велИк

... у кого был велосипед в 13 лет тот  меня не поймёт .Это как сейчас Беха , для малообеспеченных студентов горного Кавказа , послушанием , прилежанием  получившим среднее образование и 100% ЕГЭ...
В 79 велосипеда у меня не было ,как и сейчас нет БМВ.
... в Северобайкальске снабжение было отличное .Отлично от всего могучего Союза  , не занятого БАМом .Свиная и говяжья тушёнка , пастеризованное молоко , сгущёнка , болгарские помидоры и огурцы в 5-ти литровых банках , яблоки , вишня и слива в банках поменьше . Я любил прокалывать крышки и выпивать рассол , непременно отдающий уксусом и в помидорах и в сливах . Зеркальные витрины увеличивали и без того огромное количество болгаро-молдавско-грузинских вин,тяжёлый осадок и яркая краска которых с трудом отстиралась с моих брюк после первого виносогрешения , сигареты Опал, Радопи и Аэрофлот покупались нами , малолетками, без проблем - впрочем как и сейчас .ОРСы (организации рабочего снабжения)затоваривали полки промтоварными болониевыми куртками и японскими зонтами " Три Слона", тяжёлым хрусталём и могучими артельными кастрюлями , фотоаппараты и приличиствующие им дополнениями  в виде ванночек , проявителей и фиксажей.Остро-дефицитные мебельные стенки , не влезавшие в вагончики и балки , заполняли пристройки к жилью , где годами , в ожидание отправки на Большую землю , приходили в непригодность из за сырости и перепада температур . Люди приезжавшие из всех уголков СССР ,заработать длинный рубль и целевой талон на Жигули или Москвич ,после первых огромных получек , бежали в магазины и скупали всё что только видели , всё это было недоступно на западе .Но полки вновь и вновь наполнялись , а холодильникам несть числа , а телевизоры не пропадают , а контейнер с этим барахлом  отправить проблема ... .

Мотоциклы и мопеды , в связи с малым ростом , не вызывали покупательского рвения , а только зависть . Велосипедов не было . Впрочем , может и были - но я их не находил .
Оранжевые Магирусы и Кометы , Катерпиллеры и автокраны Като . Эти огромные элефанты-исполины исполняли всю не лёгкую работу по воздвижению насыпи , перемещая тысячи кубометров гранита и песка  ,  меняя облик Северобайкалья !
Кино-альманахи ,перед каждым просмотром нового фильма , гордо ретушировали значимость  этого трудового созидания , выставляя на передний план синие 130  Зилы и бодро развозящие начальство УАЗики .
На БАМе- только Победы! Никто не сообщал о разбившемся самолёте  ,на Святом Носе, трещина Байкала забрала микроавтобус - семь женщин погибли , трудности в прохождении Мысовых тоннелей - плывун остановил работу , пропали люди .
Всё это скрывалось . Но все об этом знали .
Эти трагедии и печали не оставляли глубокого следа , это сейчас я представляю горе людей потерявших своих близких , а тогда - у меня нет велИка ...
Последняя надежда - Нижний . Нижнеангарск . Ступа (зил-157) в кунге печка , топят дровами , март месяц .Поехали !Два магазина - в пустую , есть только маленькие " Орлёнок" или женские , без рамы . Да и цена , на десять рублей дороже . Пятьдесят рублей выдали Десятову , он не давно приехал на БАМ с Башкирии ,и такой "огромный" недобюджет не хотел брать на себя . Уже тогда были перестраховщики ! Я уверял , что папа согласится и доплатит , бесполезно . Забившись в угол я тоскливо смотрел на раскалённую печку . Нижний заканчивался . Последний магазин . В современном понятии МАГАЗИН - это скорее склад пустой тары , а тогда моя последняя Надежда !  Вбегаю в магазинчик - нет . Велосипедов нет . Набираясь наглости от отчаяния и безнадёжности   и спрашиваю ! Продавец равнодушно - Есть , взрослый , мужской - 50 рублей ....
...Всю обратную дорогу , тянувшуюся как никогда долго ,я прижимал велосипед и вместе с ним болезненно ощущал каждый бугор и яму на дороге , очень трясло а шины на велИке были не накачаны .  И вот - дома!Всю весну - по снегу , летом - по пыли и грязи , домой перекусить и сон и снова в седло !
Внеклассное чтение - задание на лето - прочитать это , это и это . Лето заканчивалось .В библиотеке нашёл книги - возле неё - потерял велосипед !Угнали ... .Больше я его не видел . Жизнь продолжается . Были в ней другие велосипеды , мопеды , мотоциклы и авто . Появлялись и исчезали люди , друзья и любимые . Калейдоскопом сменяются события и люди , но эта первая потеря навсегда осталась в моей памяти . Мой первый , чёрный , блестящий велосипед "Урал" .


Рецензии