Кладбище

Задала себе вопрос – зачем люди ходят на кладбище?
Я помню, как я сама приходила на могилы близких, которые там похоронены, чтобы поговорить. Ну это не считая банального практического действия – выполоть сорняки, убрать мусор, положить цветы. Такая же уборка, которую я делаю дома, в огороде, в саду.
Да, тела закопаны там – на кладбище. И уже не обнимешь, в глаза не посмотришь. Но разве человек – это только тело? Нет. Значит, с душой можно при желании продолжить общение. И для этого совсем не обязательно ходить на кладбище.
Место для раздумий? Нууу… видимо, каждому своё. Лично мне прекрасно думается во время прогулки с собакой или поездки в автомобиле – и то, не всегда, это должны быть соответствующие состояния… но там они бывают чаще.
Поиск покоя? Ну да, тихо, светло, никто не бегает, не кричит – хотя бывает там и такое. Вспомните кладбище во время больших праздников церковных – народу больше, чем в супермаркете. И такая же активность – куда-то всё состояние покоя девается… Вполне можно одеть наушники, попросить, чтобы какое-то время не отвлекали, включить расслабляющую музыку – и пребывать в покое. Или уйти куда-то прогуляться – где мало людей и много пространства. И вообще, покой можно найти и где-то в неожиданном месте – слушайте себя.

У меня недавно был разговор с мамой по скайпу. На фоне всех событий Украина-Россия (а также внутреннего её состояния) я услышала от неё фразу: «Вот, я боюсь, что никогда больше на могилу к матери не приеду». Мне сложно передать, что я испытала на тот момент. Но я не промолчала… сказав: «Знаешь, на твоём месте меня бы больше волновало, что я ЖИВЫХ не смогу увидеть, обнять и т.п… а не посещение могилы…» Она мне ничего на это не ответила… и тогда я задала ей следующий вопрос: «Зачем ты бабушку «похоронила» целиком? Если нужно поговорить – то это можно сделать и так – задав ей мысленно вопрос. Или во сне». И опять ответа не было. Да, я знаю, что тут мешают страхи – в первую очередь страх посчитать саму себя ненормальной… но ведь норма – это такое относительное понятие…

***
Наверное, кладбище – это место встречи любви жизни и смерти. Живые приходят, чтобы сказать мёртвым о своей любви.
Но для меня те, кого я люблю – всегда живые. Есть ли тело, нет. Я пишу эти строки и вижу, как мне улыбаются мои бабушки. Для кого-то это покажется ненормальным, а для меня это – мой внутренний покой.
Человек может быть физически далеко – в другой комнате, другом городе, другой стране… но разве есть расстояния между душами? Нет. Всё делаем мы сами.

В чём же лично для меня разница между наличием и отсутствием тела? Её нет. Ведь я же хожу на кладбище, делаю уборку, что-то приношу, говорю – как и когда мне хочется. Хотя никакой реакции на физическом уровне я не получаю ответной.
Я пишу смс и письма людям, которые далеко – хотя они могут и не ответить.
Я звоню, я приезжаю. Потому что хочу.

И прошу вас – делайте это. Ради себя самих. Звоните, пишите, приходите, приезжайте – чтобы обнять человека, а не крест на могиле…
Всем нам хочется взаимности.


00:14
20.04.2014


Рецензии
А я почему-то с детства и ещё больше - с юности люблю ходить по кладбищам. Особенно старым и сельским. Целый каталог нерассказанных историй и жизней "в свернутом виде", каждая из которых интереснее, может быть, любого жюльверна...

Татьяна Воронова 6   11.08.2021 13:19     Заявить о нарушении
Мне интересны истории тех, кто рядом.

Ксана Поликарпова   12.08.2021 21:41   Заявить о нарушении