85. В. Агошков. Ефратово-Тросна тожь. Багратион2
см. ранее
Пётр Иванович Багратион (10 июля 1765 – 24 сентября 1812) – внук переселившегося с семьёй в 1757 году в г.Кизляр грузинского царевича Александра Иесеевича. В домашних ус-ловиях приобрёл начальное образование, владел грузинским и русским языками. В 1782г поступил на военную службу. Все чи-ны и звания зарабатывал по’том и кровью. Нигде не афиширо-вал, что он потомок древних грузинских царей и имеет княже-ский титул, а посему только через 11 лет дослужился до майора.
В любой армии есть штабная «слава», а есть слава боевого офицера: первые не любят вторых и наоборот. Багратион был из числа боевых служак, не раз был ранен, отличился при штурме Очакова, а в 1794г смелой атакой под Варшавой заслужил по-хвалу самого Суворова. В 1793г Багратион был переведён в Софийский карабинерный полк, с которым под командованием А.В. Суворова воевал в Польше против повстанцев. Надо отме-тить, что Суворов считал Багратиона своим лучшим учеником.
В Итальянском походе генерал-майор Багратион стал пра-вой рукой Суворова. В память об Итальянском походе фельд-маршал подарил Багратиону свою шпагу, с которой генерал не расставался до конца жизни.
Военная карьера П.И. Багратиони, от сержанта до генера-ла от инфантерии, была отмечена блестящими подвигами и по-бедами. За 30 лет службы П.И. Багратион участвовал в 20 похо-дах и 150 сражениях. Считался «храбрейшим из храбрых и вер-нейшим из верных» полководцев русской армии. «Лучший гене-рал российской армии», – отзывался о нём Наполеон. Суворов говорил: «Князь Багратион — наиотличнейший генерал, достой-ный высших степеней».
Поэт Гавриил Романович Державин посвятил ему стих:
НА БАГРАТИОНА
О, как велик, велик На-поле-он! // Он хитр, и быстр, и твёрд во брани;
Но дрогнул, как к нему простёр в бой длани // С штыком Бог-рати-он.
Конец 1805 или начало 1806
1. Екатерина Багратион. Портрет работы Жана-Батиста Изабе (1820).
2. Портрет, приписываемый Екатерине Багратион.
Казалось бы, что судьба Петру Ивановичу благоволит, но, к сожалению, в личной жизни Пётр Иванович терпел, видимо, только поражения. Не все данные его биографии хорошо из-вестны, много разговоров идёт о семье, а вернее, о неровных отношениях с супругой. В 1800 году по протекции императора Павла I за 35-летнего Багратиона была выдана замуж 18-летняя Екатерина Павловна Скавронская, старшая дочь Павла Скав-ронского (внука младшего брата Екатерины I) и Екатерины Эн-гельгардт (племянницы светлейшего князя Потёмкина)...
Здесь нужно вновь вспомнить о владениях Петра Ивано-вича Багратиона в Кромском уезде. Они занимали в основном север нынешнего Троснянского района и юго-восток сегодняш-него Кромского района, обнимая земли по рекам Гостомля, Ра-китня, Свапа, Ока. А южнее населённых пунктов Багратиона располагались владения родственников всесильного Потёмкина. Поэтому создавая семью Багратиона и Энгельгардт, император и наследники Потёмкина преследовали, прежде всего, объеди-нение поместий в том же Кромском уезде. Но не родись краси-вым, а родись – счастливым! Вот что писал об этом союзе гене-рал Ланжерон, явно выгораживая наследников светлейшего князя Потёмкина: «Багратион женился на маленькой племянни-це кн. Потёмкина...
Эта богатая и блестящая пара не подходила к нему. Багратион был только солдатом, имел такой же тон, ма-неры и был ужасно уродлив. Его жена была на столько бела, на сколько он был чёрен; она была красива, как ангел, блистала умом, самая живая из красавиц Петербурга, она недолго удов-летворялась таким мужем...»
Я не знаю, когда говорил или писал об этом генерал Лан-жерон, но чувствуется по всему, что императора Павла I уже не было в живых, и поэтому «заступиться за солдата» Багратиона стало некому. Петру Ивановичу, как выдвиженцу прежнего им-ператора, «по инерции» явно «клеили солдафонские манеры» Павла I: груб, уродлив, невоспитан… А посему свет решил отда-лить супругу Екатерину от «уродливого» Багратиона, переиграть, переделать правила, а для этого все средства были хороши. Са-мое время вспомнить, что говорил о Багратионе другой генерал от инфантерии, почти его ровесник, коренной орловец Алексей Петрович Ермолов, особо не считавшийся с мнением царского окружения. Поэтому ему можно доверять. Ермолов, как никто, знал Кавказ, Грузию, обычаи местных народов.
«Князь Багратион… Ума тонкого и гибкого, он сделал при дворе сильные связи. Обязательный и приветливый в обраще-нии, он удерживал равных в хороших отношениях, сохранил расположение прежних приятелей… Подчинённый награждался достойно, почитал за счастие служить с ним, всегда боготворил его. … Обхождение его очаровательное!
см. далее.
(С) В.И. Агошков.
Свидетельство о публикации №214041802356