто подходил к окнам, смотрел с грустью на улицу, и думал о том, что немного поработаю на стройке, а потом на работе буду добиваться койко-место в строительном общежитии.

Комната, в которой мне предстояло прожить неизвестное мне время, выглядела так: возле комнатной двери, выкрашенной белой краской, с левой стороны стоял раскладной диван, на котором спал Славик. Возле левой стены, стояла стенка  "под орех"; возле правой стены,  стоял полированный стол ; он был окрашен, в такой же цвет, что стенка; возле окна стоял цветной отечественный телевизор.
 
На стенах комнаты были укреплены  две картины- чеканки. Я забыл сказать о том, что на полках стенки, стояли художественные книги. В одном её отделе, стояла красивая посуда и хрусталь. Стену, возле дивана, украшал красивый ковёр.

Был поздний вечер. Давно  прошла по телевизору передача для детей "Спокойной ночи, малыши". Славик сидел на диване и смотрел , идущий по телевидению  художественный фильм. Я , в который уже раз, подошёл к открытому комнатному окну. Во дворе, на большой площадке, видел со всех сторон панельные пятиэтажные дома, которые называли " хрущёвками". Возле дорожки, между домами, стояли несколько железных мусорных контейнеров. Кто-то из ребятишек поджёг мусор в  них. Синий дым лениво поднимался из них вверх,  отравляя собой окружающее пространство. Возле всех домов, зеленели остриженные кусты акаций.   

По асфальтированным дорожкам  прогуливались жители домов. На лавочках, перед подъездами, как всегда, сидели  пожилые женщины. Рядом с ними, на детских площадках играли в песочницах ребятишки. Из открытого окна квартиры, что находилась в соседнем доме слышна была песня, которую пели загулявшие люди:-

  Листья жёлтые над городом кружатся.
  С тихим шорохом, под ноги к нам ложатся. 
  И от осени не спрятаться, не скрыться.
  Листья жёлтые, скажите, что вам снится?...
 
 Мне было грустно, когда я слушал песню, которую любил петь  с  друзьями.
Я вспомил  о том, что произошло недавно.   Острая боль от того, что пришлось  пережить недавний уход из жизни отца, прошла, но чувство грусти, поселившееся в душе, напоминало мне опроизошедшем событии.

К этой грусти добавлялась боль, оставшаяся в душе после разрыва моих отношений с Еленой, бывшей моей одноклассницей, в которую я был влюблён в старших классах нашей деревенской школы.

***

 -Слава!-слазь с дивана,- отвлекли меня от моих мыслей слова невестки, которые она сказала сыну, когда вошла в комнату.- Завтра тебе рано вставать! Дядя Серёжа отведёт тебя  в садик. Я расстелю вам постель. Места на диване вам хватит. Дядя Серёжа пока поживёт у нас. На диване десять человек могут спать! Он большой. Одеяло у вас -большое! Не замёрзнете. Оно ватное! Простынь постелила чистую. Подушка у вас  будет одна на двоих. Вам придётся некоторое время  спать на ней по очереди. Немного  потерпите!

- Как одна на двоих?- возмутился Славик? Нас, с дядей Серёжей - двое, а подушка одна!
Как мы будем спать?

- Молча!-недовольно ответила сыну Алла.- Вы с дядей Серёжей по очереди будете спать на ней. Один будет спать на подушке, а второй будет спать на головашках.
 
- Какие головашки? Не хочу спать на головашках!- запротестовал  Славик.
 
-Простые головашки!- невестка не собиралась церемониться с сыном. - В головы вам буду стелить
пальто или одеяло. Головашки ещё мягче получаются, чем подушки.

Спроси дядю Серёжу о них. И дядя Серёжа, и отец , когда были маленькими, спали на головашках.
Их семья была большая, подушек на всех не хватало. Они с отцом спали на полу. Баба Лена расстелит им постель на полу, под головы положит  вместо подушек головашки, и они спят. Так они и выросли! А ты мне заявляешь : " Не хочу спать на головашках! Тоже мне, принц  датский  нашёлся! Кто тебя спросит? Хочешь ты спать на них или не хочешь? Деньги на работе получим, куплю тебе подушку.
А пока, на головашках поспите! Немного потерпеть можно! Ничего с вами не случится!   

Слово головашки, когда-то бывшее для меня привычным заставило меня улыбнуться.

Брат рассказывал жене часто о нашем детстве. Алла долго смеялась над этим словом, когда услышала его в первый от него. Неизвестно почему, но и мне это слово показалось смешным, когда я услышал его от неё. Я чуть было не рассмеялся,  вспомнив о том, как мы с братьями частенько спорили вечерами о том, кто будет спать на подушке.   

Смешное слово "головашки", я услышал в детстве от своей матери. Анатолий, мой старший брат, часто вспоминал о том, как ему приходилось мирить нас, своих младших братьев, из-за  единственной подушки. Каждому из нас, троих его  младших братьев, хотелось спать  на ней. Чтобы мы не ссорились, мать каждый вечер говорила нам, чья очередь спать на подушке.

Теперь, нам с племянником приходилось " делить" подушку. Я видел , что ему не нравится спать, когда мать ложила в головы пальто или сложенное в несколько рядов тонкое одеяло. Он усмехался и говорил презрительно : - Снова мне на головашках спать!
 
Как старший по возрасту, я частенько разрешал ему спать на подушке, когда  подходила моя очередь спать на ней. Племянник целый месяц спал на ней...и забыл о том, что мы с ним должны спать на ней по очереди. 

- Слава,- как-то сказал я ему.- Ты целый месяц спал на подушке, а я на головашках. Сегодня, я буду
спать на подушке, а ты будешь спать...на головашках. Головашки...головёшки,- проговорил я,  похожее   слово, и засмеялся. Мне стало смешно, я смеялся, наверно, целую минуту.
   
Мой непроизвольный смех над словом, который показался мне смешным, обидел племянника.

- Головашки, головёшки,-повторил он мои слова, сбросив с дивана пальто и простынь, которые я положил ему в голову.

- Что тут происходит?- спросила меня невестка, когда услышала недовольный голос  сына.
- Алла- Стал я объяснять  произошедший конфликт, между мной и племянником.- Я целый месяц спал
на головашках. Сегодня хотел поспать на подушке, а Славка  устроил скандал из-за неё. Пусть спит тогда на подушке!

- Ага! Спит на подушке,- возмутилась невестка.- Ни стыда у тебя нет и ни совести,-  начала она ругать сына.- Дядя Серёжа целый месяц тебе разрешал спать на  подушке. Он в это время спал на головашках! Ты должен быть ему благодарным за это, а ты устроил скандал из-за неё. Я, сейчас, батьке расскажу обо всём. Ты, подушку целый месяц не увидишь как своих ушей! Я батьку позову!
 
- Не надо никого звать!- остановил я невестку.- Мы со Славкой разберёмся сами!

Невестка после моих слов ушла на кухню, а мы с племянником легли спать. Подушку  я уступил ему. Он отказывался от неё, но потом согласился спать на ней.
 
Много лет прошло с тех пор, но мне до сих пор становится смешно, когда вспоминаю слово головашки, которое услышал первый раз в далёком  детстве... Ничего  нет случайного в жизни...даже простое слово, каким бы смешным оно не казалось, потому, что за ним могут стоять...человеческие судьбы! 


Рецензии
Интересный жизненный рассказ.С уважением,Светлана.

Светлана Зимина 2   23.04.2016 04:39     Заявить о нарушении
Ув. Светлана!
Спасибо ВАМ за добрые слова!

С Уважением

Александр Андриевский   23.04.2016 06:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 25 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.