Мой любимый Петергоф

   Да, красота необыкновенная!!! А я помню еще это всё в руинах... и Самсона не было. Это ведь новый, тот, что был при царях до войны, его так и не нашли...

   Его во время войны то ли закопали и забыли где, то ли немцы вывезли. Сейчас никто точно не знает. Но в 50-е годы не было никакого...

   До сих пор всё восстанавливают понемножку... Еще не всё восстановили)))

   Я рада, что Константиновский дворец... восстановили не скажешь, скорее отстроили заново. Там такие развалины были, только фундамент и подвалы... Вот за это я Путину безмерно благодарна.

   Если еще восстановят Мраморный дворец, где Петра 3 убили, то совсем хорошо будет. Там такая красота, что даже разрушенный он вызывал восхищение у меня. А мы с отцом там в пруду карасей ловили на десантной лодке)))

   Я уже говорила, что отец был военный врач. И у него были знакомые военные, не только врачи. Вот один летчик дал отцу целую бобину прекрасной фотопленки, которую используют военные летчики-шпионы. Я на нее 5 лет снимала. Фотографии замечательные получались.

   Может тот же летчик, а может другой подарил отцу десантную лодку. Лодка была надувная оранжевого цвета, одноместная с маленькими веслами-ластами, которые одевались на руки, на кисти рук. Ну, видимо такими лодками пользовались летчики когда терпели аварию над водой. Вот, зная что отец рыбак, ему такую красивую и удобную лодку подарил летчик. Один недостаток был у этой лодки, волны Финского залива могли ее легко перевернуть.  И мы приспособились на ней ловить карасей в старом пруду у Мраморного дворца, где убили Петра 3.

   Отец сидел на дне лодочки и сажал меня тоже на дно с другой стороны. То есть сидели один - на носу, другой на корме. Так как я была тогда еще тощей, да и отец был худым, то лодка нас выдерживала. А вот сестру отец боялся сажать. Она была старше и крупнее меня. Вместе с отцом бы не выдержала.

   Пруд был обрамлен мрамором, но в нем росло много кувшинок и края за прудом густо заросли кустарником. Такие пруды-озера я встречала в Калининградской области в лесах. Там даже были ступеньки в воду сделаны.

   Хочется рассказать о самом дворце. Помню колонны мраморные серые с белыми прожилками, а у самого пруда имитация колон, но уже из розового мрамора.
Говорили, что очень много разного сорта мрамора было использовано в строительстве этого дворца и весь он был привезен из Италии.

   Этот дворец был самым любимым местом отдыха и прибывания Петра 3. Туда его и отправила Екатерина 2 после переворота и захвата власти. Там Петра 3  и убили...

   А сама Екатерина предпочитала Петергоф. Тогда еще не было такого большого дворца, была только средняя часть его и то только двухэтажная, построенная при Петре 1. Сама Екатерина предпочитала находиться в Монплезире, одноэтажная галерея на самом берегу залива. Там она и ждала известий о перевороте.

   Ну, а сам Петергоф был построен, как место отдыха, когда Петр 1 ездил в Кронштадт. Потом Петру же захотелось сделать здесь увеселительный парк, лучше Версаля. С фонтанами. В Версале воду в фонтаны нагнетали насосы, а в Петергофе до сих пор существует естественный водовод к фонтанам. Это пруды и озера, соединенные каналами.

   Начало он берет на Ропшинских высотах. Вот из-за перепада высот и нахождение парка на берегу залива (он так и называется Нижний парк) зависит высота того или иного фонтана. При Петре Петергоф был заселен, в основном, немцами. Дома старые деревянные и очень красивые. Часть их сохранилась и после войны. Очень красив Храм в Петергофе. Сейчас он отреставрирован и там идут богослужения. При мне там был склад.

   Этому красивейшему Собору Петра и Павла, можно сказать очень повезло. До войны в 38 году его хотели взорвать,  да что-то помешало. Во время войны там был наблюдательный пункт немцев и они собор не разрушили. Когда наши освобождали Петергоф, то можно сказать, что Собору повезло и он остался цел. Повезло ему и потом, потому что в нем сделали склад тары. Ни картошки или еще чего-то портящегося. а тары и внутренности почти не пострадали. Алексий 2 настоял на реставрации Собора. Сейчас он действующий и изумительной красоты.

   Стоит Собор на берегу пруда, который находится напротив Верхнего парка. Пруд этот тоже из системы водоводов к фонтанам. Называется он, как я уже помнила Ольгин, а при царе носил название Царицин. Царь Николай 1 очень любил свою семью и жену Александру Федеровну. И решил сделать ей такой подарок: на середине этого пруда был насыпан остров и построен на этом острове дворец-замок. Рядом был сделан прекрасный сад с розами и редкими цветами. В пруд запустили лебедей, а в саду, говорят, были даже павлины. Добраться до дворца можно было только в лодке. Когда их дочь Ольга вышла замуж, Николай 1 и ей сделал такой же подарок, насыпав рядом еще один остров.

   Когда я жила в Петергофе, то, естественно, дворцов и садов там уже не было, а были посредине озера на островке старые развалины. Купаться в этом пруду народ боялся из-за строительного и военного мусора.

   Но был у нас еще в Петергофе пруд - Красный. Назывался он так, потому что рядом были царские конюшни, которые были (да и сейчас) выкрашены в красный цвет и построены из красного кирпича.

   Однажды помню произошел на нем интересный случай.

   Я  раньше  занималась фигурным катанием у Юрия Кукина, который жил в Петергофе. И после окончания института физкультуры учил детей фигурному катанию. он уже тогда пел и сочинял свои песни. Помните "За туманом", "Париж"... К нему изредка приезжал Владимир Высоцкий. И еще был у них один друг в Петергофе, имя его я называть не буду, скажу только, что тогда он работал официантом в новом ресторане в парке на берегу залива.

   Вот эта веселая троица, решили после ресторана искупаться. В заливе купаться не так весело, так как до глубокой воды надо идти 1,5 - 2 километра по воде, которой по колено, да еще натыкаться на камни. Поэтому, в основном, купались в прудах. На берегу Красного пруда было много народу, был выходной и жаркий день. Высоцкий первый прыгнул в воду и долго не показывался. Все уже стали волноваться. а его друг, официант, так в униформе и прыгнул его спасать. Но спасать не пришлось, Высоцкий так пошутил... Они всегда дурачились, когда собирались вместе)))

   Я вам расскажу еще про один пруд - Английский. Он находился уже как бы за пределами Нового Петергофа. Между Новым и Старым. Я как раз жила в Старом Петергофе. Там находился наш военный городок. Чтобы попасть в Новый Петергоф, мы редко пользовались дорогой и автобусами, а предпочитали ходить напрямик через Английский парк. Парк этот больше походил на окультуренный лес. Лес, как лес, только дорожки были сделаны хорошие и канавки по их сторонам, чтобы дорожки оставались сухими. Такие парки вошли в моду при Екатерине 2.

   Так вот пройдя этот парк, мы выходили на Английский пруд. Купаться там было тоже не безопасно, но зато рядом. Ближе к заливу у этого пруда был сделан шлюз, который регулировал уровень воды в пруду. Лишняя вода стекала водопадом в канал и уходила в залив.

   Не далеко от этого шлюза были старые развалины из красного кирпича  и среди них было много битых тарелок белых с синими и голубыми цветами и еще много прозрачных стекол разных цветов. Мы их собирали, чтобы зарывать под стеклышко... Делали "секреты".) Позднее я узнала, что на этом месте была харчевня, где часто останавливался подкрепиться Петр 3, когда ехал в Ропшу, где любил отдыхать (с нее я и начала свой рассказ))) Сейчас развалины убирают, так как не считают нужным восстанавливать.

   Когда мы семьями ходили на демонстрации, а они проводились на главной площади Нового Петергофа перед парком, мы возвращались пешком через Английский парк. И после майской демонстрации всегда собирали букеты подснежников. Их было очень много.

   В Петергофе ведь два парка Нижний, где Самсон и большинство фонтанов, находится внизу у самого Финского залива. Он у меня на фотографиях. Но есть еще и Верхний парк. Он находится практически в самом городе, отделен от него изгородью. Он начинается от Большого Дворца и доходит почти до Ольгина пруда. Много лет я помню этот парк, как дремучий лес, заросший огромными деревьями и только ближе к дворцу было видно несколько мраморных бассейнов, в которых когда-то тоже были фонтаны.

   Когда я была подростком парк решили отреставрировать. Было всем жалко, что спиливают и корчуют деревья, к которым мы привыкли... Но потом сделали аллеи из вьющихся на решетке растений, посадили молодые деревца, восстановили фонтаны. И с годами этот парк стал очень даже симпатичным. Но всё равно вспоминается старый с могучими деревьями, где мы играли и ставили сказочные представления в городском пионерском лагере.

   Вспоминаются красные уже каменные царские конюшни... Сейчас там санаторий с какой-то, вдруг оказавшейся целебной водой. А раньше помню был большой зал со сценой, где мы, дети, участники художественной самодеятельности выступали на каких-то конкурсах... Обычно мы давали выступления на сцене полкового клуба в своем городке, но были и еще какие-то конкурсы, где участвовали разные районы города и области, так они проходили в Царских конюшнях))).

   Почему-то до сих пор помнятся стихи и рассказы, которые я там декламировала. Мы еще там пели  и  танцевали... А еще в конюшнях снимали фильм "Три толстяка" и нас детей приглашали для массовки... Эх, я тогда болела!!! А вот младший брат моей подруги-одноклассницы там снят поваренком, да так крупно, во весь экран!!! Широкоэкранный!!! Такое кино - широкоэкранное, только начиналось.

   А вот музыкальная школа, которая помещалась в одном из крыльев Большого Дворца, устраивала свои конкурсы и концерты. Мы все такие нарядные играли без нот и я очень волновалась, хотя учителя хвалили меня, но мне было очень страшно. Сольный номер всегда проходил хорошо, но меня обязательно еще заставляли играть с сестрой в четыре руки... И тут я всегда сбивалась))) выручала сестра!!!

   Куда-то меня уже не туда понесло...)))


Рецензии