Фантастическое в фольклорных рассказах Мценского,

ФАНТАСТИЧЕСКОЕ В ФОЛЬКЛОРНЫХ РАССКАЗАХ
МЦЕНСКОГО, ТРОСНЯНСКОГО РАЙОНОВ
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ТУЛЬСКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ

Булгаковские чтения. Сборник научных статей по материалам VII Всероссийской научной конференции с международным участием. - Орел, 2013. - С.182 - 188

Фольклорные рассказы нашего края – это не просто сказочные истории, создававшиеся крестьянским населением  для развлечения слушателей, собравшихся летним вечером на завалинке. Это сохранившаяся в памяти народа летопись его жизни, обычаев, верований, сокровищница повседневной философии, основа духовной общности и уникальности, объяснение основ устройства мира. В фольклорных рассказах мы ощущаем дыхание старины, которое вплетается в современность и показывает непрерывность течения народной жизни. При соприкосновении с ними трудно не отозваться на соприкосновение с народной поэзией, полной особой красоты. Сказочно-поэтическое восприятие мира совершенно не исчезает вплоть до наших дней. Отсюда временами в фольклорные рассказы проникают такие современные детали быта, как застава времён Великой Отече-ственной войны, клуб, велосипед, хотя всё же их события чаще всего относят к тому, что произошло с дедушкой, бабушкой и т.д.
Фантастический и реальный миры в фольклорных рассказах нашего края образуют единое целое. Зло является такой же полноправной его частью, как и добро. Наделённые необычными свойствами существа живут рядом с людьми и среди людей, параллельно ведя таинственный образ жизни.  Они не стесняются показываться людям, без всякого объяснения пугая или насмешничая над ними. Как правило, фантастические существа в нашем фольклоре имеют человеческий облик, женский или реже мужской, но способны оборачиваться животными. Есть и чисто животные персонажи, которые в дальнейшем своём развитии были «снижены» до более понятных, связанных с человеком образов. Принадлежность существа к фантастическому миру маркируется цветом. Чёрный обозначает, что оно принадлежит к посюстороннему миру (чёрная кошка, свинья и т.п.), белый – что оно связано с миром умерших (белый конь, старик, девушки и женщины в белом).
Наиболее распространёнными фантастическими персонажами фольклора наших мест являются ведьмы и колдуны. Чаще всего они живут среди людей и почти не скрывают своё отличие от них. В разных деревнях принадлежность человека к разряду подобных существ определялась неодинаковыми признаками. В деревне Нижнее Ущерево (Мценский район) определению некой женщины и её дочери в качестве ведьм способствовала их необычайная удача во всех начинаниях: «У неё все цветёт, растёт, дети и внуки хорошо устроились. И у дочери тоже». Опасение такого постоянного везения привело к тому, что никто не осмеливался брать воду из Ведьминого колодца, расположенного у дома женщин. Укреплению мнения о нечистоте их жизни способствовало видение белого коня, чей образ мы разберём дальше, который увидела одна из жительниц деревни на вершине куста сирени, растущего у упомянутого колодца. Также старая ведьма якобы превращалась в кошку.  В д. Счастливка (Мценский район), по рассказам старых людей, жили две ведьмы, которые во время цветения ржи летали над полем. Жители полагали, что тем самым они подпитывали свою силу.  Обитатели д. Шевелевка (Щёкинский район Тульской области)  опре-делили односельчанку в ведьмы якобы за то, что свидетели неоднократно видели, как в трубу её дома на бугре неоднократно влетал огонь, а затем из дома одинокой женщины доносились голоса и смех. Чтобы избежать проникновения нечистой силы в дом, они тщательно закрывали «бараны» в трубах с наступлением темноты.  Если в большинстве записанных рассказов жители деревень предпочитали не связываться с ведьмами и поддерживали с ними нейтральные отношения, то жители д. Зароща (Мценский район) проводили розыски жёстко и расправлялись с ними быстро. По их мнению, чтобы раскрыть происки ведьмы, нужно копать под порогом того, у кого случилось несчастье. Злодейку изобличит нахождение собачьих костей, лент, воткнутых в гнездо, утыканное иголками. Если ведьма умирает, то на шею ей нужно надеть хомут, а в крыше проделать дыру. В этот момент нельзя подавать ведьме воду, так как через неё она может передать свой дар тому, кто его иметь не хочет. Интересен в этом плане рассказ о расправе с ведьмой, записанный студенткой Лавриновой Варварой в той же деревне:

"Было это в Зароще. У соседа перестала корова давать молоко, а потом стала давать с кровью. Он позвал мужиков, прихватил вилы, и они пошли к бабке, которая жила через три дома от нашего. Приходят и говорят: «Признавайся, что сделала, или прямо тут заколем». Она с перепугу начала визжать и вырываться, а потом и говорит: «Под порогом копайте». Сосед пришёл домой и начал копать. Откопал кости с красной лентой. А прабабку этой бабки «изгоняли». Кол в сердце вбили, и хомут на шею надели, чтобы она пошла в ад и на ней черти ездили".

Повод к обвинению в колдовстве мог дать и престарелый возраст человека. В качестве примера приведём другую историю, записанную той же студенткой:
"Мой брат и двое его друзей катались на горке и увидели, как одна бабка, ей было 97 лет, дрова колет. Они решили помочь. Помогли, а она им блины вынесла. Брать они не стали, так как бабушка наша давно рассказывала, что старые бабки угощают блинами и так забирают молодость и силы человека".

Ведьмы и колдуны в фольклоре нашего края сохраняют свою силу, как днём, так и ночью. Иногда они преследуют обычных людей с целью напугать или навредить им, а иногда для насмешки. Любимым неодушевлённым предметом, в который они оборачиваются, является колесо. Вот история, записанная студенткой Архиповой Ириной со слов родных в той же д. Зароща.
"Мой дедушка шёл из города, прошёл мимо дома бабки, которая ненавидела нашу семью. Дедушка идёт и видит, как из переулка той бабки выкатилось на дорогу колесо и покатилось на равноудалённом расстоянии от него. Дедушка остановился, колесо – тоже. Он пошёл дальше, и колесо покатилось. Он снова остановился, и колесо встало. Как мой дедушка бросился бежать! Добежал до дома, закрыл дверь и стал смотреть в окно. Видит: колесо докатилось до нашего дома, закатилось на проулок, остановилось и упало".

Храбрее оказался герой истории из местечка Монастыршино (Троснянский район), который знал, что лишить силы ведьму или колдуна можно, нанеся им увечье:

"В самом низу деревни есть ива, ближе к болоту. Говорят, что там раньше собирались ведьмы. Шёл как-то мой прадед Иван домой, а сам по себе он был большим мужиком.
«Иду, - он рассказывал,- а вокруг  - туманище, ничего не видно. Чув-ствую, толкает меня что-то в ногу сзади. Поворачиваюсь и вижу – колесо за мной катится. Беру я это колесо, а оно тяжеленное, и на дерево повесил на сук». А наутро в соседней деревне нашли на печи мёртвую бабку с пробитой грудью".
 
Также колдуны и ведьмы в фольклорных рассказах оборачиваются животными. Чаще всего они  превращаются в черных кошек или белых коней и собак. Обезвредить их, по поверью,  можно тем же способом, то есть путём нанесением увечья:

                Дом бабки Варюши.
Как говорят, в этом доме жила местная ведьма. Был случай с ней, о котором рассказывал её сосед Рыбин.
Раньше его корова давала много молока, а здесь уже три недели как не давала, и пошёл он на соседнюю деревню к бабке-знахарке. Та велела взять три осиновых прута, прийти после полуночи в сарай и, когда увидит нечто, сломать их. Рыбин так и сделал. После полуночи он уже сидел за досками в сарае. Видит, пришла кошка чёрная и начала доить корову. Он испугался, забыл про прутья, схватился за топор и отрубил ей лапу. На  следующий день бабка-соседка собралась в Орёл. Когда она вышла, все пооткрывали рты: у неё не было руки.
А ещё говорят люди, которые проходят мимо её дома, что видят цепи, которые тянутся за ними.
 
Историю о превращении собаки в человека записала в д. Зароща студентка Архипова Ирина. Героиней истории является её прабабушка Раиса, которая поутру, отправившись продавать молоко на рынок, слышит разговоры соседок о ведьме-оборотне. Героиня проявляет недоверие, и тогда ей советуют посмотреть после полуночи в окно. Записанный текст представляет собой тонкое сочетание повседневных деталей сельского быта, в которое поэтически вплетается волшебство. Приведём отрывок записи:

"Она поделала все свои дела по хозяйству. Поздно вечером подошла, посмотрела время и вспомнила то, что говорили соседки на рынке. Она открыла окно и стала смотреть. Дорогу освещала полная луна. Всё было видно.(…) Время ровно полночь. И вдруг Рая видит: бежит собака мимо нашего забора, огромная и белая. Добежала она до конца забора, встала на задние лапы, передние поставила на забор – и вдруг человек пошёл".

Фантастические существа в нашем фольклоре передвигаются как самостоятельно, так и используя с этой целью обычных людей. В некоторых случаях их не смущают лишние свидетели:

"Сосед рассказывал. Он воевал в наших местах в Великую Отечест-венную. Как-то поставили его с товарищами охранять заставу возле кладбища. Наступили сумерки. Вдруг поднялся ветер и закрутил пыльный столб. Когда пыль опала, на некотором расстоянии от себя солдаты увидели молодую и очень красивую женщину, которая неподвижно стояла лицом к могильной ограде и спиной к ним. Он и решили, что не заметили, отвлёкшись на пыль, как она вышла из глубины кладбища. Часовые окликнули её, но женщина не шелохнулась. Тогда один из них подошёл к ней и постучал по плечу. Женщина медленно обернулась, и солдат вскрикнул: у неё было жуткое лицо ведьмы. Товарищи, подумав, что ему грозит опасность, дали очередь из автоматов, но пули прошли сквозь неё, не причинив вреда. Они замерли под её спокойным и страшным взглядом, не в силах пошевелиться. Ведьма же посмотрела на них и исчезла".

Рассказы о перемещениях фантастических существ могут иметь как характер «страшной» истории, так и истории с юмором. Примером первой может послужить рассказ, записанный студенткой Лавриновой Варварой:

                Капаня
"В Монастыршино есть такое место – Капаня. Называется оно так, потому что в старые времена, когда неподалёку от этого места жил барин, он приказывал перекапывать дороги вручную. Не знаю, была ли такая история или нет, но знают её абсолютно все на нашей деревне, а моего деда уважают, и он вряд ли бы наврал. Ехал он на велосипеде домой. «Чувствую, - говорит, - тяжело стало, смотрю назад, а там бабка сидит и говорит: «Вези меня, а то убью». Я-то молодой был, испугался и повёз, а гора, на которую мы въезжали, огромная была, да и бабка нелёгкая. Тут в деревне закричали петухи, бабка живо нырнула в кусты и скрылась».

Своеобразный юмор проявляет нечистая сила в истории, записанной мной со слов жителя д. Тросна:

"Один мужик шёл по дороге, которая вилась между двух хлебных по-лей. Вдруг ему на плечи, откуда ни возьмись, запрыгнула чёрная кошка. Мужик сообразил, что это ведьма, схватил её за лапы и помчался изо всех сил домой. Он собирался отрубить ведьме лапу и тем её обезвредить. Когда он добежал до сарая, где держал топор, то был вынужден выпустить из рук лапы, чтобы снять замок с двери. Воспользовавшись этим, кошка спрыгнула на землю, обернулась старухой и сказала: «Спасибо, милок, что довёз» - и исчезла".

Подобная история была отмечена студенткой Архиповой Ириной в
 д. Зароща:

"Пошёл мой прадедушка пасти коров. Возвращаясь домой после долгого дня, он увидел барана. Прадедушка подумал, что тот отбился от стада и решил взять его с собой. Он поднял барана за ноги, перевесил вокруг шеи и пошёл к себе. Когда прадедушка подошёл к своему дому, то сел на порог и начал закуривать, а баран, стоявший рядом, вдруг ему тихонечко говорит: «Дядь, дай закурить!» - и рассыпался пеплом. Мой прадедушка поседел".

Персонажем, происхождение которого уходит в глубокую древность, является белый конь. Мы уже упоминали, что такой персонаж был отмечен в д. Нижнее Ущерево, где он находится в завершающей стадии своего развития: жителям ясно, что его следует бояться, но причина, по которой следует это делать, позабыта: «Он же белый, а таких лошадей не бывает». Как разновидность этого образа, там же существует рассказ о белом всаднике, который преследует в лесу транспортные средства с людьми. Сущность образа белого коня удалось раскрыть благодаря беседе с жительницей д. Зароща. В её рассказе некая женщина, идя по деревне ранним утром, слышит стук копыт. Она прячется и видит белую лошадь, которая подходит и бьёт копытом о порог одного из домов. В тот же день у хозяйки умирает мать в возрасте 106 лет. Таким образом, конь оказывается животным-вестником из потустороннего мира. В Троснянском районе мы также встречаем белого коня, но его образ снижен до перевоплощения колдуна (в другом варианте – колдуньи). Крестьянин, идущий по дороге (вариант – из клуба), опознаёт  внезапно появившееся животное по характерным для него признакам («белая лошадь, каких в деревнях нет и не было никогда»). Однако он не ощущает ни страха, ни почтения, а зовёт односельчан, с которыми вместе отводит животное к кузнецу, чтобы подковать. После этого необычного коня отпускают в поле. На следующее утро в соседней деревне находят мертвого мужика (бабу) с прибитыми к ногам и рукам подковами. Все три рассказа демонстрируют нам разные стадии развития одного и того же образа от сакрального до бытового.
Среди персонажей фольклора нашего края встречаются и персонажи, связанные с христианством, в частности, черти:

"Бабушка рассказывала. Моя тётя с братом возвращались с соседнего посёлка. Время уже за полночь перевалило. Вдруг они услышали, как кто-то с копытами им вслед топочет. Тётя схватила сына, побежала и спряталась за стогом. Когда она в слезах выглянула на дорогу, то увидела маленького, мохнатого чёрта чёрно-бурого цвета с блестящими глазками, который пробежал мимо. После того, как всё затихло, они с сыном снова вышли на дорогу. Когда они шли мимо огородов, то увидели, как бабка, которая живёт почти в начале деревни, гладит чёрта и чешет его за ухом".

Важную роль в местном фольклоре играют «злополучные» места, где глохнет транспорт, случаются всяческие неприятности и необычные события. Таинственной силой наделяются леса. В лесу Кукуй (Троснянский район) голос отставшего человека слышится не в том месте, где он находится на самом деле, а его фигура мелькает вдалеке, уводя  друзей в противоположную сторону. В лесу под Зарощей нечистая сила пугает влюблённых, невидимо сопя за их спинами, а потом оборачиваясь белой собакой, которая, в свою очередь, распадается на множество мелких разбегающихся собак. В лесу под Нижним Ущеревом люди, заблудившись, бродят вслед за кабаном, водящим их по кругу. В лесу вокруг Яковлево (Кромской район) лис пытается заманить в глубь неосторожного путника. Встреченные в лесу звери – это сам леший или посланные им следить за человеком животные. Все эти поверья строятся на глубинном осознании человеком могущества природы, которое не поддается его контролю.
Переходом между нашим и потусторонним мирами служат старые колодцы, пограничные участки. В Монастыршино есть колодец, окружённый деревьями и кустами, к которому подходит небольшая дорожка: «И вечером место это стараются обходить даже мужчины, так как многие утверждали, что видели нечисть, которая переходит с одной стороны на другую, потому что именно колодец соединяет две горы, на которых находятся две половины деревни».
«Злополучной силой» наделяются в фольклоре заброшенные усадьбы, и места гибели людей. В этих суевериях обыгрывается поверье о неупокоенных душах, которые привязаны к данному месту по разным причинам. В исчезнувшей ныне д. Алекссевка, в старом барском саду у моста бродит седой как лунь старик в белом с длинной бородой и встречаются насмешливые кошки-оборотни.  В д. Аниканово (Мценский район) барин, не желающий покинуть и после смерти свои владения, является с угрозами во сне рабочему, который собирается строить дом на фундаменте принадлежащего ему строения.  Двенадцать девушек, расстрелянных фашистами, танцуют по ночам вокруг костра в круге из посаженных в их память двенадцати берёз, расположенных в осиновой посадке неподалёку от д. Новонекрасовка, что находится между д. Троекурово и Никольское Тульской области.  По дороге из Корсаково на Чернь (Тульская область) находится затяжная гора «Пронеси, Господи!» (так якобы, крестясь, говорили купцы, собираясь проехать данное  место), где в старину погибло много народу от рук лихих людей.  И наконец, злополучной силой наделяется в фольклоре целый город Мценск, якобы проклятый цыганами в отместку за их изгнание местными жителями, в результате чего его покинуло процветание. Отзвуки этой легенды сохранились в старинной пословице: «Цыгане Мценск за семь вёрст объезжали» (впервые опубликована в 1848 г.)  В этой легенде своеобразно обыграна потеря городом былого благоденствия в результате утраты им роли центра хлебной торговли.
К сожалению, у нас всё ещё господствует пренебрежительное отно-шение к фольклорным рассказам, а, между тем, мы являемся свидетелями постепенного умирания данного вида культуры.


Рецензии