3 курс. 1 глава. Учеба, служба

3 курс. 1 глава. Учеба
Наступали неплохие времена, мы приближались к экватору обучения. Последний год жесткой солдатской службы. Третьекурсники, с точностью до миллиметра, уже все знали обо всем, где поднажать, а где и филонить. Таким бойцам  можно было просто поставить любую задачу, не объясняя, как и будьте уверены, они её выполнят. За два года народ пообтесался и подружился, каждый знал, что ожидать от каждого. Уже не казались пустым звуком слова о плече товарища, я был уверен в любом из своих сокурсников, ну или почти в любом, надеюсь и ребята знали, что от меня ожидать и где довериться. К третьему году терпеливые командиры, наконец,  донесли  до большинства смысл и надобность служения Родине.  Где-то в тумане будущего появились пока ещё  неясные очертания золотых погон, карьеры и, между прочим, не самой плохой зарплаты. Гражданский инженер со стажем получал порядка 150 рублей в месяц, а молодой офицер сразу 280.  Наконец, на нас обрушился вал специальных предметов, тех, ради которых мы и пожертвовали уютом дома и веселой студенческой жизнью. Кафедры артиллерийского, ракетного и специального вооружения, боеприпасы, наука о ремонте техники, баллистика, перечислять можно долго.
К слову о баллистике, науке о полетах ракет и снарядов (в нашем случае). Звучит заманчиво, но предмет невероятно сложный! Абсолютно ядреная смесь математики и физики! Ничего живого, цифры, цифры, цифры…Занимался с нами старенький полковник Антонов, человек невероятных знаний, лысой головы, логопедических проблем и глухими волосатыми ушами. К третьему курсу преподавателей вообще перестало волновать, слушают их или нет, теперь мы работали на свое непосредственное будущее. И работали нормально, пришло осознание нужности занятий. Так вот полковник наш старенький лекции начитывал быстро, при этом не выговаривал половину букв и приходилось вылавливать из эфира обрывки фраз и кусочки цифр. Баллистика это сплошные формулы, сложные и длинные. На каждом этапе полета снаряда, его сопровождает какая-нибудь немыслимая математическая  составляющая! Особенной любовью у баллистов пользуется знаменитая формула Вульфа-Брэггов. Для написания оной нужно полтора листа, только для написания!!!!! И каждое значение каждого символа нужно непременно знать. Антонов сказал, что тот, кто выучит эту формулу и объяснит, автоматически получает на экзамене тройку, даже если не знает всего остального. Конечно, это было стандартное преподавательское лукавство, для изучения данного произведения военной науки, нужно непременно знать больше половины курса баллистики! Но слово офицера он сдержал, на экзаменах все так и случилось.   В историю нашего курса Антонов вошел как «полковник Вульфа-Бьэггов» (букву «р» он категорически не выговаривал).
Начались занятия по изучению ракетной техники тактического назначения. Что ж такое тактические ракеты? Все просто, которые далеко не летают, ну километров пятьсот, то есть решают локальные задачи на ограниченном театре военных действий. А вот стратегические ракеты, это для отдельного ВУЗа, люди там обучаются тоже пять лет! Правда, потом сидят на дальних точках, дежурят. Изучали мы всевозможные ПТУРы,  маленькие ракетки для борьбы с танками, комплексы «ГРАД», «Ураган», «Смерч», современные аналоги доброй старой «Катюши», в зависимости от калибра, накрывали огнем по несколько гектар! Ничего живого не оставляли! Страшная вещь. Также изучали ракету «Луна М», здоровая махина на отдельной машине. Готовность к пуску минута и….пошла «сигара» на головы супостатов! Обо всем этом ужасе нам рассказывал (довольно интересно) молодой майор, участник войны в Афганистане, командир батареи «Смерчей». К сожалению фамилии его я не вспомню, в анналы истории третьего взвода он вошел под кличкой «Буратино». Небольшого роста, худой, с тиком одного глаза и носом, похожим на его же указку, которой он любил пользоваться, отсюда и нарекли его сказочным персонажем.
Он даже выкуривал душманов из аула, при помощи залпа «смерча» и вакуумных боеприпасов! Такие жуткие штуки, которые из закрытых пространств вытягивают кислород полностью и враги задыхаются. Отставим в стороне человеколюбие, это был враг тогда, он сражался за империю, за что и получил орден «Красной звезды». С предметом его у меня случилась скверная история, а уже упоминал, что особо рукастые (или объявляющими себя таковыми) отлынивали от занятий, выполняя различные хоз.работы на пользу ВУЗа. И вот, начальник кафедры ракетного вооружения, спросил как-то, кто сможет достать краску и покрасить огромные окна в их ангаре? Я вовремя среагировал и Андрюха Сорокин тоже и, вместо занятий, мы вызвались поработать, за четверку на экзамене. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Отец привез краски (где он её достал ума не приложу) и мы, не торопясь, начали облагораживание рам. Наконец, «Буратино» поинтересовался, а мы то где? Ему всё рассказали, и он пришел к «работягам»:
 - А Вы что делаете?
 - Мы окна красим
 - А кто приказал?
 - Начальник кафедры
 - Вот пусть он Вам и ставит четверки…
Сказать, что у меня был шок, значит ничего не сказать. Предмет был интересным и, при небольших усилиях, вполне можно  его сдать на четверку, но я поленился, решил «зашарить», как у нас говорили. А что делать? Занятий уже пропущена масса, да и половина окон уже покрашена, пришлось «ишачить» за тройку.
Вот скажите мне, что, с точки зрения обывателя, является основой артиллерии? Ответ кажется очевидным – орудия. А вот и нет, главное – боеприпасы. Именно для боеприпасов разрабатываются образцы вооружения. Я тоже удивился, узнав об этой профессиональной особенности. Именно, исходя из возможностей, калибра, состава снарядов, конструкторы изобретают свои пушки и гаубицы. Первым знакомством с удивительным миром современных видов боеприпасов для нас стало изучение  изделия «Кастет». Самонаводящийся снаряд, калибра 122-мм, по принципу: «Выстрелил и забыл». То есть стреляешь в сторону вражьей техники, а он там уже сам разберется с наведением и поражением. Электрическую (основную) составляющую умной болванки, нам объяснял майор с первой кафедры, фамилию которого, к своему стыду, я не помню. На первом занятии он нас предупредил, что лучше сразу так сказать  «въехать» в тему, с середины не получиться, и оказался прав. Мы изучали, как же действуют электронные мозги «убийцы танков». По классу были развешаны плакаты со  схемами, с транзисторами, сопротивлениями и переключателями.  Преподаватель нам увлекательно рассказывал, как же эти самые токи двигаются? Он любил и знал предмет, и уже казалось, что это непроходимые джунгли, где майор ведет нас по одному ему знакомым тропкам. Будто мы на другой планете и исследуем сантиметр за сантиметром ее поверхность, будто идем едва знакомым фарватером вдоль неоткрытых земель. Если вникать в хитросплетения проводов и приборов внимательно, то оказывается это не так и сложно, а может просто преподаватель был хорошим? В целом зачет мы сдали хорошо. Лет через десять полученные знания мне помогли разобраться в действии стиральной машинки, и я её отремонтировал! Вот как неожиданно пригодились военные знания, что и говорить  - профессионал. Во второй половине третьего года  мы уже изучали стандартные снаряды и гранаты, под чутким руководством полковника Шевченко, прозвище «уксус». Человек угрюмой наружности, с печальными собачьими глазами и невероятно кислым морщинистым лицом. Говорил он торжественно, тихо и загадочно, как будто рассказывал страшную историю в тиши палаты пионерского лагеря: «Жили быыыли….колдун старик и его ведьма…». Мурашки бегали по коже от таких занятий. Смеялся он крайне редко и как кикимора в лесу, один уголок рта приподнимался, и звучало зловещее: «Кхе-кхе-кхе», - а глаза по-прежнему излучали вселенскую печаль.  В особенных «любимчиках» у него числился товарищ Пьяников. Когда «уксус» знакомился с группой, то называл всех по журналу и внимательно присматривался. Дошла очередь и до Сашка: «Пьяников!», - и прежде, чем посмотреть на обладателя живописной фамилии, его знаменитое: «Кхе, кхе, кхе…», а потом он увидел своего героя…Сашка Пьяников, коренной Туляк, особенным рвением в учебе не отличался. Из бывших солдат, с хорошим чувством юмора, абсолютно порядочный и добрый.  Шкериться умел как никто другой, а потом хлопал своими глазками, бровки домиком и сходило ж с рук! А ещё он классно играл на гитаре песни «Машины времени», на чем мы с ним и сошлись. Как его только преподаватели, по первости, не называли и Пряников и Пьянчиков и Пианов, никак не могли поверить, что у человека простая русская фамилия – Пьяников. Но не складывалось у Сашки с боеприпасами и не потому, что не хотел, а потому что обстоятельства. То в наряд его поставят, то наоборот после наряда, когда никакая наука не лезет, акромя любимого предмета: «СОН», то просто не выучит (как у всякого бывает) и его непременно спросят, в общем, не везло нашему балагуру, а экзамен близился…
 Предмет Шевченко знал и нас заставил- таки научится. Курс являлся секретным и, по идее, на экзамене надеяться можно было только на себя. Шуруя на занятия, мы получали в секретном отделе огромные деревянные чемоданы с пластилиновыми печатями, у каждого была своя, номерная. После урока надо было обязательно сдать тетради в секретку, никаких казарм и прочего, только в отдел.  Шпаргалки исключались полностью, если кто узнает, что информация с занятий не сдается вся в секретный отдел – пиши пропало, могут и статью «за разглашение» впаять, а мы ведь клятву давали. Бомбы? Тоже непонятно было, как их делать. Студенты, наверняка в курсе, что это такое: на правильных листах формата А4 пишутся ответы на все билеты и, в нужный момент, чистый листок на экзамене меняется на «бомбу», это так нехитро и называлось: «Бомбить». Такое было возможно только в крепко спаянном коллективе, которым наш взвод, несомненно, и являлся. Техника была отточена за два года от и до.  Первыми шли отличники и сдавали без проблем, шепнуть номер билета выходящим было несложно, и следующий  уже нес в одеждах требуемый листок.  Но как же быть с секретами? А вот как! У нас был Сашка Игнатов, хитрован знатный, зажмурил он один лисий глаз и все придумал: официально зарегистрировал чистые листы, по количеству билетов, в секретном отделе, весь взвод написал на них ответы и сдали обратно. На экзамен Саня получил свой чемодан, в котором листы и находились. Получились «секретные бомбы» - молодец! А вот я решил не заморачиваться, и сдать экзамен самостоятельно. Учил 4 положенных дня, как ужаленный, до такой степени, что в ночь перед испытанием мне приснилось: иду я в класс и ложусь между белыми столами, чтобы, стало быть, экзамен не проспать, проснулся от того, что меня толкает Фатик и говорит: «Петруха, ты чё?». Оказалось, что я лежу на полу с одеялом, между его и Антиповской кроватью. Я пошел в первой пятерке и успешно сдал экзамен. А как же Пьяников? Шевченко перед экзаменом сказал: «Готовьтесь! Закрою глаза на все, обнуляемся, как выступите, то и получите». Саня корпел над учебниками все 4 дня и блестяще ответил на вопросы! «Уксус» поставил ему заслуженную четверку, не обманул офицер, красавец! Итак, мы доучились до получения настоящих военных знаний, которые нам преподавали в течение оставшихся двух с половиной лет…


Рецензии