Воркута - город сильных. Епанешников А. Н

В небесах вы летали одних

В жизни всегда есть место подвигу! Эту крылатую фразу не раз подтверждали своими делами воины-воркутинцы. В истории, практически, каждой воинской части гарнизона есть событие, связанное с мужеством и самозабвенным поступком их военнослужащих.

Стояло обыкновенное заполярное лето 1993 года. Над тундрой и Воркутой догорал месяц август. Два года минуло с той поры, как над страной пронеслась политическая буря, которая смела само государство. Прошедшее время еще ни принесло каких-то судьбоносных и кардинальных изменений в жизнь нашей армии. Размеренной армейской жизнью жили коллективы двух воинских частей объединения Дальней авиации недалеко от поселка Советского. В частях проводились полеты, учения и занятия. Кто-то из офицеров с семьями стремился уехать в долгожданный отпуск. Сослуживцы по-удачливее уже собирались назад – в Заполярье.

На взлетно-посадочной полосе мирно стояли боевые машины – самолеты и вертолеты отдельной авиационной эскадрильи. Серо-серебристые Ан-12 – «старички» – может, не говорили вслух, но частенько думали офицеры. Шутка ли самому молодому воздушному кораблю около 25 лет. Досталось каждому, полетали, и негде-то, а в сложнейших условиях Заполярья и Крайнего Севера.

Исподволь, гарнизон стали «накрывать» мрачные времена армейского безденежья. Уже не раз приходилось самим офицерам и прапорщикам прикупать краску, другие материалы, чтобы содержать в порядке свои машины. Не отличаясь от других, так же жил экипаж командира авиационно-транспортного отряда эскадрильи майора Александра Епанешникова.

Не первый год служил в Воркуте майор Епанешников, более четырех лет был командиром отряда. С женой и тремя детьми Александр Николаевич славно жил в хорошей квартире в новом микрорайоне Воркуты, на Бульваре Шерстнева. Все получалось и на службе. Отличный коллектив, проверенные и опытные офицеры. Совсем недавно из Тикси перевели в Воркуту лейтенанта Владимира Шалоника, но и он быстро вошел в строй.


21 августа экипаж майора Епанешникова приступил к выполнению поле-та по маршруту Воркута-Астрахань. Задание предполагалось длительное, с несколькими посадками, но не сложное, если это слово можно применить к профессии военного летчика. Возвращаться в Заполярье воздушному судну предстояло с продовольствием для отдаленных гарнизонов на Крайнем Севе-ре. В состав экипажа, кроме командира корабля, входили лейтенант Владимир Анатольевич Шалоник – помощник командира корабля, капитан Алексей Флегонтович Важенин – штурман, капитаны Виктор Платонович Аникин и Юрий Анатольевич Коновалов – бортовые техники и прапорщик Михаил Юрьевич Шиляев – бортовой радист.

Поднявшись в небо в Воркуте, самолет взял курс на Смоленск, где благополучно и приземлился. Здесь, в Смоленске, высадили небольшое число пассажиров, среди которых была жена Владимира Шалоника. Женщина летела в отпуск, была на последних месяцах беременности.

Дальше путь экипажа пролегал до аэродрома в городе Энгельсе. Штатно прошло приземление и здесь. Слажено выполняли свои обязанности члены экипажа, четко действовали все системы воздушного корабля. 23 августа самолет поднялся в воздух, чтобы завершить выполнение задания, полетом по маршруту Энгельс-Астрахань. Спустя некоторое время, на высоте 4000 метров, поочередно зафлюгировались все четыре двигателя машины, в кабине пилотов появилось задымление, самолет стал терять скорость и высоту. Драматичные фразы радиообмена экипажа с землей, до сих пор остаются свидетельством подвига, сжатого в несколько напряженных минут. Все боролись за спасение.

При отказе двух двигателей инструкция уже требовала от командира корабля принять меры к спасению экипажа и покинуть борт. Но на земле, под терпящим аварию самолетом потянулись жилые массивы пригорода Волго-града. Рисковать жизнями мирных людей экипаж не мог. Все как один офицеры остались на своих боевых постах, до последнего сохраняя управляемость машины, спасая жизни людей.

Было удачным первое касание земли. После него машина подпрыгнула и пролетела еще несколько сот метров. Однако этот последний отрезок ее поле-та пересекала линия электропередач, за которую зацепился самолет, летевший на запредельно низкой высоте. Поступательное движение судна прекратилось. Последней точкой трагедии стало большое дерево, появившееся на пути многострадальной машины. Самолет перевернулся, лег на крышу и вспыхнул.

Уже позже, специальная комиссия, назначенная для выяснения обстоятельств авиационного происшествия, придет к выводу о причинах трагедии. Изоляция силового электрокабеля одного из двигателей со временем пришла в негодность. Короткое замыкание, за которым каскадом, последовало возгорание и отказы еще двух двигателей. Предусмотреть эту неисправность, спрогнозировать ее, говорят специалисты, невозможно. Высокопрофессиональной, слаженной и четкой была деятельность каждого члена экипажа в эти трагические минуты. Работа всего экипажа, нашла самую высокую оценку в выводах правительственной комиссии. Ценой собственных жизней воины-авиаторы спасли жизни сотен людей.

Указом Президента Российской Федерации 20 июня 1994 года командиру корабля майору Александру Николаевичу Епанешникову было посмертно присвоено звание – Герой Российской Федерации. Капитаны Виктор Платонович Аникин, Алексей Флегонтович Важенин, Юрий Анатольевич Коновалов, лейтенант Владимир Анатольевич Шалоник и старший прапорщик Михаил Юрьевич Шиляев были награждены орденами «За личное мужество», посмертно.

Майор Александр Епанешников стал первым человеком в Республике Коми и Республике Татарстан, откуда он был родом, удостоенным этой вы-дающейся награды. А офицеры его экипажа стали, пожалуй, последними кавалерами постсоветских, но еще не российских орденов. Уходило в прошлое время Советского Союза, но не проходило время доблести и мужества защитников страны.

В штабе части, где служили пилоты и на месте их гибели установлены, похожие друг на друга своей строгостью и сердечной простотой небольшие обелиски. С фотографий на нас смотрят шестеро настоящих мужчин, выбравших в жизни опасный и ответственный путь, которые в напряженный момент сделали шаг навстречу подвигу.


Рецензии