Жить

Эта история случилась очень давно, лет 15 назад, а помню как сейчас.
Не знаю, почему именно сейчас решила её написать. Хотя может и знаю. Очень уж она поучительная.
Звонит женщина и спрашивает, консультирую ли я детей?
Я -заведующая отделением неврозов Республиканской Психиатрической больницы, Главный Психотерапевт Республики. Ко мне часто звонят и обращаются разные люди и с разными вопросами. Детей официально я не консультирую, но консультирую всегда, потому что дети часто приводят родителей, хотя родители об этом не догадываются.
 История  об этом!
Женщина в двух словах говорит суть вопроса: «Мальчик 13 лет не ходит в школу, периодически не ночует дома и она не знает что делать. Ей порекомендовали меня». Договариваемся о встрече.
Она -молодая, красивая, стройная женщина, брюнетка с короткой стрижкой, лет 35.
Её сын-подросток, среднего роста, худой, густые темные  вьющиеся волосы, голова опущена, громко  шмыгает носом. Одет в большую куртку, в которой он выглядит очень хрупким и несчастным.
Плюхнулся в кресло и нет его. Буквально утонул в своей куртке.
Я глянула на него и поняла, что говорить с ним бесполезно. Он ничего не скажет. Ожидания написаны на его лице: « Сейчас начнут воспитывать, урезонивать, ругать, чего от  взрослых ещё можно ждать?»
Начинаю разговор с мамой.
Вот её история: «Мальчик всегда хорошо учился, но 4 месяца назад, стал пропускать школу.Утром уходит в школу, но не доходит до неё. Где бывает, не говорит. Два раза не ночевал дома по несколько дней. Наверно я сама виновата. Я его  сама отпустила».
- «А что случилось 4 месяца назад?»
 - «У меня была операция по поводу онкологии, по-женски. Когда я уходила на операцию, я сказала ему: если со мной что случится, жить будешь у тёти Веры( её родной сестры)».
- «А ваш муж?»
- «Мы развелись 5 лет назад. Операция прошла успешно. Я вернулась и он стал пропускать школу.»
- «А когда вы вернулись, вы говорили с ним про операцию, про то, что с вами случилось,  про эту фразу- если со мной что случиться, ведь это о смерти?»
«Нет, мне и в голову это не приходило. У нас не принято говорить на такие темы. Всё пошло как прежде. Я говорю с ним, он обещает, а на другой день опять пропускает школу.»
«Я ему говорю:  «Ну что я должна сделать, чтобы ты учился?»
Мальчик начинает шмыгать носом громче. Я спрашиваю её: « И что же он вам отвечает?»
-  «Ничего!»
Я обращаюсь к мальчику:  «Можно я отвечу за тебя? Если я ошибусь, ты меня поправишь.» Он кивает головой. К этому времени он внимательно слушает нашу беседу и вовлечён в неё, хоть и молчит. И понятно почему.
Я прошу маму ещё раз задать вопрос.
Она повторяет:  « Что я должна сделать, чтобы ты учился?»
Я  говорю: « ЖИТЬ!»
Тут они оба начинают реветь навзрыд.Я жду. Собственно терапия закончилась.
С момента, когда она сказала об онкологии и про развод пятилетней давности, цепочка событий выстроилась как в кино. Она не простила мужу обиды. Там выросла опухоль. Когда она пошла на операцию, она сказала:  «Если со мной что случится(Что? Подтекст: Если я умру»). И мальчик  это понимает, чует. А что может быть страшней маминой смерти?
И вот мама пришла, но жизни  в ней нет!  Он это чувствует как никто другой, он  её любит,
и своим поведением пытается маму встряхнуть, вернуть к жизни. Ничто так не встряхивает родителей, как проблемы детей. 
Мама успокоившись так и сказала, что если бы не сын......
Вот он и привёл её ко мне, чтобы мама захотела жить. Он делал это так, как умел.  Как оказалось-очень действенно! Мама напоследок  сказала, что   её  направляли  ко мне год назад, но.....Всему своё время
Её время пришло. Время жить!


Рецензии
Оля, очень рада знакомству с вами.

Рябченкова Татьяна   16.05.2015 04:11     Заявить о нарушении
Взаимно,Таня. Спасибо.

Оля Лой   19.05.2015 17:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.