Истоки каламатийской школы
Мало кто знает, что известные всем досократики были лишь одной из ветвей античной философской мысли. В основе дососкратиков и последующей сократической школы, несмотря на их немалую разницу, лежал принцип дискретности. Это и атомизм Демокрита, это и стихийность Анаксимена и Гераклита, и принцип закона Анаксимандра, и дискретность нуса у Диогена, диалоговый дуализм Сократа, обособленность идей Платона, выделение ряда направлений в исследовании бытия Аристотеля. Не говоря уж о происхождении и природе чисел Пифагора и пифагорейцев.
Совершенно несправедливо была забыта другая ветвь развития эллинистической мысли.
По сведениям Гаврилия Иносского (I век н.э.), Деосфетом, родившимся в год 86 олимпиады, был впервые высказан принцип неразрывности. Сам Деосфет происходил из Патры и по своим занятиям был садовником при царе Окстии. С двенадцати до шестнадцати лет он учился при царе с его сыновьями, а, влюбившись в прекрасную Антихиду, Деосфет покинул Патру и, вслед за возлюбленной, уехал в Кротон, где стал сотрудничать со Стефанаилом из Иудеи. Деньги лились рекой, что позволяло предаваться в свободное время философии и математике. Вскоре у Деосфета появились последователи, среди которых дошли такие имена как Феонтикт, Эпистогон, Семиоклист и Софокл Олинфский. Так появилась школа Деосфеитов.
В основе их учения главенствовал принцип тотальной неразделенности всех вещей и явлений. В крайнем своем выражении бытие, радикально обозначенное Эпистогоном, само отрешалось от имен и названий. Это привело к конфликту между Софоклом Олинфским и Эпинием. Последний жестоко зарезал ночью Софокла Олинфского после длительного диалога о времени. Деосфет не предал событию особого значения, чем возымел окончательный авторитет среди своих верных последователей.
Примкнувшие к школе Эвритип Мегарский и Геной вынудили власти обратить внимание на Деосфетиков. Это вынудило философов принять чашу изгнания и уйти в Сикион. Стефанаил иудейский оставил ученых мужей и вернулся в Патру.
В Сикионе братия нашла уныние и горечь – начиналась трехлетняя война между Пилосонеями и Македонянами. Последние имели большие претензии на север Греции. Денег не было. В школе начался ропот, и Деосфета удушили на берегу моря, когда он был пьян.
В разговоре с Эвритепом из Афин Эпистогон признал, что в учении Деосфета было много общего с Гераклитом. Однако Эпистогон настаивал на исключительной роли огня в философии последнего, а это уже значительный шаг в сторону разъединенности. После длительного спора Эвритеп примкнул к группе обнищавших философов, и они отправились в Лаконию. По пути к ним примкнули Криптогон и Архистолоп. Прося подаяние, они выступали на различных площадях и базарах, но народ не понимал их речей, а власти были возмущены бунтом против Зевса. Кажущаяся близость Олимпа все же не допускала полного устранения преград между миром людей и миром вечно живых богов. Для школы вновь наступили трудные времена. Разногласия росли, ссоры множились, денег к существованию не было. Вскоре Семиоклист убил Криптогона, а Эвтий, преданный соратник Эвритипа, стал собирать новых учеников, и в скорее произошел раскол на эвритипиков и семиоклитиков. Через некоторое время от последних отделились фестигоники. Эвритипики оставались до конца преданными последователями Деосфета, тогда как семиоклитики с фестигониками ушли в сторону признания бытия бессмертия в мире богов, но лишь с той разницей, что семиоклитики отказывались, точнее, сомневались в их земном присутствии. Это и навлекло гонения на них со стороны властей. Последователи традиционной деосфетийской школы избежали кары лишь благодаря практическому применению принципов философии Деосфета. В крайнем своем выражении учение эвритипиков теперь сводилось к следующему изречению – «познав истину, молчи». Придя в Каламату, философы просто перестали высказывать свои идеи, дабы не возмущать горожан, а просто приходили на площади и рынки и садились прямо на землю. Этим они обретали абсолютную свободу и полностью сливались с потоком бытия. На базарах прохожие роняли свои вещи, деньги, хлеб. Если это падало к ногам философа, то, подумав, не всякий решался поднять свою монету. Изо дня в день горка монет росла. Люди стали обращать внимание на это, и сама эта горка как бы притягивала следующую монету, но, достигнув определенного размера (а это подсчитали позже математики), горка больше не пополнялась. Нищие и разбойники часто отбирали все деньги, но каламатийцы (так теперь они стали называть себя) не сопротивлялись им, чем и сохраняли себе жизнь. В последствии многие из грабителей примыкали к философам и также садились на землю в многолюдных местах. Они прекращали свое разбойническое дело, поняв, что не нужда движет ими, но ненасытная алчность, которая идет в разрез с гармонией роста горки монет. Городские власти теперь были довольны положением дел, так как иные проповедники и возмутители умов перестали посещать их города. Те признали суть философии каламатийцев за высшую мудрость и говорили так: «я реку и получаю столько же или меньше того, сколько они в безмолвии!». Многие садились рядом. С годами количество последователей Деосфета на базарах и площадях в зависимости от плотности толпы стало примерно постоянным. К ним все привыкли и даже стали считать за особую почесть отдать лепту мудрому философу. Но богатство для образа жизни каламатийцев было ни к чему. Поэтому излишки шли в казну, оттуда на нужды полиса и развитие хозяйства. Так философы стали необходимой прослойкой между населением и властями, приближающей экономику государства к абсолютной гармонии.
Математики установили, что для выживания одного каламатийца необходима пирамидка монет (лепт) средним диаметром 12 см и высотой 2,5 см. Оптимальная для экономики полиса концентрация философов на площади 100 м2 при плотности толпы 1 чел на 1 м2 – 4,5 каламатийца.
В несколько еще несовершенной форме последователей каламатийцев мы знаем и сегодня. Поэтому ошибочно принимать их за опустившихся бездельников. Сии есть мудрость взывающая к нам.
наш спонсор: благотворительная организация "Ближний свет"
Свидетельство о публикации №214041800991
Удачи, успехов!
С уважением,
Пиши.
Эдуард Фетисов 18.04.2014 21:53 Заявить о нарушении
А сам как думаешь - где принципиальное различие между кучек (см. деньги-дерьмо) и костром?
Только что задумался об огне - не смог придумать то, что можно было бы поставить в качестве метафоры огня вместо костра.
Не одно ли это и то же?
С уважением, Павел.
Павел Гурачов 18.04.2014 22:53 Заявить о нарушении
Удачи! С уважением, Эдян.
Эдуард Фетисов 18.04.2014 23:38 Заявить о нарушении
Павел Гурачов 19.04.2014 12:26 Заявить о нарушении
Как раз думал про твою повесть. Не забрасывай - чтиво стоящее.
Я тут набросал про "группу Дятлова" свои размышления, вот правил статейку, устал, вообще не знаю как вышло и когда отправлю.
Удачи! С уважением, Эдян.
Эдуард Фетисов 19.04.2014 21:52 Заявить о нарушении
Вот такая фигня.
Завтра на первую рыбалку по открытой воде.
С уважением, Павел.
Павел Гурачов 20.04.2014 00:33 Заявить о нарушении