По льду

   Большой город дает много возможностей человеку  для образования, для приобретения знаний,  для духовного и культурного развития. Я окунулась в этот город с головой когда мне было 14 лет. Мы переехали из Петергофа, который тоже казался мне городом и большим, но в сравнении с Ленинградом — это была провинция.

   В Петергофе мы, все его жители от мала до велика, были участниками любого события в городе... Парада, демонстрации, народных гуляний, благоустройства территории, посадки цветов и поливу растений... В Ленинграде большинство жителей не являются участниками общегородских и районных мероприятий, а как бы являются зрителями, сторонними наблюдателями.

   Но представьте человека, который с энергией участвования во всем попадает в город с огромными возможностями. В город с театрами, музеями, огромными кинотеатрами, лекториями... В город, в котором можно, как губка впитывать в себя знания, информацию, опыт общения... Короче, Ленинград «накрыл меня с головой» всем тем прекрасным, что в нем есть!

   Как мы всё успевали и как нам на всё хватало времени, теперь просто не представляю. А ведь будучи студентами, когда приходится довольно много заниматься, мы успевали не пропустить ни одной премьеры в театрах (а их у нас много), ходили на все выставки, на все кинофестивали, чудом доставая билеты.
Я не расхвасталась, просто восторг воспоминаний о том времени не дает мне сосредоточиться на чем-то конкретном...

   И так лектории... Чаще всего мы, студенты, брали абонементы на лекции в Эрмитаж. Лекции были по одной в месяц и мы, как правило, брали на год по два абонемента. Чтобы побыстрее все узнать. Лекции были на разные темы: об искусстве какого-то определенного художника или скульптора, об искусстве какой-то страны или об искусстве определенного периода времени... Поэтому познания можно было получить в самом широком диапазоне. Лекции проходили в Эрмитажном театре. Это небольшой, можно сказать камерный театр, с сидениями в виде скамеек с небольшими спинками, расположенными амфитеатром. Все скамейки были обтянуты темно-красным плюшем или каким-то подобным материалом. Сидеть было удобно и никто не мешал.

   Экспонаты, о чем нам рассказывали в лекции, проецировались на экран. Это были редкие картины из разный музеев мира, фото скульптур, египетские пирамиды и сфинксы... Много всего интересного!!!!

   Не знаю почему, но до сих пор стоит перед глазами картина Диего Веласкеса «Менины» (Фрейлины). Поразило, как художник изобразил падающий из окна свет...

   Много чего стоит перед глазами!)))

   Так вот, теперь я могу гордиться тем, что мне удалось побывать в этом театре! Сейчас он отреставрирован и там уже не проводят лекции для простого народа. Там устраиваются заседания и приемы во главе с Пиотровским, и только по приглашениям.

   Как правило лекции начинались вечером и это не мешало основным занятиям в институте. Но зимой, когда сидишь в тепле дома, а тебе надо ехать в темноту, ветер и стужу на набережную Невы, то бывало с трудом отрываешься от дивана в поход за интересными знаниями. Чтобы не устраивать своему организму дополнительного стресса, я после окончания занятий в институте до начала лекции предпочитала проводить время в Доме Дружбы или Публичной библиотеке. Про Дом Дружбы я уже упоминала в другом рассказе, где говорила, что мы там развивали навыки разговорной речи на иностранном языке...

   А вот в Публичной библиотеке, кроме чтения редких книг, мы с институтской подругой еще и занимались «исследовательской» работой. Она на листе ватмана рисовала родословную греческим богам...(не знаю, уж пригодилось ли ей это в жизни? ... Но ее отец, когда узнал об этом, то выпорол ее не взирая на студенческий возраст).

   А я рисовала родословную нашим царям... Мне это пригодилось, когда я работала с туристами. Было очень много не стыковок и неясностей, пока я не повзрослела и не поняла, что дети могут быть не только от мужей. Я пришла к такому выводу, что после Петра Первого, носительницей царской крови частично была только его дочь Елизавета. У нее детей не было... Все остальные наши русские цари были нерусских кровей. Может я ошибаюсь? Но я точно знаю, что в царской канцелярии было тайное письмо, которое передавали от правителя к правителю, где были точно указаны родители царственных особ. И ни один царь или царица не решались это обнародовать.

   Возвращаюсь в зимний Ленинград, в морозный вечер перед лекцией об искусстве в Эрмитажном театре...

   Пришла немного раньше и облокотившись о парапет набережной стала смотреть на замерзшую Неву, на противоположный берег, где сверкал шпиль Петропавловки... Внимание мое привлекли несколько человек, которые шли по льду Невы от Стрелки Васильевского острова к Петропавловской крепости. В этом месте Нева самая широкая, течение у нее быстрое и глубина большая. Но зима была морозная, лед был толстый... На льду четко вырисовывалась протоптанная людьми тропинка...

   А почему бы и мне не попробовать прогуляться по льду, время у меня еще есть?
Подумала и ... перешла Дворцовый мост к Стрелке Васильевского острова, там где Биржа. Спуск к воде, если кто помнит, - гранитные ступени. Зимой они, естественно, замерзли, покрылись льдом и снегом. Поэтому, спускаясь на лед Невы в сапогах на высоких каблуках, подскользнувшись, я просто съехала по этим ступеням на пятой точке.

   И не поверите!... одной ногой я оказалась в проруби. Какой дурак  ее сделал в таком неподходящем месте? Опять же на пятой точке, отползла от этой западни, встала и уже не так бодро пошла по льду. Раз решила, то надо доделать...

   Иду, а уже страшновато. А тут еще лед подо мной начал потрескивать, да как-то прогибаться сантиметров на 15 — 20. Душа уже в пятках, но иду. Две трети пути прошла в страхе, а потом, видимо, адреналин начал уже из ушей выплескиваться... Развернулась, не дойдя до крепости (решила, что мне в нее не надо) и быстренько назад пошла...

   Навстречу  еще двоих смельчаков встретила, но у них не было страха в глазах, видимо не первый раз. Обойти прорубь для меня оказалось делом сложным, поэтому я ее обползала на четвереньках, так же и на твердую землю по ступенькам поднялась. А дальше «птицей полетела» через мост к Эрмитажному театру. Как раз уже подошли туда мои подружки. О чем была лекция, сейчас уже не помню.

   Позднее, через несколько лет, уже узнала, что потрескивание даже толстого льда — это нормально. И то что лед прогибается на больших пространствах под грузом — тоже. Это рассказали в музее «Дорога жизни» На Ладожском озере.

   Когда во время блокады по льду ехали машины и даже легкие танки (их пускали с большим расстоянием друг от друга), так под ними лед на Ладоге прогибался до двух метров! И танкам и машинам всё время приходилось ехать как бы в гору.

   Знай я это раньше, наверное, страху было бы меньше. А, вообще-то, лучше не рисковать!
 


Рецензии