Киностудия

   Вчера сканировала старые фото и так интересно было вспоминать минувшие дни и своих друзей, и свои увлечения... Сейчас многие занимаются фотографией или снимают на камеру. Это стало почти всем доступно и по цене и по пользованию этой техникой.

   Когда мне исполнилось 12 лет, отец подарил мне мой первый фотоаппарат, купленный в комиссионке за 12 рублей. Назывался он «Зоркий». Прекрасный аппарат, я им несколько лет снимала. И еще папа принес маленький фото-справочник, который дал ему его друг. Тогда такие книги были редкость. А знакомый летчик подарил нам целую бабину отличнейшей фотопленки, этой пленки хватило мне на несколько лет, и получались на ней замечательные снимки.

   Фотографировала я всё, что видела... И школьные субботники, и праздники, и загородные прогулки, друзей и родственников, природу, конечно, и все свои путешествия... Мне очень нравилось закрываться в ванной и проявлять там пленки и печатать фотографии. Я до сих пор помню запах фотореактивов, то напряжение, с каким наводишь на резкость каждый кадр, а потом высчитываешь секунды, чтобы получить качественную фотографию.

   Потом всё стало гораздо проще, когда появились фотоаппараты-мыльницы. Только щелкай на кнопку. Сдай пленку в проявку и получи готовые фотографии. А сейчас и того проще — сфотографировал и скинул на компьютер. Быстро, а главное качественно, но ушла романтика получения снимка. Так вот, я была фанатом фотографии и мечтала стать в этом деле профессионалом, но... имея очки на носу, дорога в профессионалы мне была закрыта. Так отдельные снимки удавалось пристроить иногда в газету, на этом дело и ограничивалось. Но я до сих пор занимаюсь фотографией, благодаря современной технике.

   А в молодости я еще решила постичь секреты кино. Узнав, что на Васильевском острове во Дворце Культуры имени С.М.Кирова имеется любительская киностудия, я её и стала посещать. Руководителем был бывший военный кинооператор  Виктор Борисович Тимковский. Народ в студию ходил разный и по возрасту и по образованию, но всех нас связывала огромная любовь к кино. Там были и студенты, как я, и рабочие, и инженеры, осветитель из балета на льду, и даже пожилой парикмахер. Почти у всех были кинокамеры (тогда это было дорогое удовольствие), но были и такие, как я — без кинокамер.

   Мы собирались раза два в неделю, обсуждали фильмы, работу операторов и режиссеров. Демонстрировали свои фильмы. Там была своя проявочная. Иногда нам делали заказ на фильм организации или предприятия, чтобы мы сняли фильм, как им вручают знамя, приз или просто юбилей организации.

   Это так интересно! Я бы никогда в жизни не побывала на табачной или текстильной фабриках и разных других предприятиях, если бы не участвовала в работе нашей киностудии. Я была фотографом и помощником... сначала осветителя (приходилось стоять на стуле и держать лампу, когда не хватало света прожекторов), а потом и помощником режиссера. Было весело и интересно!

   Мы вместе отмечали праздники. Вместе шли в ближайшую кулинарию, покупали 1кг салата «Оливье» и 1кг винегрета, пирожки, сухого вина и шли в свою студию. Общались, рассказывали что-то интересное. Виктор Борисович рассказывал киношные байки.
   
   Он не один раз устраивал нам экскурсии на Ленфильм. Это было, как попасть в сказку. В специальных громадных павильонах мы видели, как снимались фильмы. Знакомились с работой осветителей, операторов, режиссеров и актеров. Узнали чем занимаются помощники операторов, как делаются комбинированные съемки. Это я не смогу рассказать, это надо видеть.

   Были в музее Ленфильма, где хранится реквизит к кино. Перед глазами до сих пор вижу косынку из шелка. Белая, она как-будто вышита белым шелком прекрасным узором, но это не вышивка. Это художница так расписала ее белыми красками. Много уникальных исторических вещей, которые снимались в классических фильмах, мы могли потрогать на ощупь.

   Новые, еще не вышедшие в прокат фильмы, мы просматривали в директорском зале (там два зала: основной и директорский). Потом мы обсуждали их, разбирали все достоинства и недостатки.

   А однажды нас обрадовали — дирекция дворца разрешила нам использовать чердак, как павильон для съемок игровых фильмов. С каким задором мы приводили в порядок наше рабочее помещение. Своя съемочная площадка — это мечта любого киношника! Сами делали декорации, сами прокладывали там рельсы для тележки с кинокамерой. При всем при этом я не забывала быть фотокорреспондентом! 

   А еще у нас устраивались ежегодные кинофестивали короткометражных фильмов для любительских киностудий. Приезжали представители из других городов и республик (из Прибалтики, Карелии, Казахстана...) и показывали свои работы. У казахов всегда были прекрасные мультики. А представители из Карелии однажды привезли такой фильм, назывался он «Дай Бог, не последняя»:

   Здоровый пропитой мужик ищет у магазина себе компанию, чтобы купить и выпить на троих. Рука у него подвязана платком. Первым он уговаривает интеллигента при галстуке и с портфелем под мышкой. И еще взъерошенного паренька. Купили бутылку, зашли за магазин. Там подобие свалки. Мужик зубами открывает бутылку, интеллигент достает из кармана стакан и еще протирает его белым платочком, а взъерошенный паренек поднимает со свалки консервную банку и начинает судорожно отламывать от нее крышку. Его торопят, он дует в эту банку, оттуда вылетают всякие перья и солома. Мужик разливает им водку, а сам пьет из горла. И в конце надпись: Дай Бог, не последняя! И в конце фильма три могилы с поваленными крестами.

   Не знаю почему, но мне очень запомнился этот фильм, наверное, потому что жизненный.)

   Ещё нам, участникам студии, давали билеты в Дом Кино на встречи с актерами и режиссерами, и на просмотры новых фильмов, на кинофестивали.

   Очень интересное было время! А потом я вышла замуж и когда родился сын, то я уже не могла через весь город ездить в любимую студию. Сыну еще не было года, когда позвонил Виктор Борисович и пригласил на прощальную встречу. Но мой малыш приболел и я не смогла поехать, о чем очень сожалею до сих пор. Студийцы рассказывали потом, что Виктор Борисович тоже сожалел, что я не смогла приехать повидаться . Но со мной всегда частичка его доброй души и все знания, что он мне передал.


Рецензии