Государственные символы страны на крыльях истории

Сценарий проведения тематического вечера
«Государственные символы страны на крыльях истории»

Участники: ведущий на сцене, ведущий за сценой, оператор ПЭВМ.
Материальное обеспечение: ПЭВМ, видеопроектор, экран, звуковоспроизводящая аппаратура.

Ведущий: Сегодня государственными символами Российской Федерации по праву считается: Конституция России, Государственный гимн, Государственный герб и Государственный флаг.
Иначе обстояло дело с государственными символами, регалиями, как называли в то время, или инстициями, как это называется по научному. В торжественных случаях выносились они по порядку возрастания их статуса во время коронации императора в таком порядке: наименьший – государственный греб, государственный орел, государственное знамя, государственная печать, государственный щит (он появлялся лишь на похоронах императора), государственный меч, держава, скипетр, и – наиглавнейшая – корона.
В наше время, если судить, по порядку номеров федеральных конституционных законов, принятых 25 декабря 2000 г. важность государственных символов идет от флага, к гербу и гимну.
История российского герба началась в 1472 году после заключения брака Иоанна III с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог, этим актом он приобрел последний и неоспоримый авторитет не только среди существующих еще удельных князей Руси (на экране демонстрируется герб 1472 г.).
Ведущий: С этого времени византийский герб – двуглавый орел вводится и в отечественной государственной символике. Для Московского Великого князя эта плоская эмблема уже представляла великую честь и заманчивые перспективы стать в равное положение со всеми европейскими государями. В своих лапах орел Иоанна III не держал ни чего, он еще только готовился к будущим заданиям.
Немного позже двуглавый орел появляется уже на печатях царя Иоанна III. Кроме того, на этой же печати в 1497 году было написано: «Иоанн Божией милостью Господарь Всея Руси и Великий Князь». С этого времени Россия позиционирует себя как наследница Византийской империи, а Москва принимает на себя имя «Третьего Рима».
С этого времени роль государственных знамен очень часто выполняли церковные хоругви. На них изображался или Спас Нерукотворный или один из образов Божией Матери. Само название «знамя» имеет церковное происхождение. Знамя – знамение, чудесное событие или явление. Создание первого христианское знамя обязано своим появление такому чудесному явлению. В октябре 312 года на пороге вечного города, вечером накануне решающей битвы с императором Максенцием Великому императору Константину было знамение. Над лучами заходящего солнца он увидел крест с монограммой Спасителя и словами «Сим победиши!». Константин повелел начертать крест и эти слова на своих знаменах. На следующий день императором Константином была выиграна решающая битва. 
Одновременно с появлением церковных хоругвей на Руси появляются первые церковные гимны. Как и в Византии у нас наиболее были известны акафисты и кондаки (славословия в честь святых), богородичные песни (в честь Богородицы).
Ведущий: Следующий экспонат испытывает существенное, почти комическое видоизменение. Живописуя собой пору «десятибоярщины».
На экране демонстрируется герб 1533 г.
Этот тщедушный орел символ своего времени. Невозможно ошибиться во времени его существования «Смутное время». Вместе с пеплом сожженного тела самозванца Лжедмитрия разлетаются с герба символы державы: крест, меч, держава, шапка Мономаха и даже незыблемый, освященный народным сознанием  Московский герб – Святой Георгий Победоносец.
На экране демонстрируется герб 1609 г.
Ведущий: Проходит еще полвека, заканчивается Смутное время, Россия получает новую монархическую династию Романовых. В середине века XVII после столетий тяжелой и кровавой истории, почувствовав себя не в силах для дальнейшей неравной борьбы с католицизмом и Польшей, Украина под мудрым водительством своего гетмана Богдана Хмельницкого «бьет челом» Московскому Государю и отдается под его «высокую руку». И на этих торжествах по этому поводу в Москве появляется новый небывалый – трехглавый Орел Три главы нового Орла должны были знаменовать новый титул русского государя: «Всея Великая, Малыя и Белыя Руси Царь, Государь и Самодержец».
На экране демонстрируется герб 1654 г.
Ведущий: В это время впервые в истории страны появляется бело-сине-красное полотнище. Отец Петра Великого царь Алексей Михайлович, повелел поднять такое знамя на мачте первого русского военного корабля «Орел».
Точно так же во времена Петра I это знамя вывешивалось на реях военных судов в 1693-1700 гг. Однако в 1699 году на историческом горизонте России  появляется Андреевский флаг, который с 1705 года становится флагом российского Военно-морского флота. В том же году указом  20 января  Петр I повелел «на торговых всяческих судах» иметь флаг бело-сине-красных цветов.
В 1701 году Петр I утверждает царский штандарт, который в 1722 году практически без изменений превращается в императорский. Цветовую основу штандарта составили цвета родового герба Романовых – черный и желтый, им предстоит еще несколько раз появится на горизонте отечественной истории. С той поры штандарт означал «присутствие, бодрствование и работу государя императора». Сам Петр I рассматривал штандарт «яко герб Российской Империи». Соответствует размаху свершений того времени и государственный орел Петра Великого. Этот орел имеет ликующую форму с удивительной выразительностью глава орла покрывается императорской короной, в его лапах скипетр и меч.
На экране демонстрируется герб 1726 г.
Ведущий: В судьбоносное для страны время царствования первого императора России появился военный марш, которому на целый XVIII век суждено было стать неофициальным гимном России. Им стал марш Лейб-гвардии Преображенского полка или Преображенский марш.
Исполняется гимн №0.
Ведущий: Весь блеск и благодетельность царствования императрицы Екатерины Великой, весь пафос и динамика ее государства переливается в насыщенную и монументальную форму ее орла. Могучая, грандиозная форма! Величие, блеск и несокрушимость  Империи!
На экране демонстрируется герб 1762 г.
Ведущий: В конце XVIII века в России появился еще один гимн - «Коль славен наш Господь в Сионе...». По форме это была духовная песня. Она никогда не считалась официальным гимном, но была свое¬го рода русским «духовным» гимном, приобретя огромнейшую популярность. Он исполнялся во многих случаях в русской армии и флоте, во время крестных ходов и церковных праздников. Примечателен такой факт: колокола на Спасской башне Московского Кремля дважды в сутки, в 12 и 18 часов тридцатью семью колоколами вызванивали «Преображенский марш», а в 15 и 21 час «Коль славен наш Господь в Сионе...». Когда точно была написана песня, неизвестно, предположительно в 1790-1801 гг. Прекрасную музыку гимна написал известный композитор духовной музыки Д.С. Бортнянский, слова - один из известнейших поэтов своего времени М.М. Херасков.
Исполняется гимн №1.
Ведущий за сценой, во время исполнения гимна №1: Все мы еще раз могли услышать эту «Песнь Ангелов», такое второе название имело это произведение, в августе 2008 года. Тогда во время похорон Александра Солженицына в Донском монастыре, по завещанию великого гражданина страны,  исполнялся этот гимн.
Ведущий: Очень непривычным встречает нас Орел первой четверти XIX века. И трансформация эта выражается, вопреки принятой логике, самым причудливым, самым небывалым загроможденным атрибутами и наименее императорским Орлом, хотя сама Империя достигает в этот момент наибольшей славы.
На экране демонстрируется герб 1815 г.
Ведущий: Крылья орла распростерлись в небывалый еще широкий полет. Им суждено вынести русского Орла за пределы России. Уходят с него все атрибуты императорской власти: головные короны, держава, скипетр. И заменяется масонскими символами: масонским жезлом, революционным факелом, аллегорическим венком и молниями.
Победа в Отечественной войне 1812 г. вызвала небывалый патриотический подъем в русском обществе. Появилось множество патриотических песен. В 1813 г. в Петербурге была исполнена торжественная песня, которая носила название «Песнь русскому царю». В 1815 г. В. А. Жуковским было написано стихотворение под названием «Молитва русских».
Фактически это был вольный перевод слов английского гимна. Перевод Жуковского стал новым текстом песни. В 1816 г. песнь со словами Жуковского была исполнена в Варшаве при прибытии императора Александра 1. С тех пор он повелел, дабы она всегда исполнялась при встрече императора. Таким образом, с 1816 г. гимн стал официальным.
Исполняется гимн №2
Новый царь Николай I проявлял повышенное внимание к российской государственной символике. Нового царя не устраивало то, что русский гимн исполнялся на английскую мелодию.
Приближенному императора композитору А.Ф. Львову было дано указание сочинить новую музыку для российского гимна. 25 декабря 1833 г. в день годовщины изгнания наполеоновских войск из России гимн прозвучал в Зимнем дворце. Публика встретила произведение с восторгом. Вскоре было объявлено о признании этого гимна официальным. Он должен был звучать на парадах, смотрах войск и во всех случаях, когда звучал прежний гимн с английской мелодией. С тех пор до февральской революции 1917 года он звучал повсюду -  в войсках,  при дворе, на гражданских торжествах. Львов был «обласкан» государем, получив, кроме повышения по службе, табакерку с бриллиантами, а позднее - девиз в герб: «Боже, Царя храни!»
Исполняется гимн №3
Ведущий за сценой, во время исполнения гимна №3: Музыка гимна стала популярна и в Европе, в том числе в среде профессиональных музыкантов. В нескольких своих произведениях музыкальную тему гимна использовал и П.И. Чайковский.
Интересен такой факт: в начале XX в. группа энтузиастов собирала деньги на создание в Петербурге памятника трем самым популярным в народе композиторам. Оказалось, что в народе наиболее популярными были произведения не М.И. Глинки, М.П. Мусоргского или П.И. Чайковского, а авторов духовной музыки - Д.С. Бортнянского, П.И. Турчанинова и А.Ф. Львова.
Ведущий: Переломной в истории символов страны и всей России стала середина XIX века. 11 июня 1858 года черно-желто-белый флаг утверждается указом Александра II как государственный, поднимается над всеми государственными учреждениями. До этого знамя романовских родовых цветов – черно-желто-белое – появился в 1815 году, когда в Москве и Санкт-Петербурге отмечалась победа над Наполеоном. С того же 1858 года флаг бело-сине-красных цветов поднимается над частновладельческими постройками и гражданскими судами.
Собственно Государственное знамя России – было создано в 1742 году по образу российского герба – в желтом поле – черный орел, на груди у которого белый щит с изображением св. Георгия Победоносца.
Всего же за период с 1742 по 1896 год было построено и освящено 4 Государственных знамени. Третья версия этого знамени представлена сегодня вашему вниманию. Необходимо отметить существование некоторого дуализма. Начиная с середины XIX века в стране одновременно существовало государственное знамя, которое выносилось во время коронации императора, и государственный флаг обозначавший государственные учреждения и заведения, цветами которого украшались города во время торжеств.
В 1856 году были официального утверждены три герба страны – малый, средний и большой. Сегодня вам представлен большой государственный, малый же герб известен по многим предметам того времени, деньгам, наградам и т.д.
Немного позже в Своде законов Российской Империи впервые появляется точное описание Государственного орла, который с этого момента становится незыблемым.
На экране демонстрируется герб 1892 г.
Ведущий: После этого, вопрос с государственным флагом, должен бы был считаться закрытым, но при коронации Александра III произошло неожиданное. Высочайшим указом повелевалось украшать все мероприятия коронации полотнищами бело-сине-красного цвета.
После воцарения Николая II в марте 1896 года специальная комиссия А. Посьета рекомендовала считать бело-сине-красные цвета в качестве национально-государственных цветов России. Это и было принято императором Николаем II. Однако такое решение императора не принесло ему популярности. Была создана еще одна комиссия, решение которой диаметрально отличалось от решения комиссии А. Посьета. Было рекомендовано считать русскими государственными цветами черный, желтый и белый.  Однако по итогам работы этой комиссии ни каких официальных решений не последовало. Так и продолжали вплоть до революции существовать в России сразу два национальных полотнища. 
Наступил 1917 год. Вот перед нами герб России 1917 года удивительным образом его форма почти точно возвращается к тому первичному источнику, который привезла с собой на Русь византийская принцесса Софья Палеолог.
На экране демонстрируется герб 1917 г.
Ведущий: Российский гимн «Боже, Царя храни!» просуществовал до февраля 1917 г. Русская революция свергла монархию, поэтому монархический гимн совершенно не вписывался в новые реалии. В отличие от старых герба и флага гимн был слишком идеологизирован: в нем напрямую прославлялась особа царя.
Естественно, что радикально настроенные массы пели во время демонстраций революционные гимны, и в первую очередь «Марсельезу» - ее чаще других исполняли митингующие. Это была революционная песня, хотя во Франции она уже успела стать национальным гимном. Но в России ее продолжали воспринимать именно как песню, созданную революцией. Еще в 1875 г. известным народником Петром Лавровым был написан русский текст на музыку «Марсельезы», причем это был вовсе не перевод, а вполне самостоятельные стихи. Ее называли «Рабочая Марсельеза».
Несомненно, слова песни хорошо отвечали настроениям рабочих масс в 1917 г. Песня стала уже традиционной для русского демократического движения. Ее распевали на улицах и во время революции 1905 г. По сути, в 1917 г. «Рабочая Марсельеза» стала новым национальным гимном.
Исполняется гимн №4
Ведущий: Продолжается Первая мировая война. В стране начался голод. В стране усиливалось влияние партии большевиков, которая под руководством В.И. Ульянова-Ленина взяла курс на захват власти. И 25 октября 1917 г. произошла Октябрьская революция, к власти пришли большевики.
Не случайно поэтому, что вскоре на улицах все чаще стали исполнять «Интернационал». На исполнении этого гимна социалистического движения настаивал и В. И. Ленин. Еще в 1906 г. на (V съезде РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии) «Интернационал» был принят в качестве гимна российской социал-демократии. По словам очевидцев, поначалу в 1917 г. мало кто в Петрограде знал слова «Интернационала» - песня не была столь популярной, как «Марсельеза». Хотя еще в 1902 г. поэт А.Я. Кац написал русский текст «Интернационала».
Исполняется гимн №5
Ведущий: В середине-конце 1917 г. по популярности «Интернационал» уже соперничал с «Марсельезой», которую большевики считали гимном буржуазной революции.
С приходом к власти большевиков официальным гимнов советской республики стал «Интернационал». Официальным гимном РСФСР, а за¬тем и СССР он оставался до 1943 г. В 1943 Г., после роспуска Ш Интернационала, «Интернационал» стал только партийным гимном ВКП(б), а затем и КПСС.
В 1944 г. был утвержден новый гимн Советского Союза. Для принятия нового гимна был устроен большой конкурс, в котором участвовали лучшие поэты и композиторы Советского Союза. Достаточно назвать такие имена, как К. Симонов, В. Лебедев-Кумач, Н. Асеев, Д. Бедны,, О. Берггольц, М. Исаковский, Д. Шостакович, А. Хачатурян, И. Дунаевский, Т. Хренников и др. В результате была выбрана написанная еще в 1939 г. А.В. Александровым песня «Гимн партии большевиков» (она пелась тогда на слова В. Лебедева-Кумача). А. В. Александров известен еще своим прекрасным маршем «Священная война», который стал музыкальным символом Великой Отечественной войны. Слова для гим¬на написали С.В. Михалков и Г.Г. Эль-Регистан. Новый гимн впервые прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 г.
Исполняется гимн №6
Ведущий за сценой, во время исполнения гимна №6: После того как гимн был написан и понравился И.В. Сталину, «вождь народов» пригласил авторов к себе и  спросил, чтобы они хотели поучить в награду. Без лишней скромности С.В. Михалков попросил свое родовое имение в Подмосковье. Г.Г. Эль-Регистан – тонкая кавказская натура – попросил Сталина подарить ему тот синий карандаш, которым Иосиф Виссарионович делал поправки в тексте гимна. Сталин так и сделал! Г.Г. Эль-Регистан получил дачу под Москвой, а Сергей Михалков до конца своих дней хвастался, что может показать синий карандаш, которым правились тексты гимна СССР И.В. Сталин.
Ведущий: С середины 40-х годов началось создание гимнов всех союзных республик. Флаги союзных республик, имевшие на ; или на 1/3 красного поля полосы национальных цветов – оригинальный, ни где не встречающийся прием.
По странному стечению обстоятельств только РСФСР осталась без собственного гимна. Позже всех других республик, 9 января 1954 года, появился в РСФСР и свой флаг. В 1956 году в своих правах было восстановлено понятие Россия.
Слова гимна были изменены С.В. Михалковым в 1977 г., когда была принята новая конституция Советского Союза. Изменения коснулись последних двух строф и припева, а именно слов о Сталине и о войне, которые стали не столь актуальны. Новый гимн можно признать весьма успешным. Его мелодия была проста, спокойна и торжественна, хорошо запоминалось.
В 1990-1991 п. произошли события, которые привели к развалу Советского Союза. В 1991 г. Россия стала независимым государством. Уже в ноябре 1990 г. встал вопрос о гимне России. В конце ноября 1990 г. был утвержден новый государственный гимн РСФСР.
Однако это был гимн без слов, которых еще не существовало. В основу нового российского гимна легло незавершенное произведение М. И. Глинки (1804-1857), который он сам назвал «Мотив национального гимна». Он написал его в 1834 Г., т. е. вскоре после признания государственным гимна, сочиненного А. Ф. Львовым. Известно, что Глинка не был в восторге от этого сочинения Львова. Очевидно, он хотел предложить публике свой вариант гимна, но так и не завершил работу.
Мелодия Глинки была обнаружена в конце XIX века, а в 1944 г. ее об¬работал композитор М.М. Багриновский и назвал ее «Патриотическая песня».
11 декабря 1993 г. указом российского Президента Б.Н. Ельцина был утвержден гимн Российской Федерации. Им стала эта самая мелодия на основе произведения М.И. Глинки (слова, разумеется, были из гимна удалены). Однако гимн вместе с гербом так и остался полуофициальным, поскольку не был утвержден Государственной Думой. Такой ситуация сохранялась вплоть до 2000 г.
Исполняется гимн №8
Ведущий: Государственному флагу повезло немного больше он был утвержден официально, а 22 августа, с 1992 года, стало Днем государственного флага России (в этот же день отмечается День Республики Коми).
С избранием в России нового Президента В.В. Путина вопрос о гимне сдвинулся с мертвой точки. В обществе были сторонники как музыки Глинки, так и вообще возвращения старого гимна СССР.
В результате компромиссного решения новый гимн Российской Федерации стал исполняться на знакомую уже нам музыку А.В. Александрова. Текст гимна снова написал С.В. Михалков, слова стали иными. Гимн вместе с флагом и гербом были утверждены 30 декабря 2000 г.
Исполняется гимн №9
Ведущий: В другом месте и в иной стране можно было бы сказать, что удивительным образом сегодняшний символ - герб нашей страны связан с нашим городом. Но все иначе в России и в Воркуте. Автор проекта, который и стал в итоге Государственным гербом является народный художник России Евгений Ильич Ухналев. В 1948 году 17-летним пареньком Евгений Ухналев был осужден на 25 лет «за попытку террористического акта – взрыва мавзолея Ленина, путем сооружения подкопа из Ленинграда в Москву». Отбывал он свой срок в Воркутлаге, в Воркуте.
Вот такие хитросплетения судеб государственных символов нашей страны пронесла на своих крылья удивительная история государства российского.
    


Рецензии