Из рассказов Сергея Лапина. 1

Сергей Лапин-начинающий автор "Прозы",моряк,преподаватель Амурского кадетского корпуса,страстный любитель таежной природы и рыбалки.По согласованию с ним я решил опубликовать часть его рассказов-для него важна реакция читателей.Желаю ему удачи на этом тернистом пути!


Рыбацкое счастье

  Стояла жара. Двадцатые числа июля. Среднее течение правого притока реки  Уды  - река Шевли. Вот-вот должна пойти кета, а уровень воды такой низкий, что вся речка просматривается до дна . На перекатах мелко, можно в болотных сапогах перейти.
     На нерестилище старого русла реки Шевли хариусы на лету ловят паутов. Еще немного и они перейдут на питание икрой кеты, почти весь плес на дне покроется ямками диаметром с метр. Какие лососи родились здесь 4 года назад и выжили в глубинах   Охотского моря, те и должны здесь умереть, оставив потомство. Таков удел тихоокеанских лососей.
    Звук лодочного мотора пробуждает от дремы. Из-за густого ельника выползает железный нос шестиметровой узкой лодки. Где-то я недавно ее видел. Точно, на крыше вездехода МТЛБ. Мы его обогнали за Стойбой, по дороге в Экимчан. Вот шустряки, вперед вертолета успели на Шевли попасть! И мужики, вроде, знакомые  в лодке. Посредине, на табуретке здоровенный Алексеич из Свободного, с банкой соленых огурцов, за руль-мотором рыжеволосый Петя с Быссы.
 - Привет, Серега! Ты на своей резинке не боишься рыбачить? Все коряги вон повылазили из реки.
 - Привет, мужики! У меня спас-жилетик имеется. А вы вездеходом-то коряги повытаскивали бы – и рыбачить и сплавлятся лучше.
   Пожелав друг другу удачи, расплылись по своим сторонам. Через три дня именно на этом месте камнем пойдет ко дну их железная лодка, спасется только Петя…

   УДАЧА

  Резко поменялась погода, подул ветер с моря, заморосил дождь. «Это надолго» подумал я, надевая на спасательный жилет прорезиненный костюм.  Подкачав одноместку «Нырок», отвязал от коряги береговой конец сетки, о чем потом очень жалел. 15-тиметровой длины трехстенная семидесятка в аккурат перекрывала четырехметровой глубины улово. Надеясь быстро выбрать сеть себе под ноги и затем , сплавляясь до табора , выбрать мусор, рыбу, я провозился два часа. Потянул сеть на себя – что-то тяжеловато идет. Глянув за борт, увидел красный хвост – таймень! На большой глубине размеры рыбы кажутся меньше. Но что это – поперек сетки бревно – небольшая лиственница, но с ветками и корнем, замотанная в сеть, а только за ней – таймень.
  Что делать? К берегу не подгребешь, на конце сетки большой груз – камень. Зря отвязался от берега – можно было бы подтянуться. Таймешка еще дергает, как он там запутался, не уйдет ли? Делать нечего, надо попытаться поднять «листвяк» в лодку. Кое-как аккуратно втащил лесину поперек лодки, сетка намотана капитально, распутывать долго, надо вытаскивать рыбину, а то уйдет еще. Появились комары. Вечереет. Надо с другого борта сбросить «листвяк» и выбрать тайменя. Так и сделал, появилась башка – так он здоровенный, килограммов 20 будет! Грудными плавниками да зубами зацепился только. Боролся долго, кое-как левой рукой обнял его под брюхо и перевалил его в лодку. Фу! Вот это адреналин! Мокрый весь, и от дождя тоже. Красавец – красноперый не помещается по длине лодки. А что это там дальше в сети рвется? Еще один таймень, такой же! Ну, дела! Наверное, первого надо посадить на кукан – за борт, бьется сильно, не дает дальше работать. Сделав петлю через жабры из швартового каната вываливаю его за борт – и быстрее ко второму по сетке. Этот тоже, таская сетку по дну, насобирал палок, коряг, да все такие острые – опасно для резинового борта лодки. Второй таймень точь в точь , что и первый, запутался  хорошо и тоже был посажен на кукан. Теперь можно сплавляться.
  О,  как же радостно, все это делать, поглядывая за борт на двух краснохвостых красавцев! Вот оно, рыбацкое счастье!  А дождь усиливается, темнеет, успею ли? Ведь до табора семь километров. Хотелось бы удивить своих ребят, причалив на одноместной лодке, запряженной двумя живыми рыбинами. Мелькают камни на перекатах, таймени медленно ходят на привязи возле лодки. В русле много коряг, их уже почти не видно, можно зацепиться веревками и тогда…
   А ведь в трех километрах на протоке есть зимовье знакомого эвенка Сергея. Придется зайти в протоку и заночевать, но ведь ребята ждут меня сегодня, будут переживать. Нет, все равно не успеть, рискованно по ночи идти по горной реке, да и отдохнуть, обсушиться  в зимовье это дело. Но с пустыми руками в гости… Так вот же гостинец плавает за бортом. Пока кета не пошла, поди, эвенки без рыбы сидят. Причалил к еле различимой в темноте тропинке. Серегиной оморочки нет у берега. Взвалил одного тайменя на спину – и к зимовью. Собак нет, но свет в окошке от керосинки придал сил уставшему и промокшему телу.

ГОЛИГДО

В зимовье незнакомый эвенк лет 30-ти читает книгу, не замечая, как я вошел. Только когда я сбросил свою ношу на стол, увидел меня и воскликнул: «Ну испугал ты меня, однако!» И кивая на тайменя, спросил: «А что, такие таймени разве бывают большие?» Вопрос для местного жителя был более чем странным. «Однако ты Михалыч? –спросил он,- я про тебя слышал. Говорят ты из благовещенцев самый «тронутый» по рыбалке. А меня зовут Андрей, кличут Пеликан, ты говори погромче, я плохо слышу». И только тут я заметил шрам на его лице, идущий через правое ухо на шею. Историю этого шрама, а так же много интересного из жизни эвенков всю ночь до утра мне рассказывал этот необычный молодой человек. Но прежде я разделал тайменя для засолки, чему Пеликан был очень рад. «Однако хороший копченка будет, все лето без рыбы сидим, а Серега на охоту уехал вниз».
  Жареные потрошки, желудок тайменя со свежеиспеченными лепешками, под шум дождя и своеобразный говор рассказчика, окунул меня в атмосферу Федосеевских повестей об Улукиткане, Харги, Ямбуе. Андрей оказался очень интересным рассказчиком и необычным эвенком, ему с детства нравилось читать книги, охота не очень интересовала его. Учился три года в Хабаровском педагогическом институте, но не закончил его. Чувствовалось, что он рад собеседнику, ведь земляки больше посмеивались  над ним –какой-то он не такой, как все охотники. Я же подробно расспрашивал о таежной жизни, интересных случаях, и , в конце концов, решился узнать о происхождении шрама.
  Этот случай произошел на реке Мая. Уже был ноябрь, и Пеликан с напарником пешком заходили на охотничий участок, находившийся в 60 километрах от поселка.  Под вечер последнего дня пути уже показалась избушка. Пеликан, идя впереди в ста метрах от напарника, нес тяжеленный рюкзак. Силы были на исходе. «Вдруг в дверном проеме избушки,- вспоминает эвенк,- темное пятно – медведь! Не успел со спины снять «мелкашку» как косолапый уже в трех шагах. Выстрел, потом удар по голове лапой и провал памяти. Очнулся от гадкого запаха тухлой рыбы. Медведь тащит меня за ногу, однако закапывать хочет. Шибко умный, рюкзак зацепился за валежину, а он положил меня и валежину отодвигает. Пришло прояснение сознания, напротив сел и «амикан», устал однако, смотрит на меня, дышит, запыхался. А вонь такая изо-рта, однако зубы совсем не чистит. Из груди вырвался нечеловеческий крик от испуга. Медведь бросил меня и побрел в сторону, где находился напарник. Оказывается, то от страха нырнул в яму с водой, пробив тонкий лед, не успев выстрелить из своей одностволки. Потом медведь исчез. Только теперь я ощутил боль в ноге, за которую тащил медведь, кровь хлюпала в сапоге. Потом, нога долго заживала, а слух сильно ухудшился ,однако».
  Оказывается еще по чернотропу на лодке приезжали охотники и на лабазе оставили голову сохатого, которую и охранял медведь, да и в избушке устроил себе берлогу. После того случая все охотники стали звать Пеликана «голигдо» - человек, побывавший в лапах у медведя. По эвенкийским поверьям дух медведя теперь будет преследовать его везде. Из рук такого человека, нельзя брать ничего железного в дар (нож, котелок и т.п.).
   На прощание Пеликан говорил, что рад был познакомиться, а так же просил привезти в следущий раз побольше книг, журналов и электронные часы. Уезжая, я подарил ему свои часы, хотя и механические.
    Через год мне довелось вновь встретится с Пеликаном, мы вместе разделывали тушу добытого сохатого, а еще через год стало известно, что он погиб от ножа эвенка. Говорили, что Пеликан заступился за девушку. Видимо, не зря эвенки верят в то, что дух медведя преследует «голигдо» везде. Книги для Андрея так и остались непрочитанными.


Рецензии
Передайте, пусть продолжает, только дает ссылку на продолжение 👍

Юрий Игнатюгин   26.11.2018 06:37     Заявить о нарушении
Хорошо,передам!

Станислав Сахончик   26.11.2018 13:00   Заявить о нарушении
Уважаемый Станислав! У меня к Вам просьба! Нынче она может показаться странной, но! Ранешние нагрудные знаки я и другие гражданские, знаем. А на Вашей груди медали о которых я имею смутное представление. Не сочли бы Вы за труд и не рассказали бы о них. А еще лучше бы и описали свои заслуги отмеченные этими знаками.
Скажите пожалуйста, отчего у жителя восточных областей России знаки на лентах враждебного государства?
И, чтоб три раза не вставать, ответьте пожалуйста, чей Крым?

Юрий Игнатюгин   26.11.2018 13:49   Заявить о нарушении
Вопросы ,мягко говоря,не совсем корректные,но постараюсь ответить.Награды Амурского казачьего войска вручены мне за активное участие в возрождение такового с 1991г.Цвета на ленточках (зеленый и желтый) - исторические для казачьих войск Дальнего Востока с 19 века.А Крым наш!

Станислав Сахончик   26.11.2018 15:42   Заявить о нарушении
Да,а справа знаки советского ("За дальний поход")и российского ВМФ.

Станислав Сахончик   26.11.2018 15:47   Заявить о нарушении
Большое спасибо! Рад за Вас! Поздравляю с наградами!
Вопрос: у дв казаков лампасы желтые а околыш зеленый? Полез в гугль!

Юрий Игнатюгин   26.11.2018 15:59   Заявить о нарушении
http://okultureno.ru/articles/22497-tsveta-kazachestva/
Так что желтые лампасы и зеленый околыш! Налицо нарушение формы!😁держите Курилы!👮💂

Юрий Игнатюгин   26.11.2018 16:08   Заявить о нарушении
Амурские казаки носили зеленые фуражки с желтым кантом,забайкальские и уссурийские-зеленую фуражку с желтым околышем.Поскольку казаки неоднократно переводились из одного войска в другое-форма перемешивалась.На ДВ в настоящее время существует одно реестровое войско-Уссурийское ,т.е. теоретически все должны носить одну форму,однако казаки Камчатки и Якутии носят свою(донскую)форму с красными лампасами и околышами,а амурские-свою,подчеркивая историческую идентичность. Так что все гораздо сложнее,чем пишут в умных книжках.

Станислав Сахончик   27.11.2018 04:46   Заявить о нарушении
Чем бы мужики ни тешились лишь бы поменьше на напитки отвлекались😁

Юрий Игнатюгин   27.11.2018 16:48   Заявить о нарушении
Казаки ДВ реально несут пограничную службу в пограничных дружинах.Чем занимаются в центральных районах России-это другой вопрос.

Станислав Сахончик   28.11.2018 01:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.