Серафима 70. Дополнение от сына 3

Чиммбай. Мне  уже 4 года.
Первое время нас приютил какой-то кореец. Помню в чистых просторных комнатах по низу вдоль стен что-то наподобие дымоходов. Они были из глины, поверху покрыты дорожками, на них было удобно сидеть, тем более, что они были тёплыми.
Хозяин нам объяснил, что это и есть дымоходы. А расположены они так, чтобы всё тепло отдавать в комнаты. При таких длинных дымоходах тяга обеспечивалась высокой трубой.
Сюда же несколько раз к нам заходила толпа  бурлаков, с которыми отец тащил баржу. Ребята были открытые, весёлые, с хорошим аппетитом, но запасы риса у нас катастрофически быстро уменьшались, и мама попросила отца, чтобы он как-то намекнул ребятам, что нам тяжело их принимать.
Но ребята не обиделись, бригадир извинился перед отцом, что как-то не подумал об этом, но что всегда будет считать отца другом.
Вообще, народ очень гостеприимный. Если попадаешь к ним в дом, тебя сразу угощают лепёшкой.
А время было военное, трудное, и даже здесь полуголодное, и мама стеснялась в первое время брать угощение. Но маме объяснили правила местного этикета: чтобы не обидеть отказом хозяев каждый должен принять лепёшку, отломить кусочек, попробовать, похвалить хозяев за качество и вернуть оставшуюся часть хозяевам.
Как-то мы шли с мамой по улице мимо двора, где отмечалось какое-то важное событие. Из калитки выскочили каракалпаки, подхватили нас под руки и повели во двор. Во дворе весёлая толпа сгрудилась возле гигантского котла, в котором варился плов. Они что-то весело кричали, но мама так и не поняла, что же за праздник они отмечали.
Я в жизни потом много раз ел плов, приготовленный разными людьми и в разное время, но ни один из них не мог сравниться с тем пловом 1943 года, которым нас угостили незнакомые люди по поводу непонятного праздника. Я бы ел и ел этот плов, но правила этикета предусматривали только то количество, которое мне подали в пиале.
Тут же каракалпак стал учить маму, как кушать плов, захватывая горсточку риса тремя пальцами так, чтобы отжать избыток жира и только после этого отправить в рот.


Рецензии