Пасха

В запретное время возникал вопрос- а что это такое- Пасха, почему нужно было скрывать свою веру, почему нужно было прятаться?
В моей семье только бабушка по отцовской линии имела иконы, стоящие на специальной, как она говорила, КРАСНОЙ полке. Я удивлялась-почему красная, если она была не красная, а скорее черная?

А потом...Вспомнилась уже МОЯ ПЕРВАЯ ПАСХА- это было в то же запретное время- на службу в Смолино, где работала единственная оставшаяся церковь, съезжалось много народу- в автобус было не протолкнуться, ехали "как кильки в бочке", садясь в автобус на конечной остановке, потому что было просто не втиснуться, и ехали за несколько часов до начала службы. Опоздать -нельзя. Работа. От людей, которые ехали в автобус часто пахло кислятиной. Сергей Ш., игравший по вечерам в одном из кафе города, часто шутил, что "едем в борще".

Люди в церкви набивались битком- сидели, лежали, кто на чём, потому что народу было много.

Тогда, несколько лет тому назад, церковную службу я воспринимала как театральное действо- всё продумано, отрепетировано. Но когда начались гонения, и на меня в том числе, я заступилась за верующих. И даже стала спорить в преподавателем "Истории КПСС". Суть спора заключалась в том, что А.(преподавательница) была убеждена, что верующие-темные люди, психически неуравновешенные и вообще неадекватные, и вообще их назвать людьми можно только с натяжкой. Я пыталась доказать, что многие выдающиеся композиторы, ученые являлись истинно верующими людьми- они писали ТАКУЮ музыку!!!, почему-то запрещенную. А. зыркала глазами и грозилась со мной разобраться. Я говорила о том, что в церковь люди идут от безысходности, от того, что нет в жизни опоры, тех, на кого можно рассчитывать, что хотят люди, попавшие в тупиковую ситуацию, ходят и больные,- а ЧТО им остается делать? Она ещё больше сверлила меня своими глазками, а я с вызовом смотрела в них -никто не знал, что именно я, надежда и будущая звезда, как меня называли, пою в церковном хоре. И что именно я первая из профессионалов появилась в церкви. И особенно не скрывала этого.

Тогда в музыкальное училище был звонок из вышестоящих органов о том, что кто-то из студентов поет в церкви. Начались опросы- вызывали поочередно "на ковер" к директору Ф.А.И. тех, кого считали "неблагонадежным". Меня- нет. Приближалось зачетное время- сессия. Инструмента у меня дома не было, и подготовку к техническим зачетам по фортепиано, ЧХП, специальности мне приходилось осуществлять в училище. Но на руках была маленькая дочь, которая занималась со мной, часто находясь рядом со мной на занятиях. Ей нравилось сольфеджио и гармония- она тогда тоже пела вместе с великовозрастными для нее тётями и дядями.

К тому времени приехала с Украины со своим мужем сестра Е.П. Она считала себя не только самой ПРЕМУДРОЙ, но и самой ПРЕКРАСНОЙ. У нее было высшее образование, а у меня- незаконченное, и на руках дочь, а муж- в армии, который этой армии боялся и как мог отлынивал от нее, пока не "припекло".

Сестре не нравилось, что я и моя дочь мешаем ей жить- сперва она потребовала, чтобы мы освободили большую комнату с балконом, где жили все время и делали ремонты, потом она потребовала поставить свой стол на кухне, как в общежитии. Мне это было в диковинку- я ведь не жила, как она, в общежитии! Потом она проткнула какую-то штуковину в холодильнике, из этой штуки вытек фреон и холодильник, подаренный нам на свадьбу бабушкой моего мужа, так и стоял мертвым грузом, пока Е.П. в очередной раз не разоралась. Когда начинала требовать, она всегда уезжала за мамой- что она там говорила, не знаю, но всегда приезжала мама и требовала, чтобы я освободила комнату, купила стол, убрала холодильник и проч.. У Е.П. была заведена тетрадь занимаемого туалет времени, куда она фиксировала время для туалета.А для этого она поставила стул у двери туалета и садилась на него всякий раз, когда я  заходила в туалет. Дочь тогда пользовалась горшком, но когда она ходила вылить из него- это время тоже записывалось. Для чего это делалось- не знаю,и какой больной ум мог придумать такое?Не знаю.
 
Сестра хотела контролировать всю мою жизнь- и когда из армии приезжал муж в отпуск, она часто подглядывала в замочную скважину-что же это мы там делаем?-ведь секса тогда в СССР -НЕ БЫЛО! А я еще была преступницей по её меркам- я работала в церкви, что было по ее мнению, ЗАПРЕЩЕНО.

И до такой степени видимо я ее не устраивала, что однажды, когда я не захотела ей открыть свою комнату для очередной проверки, она дождалась, когда я выйду на кухню сварить дочери кашу, разрезала мне руку- ножом. Как сдавать технический зачет? Когда на следующий день я приехала в училище с забинтованной рукой, почти накануне зачетов, мне пришлось выкручиваться, я что-то говорила, что нечаянно, но потом, видимо, кому-то проговорилась, что это сделала сестра. Через какое-то время,рано утром, в квартире раздался звонок- я открыла дверь. Стояла делегация преподавателей- приехали разговаривать с сестрой. Там были все мои любимые учителя- с которыми и сейчас, по прошествии стольких лет очень теплые отношения.

Дальнейшее помню плохо- я стояла в большой комнате, проходной, аннексированной сестрой,прижимая правую руку, ревела от бессилия. Не было злости, ненависти. Было непонимание- ЧТО я Е.П. сделала? Да, я совершенно не такая,как она. Ну и что! Но ведь мы-СЁСТРЫ!

-А Вы знаете,что она поет в церкви?-кричала Е.П.

До этого вопроса милые мои преподаватели что-то говорили, пытаясь убедить Е.П., что мне необходимо учиться(сколько раз они убеждали меня, что нужно сдавать экстерном!) - а тут наступила ТИШИНА.

-Правда?- спросила М.Л., руководитель хоров, смешанного и женского.

-Да, это-ОНА ПОЁТ В ЦЕРКВИ! Я же вам ЗВОНИЛА!

Дальнейшее помню ещё хуже- туман. Наверное,я,как всегда, расплакалась и ушла в свою маленькую комнату, прижала свою дочь, которая для меня была "светом в окошке".


...Пасха 2014 г. Радостные глаза монашки Н. Улыбающийся отец А.- недавно принявший монашеский постриг. Рядом кадит архиерей, смотрит внимательно и добро. И я радуюсь, улыбаюсь тоже, смотрю на стоящие светлые человеческие лица, освещенные держащими в руках зажженными красными пасхальными свечами.

-Христос Воскрес!

-Воистину Воскрес!

 


Рецензии