1 Эта такая разная Америка. Возможности отдыхa

         Однажды, в году где-то 1996-м, по рекомендации наших друзей мы посетили Вашингтон по рекламе компании “Fairfield”. Вернее, сами они, видимо, не рискнули (крамольные мысли независимо от нас посещают наши головы) и решили проверить на нас, как работает американская реклама. Не учуяв особого подвоха, я решил позвонить и узнать, что  же это такое. В конце концов, что мы теряли?  Если это развод, снимем гостиницу, и я покажу Лене Вашингтон, в котором уже был во время визита в 1988 году. Значит, заплатим по полной программе. Надо же  когда-то и отдыхать.
         “Fairfield” нам предложил три дня в пятизвёздочном отеле бесплатно за прослушивание какой-то лекции-агитации. За это время мы умудрились посмотреть достаточно много интересного в столице: могилу Кеннеди, Арт Музей, Смитсониан Музей и Музей  Современных  Искусств, выстояли  очередь в Белый Дом, досягаемый в те незапамятные времена. В Александрии интересное побережье с пабами, музыкой, множеством отдыхающих под лунным светом и тихим шёпотом прибрежных волн. Время проскочило быстро, а воспоминаний хватает по сей день. Правда,  нам  пришлось  послушать  довольно  интересную, даже сказал бы интригующую лекцию, но предложения были не по карману. Молодой  человек с энтузиазмом пытался втюрить нам возможность отдыхать как белые люди, но с нас, как говорится, взятки гладки. Голыми руками не возьмёшь  Невзирая на это, без особых претензий, а, наоборот, с милой, доброй улыбкой, девушка, сидящая на регистрации, торжественно вручила пятьдесят обещанных долларов и двадцати пяти долларовую скидку в Steak house со словами “До следующего раза”. И  рот до ушей.
         Это была наша первая поездка по Америке на столь длинное расстояние на машине. Порядка пятисот миль. Мы прекрасно отдохнули, отметив про себя, что здесь не так уж плохо жить. Имеется в виду, в Америке. Скажу прямо без всяких обиняков – с финансами были ещё трудности. И немалые. Однако, получив в принципе наполовину оплаченный отпуск, зареклись от повтора. Боялись, поддавшись  искушению, наломать дров и что-то приобрести.  Всё-таки, на лекции рассказали нечто очень занимательное  и  привлекательное. Просто на данный момент мы были не состоятельны для такой радужной  перспективы.
         Однако, как любят говорить некоторые народы бескрайней России, не всё так просто в семействе Облонских. Где-то через года три раздаётся звонок.  На проводе с другой стороны ужасно очаровательная молодая женщина, а по другому и быть не могло – такой потрясающий голос и манеры, предлагает нам прокатиться по Америке за смешную цену – пятьсот долларов.
         Вдумайтесь :
Три дня – Лас Вегас. (два человека)
Два дня – Вильямсбург. (Самый исторический город  Америки.) (Два человека)
Четыре дня  –  Орландо. (До шести человек).
Два  дня  –  Голливуд, Флорида. (Два человека)
И, наконец, три дня – круиз на Багамы. (Два человека)
         Ну какой идиот клюнет на такую, мягко выражаясь, лажу! Даже если с другой стороны красотка!  Таки нашёлся. 
         – Лена! Я  собираюсь сделать самый идиотский  поступок в моей жизни, а, может быть, даже совсем наоборот. Я знаю, откуда ветер дует. Давай купим эту, так называемую, туфту.
         – Ну если у тебя мозги совсем поехали, вперёд. У нас нет лишних пятьсот долларов. Или у тебя есть  заначка? – Не отрываясь от решения кроссворда,  невозмутимым тоном спросила жена, что-то там записывая а журнале. 
         – Как говорится – ... тот не пьёт шампанское! – Выпалил я и заплатил карточкой за эту блажь.   
         – Ну так мы потеряем деньги. А вдруг!!!
         – Ты знаешь, что бывает вдруг, бабский угод-ник. Когда мозгов нет и Бог не поможет. – Но в голосе не проскальзывало возмущение.

         Ровно через две  недели  мы  получили большой пакет со всеми документами. Все гостиницы опланы. Правда, дорога за свой счёт. А на это, собствен-но, я и не рассчитывал. Уже был опыт. На всё про всё один год. 
         Значит, всё-таки в чём-то собака была зарыта. Но в чём? Оставалось загадкой. В Лас Вегас полетели наши дети. Дочери исполнилось тридцать и мы сделали им с мужем такой подарок. В Орландо поехали вшестером с семьёй дочери. Там по скидке докупили ещё три дня (за счёт договора с “Fairfield” была скидка). А уже потом вдвоём из Майами отправились в Голливуд и следом из Форта Лаудердейла на Багамы. Т.е. на крамольный вопрос Михаила Жванецкого: “А вы бывали на Багамах?” – с гордостью могли ответить “Да”. Правда великий прорицатель, по-видимому, сам тогда ещё не был на них, а то бы выбрал острова поинтересней. 
         Что тут говорить, здесь, в Орландо мы осознали в чём собака зарыта. Не зря говорят, что капля камень точит. Нам предстояло посетить полуторачасовую лекцию от компании  “Fairfield”, продававшей  неделю отдыха ежегодно в разных точках Америки и всего мира во второй раз. Но здесь в Орландо, нам показали условия проживания во время отдыха. Из рассказов условия жизни обещали быть великолепными, а они оказались в ещё большей степени замечательными, когда их нам продемонстрировали. Это был ещё один полностью меблированный дом со всеми принадлежностями для беззаботного жития на неделю.  Так что увиденное, вывело нас из равновесия. Забыв, вернее не задумываясь о нашем  статусе в этой стране, мы приобрели пакет на всё наше будущее. И наших детей, т.к. он передаётся по наследству.
         Это, конечно, не пятьсот долларов, а раз в пятнадцать больше. Зато мы были обеспечены на  все последующие годы массой удовольствий, почти  всегда путешествуя с внучками по Америке. Для бабушки с дедушкой это самый большой подарок. И даже  сейчас, когда девочки стали взрослые, они с удовольствием путешествуют с нами. Правда, в последний раз пришлось взять с собой друга младшей  внучки. Ну что же... Взрослеем.
         К 2002 году уже обжились в Америке до такой  степени, что могли себе позволить купить недельный круиз по островам Карибского бассейна. Будущее будоражило душу неизведанными приключениями. Мы всё ещё рисковали покупать что-то по телефону в режиме рекламы. В принципе, мягко выражаясь, это достаточно опрометчиво, но это как в лотерею – будоражит. И потому, по рекомендации своей сослуживицы Лена приобрела два билета на наш первый круиз по Карибским островам на теплоход “Maаsdam” компании Holland America в обычном туристическом бюро.
          На корабле, судя по всему, нас ждали неожиданные интересные мероприятия из-за необходимости иметь довольно большой гардероб, включающий фрак или что-то в этом роде и длинное нарядное платье для Капитанского дня. Ситуация очень  обнадёживала, если учесть, что мы не имели никакого понятия, что это значит – Капитанский день. А  возможно, это были просто инсинуации. Можно сказать  розыгрыши, так как всё предлагаемоё необ-
ходимое взять с собой выливалось в немалую копейку. 
         Через пару месяцев Флорида встретила ярким, горячим солнцем и солоноватым ветерком. Накатывающийся с поверхности океана лёгкий бриз, перекликался с гомоном чаек. Их здесь неимоверное количество. Пекарни наверняка делают дневную выручку батонами для кормёжки этих ненасытных существ, абсолютно не боящихся людей и нахально  требующих хлеба. 
          В Форте Лаудердейл на очень большой пристани “ютится” около восьми огромных лайнеров от пяти до пятнадцатиэтажных, приводивших в изумление любого, впервые попавшего в этот людской хаос. Такое впечатление, что сразу должны были отшвартоваться несколько рейсов в одно и то же время. В этом людском муравейнике не пробиться и неимоверно шумно. Публика была очень пёстрой, разношёрстной и очень даже многоцветной (в смысле расовом). Наконец, с трудом добравшись до наших касс, мы поняли, зачем нам нужно было столько вещей. Мы, если выразиться советским языком плаката, попали “из огня да в полымя”. В общество другого класса по уровню жизни – совершенно иначе одетого и с другим выражением на лицах. Их чемоданы были значительно объёмней наших. Что-то внутри похолодело. Первое, что пришло на ум – как бы не попасть впросак. Пока оформлялись билеты, визы и прочие атрибуты, необходимые для поездки, было время оглядеться, дабы понять, с какой компанией предстояло нам общаться.
         По внешнему виду это преуспевающий класс, небрежно беседующий на непонятном нам языке, в основном, языке бизнеса. Мы явно выделялись в этой толпе не только своей неправильной одеждой  для данного мероприятия, но и выражением лиц.  Так и прочитывалось на лбу – “ что мы здесь потеряли?” Но, как говорится, всё приходит с опытом.  Смелость, вернее нахальство, городами правит. Я это точно узнал за небесполезно прожитые здесь почти одиннадцать лет. Да и за советский период жизни тоже. За эти годы американская мечта уже была в кармане. Это успокаивало. Где-то через пару часов, а может и больше, мы вступили на палубу корабля.      
         Честно признаюсь – наши челюсти отвисли...  Грубо, конечно, но точно. Такое впечатление, что мы попали на Титаник. Богатство убранства палуб,  внешний вид бортового состава служащих, вся обстановка буквально лишили нас дара речи. Из-за необходимости иметь при себе парадную форму, имеется ввиду, одежды, мы могли предположить, что  этот корабль неординарный. Но вот настолько ...  Чтобы осмотреться, понадобились оставшихся пол дня и весь день следующий. Это совсем не советские самоходки. Как оказалось, из всех возможных  кораблей Holland America этот был самый маленький, но самый роскошный. Маленькая деталь – пассажиры. Мы были явно не из этого круга. Богатые янки. В основном, толстосумы. И соответственно, с определённым взглядом на жизнь. Как выразился с большим сожалением один из стюардов:      
        – “Извините, но сегодня на круизе случайно есть одна цветная пара. У них свадебное путешествие.” 
        Вспомнилось – “Твистер не любит цветного народа.” Здесь была аналогичная обстановка. И я не раз замечал во взглядах недовольство этим соседством. Вот вам и современная толерантность. Но нас, к счастью, это не коснулось. Наоборот, всем было интересно с нами побеседовать. Возможно, от излишнего безделия, но чаще из нескрываемого интереса. Поп-оркестр при виде нас начинал играть русские мелодии. Здесь русских чуют за версту. А когда руководитель оркестра, он же дирижёр, он же скрипач, узнал наши вкусы, без лишних просьб исполнял любимые мелодии.
         В зале камерной музыки играли произведения  русских классиков при нашем появлении. Всем было приятно создать нам хорошее настроение. Это состояние умиляло, но и настораживало. С чего бы  это? Ответ на такой довольно странный вопрос проявился в общих беседах – они нас просто жалели и  были счастливы наградить своим вниманием. Радовались, причём вполне искренне, что мы, наконец, вырвались из этого кошмарного “коммунистического ига”. Таким вот образом Америка начинала познаваться с другой, неизвестной нам, стороны. Тем более столько положительных эмоций и впечатлений таким вот необычным путём скрашивали наше и без того очень увлекательное времяпрепровождение. 
         Каких только вопросов не задавалось! А брошенные реплики, с одной стороны, были смешны  полным неведением СССР, а с другой – его неприемлемостью:
         – Это правда, все имеют одинаковую зарплату?
Как это? – небрежно вынув изо рта сигару, спросил молодой человек спортивного типа, продолжая  болтать ногой. Рядом с ним сидела его подруга и всё  время отмахивалась веером от дыма. Замечания в поведении здесь были неуместны. Но как чесался язык!
         – Неужели у вас по городам гуляют с медведями? Это так опасно...  – тихо спросила  пожилая дама в маленькой шапочке с вуалью.               
         – Скажите, а у вас в приличном обществе люди только одного достатка?
         – Нет! Россия непонятная страна. Диктатура! Диктатура чего? ХХI век! 
         – Коммунизм – это у вас, у русских, панацея. Ну построили, а что дальше? Почему вас все так боятся? Лично я не хочу делиться заработанным с ленивым бездельником. 
         Очень смешной и интересный вопрос, на который я не нашёлся что ответить :
         – А почему Ленин называл Троцкого проституткой? И за что Сталин его убил?
         – А это правда, что в СССР все жили вместе – и дети с детьми, и их  родители, и даже с бабушками и с  дедушками? Разве в России земли мало?
         Как вы понимаете, вопросы, честно говоря, очень корректные, и недоумение вполне уместно.
         Очень часто я не знал, как ответить не из-за бедного запаса английских слов, а попросту из житейских отношений. Американцам непонятно то, что  не может быть понятно вообще кому-либо в нормальном обществе и мне, в частности. Поставьте себя на моё место и вы ощутите некорый cтранный озноб от таким образом поставленных вопросов. Конкретных и донельзя элементарных с точки зрения американского обывателя.
         Объяснять, да и просто беседовать было достаточно сложно. Язык давался с трудом. Но все эти беседы были самыми лучшими уроками  английского языка. И это было прекрасно! Вокруг были интеллигентные, добрососедские люди, сочувствуюющие нам за напрасно потерянное время жизни в этой варварской стране, в Советском Союзе. Причём, на них не было и следа чванства, презрительности. Только некоторое недоумение. И если им объясняешь, что при всех минусах социалистической системы, я там был более частлив, чем здесь, встречал недоумённые взгляды и пренебрежение  на устах. Пренебрежение к сказанному, не ко мне.
         Это было благодатное время правления Клинтона с профицитом экономики. Страна была на подъёме, и никто ещё не сомневался в статусе Америки, как лучшей страны в мире. В те годы как-то сразу по мановению волшебной палочки стали  пропадать старые, ржавые и искорёженные в авариях машины с улиц. Дома раскупались с неимоверной быстротой. Банки соблазняли молодёжь на приобретения “всё и вся”. Работы было много. Жизнь била ключом. Страна стояла на гребне синусоиды, и кризис ещё не маячил в умах людей. И вдруг какой-то русский заявляет – счастье не в деньгах! 
         “Нонсенс! А в чём?”
         Абсолютно полная уверенность, что миром правит  здоровая  конкуренция – основа  капитализма. Каждый способен стать богатым. Только нужно работать, работать и работать. (Надеюсь, нечто подобное вы найдёте и в ленинских работах.) И то, что сильный съедает слабого – обычное понятие мирового порядка среди всего живого. Будь то растения, животный мир или человек.
        Вот таким образом и узнаёшь страну, с её обычаями, чаяньями и смыслом существования.   
        Никто не думает о счастии всего человечества. 
        Зачем. “Это просто глупо.” – Как сказал один из пассажиров, попыхивая сигарой.
        “Maаsdam” в действительности совсем небольшой корабль – всего пять палуб. Две верхних для пассажиров, две для гуляний, а первая и то, что ухо- дит вниз – для всего обслуживающего персонала. На причалах рядом с другими кораблями он смотрелся, как речной пароходик. Кстати, обслуживающего  персонала и пассажиров было одинаково – по две с  половиной тысячи.
         Это было наше первое погружение в слои богатой Америки и последнее. Все остальные круизы на огромных кораблях – как путешествие на первой палубе Титаника-Maаsdamа. Жалкое подобие. 
         Зато впечатление от нашего первого путешествия сохранится на  всю жизнь. 

04.19.2014.


Рецензии