Архитектура Одессы 2п. ХIХ в. Стилизаторство

Архитектура второй половины 19 века представляла собой сложное явление: в ней переплетались элементы нового и старого, зарождались формы и приемы, получившие дальнейшее развитие в архитектуре.
Расширение торговли и развитие промышленности привели к появлению новых типов сооружений: железнодорожных, промышленных, торговых, административных, финансовых. Классические приемы не решали всех задач при проектировании. Нужны были новые, которые отражали бы общественно-экономические отношения, не приемлющие подчинение индивидуума государственным интересам.
Идея государственного долга отождествляется в этот период с насилием над личностью, а следовательно требование строгой регламентации и сословности классицизма становится неуместным. Обилие образцовых проектов в сороковых годах обнаруживает установку на удовлетворение требований отдельного застройщика, что объективно отрицает идею типового проектирования, свойственного классицизму. К 60-м годам новые явления отразило и строительное законодательство. Указы об отмене обязательности строительства жилых домов обывателей по типовым проектам, задним числом санкционировали эклектику и признали официально ее существование.
К середине 19 века Одесса превратилась в настоящий капиталистический город с различными акционерными обществами, банками, торговыми и промышленными предприятиями. В ней обосновались конторы иностранных фирм, открывались учебные заведения, библиотеки, музеи.
Административное и культурное строительство претерпело ряд значительных изменений: не скованные условиями стиля зодчие свободно использовали различные комбинации архитектурных форм прошлого. Расширяется строительство в так называемых манерах стилизаторства и эклектизма. Стилизаторство - наиболее стойкая форма эклектики в Одессе, снискавшая популярность в административно-культурных постройках. Причем функциональное назначение сооружений, как правило, ассоциировалось с конкретным историческим стилем. Так банковские учреждения, призванные образно свидетельствовать о незыблемой устойчивости и вечности капиталов, возводились в традициях античной дорики и позднего Ренессанса. Примером могут быть: Учетный банк (архитектор Бернардацци А.О., 1906 г.),Бессарабско-таврический банк (архитектор Ландесман), Казначейство ( архитектор Чернигов Л.М., 1906 г.), Русско-азиатский банк на Ришельевской (улица Ленина, 1911 г., архитектор Гальпересон С.С.).
Купеческая биржа (ныне филармония, архитектор Бернардацци А.О., 1894-1899 г.) - символ деловитости и практической сноровки, была выстроена во вкусе мавританского зодчества. Это здание, где когда-то проводили сделки.


1988г.

Продолжение:
Одесский оперный театр
http://www.proza.ru/2014/05/17/1849


Рецензии