93. В. Агошков. Ефратово-Тросна. Полянка, Куток...
ПОЛЯНКА. КУТОК. ИЗБИЩЕ
РАССКАЗ ХУДОЖНИКА, УЧИТЕЛЯ КРОМСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКО-ЛЫ, УРОЖЕНЦА села МУРАВЛЬ НИКОЛАЯ ЕГОРОВИЧА ШВЕЦОВА.
– «Я родился в Муравле, в той части, которая называется Полянкой. Кроме этого, есть Козинка, Заречка. Полянка вся ок-ружена деревьями, так что полянку напоминает. Рядом с Козин-кой – Куток, за которым сливаются реки Турейка и Красная. Здесь же проходит и Кутокская дорога на Турейку, которую сей-час зацементировали. Есть пос. Некрасовский, деревня Обы-денки (Первые, Вторые, Третьи), состоящие из Алмазовского, Бузовского и Барского посёлков.
По реке Красной – деревни Измайлово, Рудово, Неделька, состоящая, видимо, из 7 дворов. Деревня Ревково названа так потому, что здесь живут одни Ревковы. Далее – Могилёвка, ря-дом с нею болотистые места. Рядом – лес Рогатый, овраг Изби-ще, деревушка Троекуровка, Кудеяравка. Легенда ходит, что разбойник Кудеяр имеет отношение к названию. У лога Поганец били поганых, т.е. монголо-татар. Здесь река сильно петляет. Есть посёлочек Два Дворика, леса’ Больший, Мишкин, Гурый, Черкасский...
В Муравльской больнице работал мой дед, Иван Петрович Швецов. В 1908г его призвали в армию, где он закончил техни-кум по специальности фельдшер. Класс был переполнен, так что деду пришлось сидеть на подоконнике. Сохранилась его фото-графия, на которой он изображён в форме царской армии, с саблей на боку, с пышными усами. В 1913г пришёл домой, а в следующем году забрали в армию. Попал в плен, рассказывал о зверствах немцев, которые не давали пленным пить воду, секли кнутом. Сын деда повторил его судьбу, когда в 1941г попал в плен к фашистам...
Дед потом работал в Мухановской больнице под руководством Эммануила Зверева, который посоветовал ему учиться дальше. В 1922г дед поступал в Московский инсти-тут, а осенью кто-то из земляков сказал ему, что родные сгорели дотла. Дед вернулся домой.
Недалеко от Полянки рос дуб, в дупле которого находилась икона. Всё это напоминало часовню. Вдоль леса идут Дурные ло-га, пожохие друг на друга. Здесь люди блудили, поэтому боялись одни, а тем более ночью, ходить сюда... Под Полянкой ключ вы-брасывает ржавую воду. Река Красная вытекает из леса Крас-ного. Леоновская школа названа так от «барчука Леонова», как говорила бабушка. Дуб спилили, а ему было много веков, для сооружения, плотины.
Деревянную церковь из дуба построила барыня Бузова. В 1928г сбросили колокола, но сломать церковь старушки полностью не дали. Но через четыре года доломали совсем, якобы, для строительства МТС. Старший дядя, Григорий, принёс домой обшивочную доску и стал её pубить топором – бесполезно! Сейчас на месте церкви стоит библиотека. Есть у меня мечта восстановить данный храм, найти его описание...
Что следует пояснить. Куток – это «угол» (закута), уединённое ме-жду реками место. Дер. Рудово, видимо, названа так из-за руды, потому и река Красная. Овраг Избище – не здесь ли «бились» с врагом? Троеку-ровка – три куреня? Кудеяровка, может быть, здесь проводились гуляния в честь Ярилы? Не исключено: от «кудесь» – «колдовство, чары» и яр – овраг! Кстати, яры на карте Кромского уезда были обозначены именно в пределах нынешнего Троснянского района. Гурый – от каменная гора? Нахождение в дупле дуба иконы говорит о том, что ещё совсем недавно местные жители были и язычниками, и христианами: поклонялись де-ревьям, лесным духам и церковным богам. Лог Поганец к «захватчикам» отношения не имеет: поганое, болотное место.
*
К горькому сожалению, Николай Егорович Швецов рано ушёл из жизни. Как художник преподавал в Детской школе ис-кусств посёлка городского типа Кромы. Сейчас здесь в его па-мять проводятся ежегодные конкурсы картин молодых дарова-ний, в которых участвуют учащиеся детских школ искусств из Дмитровского, Троснянского, Орловского и других районов. В моей квартире висят некоторые работы мастера, напоминая о большом таланте художника Н.Е. Швецова из села Муравля.
Кстати, Николай Егорович поведал мне о том, что некото-рые старшеклассники, которых я обучал в Гнилецкой 8-летней школе, потом учились вместе с ним в Муравльской средней школе. Среди приятных отзывов обо мне был и такой: как учи-тель литературы я наизусть знал роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Это вызывало у школьников определённый интерес к моим урокам. В 70-е годы ХХ века в Гнилецкой школе было три восьмых класса по 20 с лишним человек в каждом.
И волей- неволей, читая трижды те или иные тексты в классе, за-поминал их, что и предопределило легенду о моём знании наи-зусть школьной литературы и стихов, в частности. Помню и то, что девчата на внеклассных уроках по литературе плакали, когда я знакомил их с только что вышедшей повестью Бориса Василь-ева «А зори здесь тихие».
Это я рассказываю к тому, что гнилецкие жители, так на-зываемые цуканы – смелые, жёсткие, непримиримые и прочее – на самом деле такие же, как и многие, люди – добрые, поря-дочные, не прочь сердечно откликнуться на чужую беду и горе.
У Н.Е. Швецова – два сына, растут внуки. Жаль, что он не смог раскрыть свой талант в полную меру, не смог осуществить мечту – построить-восстановить храм в селе Муравль.
*
(с) В.И. Агошков.
Свидетельство о публикации №214041900048