Липскеров писатель заигрывания в духе Сорокина

Дочитал до патологоанатома, более читать это невозможно. Если нечем снабдить сюжет, то такие как Сорокин, Елизаров и этот писатель, в том числе, стараются нарочно вместить в сюжет абсурдные сценки, нарочито пошлые и гадливые. Сколько уже убеждаюсь, что все потуги беда-писателей на занимательность отдают явной склонностью к эпатажу с грязнотцой в совокупности с уродливо-комическими эпизодами. Есть такие образчики абсурда, как Ионеско или Беккет, но если у мэтров словесности за абсурдностью их произведений скрывалась выверенная философия "наизнанку", сильные архетипы и отношение (или безотносительность?) к жизни, бытию, то у того же Сорокина и, в чём-то, и Липскерова узревается какое-то смакование пошлостью, никчёмностью в ехидном приглазье и причмокованьи в духе раннего Зощенко, если бы тот жил сегодня. У Липскерова также не совсем ясно вырисовывается его сюжетосослагательная манера письма. Одним словом, сюжет тут же становится слабым, если его попытаться донести до слушателя вкратце. Во всяком случае, это выбор писателя и его литературная кузница, его приёмы письма.

Но что более печально, Липскеров от "пальцев ног до макушки" пропитан заскорузлым духом фрейдизма и классического психоанализа, что для меня, как для психолога, вызывает этот факт бурю негодования. Уже одно, что психологи давно не рассматривают в классическом виде - в том виде, котором рассматривал сам Фрейд - эдипов комплекс (кстати, одно из произведений Липскерова именуется также как и это словосочетание), влечения к матери, комплекс кастрации - всё это вместе взятое заставляют рассматривать писателя, как поборника застарелой концепции психоанализа. Поэтому многие скабрёзные, вульгарно-сексуализированные сцены отсылают к выхолощенному психоанализу, т.е. Липскеров очевидно играет на слабости некоторых непросвещённых людей, которые думают, что через Липскерова они узнают правду человеке в свете школы психоанализа. Одним словом, Липскеров пишет произведения гротескные, абсурдные, комическо-шаржевые, с дилетантским налётом упрощённого фрейдизма, в котором высвечиваются такие проблемы как инцест, эдипов комплекс, комплекс кастрации. В своё время появился шок-рок, но рок был на уровне. Шоковый магический реализм сдал позиции, надутый и неказистый.


Рецензии