Архитектура эпохи классицизма в Одессе

Художественные особенности.

Лучшие архитектурные здания и ансамбли запоминаются как символы стран и городов. Всему миру известны древний Акрополь в Афинах, Эйфелева башня в Париже, Красная площадь в Москве. Есть такие символы и у Одессы.

Интерес исследователей архитектурной теории и практики 19 века к зодчеству, которое являло эстетический опыт провинциальных центров, не убывает. В круг интересов включена Одесса - настоящее детище девятнадцатого столетия. В городе собраны воедино значительные достижения архитектуры и строительной техники этого периода, органично растворяющие в себе общие черты, не теряя при этом своего лица. В застройке Одессы можно достаточно четко и последовательно проследить эволюцию классицизма и различные интерпретации архитектурных стилей прошлого: ренессанса, романского стиля, готики, их соединения в одной постройке -  эклектику, популярный на рубеже столетий модерн. Это богатейший материал для эстетического, художественного и патриотического воспитания средствами архитектуры. В полной мере открывая в "своем" часть общего, общемирового, мы имеем возможность давать объективные оценки.
Архитектурное наследие выполняет две функции:
-приобщение к эстетическим ценностям минувших эпох;
-приобщение к истории.
Каждому историческому периоду присущи свои формы и свои стили. Понятием "художественный стиль" обозначаются крупные исторические стили определенных эпох, когда единство общественного исторического содержания определяет устойчивое единство художественно-образных принципов, средств, приемов. К числу таких стилей относятся: архаика и классика в античную эпоху; романский стиль и готика в средние века; возрождение, барокко и классицизм в новое время. Последним художественным стилем в рамках которого все виды искусства составили единый ансамбль был классицизм. В отрезке времени, архитектура которого служит объектом исследования, нашли свое отражение классицизм, эклектика и модерн. Конец 18 - первая половина 19 века выступает в истории искусства как единство, обозначаемое общим понятием "классицизм". Уже в своем названии термин "классицизм" отражает обращение к наследию античности, абсолютному, имеющему непреходящее значение образу. Красивым считается: правильное, строгое, уравновешенное, ясное, простое. Идеал красоты выражается в понятиях симметрии, порядка, единства.
Для архитектуры классицизма типичны:
четкость, геометрическая правильность объемов, регулярность планировки;
на глади стен выделяются портики, колонны, рельефы;
order неотъемлемая принадлежность классицизма.
Возникновение этого стиля связано с формированием абсолютистских государств. Классицизм обладает достаточно сильным монументальным языком для выражения идеи государственной мощи. Славные победы в русско-турецкой войне и присоединение к России завоеванных земель содействовали превращению её в  великую державу. Средствами архитектуры обновляемая держава заявляла миру о возросшем могуществе.
Подчинение государству, исполнение государственного долга, который становится синонимом долга гражданского, определяют идеал и превыше всего ценимые классицизмом духовные качества.
В эпоху Отечественной войны 1812 года складывалось национальное самосознание, обострялись патриотические чувства. Национальный подъем, проникнутый идеями патриотической гордости и воинской славы, нашел отражение в ампире, для которого характерно сочетание торжественной, праздничной приподнятости, геометрической правильности планов и форм, величественного сдержанного великолепия лепного, резного, литого декора с вниманием к развитию города, к практическому удобству, часто даже к городскому уюту.
С кризисом феодальной монархии возникает новая форма идеологии - просветительство. Она так же основывается на началах разума, развивающиеся в ее сфере искусства так же опираются на античность, но гражданский долг в период Просвещения связывается со служением не государству, а обществу.
Просветительское вольнодумство порождено противоречиями действительности, пронизано антифеодальным пафосом, стремлением пересмотреть все существующие общественные институты и нормы с позиции разума.
Развиваясь в рамках общеевропейского стиля, одесское зодчество обладает неповторимым своеобразием: для Западной Европы свойственное классицизму обращение к античности не являлось чем-то небывалым, подобное пережито ею в период Ренессанса. "Одесское возрождение" и открытие "античности" переживалось как бы с удвоенной силой и глубиной. Пережитые Европой последовательно два периода - Ренессанс и классицизм, и две фазы классицизма (собственно классицизм и просвещение) в одесском варианте как бы накладываются друг на друга, образуя удивительный, не свойственный европейским странам симбиоз, нашедший выражение в характере архитектуры классицизма, героике гражданственности, размахе градостроительных работ, широте утверждения регулярности. В понятие "регулярность" вкладывалось строительство городов по заранее разработанному и утвержденному плану, в котором предусматриваются городские ансамбли. Обязательным условием при разработке планов стало создание геометрически правильной сетки прямолинейных улиц, устройство площадей геометрической формы, намечались районы жилой застройки. Гибкость художественного языка классицизма была таковой, что внутри  классицизма возникли местные варианты: столичный (петербургский), и провинциальный (одесский). Причем каждый из них при ближайшем рассмотрении тоже оказывался достаточно сложным составным целым.
Выдающиеся победы армии А.В. Суворова расширили границы русского государства и присоединили к нему обширные территории Причерноморья, получившие в последствии название Новороссия. Конец Османского владычества в Причерноморьи ознаменован взятием в 1789 году турецкой крепости Ени-Дунья и поселения Гаджибей. На этом месте решили строить крепость и город. Звездообразная в плане с пятью бастионами земляная крепость была заложена 1793 году под наблюдением Суворова. Комендантом крепости был назначен вице адмирал Дерибас, командующий черноморской грибной флотилией. В этом же году решается вопрос о месте главного порта края. Специальная комиссия под руководством Дерибаса, Деволана и Шостака обследовала черноморское побережье и показала преимущества подковообразной Хаджибейской бухты над Очаковским и  Николаевским портами. В результате Екатериной II был издан рескрипт об основании города Хаджибей, утвержден проект его планировки, разработанный инженером Деваланом.
Не одно поколение восхищает удачная планировка Одессы. Удивительно соразмерно проложены улицы, особенно хороша центральная, так называемая "старая часть", города. Здесь безошибочно учтены и использованы все особенности рельефа местности, климатические условия. Девалан создал выразительное в композиционном отношении планировочное построение. В проекте главное внимание уделено порту, его надежной защите в связи с близостью турецкой границы. Намечены военная а также купеческая гавани, так как порт кроме того был призван осуществить давнюю мечту о торговых и культурных связях с западными соседями. Предусмотрены и жилые кварталы, но пока схематично.
В проекте 1794 года под жилую застройку уже отводится вся территория между Карантинной и Военной балками и большой участок на противоположном берегу Военной балки. Планировка решается в системе прямых улица, перпендикулярно направленных друг другу. К западу от них под углом 45 градусов спроектирована другая сетка кварталов. В плане предполагается сооружение мостов и спусков к морю, составляющих впоследствии характерную архитектурную особенность Одессы. Жилая зона располагается на возвышенном плато. Намечается ориентация всех улиц к морю, обуславливаются места для оборудования площадей, бульваров, парков. Все это сыграло немаловажную роль в восприятии города как единого и целостного организма.
При решение вопросов расселения учитывалась этническая структура населения. Одесса изначально была многонациональным городом.
В 1795 году Девалан составляет перспективный проект Одессы. Комбинация сеток кварталов под углом 45 градусов сохранена, но их сопряжение осуществляется уступами. В проекте родилась идея протяженной структуры торгового центра, запроектировано предместье на Пересыпи. Последующие планы города исходили из рассмотренного проекта. Подтверждением является план инженера Ферстера Е.Х., в основе которого лежали предложения Девалана.
Перед строителями нового города стояла нелегкая задача: в голой степи, подвластной зною и песчаным бурям построить великий "город, да еще три гавани, да наполнить сие место жителями в скором времени". Подготовительные работы продвигались настолько успешно, что 2 сентября 1794 года состоялась закладка первых портовых сооружений. Этот день считается датой основания Одессы. Город не знал деревянного строительства, его первые даже малозначительное сооружения были выполнены из местного камня ракушечника, разработка которого велась в самом городе. Образованные выпилом камня штольни позже стали называться катакомбами.
Строительство не прекращалась даже в зимнее время. В результате в 1795 году в порту уже швартовались корабли, положившие начало активной торговле города, названного Одессой.
После правления Павла I, отказавшегося от осуществления ранее утвержденных проектов, Одессе грозила участь жалкого захолустного местечка, постигшая многие городa тех лет. Но, город стал центром края, его гордостью и причины для этого были: не имея конкурентов в черноморском-азовском бассейне, одесский порт стал главным поставщиком хлеба для Европы и Ближнего Востока.
 Из года в год стремительно увеличивались торговые обороты, развивался город, росло его население. С 1820 года Одесса утратила своё оборонительное и военное значение, превратилась в важный торговый центр на Черном море. Город обладал привилегиями porto franco, к тому же здесь размещался административный центр всего Северного Причерноморья.
Интенсивная морская торговля и огромный приток населения стимулировали расширение жилищного и административного строительства, совершенствование городской планировки. Составление и разработка проектов видными русскими и западноевропейскими зодчими обеспечили городу идеальную планировку и самую современную архитектуру. Требование регулярности в градостроительстве органично сочеталось с архитектурой классицизма. Одесса отразила на себе все устремления этой эпохи: переход от замкнутого дворцово-усадебного комплекса к особнякам с обязательным соблюдением "красной линии" улиц и созданию обширных ансамблей городских площадей.
Ведущие столичные мастера - Мельников А.И., Тома-де-Томон проектировали для Одессы, что свидетельствует о том значении, которое придавали городу. Застройка началась с освоения земли, ближайшей к морю.


1988г.

Продолжение:
Городская больница
http://www.proza.ru/2014/05/01/306


Рецензии