Метафизика ценностей

               
                Глагол времён! Металла звон!

                Державин. 
               
    Метафизика, что с древнегреческого, буквально, - то, что после физики,  — это известнейший сборник сочинений греческого философа  Аристотеля (384 - 322 г.г.  до нашей эры), который, как я полагаю, был и остался в науке Гением первой величины. Аристотель в своей классификации наук первое место отводит науке о бытии и  причинах всего сущего.  По Аристотелю  метафизика не средство, а цель жизни и источник наслаждения. Вот и отлично! Тогда, воспользовавшись завидной интуицией древнего грека, ударим, как говорится «во все тяжкие»….
 
  Единство астрального мира,  на самом деле,  вмещает в себе две субстанциональные противоположности -  живую и неживую материю. В строении  атома тоже есть своё элементарное  «двуединство» - это электрон с отрицательным зарядом  и его «близнец» с плюсовым знаком заряда – позитрон. Коль скоро в мире под Солнцем  всё относительно, то и Великие ценности, скажем так, должны быть в той же  градации, разделяясь, условно говоря, на плюсовые ценности,  стимулирующие  жизнь, и на ценности, отрицающие жизненную функцию. На первый взгляд может показаться, что и  Добро и Зло, формирующие  бытие, тоже напрочь отрицают  друг друга, однако это не совсем так, ибо  процесс их перехода из  одного состояния в другое носит перманентный характер,  и  всегда отвечает сиюминутной  логике.  Приведу классический пример, - опять-таки на мой взгляд.  Возьмём в поле зрения статистические сведения о динамике  роста населения Земли на всём  пространстве новой эпохи:

-в начале новой эры на Земле было 300 миллионов  человек, - всего-то!;

-к концу 1-го тысячелетия - 400 миллионов;

-в 1500 году - 500 миллионов;

-в 1800 году - 1 миллиард;

-в 1900 году - 1,6 миллиарда;

-в 1960 году - 3 миллиарда;

-в 1993 году - 5,65 миллиарда;

-по состоянию на 12 октября 1999 года население Земли составило 6 миллиардов;
 
-в 2003 году - 6,3 миллиарда;

-в 2006 году - 6,5 миллиарда;
 
-в 2010 году - 6,8 миллиарда;

-по состоянию на 1 ноября 2011 года - 7,0 миллиардов.
 
-по прогнозу ООН (2014), к 2025 году - 8,1 миллиарда, а к 2050 годам  - 9,6

миллиарда.

 
  О чём говорят приведенные цифры? Да, похоже, о том, что положительные ценности классически превалируют над ценностями с отрицательным знаком, в противном случае демографическая картина была бы далеко неутешительной. Пока, слава тебе Господи, жизнь на Земле, несмотря на катастрофы и войны глобального характера, протекает с достаточным оптимизмом.

  Тем не менее, если видимый  спектр  рассмотреть  лабораторно, внимательно изучая причины и следствия скрытого гистерезиса,  то разочарование, уверен,  наступит  довольно быстро, в основном, из-за нашей внутренней кривизны, от лёгкости в мыслях необыкновенной. В религиозных канонах сия странная ущербность показана  в реестре - «семь смертных грехов»,  таких как: гордыня, жадность, зависть, злоба, похоть, лень и  чревоугодие. Правда, в библейских текстах встречается несколько иная трактовка. Ведь этот  «набор» ценностей  отрицательного свойства стали считать общепринятым только с XIII века, когда крупнейший христианский теолог Фома Аквинский (1225 – 1274), мягко говоря,  слегка его переписал. Причем, конкретные пороки были выделены из всех прочих не потому, что они самые тяжкие, а потому, что они неизбежно влекут за собой другие грехи, которые уже исчисляются десятками, а то и больше, вернее, - не счесть числа. Вот эти семь пороков, о которых  уже сказано, одолевают в течение жизни каждого человека. Вместе с тем, при желании, - очень и очень, большом, -  от них, в принципе,  можно избавиться, и в итоге попасть в Царствие Небесное. Однако, сколь высоко парить, чтобы насладиться своей божественной свободой, как же и где  всё-таки витают эти ценности, - всё то, что было создано Богом в глобальном смысле -  от планетарных систем до живой клетки?

  Снова обратимся к нашему метру.  Аристотель считал, что небо состоит из семи неподвижных кристальных сфер, на которых  утверждены звезды и планеты. Идея Аристотеля, к вящей радости моей, с успехом  триумфально шагнула за тысячелетие вперёд,  вплоть до первой половины Vll столетия, когда был окончательно сформирован Ислам. Это находит своё подтверждение в Коране, где во многих местах  упоминается  о  семи небесах, да и сам Коран, как считают  приверженцы Ислама,  был принесен ангелом с седьмого неба.
 
   Кроме всего прочего, именно с лёгкой подачи Аристотеля  была обожествлена цифра 7, которая впоследствии вошла в быт, в поговорках, определениях, наречиях. Пожалуй, приведу некоторые из них: уж больно они хороши:

-семеро одного не ждут,

-один с сошкой, семеро с ложкой,

-семь вёрст не околица,

-семь пядей во лбу,

-семь копеек в базарный день,

-за семь вёрст киселя хлебать,
 
-семеро по зайцам, а шкурки нет,
 
-семеро по лавкам,
 
-семи смертям - не бывать, а одной не миновать,

-у одной овечки семь пастухов,
 
-тайна за семью печатями,
 
-семь футов под килем,
 
-семь  бед – один ответ,

-семь пятниц на неделю,

-седьмая душа – потёмки...


  Широко известная, крылатая фраза «На седьмом небе», из того же ряда. На седьмом небе, по мнению Аристотеля, живут сами Боги, которые проводят свою жизнь в бесконечной радости и веселье. Значит, быть на седьмом небе – это всё равно, что испытывать   высшую степень восторга, счастья, блаженства, то есть, наконец-то, будучи на Земле почувствовать себя в Раю.

  В таком разе,  с достаточной достоверностью  можно утверждать, что чем выше поднимается человек, как в интеллектуальном, так и в общем раскладе жизненных составляющих,  тем больше перепадает ему аплодисментов со стороны Высших Сил!
 
И к ассоциациям.

  Ничто не проходит бесследно! Образы, внезапные озарения, представления о мире вещей, понятия и религиозные символы, выработанные человечеством, без всякого  сомнения,   существенно влияют на формирование всей архитектуры современной мысли. И сей процесс носит печать вечности, что конкретно можно с лёгкой эйфорией  проиллюстрировать, оставаясь в рамках темы. Далеко не шутка, что в глубокой древности наши предки предполагали,  что Земля покоится на ТРЁХ  китах. По  ходу исторического развития  вселенские картины, естественно,  менялись, но сама цифра  3, вслед за 7-ой  Аристотеля, постепенно обретала свою  пространственную магию, в частности:

-в Православии цифра 3  стала  символом святости: троекратное благословление - "Во имя Отца и Сына и Святого Духа», троекратное освещение воды крестом, троекратное погружение младенца в воду при крещении, троекратный поцелуй: «Не бо даде нам Бог духа страха, но силы и любве и целомудрия» (Tим. 1: 7),

-военный (традиционный)  девиз - За Веру, Царя и Отечество, который для русского офицера Империи Российской служил кодексом Чести, Славы и Достоинства,
   
-трезубец – это ТРИ языка пламени, тройное оружие сил Неба, оружие и атрибут всех небесных, громовых богов и богов бури,  эмблема всех водных богов, силы и плодородия,  разрушение трех ядов: гнева, желания и лени. Трезубец символизирует  у буддистов - Три Драгоценности Будды, у китайцев – силу и власть, у  христиан - амбивалентный символ Троицы и оружие дьявола, у  греко-римлян -  удар молнии (оружие небесного бога Зевса),  атрибут морского бога Посейдона (Нептуна),  у  индийцев - алмазный скипетр Индры, бога бури, и Дурги-разрушительницы. Трезубец - оружие Шивы, как творца, хранителя и разрушителя, а так же, как  прошлое, настоящее и будущее.  И, напоследок, чтобы не было скучно, трезубец – это  символ огня, отражающий три сущности Агни. Он, как самый старший и почитаемый среди Богов Индии, является ТРОЙНЫМ аспектом огня: в небесах, как Солнце; в атмосфере или воздухе "Вайю", как Молния; на земле, как обыкновенный Огонь,
 
-треугольник, как символ устойчивости. Любой треугольник‚ особенно равносторонний‚ — символ триединства: отец‚ мать‚ ребенок. Устойчивость такой структуры заложена на генетическом уровне в самой ее тройственности. Пара — это замечательно, но третьего всегда не хватает, чтобы что-то изменить и воссиять от чувства самодостаточности,

-трапеза на ТРОИХ, что (особенно у христиан) символизирует крепкую дружбу,  олицетворение единомыслия, отсюда такое знакомое нам слово, как   «троепитие»,
 
-троецарствие (Саньго)  - период в истории Китая (220-265 или 220-280), получивший название по числу 3 царств (Вэй, У и Шу),
 
-Тройственный союз — военно-политический блок Германии, Австро-Венгрии и Италии, сложившийся в 1879—1882 годы, который положил начало разделу Европы на враждебные лагеря и сыграл важную роль в подготовке и развязывании Первой мировой войны (1914—1918 годы), да  мало ли что ещё….

  Итак, ценность человеческой жизни была и остаётся абсолютной и  единственным критерием в иерархической структуре мировых  ценностей. Еще древние сравнивали жизнь с пламенем свечи. Свеча горит, если в воздухе достаточно кислорода и если есть чему гореть. Но чтобы пламя возгорелось, обязательно нужна искра. Выходит, нам  ничегошеньки не остаётся, как возрождаться и умирать от счастья каждый день, каждый миг!

  При случае, всякий раз я не перестаю настаивать,  что ЖИЗНЬ – это, как езда на велосипеде: бросил крутить педали – упал в бездну.

                По-иному никак, ибо движение - это жизнь.

 Мой интернет-друг Борис Колосов-Гастев 25 марта 2015 на статью отозвался следующей строкой:

    "Очень интересно, Костя. Спасибо. Пробуждает мысль... Впрочем, я и раньше много думал над этой сакральной  темой, отраженной в магии цифр и чисел. У Аристотеля, по-моему, есть один весьма существенный "плоский" момент, сформированный объёмным спектром восприятия реальной действительности, за пределы которой "трёхмерному" человеку выйти невозможно. Но можно чувствовать в себе этот троичный мотив - и, тем самым, пробуждать в себе некий позыв к выходу за его пределы, осознавая  в себе границы "узаконеннных" логическим сознанием стереотипов . Градации на "живую" и "неживую" субстанцию огрубляют спектр восприятия Сущего в указанном мною плане привычных представлений, ведь зачатки "Жизни" существуют даже в камне и в куске железа. Чёткой градации между "живым" и "неживым" не существует в принципе здесь нет дискретных переходов. И ещё. В грандиозном масштабе бесконечного  расширения Вселенной есть некая закономерность, экстраполирующаяся и в земной план. Вселенная расширяется в геометрической прогрессии - а, следовательно, и все процессы на Земле имеют ту же тенденцию, в том числе и увеличение рождаемости".

                Эфхаристо, mon ami!

--


Рецензии
Константин, долгих вам лет! Здоровья!
Цифра семь - любопытная и происходящая скорее от естественного наблюдения за природой - семь нот, семь цветов радуги, семь (пятниц) дней в неделе, а цифра три скорее из уровня подсознания. Стучишь один раз в дверь - случайность, второй - также, а третий - закономерность...

Александр Брюховецкий   20.03.2017 11:02     Заявить о нарушении
Вот же, совсем другое дело!
Спасибо большое.

Хачхарджи Константин   20.03.2017 15:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.