Проблемные очерки. Театр

Очерк 1. "Деньги в другом банке"

Когда я учился в театральном институте, нам, при каждом удобном случае говорили фразу: "У тебя деньги в другом банке". Для профессиональных артистов этот термин означает, практически полную профнепригодность. Смысл его заключается в том, что актер полностью отсутствует на площадке и занимается неуместными делами. Для более точного пояснения приведу историю, из которой термин этот вырос и прочно закрепился в лексиконе российских театральных деятелей. История проста и передается сугубо устно, порой, с добавлением новых фактов и даже диалогов. Расскажу ее в "очищенном варианте", потому что уважаю лаконичность.

На одном из занятий по актерскому мастерству в московском институте ученикам было дано задание тушить здание банка, в котором хранятся все их сбережения. Группа моментально среагировала, каждый начал что-то делать: Один звонил пожарным. Второй - побежал за песком. Третий - искал огнетушитель. И т.д. Лишь один человек из всей группы стоял, равнодушно "любуясь горящим зданием". Мастер попросил закончить этюд и обратился к этому ученику.
- Почему ты не предпринял никаких действий, чтобы спасти горящее здание?
- У меня деньги в другом банке. - Невозмутимо ответил тот.

Далее идет сугубо актерский вымысел, который к сути имеет отношения не больше, чем исполнение блатных песен в подъезде под гитару к органному концерту в оперном театре. Кто-то уверен, что парня мгновенно отчислили, иные утверждают, что в последствии он стал великим актером (дескать, осознане актерского мастерства приходит с опытом. "Эх, залихвацкая наша безудержная юность!") На самом деле, концовка не имеет ровно никакого значения, и я попытаюсь объяснить почему.

Вне зависимости от того, отчислен ли был этот актер или обрел мировую известность, он в самом начале своего пути обладал той неприятной актерской чертой, как кабатинство. Термин этот тоже сугубо театральный и был придуман Константином Сергеевичем Станиславским, чтобы дать определение тем, кто "любит себя в искусстве, а не искусство в себе". Человек, не работавший никогда в театре, наверное, немного запутался, поэтому мысль свою я разверну более подробно, для полноты и ясности. Испокон веков повелось так, что на сцену выходили только харизматичные и темпераментные люди. Сама суть актерского ремесла заключается в том, чтобы выходить ежедневно на суд сотен зрителей, под внимательные и критичные взгляды. Находясь в этом напряжении, единственная спасительная ниточка любого актера (я подчеркиваю, ЛЮБОГО) заключается в положительной реакции зала. Если зал реагирует, происходит полноценный диалог, налаживается внутренняя незримая связь между партером и сценой. Оттого артист старается работать более темпераментно, острее воспринимает и точнее обыгрывает свои оценки, немного преувеличивая важность происходящих событий. Другими словами, каждый одобрительный смешок, всеобщий вздох или гудение в зале, для артиста, как плетка для скаковой лошади, бьет звучно и больно. Именно в такие моменты и проявляются личные актерские качества и профессионализм. Только так можно обнаружить степень "кабатинства" актера. Если артист поддается этой минутной славе и начинает раздвигать рамки своего рисунка до немыслимых пределов, опускаясь до примитивного кривляния (это очень частое явление даже для трижды народных и перезаслуженных артистов), то такого артиста я предлагаю брать за обшлага и аккуратно выводить со сцены, а то и совсем из театра.

Уверен, Вы зададитесь вопросом, к чему я все это и как случай с "деньгами в другом банке" можно отнести к кабатинству? Очень просто. Артист, который получает точное задание от своего режиссера всегда работает на общую идею, являясь лишь частью огромного полотна, выполняя в нем определенную функцию. Вне зависимости от масштаба роли, будь то сторож из "двенадцати стульев" или король Лир из одноименного произведения, каждый обязан работать так, чтобы его собственная личность не перевешивала основную идею. Понять это и смириться может не каждый. С опытом это, к сожалению, тоже мало кому приходит в голову. Каждый считает себя главнее других, с остервенением играя свои большие и маленькие куски, разрывая цельную оболочку спектакля. Актеры, в ходе систематического проигрывания одних и тех же пьес, придумывают себе новые обстоятельства, не согласовывая их с режиссером, пробуют их прямо на площадке и опираясь только лишь на реакцию зала, культивируют в своем персонаже, порой, самые  не сопоставимые качества. По задумке режиссера Киса Воробьянинов алчный эгоист, на десятый спектакль он превращается - в трусливого дурака со странностями. Почему? Потому что зал охотно реагирует на реплики и рисунок роли меняется вместе с артистом, которому удобнее играть так, как его лучше принимают. То же самое и с Германном: по задумке - расчетливый циник, в последствии - параноик с трясущимися руками.

Отдельная история с женщинами. Артистки с самого начала карьеры преодолевают агрессивный напор конкуренток, причем, разных возрастных категорий. В отличие от мужчин, им кажется, что они могут сыграть КАЖДУЮ роль в спектакле. Женщины свято верят в то, что возраст, фактура, голосовые данные не имеют никакого значения, что зритель полюбит их в любом случае. Переубеждать их в этом глупо. Наряди всех в одинаковые костюмы, дай одинаковый реквизит, каждая найдет чем выделиться от других. Одна накрасит губы ярче остальных, вторая нацепит серьги побольше, третья подвернет подол, оголив ноги до самой створки, четвертая будет носить реквизит вверх ногами. Образы их видоизменяются с той скоростью, с какой олимпийские бегуны берут свое золото. При этом, многие из них, идеально сохраняют мизансцены, текст и даже режиссерские интонации. Молодые артистки стараются сделать своих героинь трепетными за счет того, что много мямлят и воображают на площадке, зрителям мужского пола это очень нравится, а идея спектакля откладывается до лучших времен или фестивалей. Артистки постарше к своим тридцати и выше берут нахрапом. Такая умеет разрыдаться в любой момент, перекричать стадион, если нужно, хохотать до ишемии и прочее-прочее. С такими артистками работать сложнее всего, они существуют так, словно ты их обслуживающий персонал на сегодня, а весь спектакль сегодня сугубо про нее. Александр Вертинский в свое время точно подметил в одной из своих песен, что "маленькие актрисы в горничных  играют королев". Повторюсь, это относится не только к тем, кто "таскает подносы" и "сидит возле пруда" (в "Лебедином озере" малозначительные лебеди), но и ко всевозможным Любовям Раневским, Вассам Железновым, Карменам, Гертрудам и Сильвам. В отличие от мужчин, которые и сами немало грешат вольными трактовками, женщины, практически поголовно на сцене занимаются самолюбованием и демонстрацией своих личных качеств, нисколько не задумываясь про главную концепцию полотна, в котором принимают участие.

Подведем итог. Термин "деньги в другом банке" не означает отсутствие у человека фантазии или предрасположенности к актерскому делу, он явно указывает на то, что актер этот пропал для мощного и коллективного явления Театра, как творец и стал для него постоянно ноющей болью в левом боку, совершенно, как у Ивана Ильича.

Апрель 2014 г.


Рецензии