16. Анатолий Джугаш Иду за паном Гашеком Повесть

                (Продолжение.Начало №1-15)


   Школьный мундирчик,сшитым мамой для меня их лоскута шинельного сукна,получился не хуже ,чем у Сергея Шангина на фотографии,которую он прислал нам в Петропавловск из Оренбурга,только он был другого цвета,чем у него.
   -Стальной цвет мундира гражданскому человеку после того,как прошла война,не личит,-сказал нам сосед дядя Рома Серица.
   Перекрасить мой новый мундирчик в черный цвет было принято решением моих родителей и соседей единогласно.Такой цвет был у всех форменок железнодорожников того времени,а моя семья тоже была семьей железнодорожника.Мы,все пацаны,живущие в нашем железнодорожном поселке,были детьми семей стрелочников,слесарей,смазчиков,,помощников и машинистов паровозов.Так как одежонку мне сварганили не на один сезон носки,то металлические пуговицы "с молоточками",которые выделил из своего железнодорожного запаса мой отец,они были срезаны  с его старой шинели.
   Мать эти железные пуговицы пришила к моему пиджаку,в котором я намеривался идти в школу,медной проволокой.
   -Если полезешь через забор,-улыбаясь,гладя меня по бритому калгану,сказала мама,-то теперь есть гарантия,что уцелеют хотя бы пуговицы.Проволока поможет им уцелеть,это не нитки.
   Пуговицы после войны,как и нитки,иголки и все остальное портновское имущество были в большом дефиците,да их просто порой  и не было в семьях.
   Несмотря на мой форс,осторожность в обращении,теперь моей ладной обновке завидовали все дети в нашей школе,все же со временем мой пиджачек из шинельного сукна поизносился,стал дрековским. Его дальнейшую судьбу решил наш учитель рисования и черчения Алексей Мармута.Он был черный лицом,жилистый,двухметрового роста,За этот свой высокий рост он всегда был предметом нашик неумных насмешек над ним,хотя польза от него в роли учителя была очень большая.Он раскрыл в каждом из своих учеников способность видеть окружающий мир по иному,открыл талант рисовальщика в каждом из нас.Вся школа рисовала замечательные репродукции картин знаменитых художников,и в праздничные дни завешивала стены всех коридоров и классов громадными рисунками учеников.Когда колонна учеников нашей школы проходила по улицам в первомайские или ноябрьские праздники по улицам города,то ее оформление не имело себе равных среди всех школ города.
   Именно благодаря моему прекрасному педагогу Мармуте я и отважился однажды поступать в Нижне-Тагильское художественное училище прикладных искусств.,а потом участвовал с Иваном Масловым в изготовлени и установке памятников Насте Прокопычевой,Василию Солянику,Джамбулу,Куйбышеву в нашем Петропавловске.Более того уже позднее самостоятельно сваял,изготовил и установил лично памятних многометровой высоты солдату войны в селе Приишимка,в Северо-Казахстанской области.
   Мы любили по-детски всех своих учителей,но и позволяли себе шалить на их уроках для нас.
  Так на одном из уроков рисования УЧИТЕЛЬ аЛЕКСЕЙ мАРМУТА,ПОЯСНЯЯ НАМ ИЗОБРАЖЕНИЕ НА ДОСКЕ РИСУНКА ПОСТРОЕНИЯ КОМПОЗИЦИИ,ПЕРЕГНУЛСЯ В СПИНЕ С КУСКОМ МЕЛА В РУКЕ ЧУТЬ НЕ ДО ПОЛА,ОТЧЕГО ЕГО ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ДВУХМЕТРОВОГО РОСТА ФИГУРА ТЕЛА ПРИНЯЛА ВИД ОГРОМНОГО ГНУТОГО ГВОЗДЯ.нЕ ДОЛГО ДУМАЯ,Я СДЕЛАЛ НАБРОСОК НА ЛИСТЕ БУМАГИ РИСУНОК В ВИДЕ КАРИКАТУРЫ НА МОЕГО МАРМУТУ И ТУТ ЖЕ ПЕРЕДАЛ ЕГО  НА СОСЕДНЮЮ ПАРТУ.
   Уже через мгновение весь класс учеников разразился гомерическим хохотом,разглядывая этот нарисованный мною сатирический рисунок.
   Алексей Мармута,как прекрасный педагог и преподаватель рисования и черчения знал наши все привычки и наклонности,манеру рисунка.Он резко приподнялся во весь свой большой рост,развернулся и с высоты огромного для всей нашей классной мелюзги своей фигуры,стал осматривать всех учеников класса.Класс наш размером был тоже не мал,как и наш учитель рисования и черчения,так как это был большой спортивный хал всей нашей школы.Этот зал в перерывах между уроками служил еще в качестве арены для занятий спортивных секций,ав праздничные дни здесь школьникам устраивались концерты и показы кинофильмов.
   Алексей Мармута,оглядывая зал и нас,пытался разгадать причину нашего бурного смеха,а точнее  его организатора.Его глаза уставились на Гальку Дьяконову.Она сидела на самом крайнем сидении и делала вид,что кто-кто,а она то действительно не была в курсе того события,в котором участвовал без нее весь остальной класс.Но именно ее то вид лица и насторожил учителя,так он поманил своим пальцем Гальку к доске.Галька держала в это время в кулачке,смятый листок бумаги с моим рисунком.Гальке ничего не оставалось,как двинуться на его призыв.Она стала первой жертвой для наказания после того,как передала учителю мой листок. Мармута взял из ее руки рисунок,взглянул на него,а затем кивком своей головы показал ей на угол класса возле классной доски.
   У нашего учителя рисования и черчения были только две меры наказания для нас шалунов на его уроках.Девчонок он ставил на горох в углу у доски,а мальчишек брал рукой за шиворот и выкидывал,как паршивых котят ,за двери класса.По рисунку,по манере исполнения его,Мармута сразу же определил хозяина этой своей карикатуры.Он тут же сделал один-два огромных шага ко мне,я в это время сидел на своей парте в гордом одиночестве,сцапал меня пятерней своей лопаты-руки меня за шиворот и попытался вытряхнуть по-началу из-за парты.Я ухватился за парту своими руками,причем довольно сильно.В свои уже двенадцать лет я был уже необычайно физически силен,таскал на своем загривке телят одногодков,поэтому,когда учитель хотел меня приподнять из-за школьной,деревянной,массивной парты,ему это не удалось.Однако для, разяреного неповиновением ученика,учителя не составило труда приподнять меня вместе с партой.Класс изумленно ахнул,когда увидел то,как Мармута лего,одной рукой понес меня с этой тяжелой и увесистой партой к выходу из класса.Он держал меня вмести с партой,ухватившись своей сильной рукой за ворот моего шикарного мундирчика ,сшитого мамой из куска грубого шинельного куска.
   Мощная,еще довоенного образца деревянная дверь спортзала и нашего класса в эти часы урока деревянная дверь содрогалась от грохота.Но,парта размероа невероятного,которую курсанты еще военного летного училища затащили до войны в наш зал,через проем огромного окна этого спортивного зала,сейчас не могла ну никак пролезть в дверь,причем даже не открытую в этот момент схватки ученика и учителя.Когда-то в древности при взятии крепостей использовали орудие -таран...Им часто пробивали стены,башни этих крепостей.Удары тяжелой парты из дерева напомнили всему классу учеников это время.Удары тарана из парты и моей особы продолжались до конца урока рисования и черчения.
  Я был первым щенком или котенком или учеником в нашей школе,которого всесильный Мармута не смог выбросить за порог двери класса.
   За этот мой героизм во время урока,я получил несколько крепких ударов ремня от отца,ремня,которым когда-то еще в года гражданской войны он лупцевал непокорных басмачей хана Исмаил-бека.А за порванный мундирчик в единоборстве с учителем мне достался подзатыльник еще и от матери.
   После своего "учебного" поражения Мармута запил на целых две недели,а ,когда вновь появился в школе,то отменил для учеников свои прежние виды наказаний.



   В эти славные дни Бугульмы Тверской революционный полк во главе с товарищем Ерохимовым неустанно отступал перед потерпевшим поражение противником.
   Н ночь он обычно размещался по татарским деревушкам и,уничтожив там подчистую всех гусей и кур,откатывался дальше,постепенно приближаясь к Бугульме,затем останавливался в новых деревнях,пока наконец в полном порядке не вступил опять в город.
   К Гашеку прибежали из типографии с сообщениемчто командир Тверского полка Ерохимов грозит заведующему револьвером и требует напечатать какой-то приказ и объявление.
   Ярослав вял с собой четверых чувашей,захватил два браунинга,кольт и отправился в типографию.В канцелярии Гашек увидел на стуле заведующего типографией,а напротив,на другом стуле,-товарища Ерохимова.

    Положение печатника было не из приятных,поскольку Ероимов держал револьвер у его виска и твердил:
   =Напечатаешь или нет? Напечатаешь или нет?
   Гашек услышал мужественный ответ заведующего:
   -Не напечатаю,голубчик,не могу!
   Тут его собеседник с револьвером начал упрашивать:
   -Напечатай,душенька,миленький,голубчик! Напечатай! Ну,прошу тебя!
   Увидев Ярослава,Ерохимов,в явном смущении,подошел к Гашеку,сердечно обнял,пожал руку и,подморгнув заведующему,сообщил:
   -А мы уже с полчаса беседуем.Давненько я его не видел.
   Заведующий сплюнул и проворчал:
   -Хороша беседа!
   Я слышал,-обратился Гашек к Ерохимову,-вы хотели что-то напечатать,объявление,или приказ или что-то в этом роде...Будьте так любезны,познакомьте меня с этим текстом.
   Гашек взял со стола бумагу,которой так и не довелось прочесть жителям Бугульмы.Они,несомненно,были бы чрезвычайно удивлены тем,что приготовил для них Ерохимов,так как текст гласил:
                "Объявление № 1
   Возвращаясь во главе пбедоносного Тверского революционного полка,настоящим ставлю в известность,что принимаю власть над городом и окрестностями в свои руки.Создаю Чрезвычайный революционный трибунал,председателем которого назначаю себя.Первое заседание состоится завтра.Будет разбираться дело особой важности.Перед Чрезвычайным революционным трибуналом предстанет комендант города товарищ Гашек как контрреволюционер и пособник врага.Если он будет приговорен к расстрелу,приговор будет приведен к исполнение в течение 12 часов.Предупреждаю население,что всякая попытка к сопротивлению будет караться на месте.

            Ерохимов,комендант города и окрестностей".

   К этому мой друг Ерохимов хотел присовокупить еще такой приказ:

                "Приказ № 3
   Чрезвычайный революционный трибунал Бугульминского округа сим извещает,что бывший комендант города Гашек,на основании приговора Чрезвычайного революционного трибунала расстрелян за контре

































































































































































































































































































































волюцию и заговор против советской власти.

          Ерохимов,председатель Чрезвычайного революционного комитета."



                !Начало "1-16.Продолжение следует)


Рецензии